Мужчины

Успех семейного воспитания от чего он зависит. Тема: Успех семейного воспитания. От чего он зависит? Что противостоит воспитателю

Успех семейного воспитания от чего он зависит. Тема: Успех семейного воспитания. От чего он зависит? Что противостоит воспитателю

Тема: Успех семейного воспитания. От чего он зависит?

Особенности современной семьи. Факторы, снижающие воспитательный потенциал семьи: низкая ответственность родителей, малое общение родителей с детьми, конфликтность семейных отношений.

Связь кризиса семьи с глубокими социально-экономически­ми преобразованиями. Признаки кризиса семьи: распростране­ние малодетности, нестабильность браков, низкая культура взаимоотношений, самоустранение родителей от воспитания детей.

Эмоциональный климат семьи. Эмоциональная культура семьи. Семейные традиции, педагогическое окружение и успех воспитания.

Одна из основных предпосылок здорового душевного раз­вития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоциональ­но теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это ка­жется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил.

Современная семья утратила многие функции, цементиро­вавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, об­разовательную и др. Но зато огромное значение приобрели две основные функции, ради которых создается и распадается се­мья. Это эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Обе функции предпола­гают зрелость чувств и культуру.

Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к пра­вильному выводу - не снимая ответственности со школы, боль­ше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь зак­ладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребенка исключитель­на. Пример близких - основа воспитания.

Семья, в которой растет малыш, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, един­ство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама то же самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец - другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка. Можно ли преуменьшать роль родителей, от которых в большинстве за­висит формирование личности ребенка, преуменьшать значение единства семейной педагогики. Материальные условия и граж-данско-этические представления родителей не изолированы от влияния общественных требований к семье. Вся жизнь семьи должна помогать созданию у детей богатого эмоционального мира и готовности к восприятию знаний, нравственных и этический ценностей.

Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к «нуклеарной». «Нуклеарная» семья - это ро­дители и дети, а «объединенная» - это еще бабушки и дедушки.

На развитие современной семьи оказывают влияние не толь­ко этические ценности и представления о счастье, смысле жиз­ни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техни­ческая революция.

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы че­ловека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думают иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, при­нимает меньшее участие в семейной жизни. Вместе с возрос­шей самостоятельностью женщины с ее стороны повысилась требовательность к супругу, характеру взаимоотношений, уси­лилась тенденция занять главенствующее положение в семье. Брак стал менее устойчивым. Но, тем не менее, возникло не­верное, распространенное представление о возможности осво­бождения женщины от воспитания собственных детей. В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «авто­матически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое вре­мя государство взяло на себя буквально все. Родителей освобо­дили от главнейшей обязанности воспитания детей. Все забо­ты о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

К чему теперь сводится родительская забота о детях? Толь­ко к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского -сердца, требователь­ной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стиму­лов для духовного и нравственного роста.

Сложилась какая-то убогая точка зрения: «Жизнь научит!» или «Вот пойдешь в ПТУ, там ей (ему) покажут». Чему научат? Что покажут? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспита­нию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучи­вать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды в воспитании справед­лива, хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исклю­чить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. В крупных городах число распадающихся семей превышает по­ловину. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. Параллельно множатся случаи не­желания вступать в брак. Ежегодно регистрируется до полу­миллиона детей, рожденных вне брака.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и пози­ции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская позиция мужа и жены, их нравственное здоровье, структура и диапазон соци­альных контактов с обществом.

Можно ли сказать, что современная семья состоит из людей, физически и духовно зрелых, подготовленных к преодолению трудностей, способных к предотвращению и разрешению кон­фликтов, людей самостоятельных, не подверженных посторон­ним влияниям и способных к сотрудничеству? Исследования социологов свидетельствуют о недостаточной зрелости и не­подготовленности супругов к семейной жизни. Между тем раз­витие общества, потребность его в эрудированных и квалифицированных специалистах заставляют снова и снова обращать­ся к огромной и часто решающей роли семейного воспитания в нравственном и умственном становлении личности.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи эконо­мическую независимость женщины, растущую свободу ее в об­ласти брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. За последние годы роль эстетического содержания семьи, положительных, эмоцио­нальных факторов окружающей жизни, несомненно, увеличи­лась. Высокая общая культура современного человека делает его весьма требовательным к условиям труда, жизни, быта. Эстетика пронизывает буквально все стороны жизни: внешний облик, ма­неры поведения, культуру жилища.

Эмоциональное воспитание - тонкий и хрупкий процесс. Инструментом воспитания являются глубина и особенно искрен­ность. Эмоциональное воздействие может быть совершенным толь­ко в том случае, если «эмоции поверяются разумом» и если учи­тываются особенности эмоционального строя ребенка.

Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семьи. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказать­ся трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для постижения своих идеалов, закладывают основу нрав­ственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребенок остается в сто­роне, не станет активным участником построения так называе­мой благополучной, счастливой семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивно­сти. Известно еще, что любовь требует каждодневного подтвер­ждения. На это не у всех хватает душевных сил. Многие счита­ют, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстано­вить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» се­мьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые тра­диции могут быть полностью восприняты современной семьей.

