Мода

Презентация на тему семья и быт. Презентация по обществознанию " Семья и быт " (10 класс). Семья в современном обществе

Презентация на тему семья и быт. Презентация по обществознанию

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семья и быт План: Семья как социальный институт Функции семьи Семья в современном обществе Бытовые отношения Дом, в котором мы живем В семейной жизни самый важный винт – это любовь. А.П. Чехов

2 слайд

Описание слайда:

Перечислите, кого обычно люди называют своими родственниками? Какое родство, по Вашему мнению, самое близкое? Почему Вы так считаете? Слово СЕМЬЯ часто представляют как числительное «СЕМЬ» и местоимение «Я». Как вы думаете, почему? В чем уникальность семьи? Приведите примеры взаимодействия членов семьи. Дом невелик, да лежать не велит. Где любовь да совет, там и горя нет. Как Вы понимаете смысл этих поговорок? Дети не в тягость, а в радость? Как вы думаете, какие именно знания сохраняются и передаются из поколения в поколение? Приведите примеры, опираясь на собственный опыт и знание истории. Как, по Вашему мнению, взаимная поддержка членов семьи друг друга отражается на самочувствии человека, его настроении? Приведите примеры.

3 слайд

Описание слайда:

Опираясь на личный опыт, информацию из прочитанных Вами книг, газет, просмотренных телепередач приведите свои примеры любимого семейного занятия. Как это общее дело помогает членам семьи ощущать свое единство? Какие еще семейные ценности, на Ваш взгляд, позволяют членам семьи почувствовать свое единство?

4 слайд

Описание слайда:

Чем за общее счастье без толку страдать – Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Омар Хайям Согласны ли вы с поэтом? Почему, на Ваш взгляд, Омар Хайям считает, что важнее заботиться о счастье близкого человека, нежели переживать за все человечество?

5 слайд

Описание слайда:

Что такое семья? Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья - совокупность лиц, связанных между собой установленными законом правами и обязанностями, проистекающими из брака, родства или усыновления. Семья - совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.

6 слайд

Описание слайда:

3 а Д а н и е. Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?». 1. Петр и Ольга - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке. 2. Валентина Михайловна - вдова, она живет вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает. 3. Ивану Михееву - 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трехлетнего ребенка. 4. У Марины и Владимира Ермиловых двое детей - Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города. 5. Сергей и Дмитрий - гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения. 6. У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена. 7. Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоем живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.

7 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Прочитайте ст. Семейного кодекса о функциях семьи. Отметьте отношения в своей семье.

8 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Выработать список основных прав, которые должны быть определены по отношению к каждому члену семьи, чтобы отношения между ними были хорошие. Какие из указанных правил помогут вам избежать или решить конфликт в вашей семье?

9 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е. Работа со ст. Семейного кодекса. Определить принципы семейного права, Защита брака и семьи государством и обществом. Равноправие между мужчиной и женщиной. Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи. Всесторонняя защита детей. Равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей. Уважение личности. Забота и взаимопомощь между членами семьи. Равноправие всех граждан в семейном отношении. Законность только гражданского регистрированного в загсе брака. Допустимость только одного брака.

10 слайд

Описание слайда:

функции семьи Репродуктивная. Социализация. Семья - главный агент социализации. Экологическая функция. Передача статуса. Социальное благосостояние. Защиты. Любовь и эмоциональная поддержка.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Формы брака Моногамия - брак между одной женщиной и одним мужчиной. Полигамия: а) полигиния (многоженство); б) полиандрия (многомужество - одна женщина и более одного мужчины); в) групповой брак (несколько мужчин и женщин).

13 слайд

Описание слайда:

3 а д а н и е 1. «Брачное объявление». 1-й этап. Составить примерный текст брачного объявления о самом себе (3 мин). В этом объявлении НУЖНО указать свои основные привлекательные черты, но не только внешние. Большая часть объявления должна быть посвящена раскрытию личностных достоинств.

14 слайд

Описание слайда:

2-й этап. Обсудить объявления. Каждый зачитывает свое объявление, комментирует его то есть добавляет что-то своими словами к тому, что не успел написать, отвечает на вопросы остальных членов группы.

