Обувь

Презентация к уроку ИЗО «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. «образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Фрагмент полотенца русской народной вышивки рисунки

Презентация к уроку ИЗО «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. «образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Фрагмент полотенца русской народной вышивки рисунки
страница 1

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:


  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

  3. Проверить отсутствующих в классе.

  4. Сообщение темы и целей урока.
Основная часть:

  1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.



  2. Подведение итогов, выставка работ.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».


Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.


Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

Литература

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.
страница 1


Красивое и яркое полотенце уже само по себе является оригинальным предметом в доме. Но иногда хочется выразить свою индивидуальность или преподнести полезный подарок близкому и дорогому человеку. В этом случае это будет слишком уж обыденным презентом. Но выход есть - вышивка на полотенце сделает вещь более оригинальной и не такой привычной.

Полотенца с вышивкой для крещения

Крыжма (именно так называют крестильные полотенца) играет особую роль при совершении таинства крещения. Они обладают силой оберега и несут ее в себе на протяжении всего жизненного пути человека.

Вышивка в виде имени ребенка, нанесенная на полотенце, усиливает действие оберега. Оригинально будет выглядеть крыжма, дополненная вышитой датой крещения малыша. Выполняя работу, нужно придерживаться следующих правил:

Вышивка крестом на полотенце: схемы и необходимые материалы

При желании всегда можно обновить свою ванную комнату или кухню. Наполнить свой дом уютом возможно, используя вышитые полотенца, изготовленные своими руками.

Наиболее простой способ сделать это - приобрести в магазине для творчества готовый набор для вышивки. Однако можно выполнить отдельный узор на канве, а после уже пришить его на полотно. В результате получится прекрасная вышивка на вафельном полотенце или на махровом, все зависит лишь от вашей фантазии.

Работа по вышиванию миниатюр не займет слишком много времени, а справиться с ней сможет даже начинающая рукодельница. Для работы необходимо подготовить такие материалы и инструменты:

  • цветную схему для вышивки крестом;
  • нити мулине (они должны быть качественные с устойчивым окрасом);
  • канву;
  • пяльцы и иголку;
  • швейные нити в цвет канве;
  • маркер водорастворимый для разметки;
  • полотенце.

Инструкция по выполнению работы

Приступая к работе, первым делом необходимо подготовить материалы (прогладить канву и сделать разметку 10 на 10 клеток с помощью маркера). Далее канву натягивают на пяльцы и начинают работу. Чтобы вышивка выглядела аккуратно, все стежки должны идти в одном направлении. Сначала ряд проходят стежками «полукрест» в направлении слева направо. Затем необходимо вернуться назад, выполнив такой же «полукрест» в другую сторону. При желании вышивку можно сделать более объемной, для этого необходимо использовать толстые нити или сложить мулине несколько раз.

Когда работа будет закончена, канву снимают с пялец, стирают в мыльной воде, чтобы убрать разметку маркером, и проглаживают утюгом через ткань на не слишком высокой температуре. В завершение кончики канвы подворачивают на изнаночную сторону и пришивают к полотенцу вручную потайным швом.

Вышивка на махровом полотенце

Выбирая для такой работы махровое полотенце, нужно понимать, что вышивать на нем достаточно сложно. Ткань сама по себе не очень простая, у нее не гладкая поверхность, и перенести на нее эскиз будет проблематично.

На сегодняшний день для подобной работы чаще всего применяют швейную машинку. Хотя, если постараться, приложить время и усилия, то красивая вышивка на полотенце своими руками также может быть выполнена, при этом результат будет выглядеть потрясающе.

Поскольку махровое полотенце обладает ворсистой структурой, лучше всего на нем вышивать гладью. Вышитые элементы в любом случае будут отличаться по своей фактуре, поэтому лучше всего выделить их контрастными нитями.

Приступая к выполнению работы, первым делом необходимо подобрать подходящий узор - это могут быть инициалы, надпись или просто красивый рисунок. В любом случае размеры выбранного узора должны соответствовать размерам самого полотенца.

Поскольку на махровые ткани узоры наносятся проблематично, то лучше всего в качестве основы выбрать фетр. Благодаря этому вышивка на полотенце станет более объемной и выпуклой. При использовании фетра узор получится сделать более заметным.

