Одежда

Целью природосообразного воспитания по ф фребелю является. Идеи педагогики Ф.Фребеля. Вопросы для повторения

Целью природосообразного воспитания по ф фребелю является. Идеи педагогики Ф.Фребеля. Вопросы для повторения

«Будем жить для наших детей!»

Девиз Фридриха Фрёбеля

Немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, первый разработчик методики работы детского сада.

Ещё во младенчестве Фридрих Фрёбель лишился матери и воспитывался прислугой, старшими сёстрами, братьями и мачехой.

В 1805 году Фрёбель посетил и изучил учебное заведение Иоганна Генриха Песталоцци в Швейцарии. В 1808 году он поступил учителем в эту школу.

В 1816 году Фридрих Фрёбель открыл в деревушке Грисгейме (Германия) первое учебное заведение, организованное по своей системе.

В 1826 году был издан главный труд Ф. Фрёбеля: О воспитании человека. Автор писал, что человек по своей сути – творец, а воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков.

В 1840 году Фридрих Фрёбель переселился в г. Бланкенбург (Германия), где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его Детским садом / Kindergarten , где основное внимание уделялось играм и проявлению ребёнком заложенных в нём способностей. Этот детский сад через 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. И Фридрих Фрёбель начал вести подготовку «детских садовниц» - воспитательниц.

В 1851 он открыл детский сад в г. Мариентале (Германия), в этом же году по приказу властей все
детские сады запрещены как составляющие часть из-за боязни распространения идей …атеизма.
Это стало шоком для педагога и приблизило его смерть...

«Детские сады хотя и появились в различных местах Германии и Швейцарии, но до сих пор ещё явление новое, которое, как и всякое новое явление, вызывает два крайне противоположные мнения, а истина, как и всегда, лежит посередине.

Сторонники детских садов видят в них начало совершенного переворота в педагогике и считают Фрёбеля отцом будущего и единственно правильного искусства воспитания; они ожидают от детских садов ни больше, ни меньше, как пересоздания человеческого рода.

Противники детских садов, наоборот, видят в них учреждение не только бесполезное, по чрезвычайно вредное, врывающееся насильно в свободную жизнь ребёнка, систематизирующее и механизирующее эту жизнь, а потому подавляющее естественное развитие детской природы.

Ребёнок не играет и не мечтает, как ему хочется, а - по узкой, искусственно придуманной системе, и развитие его потому идёт гораздо хуже, чем развитие ребёнка, совершенно предоставленного самому себе.

Не будучи предубеждённым противником или защитником детских садов, я осматривал их с целью самому узнать правду и пришёл к тому убеждению, что идея детских садов, как и всякая новая педагогическая идея, слишком раздута, что ей придано слишком много важности, что на неё взвалено слишком много ожиданий; но что в ней есть зерно правды, которое, с течением времени, очистившись от своей шелухи, ляжет в общую сокровищницу педагогических приобретений человечества, т. е. и с этой идеей случится то же, что и с другими педагогическими идеями, как, например, с идеей взаимного обучения, с идеей Жакото и с идеей наглядности. […]

Несомненная заслуга Фрёбеля состоит в том, что он первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления, наклонности и взглянул на детскую жизнь, как на жизнь, относительно полную и законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые.

Педагоги часто забывали, что ребёнок не только готовится жить, но что он уже живёт и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности; но так как в жизни ребёнка игра составляет то же самое, что для взрослого человека всякая, так называемая, серьёзная деятельность, то естественно, что Фрёбель обратил преимущественное внимание на игры детей.

Как всякий нововводитель, он слишком увлёкся, слишком систематизировал их и придумал много таких, в которых мало детского, потому что придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Фрёбель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками и в которые играет и русский мальчик, и маленький итальянец, и маленький индиец на берегах Ганга, в которые играют наши дети и играли дети древних греков и римлян.

Детские игры ожидают ещё своего историка, который с удивлением заметит, как какая-нибудь игра с необыкновенной верностью и даже точностью, потерявшей иногда всякий смысл, передавалась из поколения в поколение, через несколько тысячелетий. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики; но в играх, придуманных Фрёбелем, как я уже сказал, много искусственного и не детского.
Песенки, по большей части, скучны, натянуты, написаны очень дурными стихами, которые, по замечанию швейцарского педагога Фрелиха, могут только портить вкус ребёнка, а главное, проникнуты несносным для детей дидактизмом.