15 слайд

Описание слайда:

3-й этап. Провести взаимную «семейную консультацию», в ходе которой нужно помочь друг другу улучшить текст брачного объявления.

16 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 2. «Консультант». Выберите по своему желанию человека, которого вы должны оценить в качестве эксперта и о котором должны высказать вслух свою оценку его человеческих качеств как будущего семьянина (мужа-жены, отца-матери). Характеристика человека как будущего семьянина может включать в себя: оценку обаяния, внешнего вида, душевности. Время на составление характеристики 3 минуты.

17 слайд

Описание слайда:

З ад а н и е 3. «Брачный контракт». Подумайте над условиями контракта. Что в нем должно быть? Какие разделы вы считаете необходимыми в нем? Например: Имущество супругов, Семейный бюджет, Домашние обязанности, Воспитание детей, Питание, Отдых, Родственники, Домашние животные, Форс-мажорные обстоятельства, Ответственность супругов, Условия пересмотра отдельных положений настоящего контракта. Какие разделы вы хотите добавить?

18 слайд

Описание слайда:

З а Д а н и е 4. «Семейный очаг». Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Ваша задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым. Он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, такие люди чаще болеют и совершают преступления. Но чтобы убедить в этом

19 слайд

Описание слайда:

проведение диагностики и рефлексии А. Вопросы 1. Что такое семья? Из кого она может состоять? 2. В чем уникальность семьи? 3. Для чего люди создают семью? 4. Почему членам семьи важно заботиться друг о друге? Что для этого нужно делать? 5. Что обеспечивает единство семьи?

20 слайд

Описание слайда:

Б. Выполните задания 1. Как известно, в баснях используется такой прием: автор говорит о животных, но имеет в виду типичные ситуации, связанные с поведением людей. Прочитайте отрывок из басни С. Михалкова «Кукушка и скворец». «Что распелся ты так рано над крыльцом?» - Кукушка из лесу скворцу прокуковала. «Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! – Ей отвечал Скворец. – Я нынче стал отцом! Теперь мне впору петь с рассвета до заката: В скворечнике моем пищат мои Скворчата! Я полон гордостью – растет мой скромный дом» - «Вот невидаль! Нашел же чем гордиться! – Кукушка из лесу в ответ. – Чем удивил ты белый свет! По мне, так лучше быть свободной птицей!». Чье мнение Вы разделяете? Объясните, почему? Приведите примеры.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Методическая разработка урока

по обществознанию в 10 классе на тему:

Семья и быт

Подготовила и провела:

учитель истории и

обществознания

Лукьянчикова Е.В.

2011/2012 учебный год.

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр.33-34); учебным пособием (Обществознание.10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение»,. 2010).

Тема урока «Семья и быт» рассчитана на 2 учебных часа. Данный урок является первый в теме.

Цели урока:

Образовательные:

Дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

Выяснить, в чем состоит основное назначение семьи как социального института; почему среди основных социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную;

Определить, каким образом общество влияет на семью и какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе.

Развивающие:

Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;

Продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

Продолжить обучение школьников общеучебным умениям: рассуждению, рассказу с эмоционально-личностных позиций, решению познавательных задач;

Развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

Продолжить формирование ценностного отношения к окружающему миру и стремления корректировать свои личностные качества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, рабочие листы, документы: отрывок из германского средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», отрывок из «Домостроя», отрывки из работ современных ученых А.Лазебниковой, Ю. Гиппенрейтера.

Семья-это кристалл общества.

Ход урока.

  • Организационный момент:
  • Проверяется готовность учащихся к занятию;

    Учитель ставит вопрос: «Предположите, чем мы будем заниматься сегодня»? Возможные варианты ответов: изучать проблемы семьи, изучать основные понятия, работать с документами. Учитель подводит итоги ответов учеников и сообщает им цели урока.

    II. Изучение нового материала.

  • Что такое семья.
  • Слово учителя: Пожалуй, самое главное, что есть у человека – это семья.

    Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Семья является своеобразным барометром состояния общества.