Эскиз необходимо вырезать и приметать к выбранной части полотенца обычными стежками. После этого выполняют (вручную или на машинке). По сути, техника вышивки не имеет значения - это могут быть прямые или косые стежки. Нужно обращать внимание на то, чтобы края эскиза не виднелись снаружи. Более на полотенце будет смотреться, если выполнить ее гладью с настилом.

Постаравшись и приложив немного усилий, можно изготовить оригинальное полотенце с вышивкой, которое станет одной из любимых вещей или прекрасным подарком.

Полотенца (праздничные, свадебные, похоронные, глухие) в традиционной крестьянской культуре играли более важную роль в обрядах по сравнению с другими предметами бытовой утвари, поэтому к их орнаментированию относились с пристрастием и передавали полотенца из поколения в поколение.

В музеях встречаются очень старые образцы вышитых и тканых полотенец. Полотенца изготавливали в технике бранного, ажурного, многоремизного, закладного ткачества, вышивали набором, счетной гладью, крестиком, болгарским крестом, тамбуром, стебельчатым швом, гладью. Одной из самых ранних и трудоемких техник является вышивка по перевити (вышивка по продернутому в виде сетки холсту).

У обрядового полотенца середину полотна оставляли белой, на краях выполняли вышивку и к концам полотна пришивали кружево (вязанное крючком, плетеное на коклюшках или фабричное) или ажурно вытканные полосы или делали кисти — таким образом возникал самый распространенный вариант трехчастного разбиения пространства. Встречается и более сложный порядок расположения орнаментов: вышивка, кружево (прошва), вышивка (возможно по кумачу), кружево или кисти. В этнографии существует гипотеза, что до середины XIX века концы полотенец оформляли не кружевом, связанным крючком, а вышивкой по перевити, орнаменты которой часто имитирует крючочное кружево. Традиционными мотивами вышивки для обрядовых полотенец были птицы-павы у древа жизни, птицы, идущие друг за другом, ромбы и другие. В зависимости от мотивов орнаментов вышивки и кружева полотенца использовали в свадебном, похоронном или в календарных обрядах. Богато украшали полотенце для иконы в красном углу. Перед тем как вышивать такое полотенце, два конца полотна часто сшивали вдоль одной стороны на высоту вышивки. Затем, не прерывая раппорт в месте шва, выполняли вышивку от одного края до другого получившегося полотна и пришивали кружево на всю ширину сдвоенных концов. Такое полотенце называлось глухим. Его вешали на зеркало или на раму с фотографиями.

В конце XIX — начале XX века распространились натуралистические вышивки крупных цветов, букетов, вазонов, сюжетные вышивки. Эти мотивы женщины находили на обертках мыла, одеколонов и другой парфюмерии, которые разрабатывались целым штатом художников на фабрике промышленника Брокара. Мастерица вносила в сюжет и свои мотивы, которые встречались в старинных изделиях.

Повседневные полотенца — для вытирания рук (рукотерники), для накрывания квашни (наквашенники), для накрывания ведра с молоком (накоровенники) — также украшали, но символике их орнаментов придавали меньше значения. Такие полотенца были пестрыми — в клетку, в полоску, — к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и черными нитками.

Полотенце — наквашенник. Талицкий район Свердловской области.


Конец полотенца. Из фондов Нижнесалдинского краеведческого музея, г. Нижняя Салда Свердловской области


Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург


Город Пермь (из церковного прихода). Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург


Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Свердловская область. Из фондов Центра внешкольной работы Чкаловского района г. Екатеринбурга


Полотенца. Ирбитский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Деревня Прядеино Харловского с/с Ирбитского района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Полотенца. Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Вышивка на полотенце помогает достичь нескольких целей. Компания получает брендированную вещь, которая раскручивает товарный знак и повышает престиж. Спортивная команда становится более сплоченной благодаря такому аксессуару. Что уж говорить о том, каким приятным и индивидуальным подарком становится полотенце с вышивкой! Оно создаёт уют и настроение, выражает ваши чувства.

Что ещё влияет на цену? Заказать нашивки с зашитым фоном стоит дороже, чем с незашитым, но выглядят они солиднее. Дороже стоит вышивка металлизированными нитками, а так же люминесцентными или флуоресцентными. Снизить стоимость можно, использовав меньше цветов при вышивании. Чем больше заказ - тем ниже цена за 1000 стежков.