Странно даже, как Фрёбель, знавший так хорошо детскую природу, выпустил из виду то, что мораль в песнях ничему не может выучить пятилетних детей. Здесь он был, кажется, увлечён общей немецкой страстью морализировать кстати и некстати. Однако же игры Фрёбеля, а ещё более придуманные им, или собранные детские занятия имеют много достоинств, - и в руках хорошей наставницы, понимающей инстинктивно потребности детской природы и умеющей удовлетворять им, для которой главное не система Фрёбеля, а самые дети, приносят много пользы.

Но много ли таких наставниц?

Сами фребельянцы сознаются, что очень мало, и этим стараются оправдать неуспех детских садов во многих городах».

Ушинский К.Д., Отчёт о командировке за границу, в Сб.: История дошкольной педагогики в России / Сост.: Е.А. Гребёнщикова и др., М., «Просвещение», 1976 г., с. 212-214.

После смерти Фридриха Фрёбеля его последователями в Берлине было создано «Фрёбелевское общество».

(21.04.1782 г., Обервейсбах, Тюрингия, - 21.06.1852 г., Мариенталь, там же), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Иенском и Берлинском университетах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав несколько профессий. Встреча с последователем И. Г. Песталоцци - директором образцовой школы города Франкфурт-на-Майне, Г. А. Грунером определила интерес Фребеля к педагогике. В 1805-1807 гг. преподавал в этой школе естественные науки. В 1807-1810 гг. работал в Ивердонском институте Песталоцци, под влиянием которого утвердился в решении посвятить себя педагогической деятельности, завершив предварительно высшее образование. В 1811-1813 гг. учился в Геттингенском и Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии (Ф. Шеллинг, И. Г. Фихте , Г. В. Гегель).

В 1816 г. в Тюрингии в деревне Грисгейм Фребель открыл свое первое воспитательное учреждение "Универсальный германский воспитательный институт" (через год - в соседней деревне Кайльгау). Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

В основу теоретической разработки своей воспитательной системы Фребелем были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами немецкой философии. В 1817 г. опубликовал свой первый литературный труд - "К нашему немецкому народу". С 1820 г. ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. издал книгу "Воспитание человека" - главный труд, в котором систематически изложил свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г. Фребель был обвинен в распространении вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из института, который в 1829 г. пришлось закрыть. Фребель пытался открывать воспитательные учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю возглавить сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в том числе дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 г. Фребель вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение, которому в 1840 г. дал название "детский сад".

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей". В 1843 г. опубликовал "Материнские и ласкательные песни" ("Mutter- und Koselieder"), в 1844 г. под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет саду в Бланкенбурге", в 1851 г. выпустил "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни". Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга "Педагогика детского сада" (в России переведена в 1913 г. H. Соколовым под названием "Детский сад").

"Детский сад" в Бланкенбурге просуществовал 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу осуществил подготовку "детских садовниц" - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму.

Фребель, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демократический подход к образовательной политике и пришел к убеждению, что он соответствует общественным потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым промышленным и научным развитием Германии. Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию. С точки зрения Фребеля, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их какой-либо профессии. Согласно Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутренней природой". Это означает, что нельзя пренебрегать ни одной из способностей индивида, подлинное воспитание не знает границ и представляет собой непрерывный процесс на протяжении всей жизни.

Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей. Разработанный Фребелем учебный план включал все основные области общественной и культурной жизни того времени: "искусство", "естествознание", обучение "способам использования природных ресурсов", а также "простой и более сложной переработке" получаемого при этом сырья, "знание о природных веществах и силах", "естественная история и история человечества и отдельных стран", "математика" и "языки". Эту обширную образовательную программу Фребель стремился претворить в жизнь в своих школах.

Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Фребеля, включая и дошкольное воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога.

Фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно "давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким".

Понимание Фребелем значения деятельности для формирования личности привело его к выводу: виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания. Фребель показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в педагогическом процессе.

Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фребель вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Стремясь ознакомить ребенка с окружающей жизнью, Фребель, тем не менее, в значительной степени ограничил его кругозор, свободное творчество рамками своей системы, дидактическими материалами, мало связанными с живой действительностью.Это было одной из главных причин критики системы Фребеля в разных странах.

Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Своими трудами Фребель способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Система Фребеля получила широкое распространение в других странах, в том числе в России, где с 70-х гг. 19 века создавались Фребелевские общества.

Литература: Шиpефф Э, Жизнь Ф. Фребеля, M, 1886, Гюнтер К. X., Фридрих Фребель, "Перспективы", 1984, № 2, Mчеделидзе H. Б., Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля, в кн.: История дошкольной педагогики, под ред. Л. H. Литвина, M, 1989, Schuffenhauer H., F. W. A. Frobel, В., 1962.

Я. Б. Мчедлидзе

03.07.15

Фридрих Фрёбель ввел понятие «игра» в дошкольное детство как воспитательное средство. Разработал систему детского сада, направленную на развитие природных способностей ребенка, его творческого потенциала.
Он распознал глубокое значение игры для ментального развития человека, которое уже давно доказано современными исследованиями.

21 апреля 1782. Родился Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (Friedrich Wilhelm August Frobel) в деревне Обервейсбах на юге Германии, в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье пастора Иоганна Якоба Фрёбеля и его жены Якобины Элеоноры Фридерики, урожденной Гофман.
7 февраля 1783. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался. Мальчик рос, предоставленный самому себе.
1792. Дядя Фридриха, Иоганн Христоф Гофман, забирает его к себе в свою семью в г.Штадтилм, где Фридрих начинает посещать городскую школу. Позднее Фрёбель писал, что это были самые счастливые годы его жизни. Но не все в организации школы устраивало молодого Фридриха. «Мое школьное учение не нравилось мне. Оно было сухо и мертво; за это отсутствие жизни я ненавидел школу, убегал в горы, в лес. Там природа была мне школой, деревья, цветы учителями».
1779. После конфирмации Фридрих возвратился домой к отцу, начал работать учеником лесничего и заниматься самообразованием (изучал математику, геометрию, естествознание).
1799. Поступает в Йенский университет на деньги, полученные в наследство от матери. Изучает математику, архитектуру, топографию. Через два года у него закончились средства и он был вынужден вернуться к отцу.
1802. Умер отец Фридриха. Фрёбель был вынужден работать лесничим, библиотекарем, секретарем, но вся эта работа не приносит ему удовлетворения.
1804–1805. Поворотные года в биографии Фрёбеля. Получение наследства после смерти дяди (Гофмана) позволило Фридриху стать обеспеченным человеком и искать дело по душе. Он продолжает изучать архитектуру, в которой его привлекает точность, расчет, красота. По мнению Фрёбеля, «архитектура несет потенциал, облагораживающий души людей и общества».
1806. Фрёбель поселился во Франкфурте-на-Майне. Благодаря влиянию директора местной школы Готлиба Грюнера, меняет архитектуру на педагогику. В этой школе он знакомится с воззрениями известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Несколько позже он дважды лично встречается с Песталоцци в Ивердонском университете. Его собственная педагогическая практика и встречи с Песталоцци легли в основу его педагогической системы.
1811. Поступает в Геттингенский университет, затем в Берлинский.
1813. Прерывает занятия в университете и поступает волонтером в действующую армию. Свой поступок он мотивировал так: «В нравственном воспитании пример должен подкреплять слова. Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклонюсь от этой обязанности».
1816. Открывается первая школа Фрёбеля в Тюрингии, которая была известна как «Универсальный германский воспитательный институт». К 1820 году в ней обучалось 60 мальчиков.
1826. Фрёбель пишет свою первую, незавершенную работу «Воспитание человека». В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей. За время своей 40-летней педагогической деятельности Фрёбель создал разнообразные учебные заведения. И все они содержали отделения для маленьких детей.
1836–1837. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане была изложена в сжатом виде педагогическая система воспитания.
1838–1839. Путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.
1838–1840. Фрёбель издает газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников.
1839. Издается его известная книга «Материнские и ласкательные песни».
1840. Фрёбель находит название своему дошкольному учреждению – «детский сад». В это название он вкладывал двоякий смысл: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе». В этом же году 28 июля открывается первый детский сад в г. Бад-Бланкенбурге – «Генеральный немецкий детский сад».
1842. Отрываются курсы подготовки женщин для работы в детских садах
1844. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Книга составлена в сотрудничестве с художником З. Унгером и композитором М. Кохалом, песни и игры использовались в практике детского сада в г. Бад-Бланкенбурге. В этой работе Фрёбель обосновывает концептуальные основы своих педагогических воззрений.
1849–1850. Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Педагогические идеи Фрёбеля вошли в единую систему образования от детского сада до университета
22 сентября 1851. По роковому стечению обстоятельств, по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты. Фрёбель принял этот удар стоически и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».
21 июня 1852 Фрёбель скончался в г. Мариентале, близ Либенштейна. Его надгробие выполнено в виде пирамиды, состоящей из куба, цилиндра и шара, символизирующих идею Фрёбеля о единстве и многообразии мира и одновременно представляющих собой разработанные им простые первые детские игрушки.
Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его друзья, ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России, других европейских странах, а также в США. Детские сады вновь были открыты в Германии, когда в 1860 году был снят на них запрет.