    Семья является предметом изучения многих наук – демографии, социальной психологии, истории, педагогики, экономики, юриспруденции, социологии.

    Семья исследуется в 2-х аспектах:

  • Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
  • Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
  • Функции семьи.
  • «Мозговой штурм" Определите основные функции семьи? Ученики в группах определяют основные функции семьи, затем их озвучивают. Учитель проводит ранжирование ответов, после чего на доске появляется слайд «Функции семьи»:

    Репродуктивная

    Воспитательная

    Хозяйственно-экономическая

    Духовное общение и досуг

    Эмоциональная

    Первичная социализация

    Социально-статусная

    Первичный социальный контроль

    Поддержка физического здоровья родителей и детей

    Сообщение ученика: «Стили воспитания». Вопросы по сообщению:

    Какие подходы к воспитанию детей были названы?

    Какой вам кажется предпочтительнее и почему?

    Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.

  • Этапы становления брачно-семейных отношений.
  • Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):

    Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    Кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    Парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

    1. патриархальная (традиционная)

    2. демократическая (партнерская)

    4. Патриархальная семья.

    Работа с источниками Вопросы к документам:

    -каковы основные черты патриархальной семьи?

    -почему раньше возникает именно такой тип семьи?

  • В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
  • Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
  • Пример патриархальной семьи из истории России:

    Семья последнего российского императора Николая Второго (краткое сообщение ученика).

    5.Современная семья.

    Выполнение задания 1 в рабочем листе: работа с текстом «Фрагмент работы А.Ю. Лазебниковой» Вопрос к тексту:

    - Какие черты современной семьи называет автор?

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Черты современной семьи»:

    Раздельное проживание родителей и детей;

    Сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;

    Ослабление связей с родственниками;

    Возросшая социальная активность женщин.

    «Мозговой штурм»: работа в группах:

    - Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

    - Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

    После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности женщин»

    Положительные последствия:

    Экономическая самостоятельность;

    Удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

    Многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

    Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

    Отрицательные последствия:

    Мало детей;

    Ослабление внутрисемейных связей;

    Совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

    Некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье.

    Проблемный вопрос:

    - Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

    6.Кризис современной семьи.

    Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

    Проблемные вопросы:

    - Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чес он может проявляться?

    - Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

    Учитель систематизирует ответы: Кризис семьи заключается в следующем:

    Рост числа разводов;

    Увеличение числа неполных семей;

    Увеличение количества добрачных и внебрачных детей;

    Взаимное отчуждение членов семьи;

    Ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;

    Увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).

    Результаты социологического опроса: Сожительство: «за» и «против» представляют ученики, получившие предварительное задание.

    Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?

    Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.

    Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.

    Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».

    Выводы:

    Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, его нравственный облик.

    Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемым в последствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.

    III . Подведение итогов урока:

    Закрепление:

  • Определите функции семьи на основе репродукции картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
  • Определите тип семьи на основе репродукции картины «Неравный брак» В.В.Пукирева.
  • Выполнение заданий 2-6 в рабочих листах.
  • Взаимопроверка и выставление оценок.
  • Д/з: написание синквейна к понятию «семья», на следующем уроке синквейны используются для активизации знаний; параграф 18 в учебнике, работа с документом в учебнике на странице 205-206.

    Используемая литература:

    Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010.

    Корнева Т.А. Обществознание. 10-11 классы. Уроки учительского мастерства.- Волгоград: «Учитель», 2007.

    Лазебникова А.Ю.и др. ЕГЭ 2009. Обществознание. - М.: «Просвещение», 2010


    Лукьянчикова Елена Васильевна

    Семья и быт

    Выполнила ученица 10 класса Баширова Надия Ильдусовна

    Руководитель

    Мурашкин Е.А.


    • Семья как социальный институт
    • Функции семьи
    • Семья в современном обществе
    • Бытовые отношения
    • Дом, в котором мы живем

    Семья как социальный институт

    Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.

    С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с цeлью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

    Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

    Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений . Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа.


    • Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.
    • Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
    • Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

    • На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.
    • В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации , несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

    • В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

    Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

    В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

    Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.


    • Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .
    • Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго.

    • 1 Будущее российского народа во мнoгoм зависит от тогo, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поколение страны, eгo нравственный облик.
    • 2 Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас лежит ответственность за связь поколений. Тому, что является семейной ценностью, суждено жить исключительно при вашем бережном отношении, передаваемом впоследствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родителей.
    • 3 Мир вокpyг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о eгo красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения cвoeгo двора, бережнoгo отношения к новой детской площадке, столам и скaмейкам, поставленным у дома... В ваших силах заметить еще очень мнoгo важных вещей, гдe нужны заботливые руки и теплые сердца.

    • http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%B8_%D0%B1%D1%8B%D1%82
    • http://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&site=imghp&tbm=isch&source=hp&biw=1366&bih=705&q=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&oq=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&gs_l=img.12..0l10.12081.16347.0.18330.6.5.1.0.0.0.331.1211.1j0j2j2.5.0...0.0.0..1ac.1.12.img.Qad4sjc_Pos#newwindow=1&hl= ru&site = imghp&tbm = isch&sa =1&q=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5&oq=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&gs_l=img.1.1.0i24l3.736096.740394.6.741747.17.9.0.8.8.0.328.1786.1j4j1j3.9.0...0.0.0..1c.1.12.img.93XcMwH_ZSM&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.47008514,d.bGE&fp=f674840a165c79cf&biw=1366&bih=705&facrc=_& imgrc =Y7FEncl_N6nY-M%3A%3BYVjviLY_4PPZHM%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252Fflybof44.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.sun-hands.ru%252F1psihologbit.html%3B413%3B413

    ПЗУ темы «Нации и национальные отношения»1В
    1. Результаты
    взаимодействия
    этносов
    2. Причины м/н
    конфликтов
    3. Национальные
    ценности
    4. Нация (оба)

    1. Сущность гуманистического
    подхода в урегулировании
    м/э конфликтов
    2. Пути урегулирования
    конфликтов
    3. Традиции
    4. Национальный менталитет

    Семья является предметом изучения многих наук.

    Этнография:
    Экономика:
    Семейное право:
    Демография:
    Социальная
    психология:
    Педагогика:
    Социологическая
    наука:
    анализирует своеобразие семейного
    быта
    выясняет особенности совместной
    деятельности членов семьи
    рассматривает семью как круг лиц с
    правами и обязанностями,
    вытекающими из отношений брака
    анализирует семейную структуру
    населения
    закономерности межличностных
    отношений в семье
    вопросы воспитания детей в семье
    дает обобщающее представление о
    семье, рассматривая её как малую
    социальную группу и социальный
    институт.

    Семья

    основанное на браке,
    кровном родстве или
    усыновлении
    объединение людей,
    связанных общностью
    быта, взаимопомощью,
    взаимной
    ответственностью.
    Семья как малая группа
    объединение, которое
    характеризуется
    совокупностью
    социальных норм,
    санкций и образцов
    поведения,
    регламентирующих
    взаимоотношения
    между супругами,
    родителями, детьми и
    др. родственниками.
    Семья как социальный
    институт

    Брак –
    признанная
    обществом
    форма
    отношений
    между мужчиной
    и женщиной с
    целью создания
    семьи.

    Виды брака

    Наименова
    -ние вида
    Его характеристика
    Юридический брак
    Добровольный, законный союз мужчины и
    женщины с целью создания семьи
    Гражданский брак
    Длительное открытое сожительство мужчины и
    женщины без юридического оформления брака;
    сожители не наследуют имущество друг друга;
    порождает отношения материнства и отцовства с
    определенными правами
    Церковный
    брак
    Брак, который не влечёт юридических
    последствий
    Регулируется только нормами внутрицерковного
    права

    «Всякая семья составляет часть государства» Аристотель

    Функции семьи.
    «Всякая семья составляет часть
    государства»
    Аристотель
    Специфические:
    Репродуктивная
    Воспитательная (большой труд, личный пример, социальное
    наследство)
    Неспецифические:
    Хозяйственная (ведение домашнего хозяйства)
    Экономическая (материальное обеспечение семьи)
    Эмоциональная (обеспечение взаимной психологической
    поддержки)
    Социально-статусная (наследование принадлежности индивида
    к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе)
    Первичного социального контроля (определение норм
    поведения в различных сферах)
    Духовного общения и досуга (семейные праздники, походы…)

