Женщины

Установление последовательности событий последовательность дней в неделе. Методика «Установление последовательности событий. Свойства числовых последовательностей

Установление последовательности событий последовательность дней в неделе. Методика «Установление последовательности событий. Свойства числовых последовательностей

Методика предназначена для выявления сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.

Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3‑6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.

Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту, а также серии для взрослых (см. стимульный материал).

Оригиналы этих серий выполнены красками, но можно пользоваться и их фотокопиями.

Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда ‑ вторую, третью..., а сюда последнюю».

После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемому последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова ‑ в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Исследование больного, перенесшего травму

Что произошло?


Составь(те) рассказ по картинкам и придумайте заглавие

Составь(те) рассказ по картинкам

Составь(те) рассказ по картинкам


Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.

Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.

При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.

Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации).

Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.

Исследование ассоциаций

Три методики, приведенные в этом разделе, нельзя считать направленными на исследование мышления в подлинном смысле слова. Выполнение инструкций не требует от испытуемого целенаправленных логических действий, не связано с решением мыслительных задач. Тем не менее, выявляя особенности течения ассоциаций, они могут быть полезны для анализа тонких признаков расстройств мышления.

3.10.1. ТЕСТ «НАЗВАНИЕ 60 СЛОВ»

Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций испытуемого, а также его словарный запас.

Методика напоминает ассоциативный эксперимент К.Юнга. Он предлагал испытуемым называть какие угодно слова, предполагая, что в таком свободном потоке ассоциаций могут раскрыться его переживания, подсознательные стремления и опасения. Не вдаваясь в критический анализ такого направления исследований, укажем лишь, что оно теперь крайне редко применяется. Значительно чаще данный экспериментальный прием используется для исследования связности ассоциаций.

Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить мягко пишущее перо (или карандаш) и секундомер (или обыкновенные часы). Нежелательно проводить этот эксперимент после «классификации предметов».

Исследование проводится под видом проверки скорости речи. Экспериментатор говорит испытуемому: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов ‑ все равно каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!».

Все слова, которые называет испытуемый, экспериментатор должен постараться записать. По секундомеру регистрируется время, затраченное на произнесение слов.

В случае, если испытуемый называет слова с длительными паузами, экспериментатор не отрывает карандаша от бумаги и, пока больной. молчит, продолжает ставить в ряду слов точки. Количество поставленных точек дает представление об относительной длине пауз, сделанных больным.

Опыт продолжается 2 минуты, иногда и меньше, если больной не в состоянии называть слова.

Для психически здоровых людей, а также школьников задание не представляет трудности. Слова называются обычно «гнездами», по 4‑ 7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему «гнезду», т. е. близкому ряду слов. Так, например, испытуемый называет: «тигр, волк, лось, медведь, шкура, мех, шуба, пальто, костюм, плащ». В этом ряду следует перечисление зверей, а затем после перехода «шкура ‑ мех» ‑ следующее гнездо: виды одежды. Очень большие «гнезда», т. е. перечисление 10 ‑ 12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления больных.

Особого внимания заслуживают быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому. Так, например, больной быстро называет ряд слов: «жемчуг, дирижабль, несмотря, корица, мокрица, фисгармония». В этом ряду невозможно уловить содержательные связи между словами, но отчетливо выступают ассоциации по звучанию (корица, мокрица). Такого типа ассоциации встречаются у больных шизофренией.

В иных случаях элементы разорванности ассоциаций выявляются среди адекватного содержательного ряда слов. Так, например, «ель, изумруд, счастье, Иванов, дерево, мозги, чиж, щегол, попугай, ель, Барыбинск, соловей, Галли Курчи, Галя, Водопьянов, пошлина, шелк, ситец, Карманьола, Мытищи, Останкино, кулак, дерево, дурак». Следует подчеркнуть, что делать вывод о нарушении связности ассоциации можно лишь тогда, когда больной произносит слова быстро, а не выдумывает их, мучительно выискивая в памяти.

Данная проба может также оказаться полезной для выявления богатства или бедности словарного запаса и запаса представлений. Так, например, у больного с неизвестным анамнезом (при ограничении олигофрении в степени имбецильности от шизофренического дефекта) данная проба совершенно неожиданно выявила большой запас абстракных понятий и сложных представлений (испытуемый называл ряд слов: аэродинамика, тяготение, пространство, Млечный путь, индукция... и т. д.), что невозможно при имбецильности.

Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследо- вания сопоставления, то есть сравнительной оценки нескольких данных в их отношениях друг к другу.


Для выполнения задания испытуемый должен установить разли- чия в отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими. оп- ределить последовательность расположения сюжетных рисунков, установить связь событий, отраженных на этих рисунках.

Для исследования необходимо подготовить несколько серий сюжетных рисунков. Эти серии отличаются по степени сложно- сти. С этой же целью используются рассказы в рисунках X. Бидст- рупа. Последние более сложны. Кроме того, при использовании карикатур характер задания несколько меняется - выявляется доступность для больного заложенного в сюжете компонента юмора. Для исследования могут быть использованы и картинки из соответствующих субтестов методик исследования Векслера и Мейли. Обследуемому объясняют, что на картинках изображено какое-то событие, и если он их правильно, по порядку, разместит, то получится связный рассказ об этом событии. Затем исследую- щий регистрирует в протоколе порядок расположения больным рисунков и записывает сопровождающую выполнение задания мотивировку решения, ход рассуждений. Если задание сразу выполняется ошибочно, то можно на это указать обследуемому и предложить начать все сначала.

Важно отношение больного к обнаруженным ошибкам. В ряде случаев, особенно при ослабоумливающих органических заболе- ваниях головного мозга, оно свидетельствует о нарушении кри- тичности мышления. Если больной, несмотря на подсказку иссле- дующего, не может правильно расположить рисунки, то опыт можно упростить - серия сюжетных рисунков предлагается ему в правильном порядке, и он должен лишь составить рассказ, кото- рый отражал бы последовательность развития событий.