Что ещё влияет на сроки? При загруженности нашего производства сроки могут быть больше, о чём вам обязательно сообщат заранее. Возможен заказ срочной вышивки : за доплату вы получите её уже сегодня! Для постоянных клиентов срочная вышивка может выполняться без наценки.

Производство полотенец с вышивкой

В большинстве своём полотенца изготавливаются из ворсистой ткани, которая отлично впитывает влагу. Это, конечно, затрудняет процесс вышивания рисунка. Чтобы сделать вышивку на полотенце с высоким ворсом, мы используем водорастворимые стабилизаторы. Они не дают стежкам рисунка проваливаться под ворс и удерживают его на месте. Поэтому наши полотенца с вышивкой смотрятся так роскошно!

Есть ещё несколько нюансов. Полотенца - это предмет личной гигиены, они должны подвергаться особой обработке в процессе использования. Машинная вышивка на полотенцах не боится высоких температур и надолго сохраняет свой первоначальный вид, потому что мы используем немецкие нитки Gunold из высококачественной вискозы.

Возможности вышивки на полотенцах

Материал . Мы вышиваем на полотенцах из хлопка, бамбука, микрофибры, льна, гидрохлопка, кашемира. Наша машинная вышивка на махре получается аккуратной и долговечной. При создании дизайна мы учитываем характеристики материала, чтобы получить привлекательное и аккуратное изображение.

Размер и место нанесения . Максимальный размер машинной вышивки - 36х45 см. Принеобходимости мы выполняем стыковку, и тогда длина достигает 2 метров. Не рекомендуем покупать текст меньше 5 мм в высоту, его будет трудно прочитать. При вышивке на ворсистом полотенце лучше отказаться от мелких деталей и мелкого текста, они могут "утонуть" в ворсе. Если всё-таки нужна мелкая проработка, лучше сделать нашивки на заказ или шевроны на полотенца.

Цвета и особые нитки . В одном изображении используется до 12 цветов, предлагаем посмотреть каталог ниток . Использование большего количества цветов сильно усложнит технологию машинной вышивки, но мы можем это сделать за дополнительную плату. Чтобы сделать полотенце с индивидуальной вышивкой необычным, стоит использовать нестандартные нитки. Предлагаем металлизированные, светящиеся в темноте, светящиеся в ультрафиолете и меланжевые нитки - с ними вышитые полотенца становятся по-настоящему оригинальными.

Вышивка на полотенцах в Москве

Вышитый узор на полотенце для салона красоты "Maverick"

Вышивка на махровом полотенце на заказ "RAN3". Вышивка на махре

Уход за полотенцем с вышивкой . Мы используем немецкие нитки из вискозы Gunold, они не линяют и не бояться влаги. Такое полотенце можно смело стирать в машинке при температуре не выше 60°С. При соблюдении правил ухода вышивка прослужит дольше, чем само полотенце.

Вышивка на полотенце на заказ

Что вы получаете, заказывая вышивку на полотенцах?

Свобода творчества . Вы ничем не ограничены, сами выбираете рисунок, цвета, расположение, сочетание элементов. По сути - вы становитесь дизайнером! Стильным ходом будет добавить золотую и серебряную нитки.

Индивидуальное решение. . Вы получите именно то, что хотели. То самое полотенце нужного вам цвета и размера. Мы заботимся о комфорте наших клиентов и делаем заказ вышивки максимально удобным и простым.

Долговечность . Вышивка на полотенце на заказ не линяет, спокойно переносит влагу и стирку, не выцветает со временем и не деформируется во влажной среде.

В итоге у вас - презентабельная и долговечная вещь, которая поднимет ваш престиж, поможет создать стиль или порадует близких сердцу людей.

Вышивка на вафельном полотенце

Вышивка на вафельном полотенце - оригинальный подарок, интересная деталь интерьера кухни и способ создать хорошее настроение. Также купить вышивку на полотенце - хорошая идея для домов отдыха и гостиниц, такой ход повысит престиж заведения.

Мы перенесём на вафельное полотенце любую картинку или надпись. Вы можете выбрать любое изображение или фотографию, даже нарисовать от руки! Ваши фантазии с нашей помощью станут первоклассной вышивкой.

Вафельные полотенца с вышивкой не полиняют, цвета останутся такими же яркими спустя годы.

Особую сложность представляет вышивка на махровом полотенце. Это связано с длиною ворса, чем он длиннее - тем сложнее сделать так, чтобы вышивка на топорщилась и смотрелась аккуратно.

Однако мастера машинной вышивки с этим справляются на "отлично"! Грамотно составленный макет и верно подобранные стабилизаторы позволяют преодолеть любые трудности. Вышивка на махровом полотенце будет аккуратной, красивой, долговечной. А для комплекта можно заказать вышивку на халатах . Вопрос о классном подарке решён!

Русская вышивка на полотенце

Набирает популярность народная вышивка на полотенцах. Когда-то она была мощным оберегом и имела особое сакральное значение. В наши дни это просто красивый узор, но многие придают ему сверхъестественную силу. Часто свадебные полотенца с вышивкой - рушники - делаются по старинным образцам как оберег для молодой семьи. Также такая вышивка в интерьере квартиры создаёт особую атмосферу любви к старине.

Орнамент вышивки полотенец состоит либо из геометрических фигур, либо из растительных мотивов. Неправильно думать, что старинная вышивка на полотенце делалась крестиком. Вышивка крестом вошла в обиход лишь во второй половине XIX века. Настоящая древнерусская вышивка на полотенце делалась другими стежками.

Современная вышивка на полотенце в Москве может как повторять аутентичные старинные узоры, так и создавать псевдонародную вышивку крестиком. Вы можете заказать вышивку на полотенцах в народном стиле по вашим эскизам или по готовым схемам вышивки. В отличии от ручной работы, вышивка на полотенце срочно делается в течение одного дня!

Со словом "вышивка" обычно связано представление о вещах, снисходительно именуемых "дамским рукоделием". Действительно, этим древним искусством на Руси издавна занимались женщины всех социальных слоев. Но не они одни. К концу XIX века, когда во многих областях образовались вышивальные промыслы, чьи изделия выполнялись для продажи на потребу городским жителям, гоголевский губернатор был далеко не единственным мужчиной, занимавшимся вышиванием. В 1914 году, для демонстрации этого искусства за рубежом, в Берлин был послан Александр Васильевич Кондратов, крестьянин из деревни Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии, прославленного и поныне района шитья.

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного искусства. Для нее не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней - подзоры. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, людях, мечты о лучшей доле.

Но искусство шитья заключалось не только в орнаменте. Гладкий кусок полотна превращался в узорчатую поверхность, изукрашенную мелкими швами-узорами. Любой из многочисленных способов вышивки придавал ткани узорное строение и своеобразную фактуру. В одних случаях шитье исполнялось по счету нитей основы нанесением узора непосредственно на ткань. В других - часть нитей выдергивалась, перевивалась в сетку, и вышивку исполняли по этой сетке, как по канве, способом перевити или настилания узора. Шитье рассчитано на близкое рассматривание мелкоузорных разработок и заполнений деталей орнамента. Это искусство требовало внимания и усидчивости, в него вкладывалось немало народного терпения и трудолюбия.

Коллекция вышивки в Русском музее насчитывает почти десять тысяч произведений. Разными путями попали они в собрание. Народная вышивка редко служила предметом увлечения частных собирателей. Большинство произведений переместилось в фонды музея прямо из деревенских изб, где их использовали в быту или бережно хранили в сундуках в память о матери или как часть приданого. Так дождались они сотрудников научных экспедиций, которые ежегодно изучают народное искусство на местах, пополняют музеи новыми экспонатами, собирают о них важные и редко доступные в других условиях фактические сведения.

Последовательную историю развития русской вышивки представить себе невозможно: слишком отрывочны и неполны ее сохранившиеся страницы.

Древнейшие вышивки X-XIV веков известны только по мелким обрывкам, которые находят в земле археологи. По ним трудно судить о первоначальном виде произведений. К тому же они исполнены шелком и золотными нитями и найдены в знатных погребениях.

До недавнего времени народные вышивки ранее XVIII века не были известны. Случай помог открыть два уникальных произведения шитья средневековья.

В 1957 году в Русский музей поступила икона, доски которой с тыльной стороны были оклеены рваной тряпкой. Приглядевшись, на ней можно было увидеть интересный узор: среди геометрических фигур, заполняющих основное поле ткани, стояли олени, а в узкой кайме, обрамляющей середину, чередовались человеческая фигура и зверь на задних лапах по сторонам дерева.

Несколько лет спустя похожая вышивка была обнаружена под живописью другой иконы. Старая вышитая скатерть была использована в качестве паволоки иконы - ткани, наклеиваемой на доски перед нанесением на них грунта. Представить себе ее орнамент удалось лишь с помощью рентгенограмм, снятых по частям со всей поверхности иконы. Здесь также внутри крупных клеток, заполняющих все поле ткани, расположились олени, лоси, звери и птицы; а в кайме - олени, стремительно бегущие по лесу. Обе найденные вышивки оказались очень похожими по орнаменту, приемам и материалам шитья, по стилистическим особенностям и характеру изображений. Они вышиты белыми нитями по тонкому льняному полотну двусторонним швом, дающим одинаковый узор с лица и с изнанки. Изображения оленей, зверей и птиц очень условны. Без лишних деталей, одними прямыми вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями переданы особенности облика каждого. Они вполне узнаваемы, хотя намеренно геометризованы и превращены в своего рода орнаментальный знак. Линии рисунка обеих вышивок взаимозависимы и строго параллельны. Все детали связаны в единую композицию удивительным ритмом чередования фигур, соотношений фона и узора, его рельефных плотных и тонких линейных частей.

Датировка икон, техника шитья, характерная для этого времени, и особая осмысленность узоров позволяют отнести эти уникальные вышивки к рубежу XV и XVI веков. Орнамент найденных вышивок - не обычное украшение предметов. Лаконичная выразительность и важная роль изображений оленей, птиц, зверей придают ему особый смысл. Это своеобразные поэтические рассказы о северной природе и обитателях северных лесов, выраженные условным языком декоративного искусства. Одну из этих редчайших находок можно видеть в экспозиции Русского музея. Другая так и осталась сокрытой живописью XVI века.

К числу старинных произведений шитья относятся северные подзоры - белые узкие края простыней, на которых длинными фризами развертываются сказочные сцены. Изображения фантастических зданий, двуглавых орлов, единорогов, морских чудовищ соседствуют здесь с летящими птицами, длиннохвостыми павами и дамами в нарядных платьях, подбоченившимися в пляске или выглядывающими из окошек. Подлинное и сказочное переплетается в сплошном калейдоскопе образов, изобразительная конкретность которых сочетается с декоративной орнаментальностью. Фигуры плоскостны, их плавные контуры и плотная расшитая поверхность противопоставляются ажурному фону - мелкой квадратной сетке, по которой исполнена вся вышивка. Каждая деталь расшита тончайшими узорами, разнообразными по рисунку и строению. Эта изощренная техника вносит светотеневую игру и цветовые оттенки в белую на белом фоне вышивку.

Подзоры - подлинные детища своего времени. По изысканности и мастерству их можно сравнить с произведениями холмогорской резной кости второй половины XVIII века. И в тех, и в других народные мастера по-своему восприняли и отразили большие стили архитектуры и прикладного искусства того времени - барокко и рококо.

Особое место среди вышитых предметов принадлежит свадебным головным уборам. Они были самой драгоценной деталью народного костюма и часто служили не одному женскому поколению крестьянской семьи. И украшали их золотным шитьем или низанием жемчугом, подражая пышному великолепию княжеских одежд.

Почти в каждой области головные уборы отличались по форме. Точно короны, увенчивали девичьи головы венцы, бытовавшие в Новгородской губернии. Изгибы шнура, унизанного небольшими зернами речного жемчуга, рождают образ стебля с пышными травами и цветами.

В Тверском крае женщины носили высокий цилиндрический узор с ушками, расшитый по красному бархату золото-серебряными нитями. Густой узор почти не оставлял просветов фона. Здесь среди листьев расположились изображения двуглавых орлов и остроносых птиц. И жемчужный, и золотошвейный орнаменты исполнялись строго по форме убора, выявляя ее своеобразную красоту.

Головной убор являлся завершением многопредметного ансамбля народного костюма.

В костюме вышивка нередко сопровождалась ткачеством, набойкой и кружевом, а в Коротоякском уезде Воронежской губернии, наоборот, замещала собой все другие способы украшения одежды. Свадебный костюм здешних женщин - поразительное сочетание контрастов: строгого черного шитья на белом фоне оплечья рубахи и почти сплошь расшитой красно-оранжевой с яркими цветными вставками юбки-паневы; миниатюрного характера узора и его соединений в крупные плоскости орнамента; богатства вариантов, составляющих орнамент геометрических фигур и простоты и малочисленности исходных мотивов - полос, ромбов, клеток. И геометрический орнамент, и техника шитья "набором" подражают узорному ткачеству, гладкому ковровому характеру его фактуры.

Подавляющее большинство сохранившихся произведений русской народной вышивки датируется XIX - началом XX века. Однако сами узоры и составляющие их мотивы орнамента древнее вещей, на которых они вышиты.

Веками складывались богатства народного орнамента. Из этой огромной сокровищницы ничто не исчезало.

Изнашивались вышитые вещи, но старые узоры повторялись, перефразировались, видоизменялись, к ним добавлялись новые мотивы, а все вместе они соединялись в орнаментальных композициях, в которых со временем образовались сложные напластования тем, образов и сюжетов различного происхождения.

Почти все исторические эпохи оставили след в вышитых узорах. Когда-то, в первобытные времена, человек выражал свои понятия о мире услоdными знаками. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая - воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце. С течением времени изначальный смысл этих фигур изменился, а потом и вовсе изгладился в памяти поколений. Но эти древнейшие мотивы навсегда вошли во многие орнаменты народной вышивки.

Цепь ромбов на конце полотенца из деревни Бычки бывшего Дмитровского уезда Орловской губернии обрела новый художественный смысл. Исполнившая его в начале 1900-х годов мастерица и не подозревала о древнейшем смысле вышитых ею фигур. Она повторила их традиционный рисунок, но дала ему свое собственное художественное решение. В правильные очертания ромба вписан так называемый городчатый ромб - с отростками. Чередование целых фигур с их сдвоенными половинами в промежутках придает узору равномерный ритм. Орнамент вышит "по перевити" цветной шерстью. Ворсистые толстые нити, перевивая сетку, образуют плотные мелкие ячейки фона и более крупные - узора. Резко выделяются на красном фоне белые контуры ромбов. Горящие огоньками яркие ромбики в углах крупных оживляют орнамент нарядным многоцветием.

Особую группу составляют узоры русских вышивок, в которых известный археолог В. А. Городцов открыл целый пантеон древних славянских божеств. Изображения дерева с раскидистыми ветвями, человеческой фигуры с поднятыми руками, держащей поводья коней со всадниками или птиц, часто повторяются на полотенцах, подзорах, женских рубахах. Во времена славян-язычников эти образы олицетворяли силы природы - Солнце, Мать сыру-землю и подвластные ей стихии. Впоследствии содержание их также забылось, но народная традиция веками хранила в орнаменте крестьянских вышивок. Они всегда исполнены красными нитями по белому полотну двусторонним швом. Тонкие линии обрисовывают контуры фигур, заполняют их плоскости. Они неизменно легки, изящны и динамичны. Фигуры отвлеченны и геометризованы: головы - ромбы, крючья - руки, угловатые тела придают им символичность.

Из этой группы вышивок одни в большей мере донесли до нас древнюю иконографию. В таких случаях композиция ограничена тремя лаконичными фигурами, главной - в центре и подчиненными ей - по сторонам. В других произведениях традиционный сюжет нарушен, составлявшие связанную композицию образы обрели самостоятельную жизнь и новый смысл, превратившись то в ряд скачущих среди деревьев всадников, то в хоровод женщин в расшитых передниках с цветами-розетками в поднятых руках. От этих вышивок веет таинственной и манящей силой далекой полузабытой сказки.

В собрании Русского музея представлены все типы предметов, которые украшали вышивкой. Больше всего среди них полотенец. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка. И орнаменты на них вышивали традиционные, обусловленные обрядом.

На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. Они символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым. Такие птицы-павы с пышными хвостами, хохолками на головах и длинными клювами вышиты на концах полотенца из деревни Инема Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Их обрамляют два ряда маленьких птичек, обращенных друг к другу. Такое многократное повторение изображения птицы было своеобразным художественным приемом, подобным повторам в устном народном творчестве. Оно усиливало содержание образа, подчеркивало его особый смысл. Не случаен и красный цвет вышивки. Когда-то, в давние времена, он также был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.