    Факторы, влияющие на семью:

    Семья в современном обществе.
    Факторы, влияющие на
    семью:
    Право
    Религия
    Общественное сознание
    Традиции
    Характер поддержки семьи
    обществом и государством
    Общественное развитие

    Жизненный цикл семьи

    1. Образование
    Вступление в брак
    семьи
    2.
    3.
    4.
    Начало деторождения
    Рождение последнего ребёнка
    Вступление в брак и выделение из семьи
    последнего ребёнка
    Смерть одного из
    супругов
    существование
    5. Прекращение
    семьи

    Классификации семьи

    Основание
    классификац
    ии
    Число детей
    Виды семей
    Многодетные
    Малодетные
    Характер
    Традиционная
    распределени Власть и ответственность за
    семью у мужчины,
    я дом
    обязанностей Дом обяз-ти у женщины
    Родственная
    структура
    Тип
    воспитания
    Бездетные
    Коллективистская
    Нуклеарная
    Расширенная
    Полигамная
    /родители +дети/
    /родители + дети +
    родственники/
    /1жена + мужья или
    1муж + жёны/
    Авторитарная
    Либеральная
    Демократическая
    /на авторитете
    родителей/
    /самоопределение
    личности вне
    традиций/
    /воспитание
    сопричастности к
    судьбам других/

    Полигамная семья

    В зависимости от места человека в семье:
    родительская - это семья, в которой
    человек рождается
    репродуктивные - семья, которую человек
    создаёт сам
    В зависимости от проживания семьи:
    матрилокальная - молодая семья,
    проживающая с родителями жены,
    патрилокальная - семья, проживающая
    совместно с родителями мужа;
    неолокальная - семья переезжает в
    жилище, удалённое от места проживания
    родителей.

    Гендерное поведение

    Ге́ндер (gender, от лат. genus «род»)
    - социальный пол, определяющий
    поведение человека в обществе и то,
    как это поведение воспринимается.
    Это то полоролевое поведение,
    которое определяет отношение с
    другими людьми: друзьями,
    коллегами, одноклассниками,
    родителями, случайными прохожими
    и т. д.

    Семейные ценности:

    Супружества
    Демократизация отношений в семье
    Родительства, воспитания в семье
    Родственных связей
    Саморазвития
    Коммуникации
    Профессиональной занятости

    Изменения, происходящие в современной семье:

    Становление нового положения женщины как
    распорядительницы семейного бюджета
    Установление в большинстве семей равноправных
    отношений между супругами и их взаимной
    ответственности
    Разрушение многопоколенной семьи, переход к семье
    нуклеарной
    Разделение институтов семьи и брака, рост числа
    фактических, но документально неоформленных и
    рожденных в них детей
    Снижение рождаемости
    Доминирование ценности материального
    обеспечения семьи над духовным общением
    родителей и детей
    Ориентация на культ потребления
    Девальвация моральных ценностей, в т.ч. норм
    сексуального поведения

    Причины развода:

    Неудовлетворенные потребности в
    положительных эмоциях
    Пристрастие одного из супругов к
    чрезмерному удовлетворению своих
    потребностей
    Отсутствие взаимопомощи в быту
    Различия в интересах
    Неуважение супруга…

    требуется около 300 ч.
    в год – у женщин 40%
    времени, идущего на
    ведение домашнего
    хозяйства + 58 ч в год
    на стирку и глажение +
    500 ч в год на покупку
    товаров для семьи.
    Обязанности супругов:
    17% мужей готовят
    обед
    55% стирают бельё
    35% гуляют с детьми
    16% сопровождают
    детей в детский сад
    80% закупают
    продукты
    58% моют посуду
    9% посещают школу и
    проверяют уроки
    Домашний труд:
    Женщины – 36 ч в неделю
    Мужчины – 13 ч в неделю
    1/3 молодых мужей и 1/5 среднего возраста не занимаются домашними делами

    Культура топоса – культура нашего места жительства.