При объяснении больным хода своих рассуждений не- обходимо выяснить, что служило основным критерием для сопос- тавления этих рисунков во времени - выделил ли больной общие для всех рисунков серии элементы, как улавливались им измене- ния, отличающие один рисунок от другого.

Затруднения в установлении развития сюжета по серии рисун- ков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обоб- щения и отвлечения. Особенно явственно они


обнаруживаются при органических поражениях головного моз- га с преимущественной локализацией в лобных отделах (Б. В. Зейгарник, 1943; А. Р. Лурия, 1947), когда больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопоставить их не могут и при- ходят к совершенно нелепым выводам о развивающемся на этих рисунках событии. Причем для такого рода больных с лобным синдромом характерна абсолютная некритичность мышления, их ошибочные рассуждения недоступны коррекции.

Методика для выявления нарушений критичности мышления

Разработана (В. М. Блейхер, В. А. Худик, 1982) на основе методики установления последовательности событий. Некри- тичность мышления в экспериментальной ситуации, модели- руемой с помощью методики, характеризуется утратой контро- ля над интеллектуальными процессами, рассогласованием ак- цептора деятельности.


Методика включает в себя несколько серий картинок, обычно используемых для установления последовательности развития по ним определенного сюжета. Первая серия (рис. 5а ) содержит 4 картинки, вторая (рис. 56) - 6 картинок.


Две картинки второй серии, однако, не соответствуют сюжетной линии рассказа, они либо содержат противоречащие ему детали, либо в них игнорируются некоторые основные признаки, играющие важную роль в развитии сюжета. Однако и по стилю, и по основным персонажам они существенно не отличаются от других картинок второй серии.

Разработаны параллельные варианты, позволяющие проводить повторные обследования больного этой методикой через некото- рое время, например в процессе лечения.

Больные с нарушениями критичности мышления не могут вы- делить картинки-артефакты. Они пытаются включить их в состав- ляемый по картинкам рассказ, становящийся от этого бессмыслен- ным. Некоторые больные, убедившись в том, что рассказ не полу- чается, откладывают все картинки в сторону и заявляют иссле- дующему о том, что не могут выполнить задание.

Классификация

Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. В процессе исследования выявляется отношение больно- го к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошиб- кам - сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Goldstein (1920) для обследования больных с афатическими расстройствами. У нас она применяется в модификации Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник (1958).

Для исследования необходим набор карточек с изображением раз- личных предметов, растений, животных (рис. 6). Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о пред- метной и словесной классификации - методики эти, как и аналогич- ные, словесный и предметный варианты методики исключения, не- равнозначны, о чем свидетельствуют исследования Т И. Тепеницыной (1959) и В. М. Блейхера (1965). Так, например, особенности шизоф- ренического мышления легче выступают при предметной классифи- кации. Значительно более трудной оказывается предметная классифи- кация по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, так как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несуществен- ные, конкретные ассоциации.


Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен, предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек пре- допределяют выполнение задания, например по конкретно- ситуационному типу. В связи с этим желательно пользоваться на- бором карточек, подготовленным в отделе медицинской психоло- гии ГНЦ психиатрии и наркологии МЗ РФ.

В проведении опыта можно выделить два основных этапа. На первом обследуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия тру- да, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее суще- ственного, абстрактного признака, выявляющего их сродство. К группе людей относятся различные представители, охарактеризо- ванные на карточках по-разному: представители


различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение испытуемым этих групп свидетельствует об определенной со- хранности процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе происходит образование более крупных групп - растений, жи- вотных и предметов. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.

Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки - правильные и ошибочные. При этом важно от- метить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошиб- ке - исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в по- следующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких иден- тичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недо- статочности внимания.

Исключение

Данные, получаемые при исследовании методикой исключе- ния, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвле- чения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта ме- тодики исключения - словесный и предметный.

Словесный вариант производится при помощи бланка, со- держащего серии из 5 слов. Обследуемому говорят, что четыре из пяти слов в серии являются в какой-то мере однородными


понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то один - два примера исследующий решает совместно с ним: «Васи- лий, Федор, Семен и Порфирий - имена, а Иванов - фамилия»;

«молоко, сливки, сыр, сметана - молочные продукты, а сало - животный жир». Убедившись в том, что принцип выполнения за- дания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно вы- полнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на спе- циальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в прото- коле характер решения.

Приводим типичные примеры для исследования по методике исключения в ее словесном варианте: дряхлый, старый, изношен- ный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, ре- шительный.

Существенную роль играет отношение обследуемого к допу- щенным ошибкам - сам ли он их заметил или с помощью иссле- дующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.

Для проведения предметного варианта необходимо подгото- вить набор карточек, каждая из которых содержит изображения 4 предметов (рис. 7). Дается инструкция: «Из изображенных на ри- сунке четырех предметов три имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а один сущест- венно от них отличается и должен быть исключен». Как и в пре- дыдущем варианте, отдельные серии предъявляются обследуемо- му в определенной последовательности, с нарастающей слож- ностью. Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обоб- щение произвести. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обусловлено формальный ответ, например: «Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из трех, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение - в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедобны». Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.



Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования сопоставления, то есть сравнительной оценки нескольких данных в их отношениях друг к другу. Для выполнения задания обследуемый должен установить различия в отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, определить последовательность
расположения сюжетных рисунков, установить связь событий, отраженных на них.
Для исследования необходимо подготовить несколько серий сюжетных рисуиков (приложение VII), отличающихся по степени сложности. С этой же целью используются рассказы в рисунках X. Бидструпа. Последние более сложны. Кроме того, при использовании карикатур характер задания несколько меняется - выявляется доступность для больного заложенного в сюжете компонента юмора.
Обследуемому объясняют, что на картинках изображено какое-то событие, и, если он их правильно, по порядку разместит, то получится связный рассказ об этом событии.
Затем обследующий регистрирует в протоколе порядок расположения больным рисунков и записывает сопровождающую выполнение задания мотивировку решения, ход рассуждений. Если задание сразу выполняется ошибочно, можно указать на это обследуемому н предложить начать все сначала. Важно отношение больного к обнаруженным ошибкам. В ряде случаев, особенно при ослабоумливающих органических заболеваниях головного мозга, оно свидетельствует о нарушении критичности мышления. Если больной, несмотря на подсказ обследующего, не может правильно расположить рисунки, то исследование упрощают - серию сюжетных рисуиков предлагают ему в правильном порядке, и он должен составить лишь рассказ, который отражал бы последовательность развития событий.
При объяснении больным хода рассуждений необходимо выяснить, что служило основным критерием для сопоставления этих рисуиков во времени - выделил ли больной общие для всех рисунков серии элементы, как улавливались им изменения, отличающие рисунок от предыдущего.
Затруднения в установлении развития сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения. Особенно явственно они обнаруживаются при органических поражениях головного мозга с преимущественной локализацией в лобных отделах (Б. В. Зейгарник, 1943; А. Р. Лурия, 1947); когда больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопоставить не могут и приходят к совершенно неле
пым выводам о развивающемся на этих русунках событий. Причем для такого рода больных с «лобным синдромом» характерна абсолютная некритичность мышления, ошибочные рассуждения не доступны коррекции.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. В процессе исследования выявляется отношение.больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам - сам ли он их замечает или после подсказки обследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их.
Методика впервые была предложена К. Гольдштейном (1920) для исследования больных-афатиков. У нас она применяется в модификации Л. С. Выготского (1956) и Б. В. Зейгарник (1958).
Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений или живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации. Методики эти, как и аналогичные словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны, о чем свидетельствуют исследования Т. И. ТепениНыной (1959) и наши (1965). Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, так как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации.
Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен. Непродуманно изготовленные наборы предопределяют выполнение задания, например, по конкретно-ситуационному типу. В связи с этим желательно пользоваться апробированным набором карточек, подготовленным в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (приложение VIII).
В проведении опыта можно выделить два основных этапа. На первом обследуемый более или менее само
стоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение часов, весов, термометра и штанген-циркуля вместе требует выделения наиболее существенного абстрактного признака, выявляющего их сродство. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение обследуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности процессов обобщения и отвлечения.
На втором этапе происходит образование более крупных групп - растений, животных и неодушевленных предметов. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.
Проведение исследования тщательно протоколируется. Отмечаются правильные и ошибочные группировки. Обследующий может указать больному на допущенную неправильность. При этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке - исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

Установление последовательности (повышенный уровень)

Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм.

(установление последовательности биологических процессов, явлений, практических действий и запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу)

Требования к уровню подготовки выпускников:

Уметь объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы;

Уметь сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) различные этапы обмена веществ и энергии.

  1. Установите последовательность стадий энергетического обмена.
    1. Рассеивание всей энергии в виде тепла
    2. Образование 2 молекул молочной кислоты
    3. Окисление молочной кислоты до СО2 и Н2О
    4. Расщепление сложных органических веществ под действием ферментов
    5. Разложение молекулы глюкозы на 2 молекулы ПВК (пировиноградной кислоты)
    6. Образование 2 молекул АТФ
    7. Образование 36 молекул АТФ

Ответ: 4152637.

2. Установите последовательность процессов, происходящих в световой фазе фотосинтеза.

    1. Переход электронов на высшие уровни
    2. Поглощение квантов света
    3. Образование АТФ за счет энергии возбужденных электронов
    4. Образование побочного продукта - свободного кислорода
    5. Возбуждение электронов в молекуле хлорофилла
    6. Фотолиз воды

Ответ: 251364.

3. Установите последовательность процессов, происходящих при катаболизме глюкозы.

    1. Гликолиз
    2. Расщепление сложных органических соединений
    3. Образование 36 молекул АТФ
    4. Образование только тепловой энергии
    5. Клеточное дыхание
    6. Образование 2 молекул АТФ

Ответ: 241653.

4. Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка.

    1. Сплайсинг иРНК в ядрышке
    2. Нанизывание рибосомы на иРНК
    3. Синтез иРНК в ядре
    4. Поступление иРНК в цитоплазму
    5. Сравнение кодона иРНК и антикодона тРНК в ФЦР (функциональном центре рибосомы)

Ответ: 314256.

5. Установите последовательность процессов, происходящих при дупликации ДНК.

1. Отделение одной цепи ДНК от другой

2. Присоединение комплементарных нуклеотидов к каждой цепи ДНК

3. Образование двух молекул ДНК

4. Раскручивание молекулы ДНК

5. Воздействие фермента на молекулу ДНК

Ответ: 54123.

6. Установите последовательность процессов, происходящих при катаболизме.

    1. Под действием ферментов биополимеры расщепляются до мономеров
    2. ПВК и О2 поступают в митохондрии
    3. ПВК окисляется до СО2 и Н2О, синтезируется 36 молекул АТФ
    4. Пищевая частица сливается с лизосомой
    5. Глюкоза расщепляется до ПВК, происходит синтез 2 молекул АТФ
    6. Образуется пищеварительная вакуоль

Ответ: 461523.

7. Установите последовательность реализации генетической информации.

    1. иРНК
    2. Признак
    3. Белок

Ответ: 54132.

8. Установите последовательность процессов, происходящих при анаболизме (биосинтезе белка).

    1. Выход иРНК, рРНК и тРНК в цитоплазму
    2. Соединение иРНК с рибосомами и образование ФЦР
    3. Синтез различных молекул РНК (иРНК, рРНК, тРНК) в ядре
    4. Образование пептидной связи между молекулами аминокислот
    5. Присоединение к тРНК соответствующих аминокислот
    6. Встраивание рРНК в субъединицы рибосом

Ответ: 316254.

9. Установите последовательность действий при рассматривании готовых микропрепаратов под микроскопом.

    1. Поместить готовый микропрепарат на предметный столик

Ответ: 521436.

10. Установите последовательность основных открытий в молекулярной биологии (до 20-го века).

    1. Дж. Пристли открыл выделение О2 растениями
    2. Т. Шванн и М. Шлейден сформулировали клеточную теорию
    3. Н. Н. Любавин установил, что белки состоят из аминокислот
    4. Ф. Мишер открыл нуклеиновые кислоты
    5. Р. Броун открыл клеточное ядро
    6. Р. Гук обнаружил клеточную структуру пробковой ткани

Ответ: 615243.

11. Установите последовательность открытий в молекулярной биологии (20-ый век).

    1. Е. Руска и М. Кнолль сконструировали электронный микроскоп.
    2. Дж. Уотсон и Ф. Крик создали модель структуры молекулы ДНК.
    3. К. А. Тимирязев установил космическую роль растений.
    4. Т. Тунберг охарактеризовал фотосинтез как окислительно-восстановительную реакцию.
    5. Дж. Палладе открыл рибосомы.
    6. К. Портер открыл эндоплазматическую сеть.

Ответ: 341625.

12. Установите последовательность основных этапов научного исследования.

    1. Выдвижение гипотезы
    2. Проверка прогнозов
    3. Сбор фактов и формулирование проблемы
    4. Получение новых фактов
    5. Построение теории
    6. Экспериментальная проверка гипотезы

Ответ: 316425.

1. Установите правильную последовательность стадий развития печеночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Оплодотворенное яйцо
  2. Личинка в малом прудовике
  3. Циста
  4. Ресничная личинка
  5. Хвостатая личинка
  6. Заглатывание цисты окончательным хозяином

Ответ: 142536.

2. Установите правильную последовательность стадий развития человеческой аскариды, начиная с выделения созревшего яйца во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Попадание личинки в легкие
  2. Выход личинки из яйца в кишечнике и проникновение в кровь
  3. Превращение личинки во взрослого червя
  4. Заражение человека созревшими яйцами
  5. Созревание личинок в богатой кислородом среде
  6. Вторичное заглатывание личинок в пищеварительный тракт

Ответ: 421463.

3. Установите правильную последовательность стадий развития бычьего цепня, начиная с выделения созревшего яйца во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Заглатывание яиц вместе с травой крупным рогатым скотом
  2. Употребление финнозного мяса окончательным хозяином
  3. Выделение концевых члеников со зрелыми яйцами во внешнюю среду
  4. Выход в желудке шестикрючной личинки и проникновение в кровеносное русло
  5. Прикрепление к стенке кишечника и рост в длину взрослого червя
  6. Развитие личиночной стадии в финну в мышцах

Ответ: 314625.

4. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Биосинтез ДНК и белков бактериофага бактериальной клеткой
  2. Разрыв оболочки бактерии, выход бактериофагов и заражение новых бактериальных клеток
  3. Проникновение ДНК бактериофага в клетку и встраивание его в кольцевую ДНК бактерии
  4. Прикрепление бактериофага к оболочке бактериальной клетки
  5. Сборка новых бактериофагов

Ответ: 43152.

5. Установите последовательность этапов онтогенеза хордовых животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование однослойного зародыша
  2. Образование мезодермы
  3. Формирование бластомеров
  4. Дифференцировка тканей и органов
  5. Образование эктодермы и энтодермы

Ответ: 31524.

6. Установите последовательность этапов онтогенеза ланцетника. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Гаструла
  2. Зигота
  3. Органогенез
  4. Нейрула
  5. Бластула

Ответ: 25143.

7. Установите последовательность этапов оогенеза (овогенеза). Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование ооцитов первого порядка
  2. Образование яйцеклеток и полярных тел
  3. Митотическое деление оогониев
  4. Мейоз ооцитов первого порядка
  5. Рост ооцитов и накопление питательных веществ
  6. Образование ооцитов второго порядка

Ответ: 315462.

8. Установите последовательность процессов, происходящих при мейотическом делении клетки животного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом
  2. Расхождение гомологичных хромосом
  3. Конъюгация с возможным кроссинговером гомологичных хромосом
  4. Расположение в плоскости экватора и расхождение сестринских хромосом
  5. Расположение пар гомологичных хромосом в плоскости экватора клетки
  6. Образование четырех гаплоидных ядер

Ответ: 352146.

9. Установите последовательность процессов, происходящих с хромосомами в жизненном цикле клетки, начиная с интерфазы и при последующем митозе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Расположение хромосом в экваториальной плоскости
  2. Деспирализация хромосом
  3. Спирализация хромосом
  4. Расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки
  5. Репликация ДНК и образование двухроматидных хромосом

Ответ: 53142.

10. Установите последовательность процессов, обеспечивающих биосинтез белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Поступление кодона иРНК в активный центр рибосомы
  2. Вход стоп-кодона иРНК в активный центр рибосомы
  3. Синтез иРНК на матрице ДНК
  4. Распознавание кодоном антикодона
  5. Образование пептидных связей

Ответ: 31452.

11. Установите последовательность движения нервного импульса по рефлекторной дуге, начиная от рецептора. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Рецептор
  2. Вставочный нейрон
  3. Двигательный нейрон
  4. Чувствительный нейрон
  5. Исполнительный нейрон

Ответ: 14235.

12. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с его участия в процессе фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование в клетках растений глюкозы
  2. Поглощение углекислого газа растениями
  3. Образование углекислого газа в процессе дыхания
  4. Использование органических веществ на процессы жизнедеятельности
  5. Образование крахмала в клетках растений

Ответ: 21543.

13. Установите последовательность этапов размножения и развития лягушки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Появление у головастиков парных конечностей
  2. Оплодотворение икры самцами
  3. Исчезновение хвоста
  4. Откладка самками икры в воду
  5. Появление личинок с ветвистыми наружными жабрами

Ответ: 42513.

14. Установите последовательность событий, происходивших в палеозойскую эру на Земле. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Появление примитивных панцирных рыб
  2. Бурное развитие пресмыкающихся
  3. Широкое распространение хрящевых и костных рыб
  4. Появление первых хордовых животных
  5. Выход на сушу первых земноводных - стегоцефалов

Ответ: 41352.

15. Установите последовательность стадий развития папоротников, начиная с момента прорастания спор. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Оплодотворение на заростке
  2. Формирование гамет на гаметофите
  3. Прорастание споры и формирование заростка
  4. Развитие из зиготы побега с придаточными корнями
  5. Формирование многолетнего растения (спорофита)

Ответ: 32145.

16. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Формирование однослойного зародыша
  2. Образование мезодермы
  3. Образование энтодермы
  4. Дифференцировка органов
  5. Образование бластомеров

Ответ: 51324.

17. Установите последовательность процессов в световой фазе фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Поглощение хлорофиллом квантов света
  2. Синтез молекул АТФ за счет освобождаемой энергии
  3. Участие электрона в окислительно-восстановительных реакциях и освобождение энергии
  4. Возбуждение молекулы хлорофилла под влиянием энергии солнечного света

Ответ: 1432.

18. Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование пептидной связи между аминокислотами
  2. Взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
  3. Освобождение тРНК от аминокислоты
  4. Соединение иРНК с рибосомой
  5. Выход иРНК из ядра в цитоплазму
  6. Синтез иРНК

Ответ: 654231.

19. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе интерфазы и митоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки
  2. Расхождение сестринских хромосом к полюсам клетки
  3. Образование двух дочерних клеток
  4. Удвоение молекул ДНК
  5. Размещение хромосом в плоскости экватора клетки

Ответ: 41523.

20. Установите последовательность процессов полового размножения и развития пресноводной гидры, начиная с образования половых клеток. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Появление в водоемах молодых гидр нового полового поколения
  2. Образование зиготы и развитие защитной оболочки
  3. Образование осенью гамет у взрослой гидры
  4. Зимовка зародыша и его развитие весной
  5. Оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей

Ответ: 35241.

21. Установите последовательность образования ароморфозов у животных в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Появление внутреннего оплодотворения
  2. Возникновение полового процесса
  3. Образование хорды
  4. Формирование пятипалых конечностей

Ответ: 2134.

22. Установите последовательность процессов микроэволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Действие движущего отбора
  2. Появление полезных мутаций
  3. Репродуктивная изоляция популяций
  4. Борьба за существование
  5. Формирование подвида

Ответ: 24135.

23. Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Разрушение и минерализация органических остатков
  2. Первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
  3. Использование органических веществ консументами 2 порядка
  4. Использование энергии химических связей растительноядными животными
  5. Использование энергии химических связей консументами 3 порядка

Ответ: 24351.

24. Установите последовательность процессов сукцессии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование почвы в результате эрозии материнской породы и отмирания лишайников
  2. Формирование разветвленной сети питания
  3. Прорастание семян травянистых растений
  4. Заселение территории мхами

Ответ: 1432.

25. Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Ястреб-перепелятник
  2. Гусеницы непарного шелкопряда
  3. Обыкновенный скворец
  4. Жук пахучий красотел
  5. Листья липы

Ответ: 52431.

26. Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Дафния
  2. Окунь
  3. Мальки рыб
  4. Водоросли

Ответ: 4132.

27. Установите последовательность процессов круговорота азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Разрушение микроорганизмами органических остатков
  2. Использование животными азотсодержащих органических веществ
  3. Использование растениями соединений азота
  4. Поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями
  5. Высвобождение свободного азота

Ответ: 43215.

28. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе сукцессии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Формирование устойчивого сообщества
  2. Заселение травянистыми растениями
  3. Заселение кустарниками
  4. Заселение лишайниками голых скал
  5. Заселение мхами

Ответ: 45231.

29. Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Дрозд
  2. Крапива
  3. Ястреб
  4. Гусеница

Ответ: 2413.

30. Установите последовательность звеньев в пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Жаба серая
  2. Листья капусты
  3. Лисица обыкновенная
  4. Еж обыкновенный
  5. Слизень полевой

Ответ: 25143.

31. Установите правильную последовательность смены растений на вырубке елового леса при ее зарастании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Береза
  2. Сосна
  3. Травянистые растения

Ответ: 3124.

32. Установите последовательность звеньев в пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Коршун
  2. Мышь
  3. Злаки

Ответ: 4312.

33. Установите последовательность звеньев пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Сосна
  2. Синица
  3. Личинки насекомых
  4. Ястреб

Ответ: 1324.

34. Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Степной орел
  2. Мышь полевая
  3. Ковыль перистый
  4. Уж обыкновенный

Ответ: 3241.

35. Установите последовательность стадий вторичной сукцессии на заброшенной пашне. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Сорноразнотравная растительность
  2. Разнотравно-злаковая растительность
  3. Лиственный лес
  4. Смешанный лес
  5. Травы и кустарники

Ответ: 12534.

36. Установите последовательность стадий заселения голых скал растительным сообществом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Разрушение пород, накопление органических и минеральных веществ
  2. Появление кустарников, скрепление почвы корнями
  3. Появление травянистых растений
  4. Появление деревьев
  5. Заселение лишайниками

Ответ: 51324.