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция. Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждение прочитанного, об­мена мнениями. Все большую популярность приобретает обы­чай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая шко­ла жизни - разбор собственных ошибок. Если это стало прави­лом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязатель­ного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возмож­ность накопления нравственного опыта.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необхо­димо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мне­нию И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. По­ощряя ребенка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в созна­ние ребенка систему норм, правил, понятий. Конечно, они долж­ны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм - идентификация (отождествление) себя со своими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на него. Важно, что этот механизм основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм - понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потреб­ности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

^ Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивиду­ально. Показатель один - ребенок должен выспаться и лег­ко проснуться.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совмест­ное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым зада­вать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в шко­ле?) «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его вре­менных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Форма проведения- беседа.

В беседе возможно использование следующих вопросов:

1. Назовите положительные качества личности своего ре­бенка.

2. Назовите любимые игры своего ребенка.

3 Вспомните, когда и за что вы в последний раз хвали­ли своего ребенка.

Так и в воспитании. Уважаемые родители! Вы - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: "Жизнь состоялась!".Порой мы воспитываем ребёнка интуитивно, в соответствии со своим жизненным опытом или по образу и подобию "воспитательной науки" наших родителей,бабушек, дедушек. А порой как придётся. Успех в воспитания зависит, наверное, как и в случае с кубиком, от присутствия знаний того, что надо делать.

Давайте вместе с вами попробуем построить пирамиду успешного семейного воспитания.

Слайд (пирамида, вершина - Успешное воспитание)

Вот прамида, вершина ее - успех семейного воспитания, т.е. успешный, счастливый человек.

Как вы думаете, что будет лежать в основании этой пирамиды?

(ответы участниц)

Послушайте,пожалуйста, кийскую притчу "Ладная семья".

Трудно не согласиться с этой многовековой мудростью и еще одно доказа тельство этого - пословицы и поговорки. У вас на столах лежат рабочие листы, Выберете из задания №1 пословицы о любви, прощении и терпении и зачитайте их.

Ответы участниц

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

В дружной семье и в холод тепло.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Семья крепка ладом.

Только сильные умеют прощать.

Ошибаться — свойство человека, прощать — свой-ство богов.

Кто жене не прощает, сам свой род разрушает

Терпение и труд все перетрут

Терпя, в люди выходят

На хотенье есть терпенье.

Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай

Терпи горе: пей мед.

Как ни гнети дерево, оно все вверх растет

Терпя, горе скажется.

Колотись, бейся, а все надейся.

Надеючись, и конь копытом бьет.

Без надежды - что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь

Чем больше терпения, тем умнее человек.

И дуги гнут с терпением, а не вдруг.

Не имея терпения, ничему не научишься.

С хотением и с терпением и гору своротишь.

Терпи горе неделю, а царствуй год.

(зачитывают пословицы)

А вот,что олюбви и уважении к ребенку говорит Владимир Соловьев, Ведущий ТВ"Россия" и многодетный отец.(отрывок интервию с Соловьевым)

Итак мы выяснили,что основа семейного воспитания - это любовь,уважение, прощение и терпение. Это абсолютно так и такая наука как семейная педагогика подтверждает это и описывает механизм успеха семейного вопитания. ИХ три

1. Первый механизм - это подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия, и тактично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в соз-нание ребенка систему норм, правил, понятий. Они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать его потребно-стью. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, «что такое хорошо и что такое плохо» Ведь этому учат именно в семье. Приведите примеры того, каким правилам, нормам,постулатам учат детей в семье?

(Ответы родителей)

Но чтобы ребенок усвоил что такое хорошо,а что плохо родители тоже должны помнить некоторые правила. Это истины, которые надо помнить при общении с детьми. Я предлагаю вам сформулировать их вместе. Части этих фраз напечатаны у вас в рабочем листе. Вам надо правильно их соединить и зачитать полученные фразы.

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

Если с ребенком честны — он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится на-ходить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для то-го ребенка, который уже все нашел.

Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему луч-шее, что есть в вас самих.

Второй механизм - идентификация.Отождествление себя с близкими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на люб-ви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хо-рошим во всем. Действие этого механизма можно проследить в совместной работе родителей и уч-ся в школе.Функция "Работают родители - работают дети" здесь прослеживается очень четко. Смотрим фильм «Семейный проектный клуб".

"Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас.Воспитывайте себя"

И если, выполняя все рекомендации и пожелание вы добьетесь понимания в семье, будете понимать чего хочет и делает ваш ребенок,а он будет понимать и воспринимать вас то можно считать, что успех семейного воспитания достигнут. Вам вместе все будет по плечу и ваш жизненный кубик Рубика сложится.

Родительское собрание

Успех семейного воспитания.

От чего он зависит?

Форма проведения: беседа

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Но зато огромное значение приобрели две основные функции, ради которых создается и распадается семья. Это эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Обе функции предполагают зрелость чувств и культуру.

Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу - не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребенка исключительна. Пример близких - основа воспитания.

Семья, в которой растет малыш, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама то же самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец - другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка. Можно ли преуменьшать роль родителей, от которых в большинстве зависит формирование личности ребенка, преуменьшать значение единства семейной педагогики. Материальные условия и гражданско-этические представления родителей не изолированы от влияния общественных требований к семье. Вся жизнь семьи должна помогать созданию у детей богатого эмоционального мира и готовности к восприятию знаний, нравственных и этический ценностей.

Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к «нуклеарной». «Нуклеарная» семья - это родители и дети, а «объединенная» - это еще бабушки и дедушки.

На развитие современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думают иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Вместе с возросшей самостоятельностью женщины с ее стороны повысилась требовательность к супругу, характеру взаимоотношений, усилилась тенденция занять главенствующее положение в семье. Брак стал менее устойчивым. Но, тем не менее, возникло неверное, распространенное представление о возможности освобождения женщины от воспитания собственных детей. В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейшей обязанности воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

К чему теперь сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

Сложилась какая-то убогая точка зрения: «Жизнь научит!» или «Вот пойдешь в ПТУ, там ей (ему) покажут». Чему научат? Что покажут? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды в воспитании справедлива, хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. В крупных городах число распадающихся семей превышает половину. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. Параллельно множатся случаи нежелания вступать в брак. Ежегодно регистрируется до полумиллиона детей, рожденных вне брака.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская позиция мужа и жены, их нравственное здоровье, структура и диапазон социальных контактов с обществом.

Можно ли сказать, что современная семья состоит из людей, физически и духовно зрелых, подготовленных к преодолению трудностей, способных к предотвращению и разрешению конфликтов, людей самостоятельных, не подверженных посторонним влияниям и способных к сотрудничеству? Исследования социологов свидетельствуют о недостаточной зрелости и неподготовленности супругов к семейной жизни. Между тем развитие общества, потребность его в эрудированных и квалифицированных специалистах заставляют снова и снова обращаться к огромной и часто решающей роли семейного воспитания в нравственном и умственном становлении личности.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. За последние годы роль эстетического содержания семьи, положительных, эмоциональных факторов окружающей жизни, несомненно, увеличилась. Высокая общая культура современного человека делает его весьма требовательным к условиям труда, жизни, быта. Эстетика пронизывает буквально все стороны жизни: внешний облик, манеры поведения, культуру жилища.

Эмоциональное воспитание - тонкий и хрупкий процесс. Инструментом воспитания являются глубина и особенно искренность. Эмоциональное воздействие может быть совершенным только в том случае, если «эмоции поверяются разумом» и если учитываются особенности эмоционального строя ребенка.

Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семьи. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для постижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребенок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно еще, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил. Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

Действительное стремление к семейному счастью и благопо лучию находят выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция. Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждение прочитанного, обмена мнениями. Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая школа жизни - разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм - идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на него. Важно, что этот механизм основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм - понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят своего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – ребенок должен высыпаться и легко проснуться.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?».

Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте атмосферу радости, любви, уважения.

В беседе возможно использование следующих вопросов?

    Назовите положительные качества личности своего ребенка.

    Назовите любимые игры своего ребенка.

    Вспомните, когда и за что вы в последний раз хвалили своего ребенка.

Подбор материала:

-сборник «Родительские собрания»., автор Лупоядова Л.Ю.,

Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2009,2010г

Cлайд 1

«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» Я. Корчак

Cлайд 2

Каждый человек проходит свой путь развития. Выделим, например, следующие этапы развития человека: 0-3 года 2) 3-5 лет 3) 6-10 лет 4) 11-14 лет 5) 15-17 лет Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние? Чему вы научились? друзья мама дядя дедушка папа тётя Школа и учителя бабушка

Cлайд 3

Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? Кто отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т. к. именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентации и убеждения.

Cлайд 4

Взаимное уважение, забота друг о друге, доброжелательность. Общие черты детей: общительность, уважение к старшим и т.д. Отношение к воспитанию детей более пассивное. У детей присутствуют и отрицательные качества: лень, упрямство, лицемерие. Характерная черта – конфликты. Дети часто относятся к категории «трудных». Главное правило «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Результат воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Cлайд 5

Анкета для родителей (сравнение с ответами детей) Результат теста «Мои контакты с родителями» Благополучные отношения (больше 20) – 6 Удовлетворительные (от 10 до 20) – 7 Контакты недостаточны (менее 10) – 1 Тест Работа в группах (перечень поощрений и наказаний)


«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» Я. Корчак


Взаимное уважение, забота друг о друге, доброжелательность. Общие черты детей: общительность, уважение к старшим и т.д. Взаимное уважение, забота друг о друге, доброжелательность. Общие черты детей: общительность, уважение к старшим и т.д. Отношение к воспитанию детей более пассивное. У детей присутствуют и отрицательные качества: лень, упрямство, лицемерие. Характерная черта – конфликты. Дети часто относятся к категории «трудных». Главное правило «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Результат воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.