Фридрих Фребель

Фридрих Фребель (1782–1852) – яркая фигура движения педагогического романтизма, получившего развитие в Германии в первой половине XIX в. Ему была присуща вера в душевные силы ребенка и воспитание, которое должно оживлять связь личности с беспредельным бытием. Фрёбель – основоположник современных учений дошкольного воспитания в детских садах. Проблему создания детских садов Фрёбель поставил в тесную связь с необходимостью расширения не только верхних, но и нижних границ общего образования.

В педагогических воззрениях он исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе..." Назначение человека, по Фрёбелю, включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

В основном педагогическом сочинении Фрёбеля "Воспитание человека" подчеркнуто, что человек по своей сути – творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал Фрёбель, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра – "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира", мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы – средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешней средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал – так называемые дары Фрёбеля.

Иоганн Фридрих Гербарт

Иоганн Фридрих Гербарт (1746–1841) – философ, психолог, математик – один из наиболее крупных педагогов XIX в. Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Основное педагогическое сочинение Гербарта "Общая педагогика ".

Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению "тезисов и основоположений" и фундаментальных условий результативности учебно- воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности эмпирической и философской педагогики, представители которых исходили из фактов либо из отвлеченных суждений. Гербарт осознал лучше, чем кто-либо из его современников, что педагогика мыслима лишь в научной форме. По его образному сравнению педагогика должна перестать быть мячом, случайно перебрасываемым из стороны в сторону. Он настаивал на суверенности педагогической науки: "Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук".

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на так называемую практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии – способы их осуществления.

Гербарт видел в педагогике нс только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что "предоставил ему практический опыт". Овладение педагогикой как наукой и искусством принципиально необходимо, поскольку, как замечал Гербарт, наставник всегда, "даже против своей воли... влияет в хорошую или дурную сторону".

Центр тяжести воспитания, по Гербарту, составляет выработка характера. Характер рассматривался как психологический феномен с присущей ему объективностью и субъективностью. К объективной стороне характера относились темперамент, склонности, желания, привычки. К субъективным – индивидуальная рефлексия на окружающий мир. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.

Центральная цель, о которой рассуждает Гербарт, – формирование нравственного человека. Эта цель – ядро программы гармонического развития всех способностей.

Разделяя идеи Канта о нравственном воспитании, Гербарт, однако, отвергал категорический императив как безусловное правило поведения, полагая, что свободный выбор личности может стать правилом всеобщего поведения.

Гербарт выделял две группы задач воспитания: возможные и необходимые. Возможные ориентировались на перспективу взрослой жизни, при выборе рода занятий и должны были стать предметом свободного выбора. Необходимые задачи касались выработки обязательных для всех нравственных качеств: благожелательности, справедливости, внутренней свободы. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Им предложены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий. Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр.

Круг предметов познания, по Гербарту, должен охватывать "природу и человечество". Соответственно, учебные предметы делились на две группы: натуралистические (познание природы) и историко-филологические (познание человечества). Связующим звеном между ними называлось религиозное обучение. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова и вопросы воспитания: "Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств". Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к возникновению у детей "собственных свободных душевных состояний".

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую "естестественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре таких ступени: две – по углублению обучения, две – по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, иод осмыслением – соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других – самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство его педагогических воззрений состоит не только в оригинальных суждениях, но и блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, немецкой классической философии.