37. Установите последовательность этапов фагоцитоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Удаление
  2. Прилипание и погружение чужеродного объекта в цитоплазму фагоцита
  3. Переваривание
  4. Движение фагоцитов в очаг воспаления
  5. Поглощение

Ответ: 42531.

38. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Чувствительный путь
  2. Рабочий орган
  3. Рецептор
  4. Двигательный путь
  5. Участок центральной нервной системы

Ответ: 31542.

39. Установите последовательность ярусов в лесу, начиная с самого нижнего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Груша, клен, яблоня
  2. Папоротник, всходы деревьев, кислица
  3. Терновник, бузина, боярышник
  4. Мхи, лишайники, грибы
  5. Дуб, липа

Ответ: 42315.

40. Установите последовательность этапов действия фермента. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование конечных продуктов и свободного фермента
  2. Образование фермент-субстратного комплекса
  3. Молекула субстрата присоединяется к ферменту
  4. Фермент изменяет глобулярную структуру молекулы субстрата

Ответ: 4321.

41. Установите последовательность, отражающую усложнение животных в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Дельфин афалина
  2. Гавиал
  3. Ланцетник
  4. Кукушка
  5. Тритон

Ответ: 436251.

42. Установите последовательность процессов, происходящих при оплодотворении у цветковых растений, начиная с опыления. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Пыльцевое зерно прорастает за счет вегетативной клетки
  2. Пыльца переносится с одного цветка на другой
  3. Развивается зародыш семени и эндосперм
  4. Один спермий сливается с яйцеклеткой
  5. Второй спермий сливается с центральной клеткой

Ответ: 21453.

43. Установите последовательность процессов, происходящих при образовании новых видов в природе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. В результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями.
  2. В популяциях накапливаются наследственные изменения.
  3. Через множество поколений популяции изменяются, их особи не скрещиваются с особями других популяций.
  4. Популяции оказываются географически или экологически изолированными.
  5. Возникает новый вид.

Ответ: 42135.

44. Установите последовательность действий при рассматривании временных микропрепаратов под микроскопом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Направить свет зеркалом в отверстие предметного столика
  2. Закрепить микропрепарат клеммами
  3. Рассмотреть микропрепарат в целом
  4. Глядя в окуляр, поднимать или опускать тубус до появления четкого изображения объекта
  5. Поместить приготовленный микропрепарат на предметный столик
  6. Рассмотреть отдельные детали изучаемого микропрепарата

Ответ: 152436.

45. Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. В процессе дыхания органические вещества расщепляются, освобождается углекислый газ, который выделяется в атмосферу
  2. Мертвые органические остатки разрушаются микроорганизмами, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ
  3. Растения поглощают углекислый газ из атмосферы, воду из почвы и образуют из них органические вещества, используя солнечную энергию
  4. Человек, животные, грибы, бактерии используют для питания готовые органические вещества, содержащие углерод

Ответ: 3412.

46. Установите последовательность процессов при репликации ДНК. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Фермент ДНК-полимераза, передвигаясь по репликационной вилке, соединяет между собой нуклеотиды по принципу комплементарности
  2. Снятие с вновь синтезированных молекул ДНК всех белковых факторов и ферментов
  3. Разрыв водородных связей в молекуле ДНК с помощью нескольких белковых факторов
  4. Спирализация ДНК
  5. Образование репликационной вилки
  6. Репарация - исправление ошибок особыми корректирующими белками

Ответ: 351624.

47. Установите последовательность этапов реализации генетической информации. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Белок
  2. Признак
  3. иРНК

Ответ: 31524.

48. Установите последовательность процессов, происходящих во время транскрипции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. РНК-полимераза обнаруживает промотор
  2. Раскручивание двойной спирали ДНК
  3. Синтез иРНК по принципу комплементарности
  4. Присоединение фермента РНК-полимеразы
  5. Выход редактированной иРНК из ядра в цитоплазму
  6. Сплайсинг

Ответ: 241365.

49. Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Контакт пищевой частицы или бактерии с мембраной клетки, активация мембраны
  2. Изоляция пищевой частицы или бактерии
  3. Переваривание и выброс продуктов лизиса
  4. Впрыскивание ферментов лизосомы, образование пищеварительной вакуоли
  5. Направленное движение в сторону пищевой частицы или бактерии (хемотаксис)
  6. Захват, втягивание и окружение пищевой частицы или бактерии

Ответ: 516243.

50. Установите последовательность процессов симпатрического образования видов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование жизнеспособных полиплоидов
  2. Формирование нового вида
  3. Вытеснение диплоидных особей из ареала
  4. Быстрое увеличение хромосомного набора особей под действием мутагенных факторов

Ответ: 4132.

51. Установите последовательность этапов дигибридного скрещивания растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Перекрестное опыление растений
  2. Самоопыление растений Ф1
  3. Статистический анализ гибридов второго поколения
  4. Получение единообразных гибридов
  5. Получение гибридов Ф2
  6. Получение чистых линий

Ответ: 614253.

52. Установите последовательность этапов работы по созданию нового сорта картофеля. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Проведение анализирующего скрещивания для определения генотипа исходных форм
  2. Отбор потомков с нужными селекционеру признаками
  3. Перекрестное опыление родительских форм растений с нужными генотипами
  4. Размножение растений для получения семенного материала и сортоиспытания
  5. Анализ фенотипов потомков
  6. Подбор исходных родительских форм

Ответ: 613524.

53. Установите последовательность, отражающую этапы формирования приспособлений у живых организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Проявление мутаций в фенотипе
  2. Выживание особей с новыми фенотипами
  3. Появление мутаций при половом размножении
  4. Сохранение естественным отбором особей с новыми признаками
  5. Внутривидовая борьба за существование
  6. Интенсивное размножение особей с новыми признаками и рост численности новой популяции

Ответ: 315246.

54. Установите последовательность, отражающую основные этапы эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Возникновение двойного оплодотворения
  2. Утрата связи процесса полового размножения с водой
  3. Многоклеточность и разделение тела на органы, развитие проводящей системы
  4. Переход от наружного оплодотворения к внутреннему
  5. Опыление насекомыми и распространение семян и плодов животными
  6. Переход от гаплоидности к диплоидности

Ответ: 362415.

Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.

1. Установите последовательность процессов мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Расположение пар хромосом по экватору клетки
  2. Расхождение сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки
  3. Конъюгация и кроссинговер
  4. Образование ядер с набором хромосом и ДНК nc
  5. Расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки

Ответ: 31524.

2. Установите последовательность процессов опыления и оплодотворения у цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование двух спермиев
  2. Созревание пыльцы
  3. Слияние спермия с яйцеклеткой
  4. Проникновение пыльцевой трубки в восьмиядерный зародышевый мешок
  5. Образование эндосперма

Ответ: 21435.

3. Установите последовательность процессов, обеспечивающих биосинтез белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Доставка аминокислот к рибосоме
  2. Образование комплекса иРНК-рибосома
  3. Присоединение антикодона тРНК к комплементарному кодону иРНК
  4. Образование пептидных связей между аминокислотами
  5. Транскрипция

Ответ: 52134.

4. Установите последовательность процессов жизненного цикла печеночного сосальщика, начиная с взрослой особи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Ответ: 21534.

5. Установите последовательность усложнения уровней организации живого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Биосферный
  2. Клеточный
  3. Биогеоценотический
  4. Организменный
  5. Популяционно-видовой

Ответ: 24531.

6. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротника, начиная с формирования взрослого растения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование коробочек на вайях
  2. Созревание гамет
  3. Развитие заростка
  4. Образование зиготы
  5. Формирование спорофита

Ответ: 51324.

7. Установите последовательность процессов жизненного цикла человеческой аскариды, начиная с яиц. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Ответ: 41523.

8. Установите последовательность этапов жизненного цикла сфагнума, начиная с взрослого растения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Развитие гамет
  2. Образование коробочки
  3. Образование зиготы
  4. Мейотическое формирование спор
  5. Формирование гаметофита

Ответ: 51324.

9. Установите последовательность процессов энергетического обмена в организме человека при повышенной физической нагрузке.

  1. Расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
  2. Расщепление биополимеров пищи до мономеров
  3. Восстановление ПВК до молочной кислоты при недостатке кислорода
  4. Расщепление молочной кислоты

Ответ: 2134.

10. Установите последовательность процессов первого деления мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Расхождение двухроматидных хромосом к разным полюсам
  2. Расхождение центриолей к полюсам клетки
  3. Образование пар гомологичных хромосом
  4. Формирование ядерных оболочек гаплоидных ядер
  5. Расположение бивалентов в плоскости экватора
  6. Начальное формирование митотического веретена

Ответ: 236514.

11. Установите последовательность внедрения вируса в клутку-мишень. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Впрыскивание в цитоплазму вирусной нуклеиновой кислоты
  2. Репликация вирусных ДНК
  3. Сборка частиц множества вирионов
  4. Прикрепление капсида к наружной мембране
  5. Встраивание вирусной ДНК в ДНК клетки хозяина

Ответ: 41523.

12. Установите последовательность стадий фагоцитоза, протекающих в клетке.

  1. Слияние мембранного пузырька с лизосомой
  2. Погружение мембранного пузырька внутрь клетки
  3. Переваривание твердой частицы под действием ферментов
  4. Впячивание мембраны при контакте с твердой частицей

Ответ: 4213.

13. Установите последовательность событий при географическом видообразовании.

  1. Накопление мутаций в новых условиях жизни
  2. Возникновение физических преград
  3. Распространение полезных мутаций
  4. Репродуктивная изоляция

Ответ: 2134.

14. Установите последовательность процессов онтогенеза ланцетника. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование бластоцеля
  2. Нейруляция
  3. Гаструляция
  4. Органогенез
  5. Дробление
  6. Развитие плода

Ответ: 513246.

15. Установите последовательность эволюционного развития хордовых животных.

  1. Хрящевые рыбы
  2. Млекопитающие
  3. Земноводные
  4. Ланцетники
  5. Пресмыкающиеся

Ответ: 41352.

16. Установите последовательность усложнения органов нервной системы в эволюции животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Формирование нервной трубки
  2. Образование нейронами сетчатого сплетения
  3. Наличие окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки
  4. Наличие головных ганглиев и боковых стволов
  5. Дифференциация в переднем мозге больших полушарий
  6. Наличие борозд и извилин в коре больших полушарий

Ответ: 124356.

17. Установите последовательность процессов, сопровождавших эволюцию растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Исчезновение семенных папоротников
  2. Широкое распространение водорослей
  3. Появление древних голосеменных
  4. Господство цветковых растений
  5. Освоение суши риниофитами

Ответ: 25134.

18. Установите последовательность эр в эволюции жизни с момента возникновения жизни на Земле. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Палеозойская
  2. Мезозойская
  3. Кайнозойская
  4. Протерозойская
  5. Архейская

Ответ: 54123.

19. Установите последовательность усложнения кровеносной системы у хордовых животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Трехкамерное сердце без перегородки в желудочке
  2. Двухкамерное сердце с венозной кровью
  3. Сердце отсутствует
  4. Сердце с неполной мышечной перегородкой
  5. В сердце разделение венозного и артериального кровотоков

Ответ: 32145.

20. Установите последовательность изменения биомасс организмов в соответствии с правилом экологической пирамиды, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Кальмары, осьминоги
  2. Белый медведь
  3. Планктон
  4. Ракообразные
  5. Ластоногие

Ответ: 25143.

21. Установите последовательность эволюционных изменений в орудийной деятельности на разных этапах антропогенеза.

  1. Изготовление примитивных орудий из камня
  2. Использование естественных предметов природы
  3. Изготовление механизмов из металла
  4. Изготовление каменных наконечников для стрел

Ответ: 43251.

22. Установите последовательность существования предковых форм человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Палеоантроп
  2. Кроманьонец
  3. Неандерталец
  4. Человек умелый
  5. Гейдельбергский человек

Ответ: 45132.

23. Установите последовательность процессов при образовании спермиев у цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Образование зрелого пыльцевого зерна
  2. Митоз микроспоры
  3. Мейоз клетки стенки пыльцевого гнезда
  4. Митоз генеративного ядра мужского гаметофита

Ответ: 3241.

24. Установите последовательность усложнения органов дыхания в эволюции животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Альвеолярные легкие
  2. Появление трахеи и бронхов
  3. Легкие с небольшими внутренними выростами
  4. Кожное дыхание
  5. Легкие в виде губчатых тел

Ответ: 43251.

25. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Появление побега
  2. Формирование тканей
  3. Наличие цветка и плода
  4. Развитие системы придаточных корней
  5. Формирование семян на чешуйках шишек

Ответ: 21453.

26. Установите последовательность процессов фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Акцептирование углекислого газа
  2. Фотолиз воды
  3. Возбуждение электронов хлорофилла
  4. Образование НАДФН
  5. Синтез глюкозы

Ответ: 32415.

27. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Внутреннее оплодотворение
  2. Половой процесс
  3. Хорда
  4. Пятипалые конечности
  5. Альвеолярные легкие

Ответ: 21345.

28. Установите последовательность этапов сукцессии верхового болота.

  1. Заселение территории многолетними травами
  2. Появление молодых сосен
  3. Формирование травянистого сообщества
  4. Нарастание торфяного слоя

Ответ: 4132.

08.02.2018

Білім беру саласы: « Познание»

Бөлімдер: ФЭМП.

Тақырыбы: «Закрепление знаний о порядковых числительных. Влево, вправо. Установление последовательности событий»

Мақсаты: закрепить навыки порядкового счета (в пределах5); различать количественный и порядковый счет; закрепить умение правильно отвечать на вопросы «сколько?, «какой по счету?»; учить соотносить количество предметов с цифрой; продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»; развивать умение устанавливать последовательность событий, мелкую моторику рук; воспитывать трудолюбие.

Оборудование и материалы: Игрушки: обезьяна, мишка, лиса, заяц, лягушка; Коврограф с картинками машин и пирамид, игровизоры с заданиями и маркерами на каждого ребёнка, задание картинки, цветные карандаши.

Билингвалдық компонент : алма-яблоко, мысық-кошка, маймыл- обезьяна, балық -рыба, құбақа-лягушка, сол жақта-слева, оң жақта-справа.

Сөздік жұмыс/ Словарная работа: вправо,влево.

Ұйымдасты рушы қозғаушы қызмет

түрі.

Игровой момент. На столе лежат игрушки: обезьяна, мишка, лиса, заяц, лягушка.

Ребята, вчера вечером к нам в группу приходил мальчик Андрюша. Он помог мне расставить игрушки.

А сегодня я пришла в группу, а все игрушки оказались у меня на столе.

Кто-то ночью поиграл, а расставить не смог. Оставил только загадку, как надо расставить игрушки.

Проявляют интерес, рассматривают игрушки, удивляются, кто же ночью был в группе и играл с игрушками.

Хотят помочь расставить игрушки по местам.

Ұйымдасты ру ізденушілік.

Игра «Отгадай загадку»: загадывает загадку:

Расставил Андрюшка На полке игрушки:

Рядом с мартышкой Плюшевый мишка.

Рядом с лисой - зайка косой.

А последняя лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка?

Предлагает назвать по порядку и расставить игрушки так, как расставил игрушки Андрюшка.

Уточняет, что количественный счет и порядковый отличаются и для того чтобы в этом убедиться.

Какая игрушка на третьем месте?

На котором по счету месте зайка?

На котором по счету месте мишка?

Какая игрушка на пятом месте?

На котором по счету месте мартышка?

Игра «Кто что считал?» предлагаю посчитать предметы на картинке,

Физкультминутка «Звериная зарядка».

Раз - присядка, два - прыжок,

Это заячья зарядка!

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться! Обязательно зевнуть,

Ну, и хвостиком махнуть.

А волчата спину выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть А кому зарядки мало.

Начинаем все сначала.

Игра «Что сначала, что потом?»

читает стихотворение:

На столе лежит апорт,

Так и просится он в рот.

Раз прошел, куснул, другой.

Стал Апорт наш не такой...

Каким было яблоко, сначала и каким стало потом?

Балалар посмотрите на экран нужно показать каким было яблоко «сначала» и каким стало «потом»

Билингвальный компонент: алма - яблоко, мысық - кошка, май- мыл - обезьяна, құрбақа - лягушка.

Отгадывают загадку, называют:

пять игрушек.

Называют и расставляют игрушки.

Считают, называют:

лиса.

На четвертом.

На втором.

Лягушка.

На первом.

дети должены взять цифру, которая обозначает это количество предметов, и показать.

Выполняют движения по тексту стихотворения.

Слушаютстихотворение.

Выполняют задание.

Повторяют: алма - яблоко, мысық - кошка, май- мыл - обезьяна, құрбақа – лягушка.

Рефлексивті -коррекция лаушы.

Самоконтроль и самооценкавыполненной работы.

Рефлексия: чем занимались на занятии, какие заданияпонравились?

Вспоминают,

чем занимались,

отвечают навопросы.