Вышивкой занимались повсюду. И почти в каждом районе она обладала местным своеобразием, которое проявлялось в излюбленных узорах, особенностях техники, цвета, общем характере шитья. Сравним для примера олонецкую вышивку с подобным узором из Костромской губернии. На олонецком полотенце птицы застыли в торжественных позах, словно исполненные понимания важности свадебного обряда. Шитье "набором" - сочетанием двусторонней техники и односторонних фигурных заполнений деталей - подчеркивает классическую ясность и строгость орнамента, безупречный вкус и мастерство автора.

Подобная тема на конце полотенца из Костромской губернии выглядит совсем по-другому. И дело здесь не в том, что пышный куст разросся и занял все пространство холста, а две пары птиц примостились под его сказочными ветвями. Иной характер костромской вышивки - более земной, простодушный, с живыми позами смешных глазастых птиц на длинных лапах и двуглавым орлом, превратившимся в цветок. В отличие от северной суровости и строгости костромское шитье пронизано беззаботной радостью бытия. Этому ощущению немало способствует техника тамбура - швом-косичкой, позволявшая вести узор произвольно, независимо от нитей строения ткани, а также яркие, жизнерадостные краски цветной шерсти, которой исполнена вышивка. Среди тугих спиралей и розеток цветов разбросаны буквы надписи. Это редкий для народного искусства автограф мастерицы: "Шила Авдотия Федоровна Толстова Кого люблю того и дарю оузоры".

Существовали и местные любимые темы орнамента. Они повторялись во множестве вариантов в пределах общепринятого местного типа. В Каргопольском уезде Олонецкой губернии часто вышивали изображение барса. Большой зверь с поднятой лапой и оскаленной пастью заполнил собой весь конец полотенца. Но мастера интересовало не столько само изображение, сколько возможность изукрасить его. Поверхность фигуры представляет собой своеобразную мозаику из мелких разноцветных клеточек, шашек, угольников, вышитых желтой, красной, оранжевой, белой, серой шерстью.

Однако орнамент вышивки жил не только образами прошлого. Наряду с измененными и обновленными древними мотивами, в шитье XIX- XX веков находили отражение реальные события и современные темы. Особенный интерес проявляли народные мастера к бытовому жанру, изображая хорошо знакомую крестьянскую жизнь, а также диковинную барскую. На конце полотенца из Костромской губернии вышита сцена гулянья дам и военных. Безвестный автор этого уникального произведения сумел сочетать повествовательный рассказ с орнаментальной формой. Со свойственной народному мастеру острой наблюдательностью переданы типаж, костюмы, даже особенности лиц персонажей, изображенных с легкой иронией. Способ шитья так называемым "верхошвом" с размашистыми стежками цветной шерсти внутри тамбурного контура создает впечатление живописности, красочности сцены. Но реальные устремления не нарушают декоративных принципов вышивки. В чередовании мужских и женских фигур, в равных промежутках фона между ними, в продуманной системе цветовых пятен, соотношении ярких женских платьев и черных мужских мундиров - во всем этом заключен определенный ритм. Как ни занимателен сюжет вышивки, он выражен средствами орнаментального искусства.

Воле народного мастера подчинялось все: любую тему он обращал в орнаментальный мотив, видоизменяя изображение, упрощая, деформируя в соответствии с техникой и природой шитья.

На переднике из деревни Нижний Посад Одоевского уезда Тульской губернии орнаментальной темой стали церковные здания. Они утратили массивность и объемы, но сохранили выразительные очертания главного фасада, ставшие повторяющимся элементом узора. А на подзоре из Никольского уезда Вологодской губернии орнаментальным фризом чередуется два типа крестьянских домов. Это своего рода пейзаж северной русской деревни с выстроившимися в ряд избами. Словно одним росчерком они "обрисованы" по кумачу тонкой линией белого тамбурного шва. Любовно переданы детали архитектуры: ряды окошек, узорные торцы кровли, светелка, характерные свесы причелин и конька. Между избами круги-солнца с ветвями-лучами равномерным повтором дополняют орнаментальную картину.

Русская крестьянская вышивка очень многообразна. Каждое произведение неповторимо и оригинально. В нем запечатлено искусство создателя и художественный опыт многих поколений.