В основном труде Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей" сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – при- родосообразности и культуросообразности. Дистервег в образовании ставил во главу угла "развивающее воспитательное и образовательное обучение". В воспитании и обучении предлагалось следовать природе, персональным свойствам ребенка ("Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения"). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения и национальная культура.

Дистервег особенно настаивал на расширении естественно-научного образования. В обучении отдавалось предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Им сформулированы целесообразные дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, наглядность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр. Дистервег рассматривал преподавателя как основную фигуру в воспитании: "Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании".

Дары Фребеля: первые в мире развивающие и обучающие игрушки для детей. Первый детский сад. Система развития ребенка Ф. Фребеля. Игры с дарами Фридриха Фребеля.

Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Что это за система? Кто ее создатель? Как играть с дарами Фребеля? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье.

Чтобы понять идеи человека, созданную им систему, надо хорошо знать его биографию и его жизнь, ту почву, в которой эти идеи возникли и выросли. Поэтому немного поведаю об этом человеке. И очень прошу всех вас – дорогие читатели «Родной тропинки» — внимательно прочитать историю жизни Ф. Фребеля, потому что нам всем есть чему у него поучиться! А идея детского сада и обучающих игр с детьми дошкольного возраста пришла к нему отнюдь не в молодости. Итак, с чего же всё началось?

Биография Ф. Фребеля

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель, 1806 г.

Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Небольшое отступление: Очень интересный факт:впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина? Человек, который в детстве вырос на природе, а в юности убегал из школы на природу и считал природу своим учителем, создал оторванную от природы систему обучения детей? Очень мало верится в это! Что-то произошло в его жизни? На него кто-то повлиял? Нет! Когда позже в зрелом возрасте Фребель создавал детский сад, он писал, что детский сад должен быть местом общения детей с природой. Значит, его взгляды остались неизменными. Может быть, дело в том, что его идею по-другому воплотили в жизнь и интерпретировали? Или он сам не смог найти средство воплощения своей новой для того времени и передовой идеи? Ведь он был первопроходцем. Очень хочется узнать истину, но на этот вопрос я пока не могу дать однозначного ответа, хотя хорошо знакома с нашей отечественной литературой по этому вопросу. Скорее всего, ответ можно найти в подлинных книгах Фребеля, но, к сожалению, я немецким языком я не владею. А на русский язык переведено лишь немногое из его наследия. Но противоречие это очень явно вижу! А значит, не всё так однозначно в его системе! Если у Вас есть ответ на этот вопрос – большая просьба написать его в комментарии после статьи.

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не его дело жизни.

И вот – счастливый, очень счастливый поворот в его судьбе. Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Еще один факт из биографии. Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

Еще одна черта этого человека, связанная уже с «черной полосой» в его жизни. По стечению обстоятельств и идеологическим причинам детские сады, придуманные и созданные Фребелем, были вскоре запрещены! И все они были закрыты! Это случилось при жизни Фребеля! Какой это был бы удар для многих – дело всей жизни закрыто! Для многих, но не для Фребеля!!! Ф. Фребель принял это мужественно и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!». Да, многому можно нам научиться у этого человека!

Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Мы теперь немного проникли в жизнь и характер этого человека, а значит, нам легче будет понять и его систему – первую в мире методически выстроенную и специально созданную систему обучения маленьких детей в детском саду.

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

  • Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого возникает еще одно противоречие с тем, что я знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»). А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

Дары Фребеля и игры с ними.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар Фребеля.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

Второй дар Фребеля.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Другие дары Фребеля.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках ниже.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. И даже до сих пор выпускается для игр с детьми в детских садах полный набор материалов для игр с дарами Фребеля, который Вы увидели на фото в этой статье и в видео выше.

Если эта статья была интересна для Вас и Вы нашли в ней то новое, что является хорошо забытым старым, то я буду благодарна за комментарии к статье. Расскажите о Ваших впечатлениях, что Вас больше всего заинтересовало, что еще хочется узнать об истории дошкольной педагогики в России и за рубежом?

До новых встреч на «Родной тропинке»! И я уже готовлю для Вас приятный сюрприз, ведь Ф. Фребель придумал еще один просто гениальный конструктор для детей, который можно легко сделать своими руками. О нем я уже рассказала в статье

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях цикла «Детский сад 100 лет назад»: