Женщины

Что делает дисциплина. Для чего нужна дисциплина методы дисциплины. Что такое дисциплина и зачем она нужна

Что делает дисциплина. Для чего нужна дисциплина методы дисциплины. Что такое дисциплина и зачем она нужна

Сегодня все чаще можно услышать, что причина всех проблем, связанных с подростками и детьми кроется в плохом воспитании. Обоснованы ли обвинения в адрес родителей, утверждающие, что в большинстве спорных вопросов и проблемах сегодняшнего подрастающего поколения виноваты именно они?

Доказательства этому найти сложно. Формирование человека происходит в результате его воспитания, при непосредственном влиянии сверстников и средств массовой информации. Конечно, в большинстве своем родители стремятся вырастить детей, знающих, что необходимо говорить «да» хорошему, и - «нет» плохому. Учить этому детей необходимо с самого раннего возраста.

Что такое хорошее воспитание?

Под хорошим воспитанием подразумевают направление ребенка с оказанием ему помощи в становлении человеком, которым он должен стать. Оно не может сводиться к эмоциональному давлению на ребенка, заставляя стать идеальным или превращая в точную копию одного из родителей. Также ошибкой будет оставить ребенка без какого-либо руководства и ограничений.

Все родители стремятся обеспечить своему ребенку чувство безопасности и защищенности. При этом очень важно научить его делать правильный выбор, предоставив ему в этом свободу действий. Это можно сделать, только создав атмосферу, которая давала бы ребенку чувство любви и защищенности. Ребенок чувствует себя в безопасности, если растет в пределах определенных границ, установленных родителями, и понимает, что его любят независимо от того, что он делает. Поэтому связывать ограничения и дисциплину с чувством родительской любви ни в коем случае нельзя. Важно, чтобы ребенок знал, что его не перестанут любить, из-за того, что он в чем-то не согласен с родителями или имеет собственные убеждения.

Зачем нужны ограничения?

Ребенок не рождается с ограничениями в поведении – их необходимо развивать также как и другие качества и способности. Устанавливая определенные границы, родители предоставляют своим детям информацию, необходимую им, чтобы принимать правильные решения, которые будут определять их дальнейшую жизнь. Важно сформировать понятие о том, что невозможно обладать всем или делать все, что захочется. Будьте настойчивы. Непостоянство – злейший враг воспитания, посылающий ребенку абсолютно неправильные сообщения.

Воспитание и то, как мы позволяем реагировать нашим детям на дисциплину и ограничения, будет оказывать колоссальное влияние на всю их дальнейшую жизнь.

Зачем нужна дисциплина?

У некоторых людей слово дисциплина вызывает негативные ощущения и ассоциации, поскольку они не знают, что такое дисциплина. На самом деле это всего лишь направленные на развитие поведения внутренние ограничения. Дисциплина должна включать в себя обучение, предупреждение и наставление. Она помогает ребенку систематизировать его жизнь, вырасти ответственным человеком, который способен отличить плохое от хорошего.

Хорошее воспитание подразумевает обучение ребенка самодисциплине, что будет способствовать повышению у него чувства ответственности и самоконтроля. Важно привить ребенку чувство ответственности за свои действия.

Наши дети нуждаются в дисциплине и ограничениях. Задача взрослых – помочь ребенку поддерживать их.

Хорошее воспитание – сложный и длительный процесс. Все родители совершают ошибки. Не стоит огорчаться, когда это случается, сделав выводы, учитесь на таких ошибках.

Что такое дисциплина и зачем она нужна?

. 7 класс">§ 5. Для чего нужна дисциплина
  • Какие существуют правила жизни людей в обществе?
  • Почему важно соблюдать эти правила?
  • Что такое нормы и санкции?
  • Всем ли обязательно соблюдать дисциплину?
  • Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина общеобязательная и специальная

Дисциплина - необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

    Дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Нередко ты можешь встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)- В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».

Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное - жизнь многих людей.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед - боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

    Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

    Путешествие в прошлое
    В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек - погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон... Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
    Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина - взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
    Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
    Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

    Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Внешняя и внутренняя дисциплина

Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, - писал немецкий философ И. Кант (1724-1804), - ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек - не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул - страх уголовного наказания, утраты свободы.

С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

Внутренняя дисциплина - результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

Дисциплина, воля и самовоспитание

Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799-1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, - и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один - ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

Проверим себя

  1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  2. Какая бывает дисциплина?
  3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
  4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

В классе и дома

  1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
  2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
  3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
  4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона - внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
  5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
  6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Учимся быть дисциплинированными

  1. Привыкай сам себя контролировать. Задай себе вечером вопросы: что я планировал сделать сегодня? Что из этих планов зависело только от меня? Что сделано, а что нет? Насколько помогала осуществлению планов внутренняя дисциплина?
  2. Понаблюдай за окружающими тебя людьми. Зафиксируй отдельные, далее малые нарушения дисциплины. Отметь для себя, какие нарушения встречаются чаще всего, из-за чего они происходят, к чему могут привести.
  3. Старайся не оставаться в стороне, если рядом с тобой происходят нарушения дисциплины, которые угрожают жизни и здоровью людей. Сообщи об этом взрослым или позвони в полицию. В этом тоже будут проявляться твоя внутренняя дисциплина, требования к самому себе.
  4. Понаблюдай за собой. Ты ведёшь себя определённым образом, когда знаешь, что за тобой следят, когда ты на виду. А когда никого нет и никто не знает, что ты делаешь? Всегда ли в этом случае совпадает твоё поведение с тем, которое видят другие? Какие из этого можно сделать выводы?

И как ее развивать? Эти вопросы волнуют умы многих людей.

Интересные мысли высказывали и высказывают о ней великие и не очень великие личности:

Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете. Пьеро Мандзони.

Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? Н. К. Рерих.

Отсутствие дисциплины предусматривает присутствие безответственности. Леонид С. Сухоруков.

Дисциплиною называется любое главенство долговременных чувств над кратковременными. Евгений Багашов.

Когда кнут перестает использоваться - пряник начинает постепенно казаться несладким. Гарун Агацарский.

Дисциплина и свобода 4 метода

Дисциплина – это инструмент и способ достижения своих целей, решения задач, который связан с выходом из , сопряжен с неприятными ощущениями, т.е. работает в , .

Если дисциплина становится привычкой, естественным поведением человека, она позволяет получать удовольствие от выполненных и завершенных дел.

Она дает ощущение настоящей свободы, когда человек осознанно выбирает дисциплину в качестве постоянного спутника по жизни. Дисциплина в таком случае выступает защитой от неприятностей, неожиданностей, повышает ощущение самоценности человека.

Главное, чтобы дисциплина была в вашей жизни систематическим явлением, а не разовым. Тогда будут и нужные результаты.

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Классный час «Дисциплина на уроке»

Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному соблюдению требований дисциплины во время урока.

Оборудование: мяч, призы.

Начать классный час желательно с отрицательной реакции на какое-то нарушение дисциплины: долго собирались, кто-то опоздал на занятие, кто-то все-еще копается в сумке и т.п.

Слово педагога. Ребята! Посмотрите, как долго мы с вами начинали наш классный час, как много потратили времени! Мне пришлось каждому сделать замечание, пришлось несколько раз просить и требовать, чтобы вы успокоились после перемены! Вот так каждый учитель просит, требует, даже грозит, обращается по имени, подходит к вам во время урока, повышает голос и т.д. Очевидно, что учителя очень важно: соблюдаете ли вы на уроке правила поведения, требования к ученику. Зачем? Как вы думаете?

Возможные ответы учеников. Чтобы легче было работать, чтобы не было шума, чтобы создать условия для успешного выполнения заданий, чтобы не кричать, чтобы не уставать, чтобы не отвлекаться от учебного материала на замечания и т.п.

Слово педагога. Получается, что порядок на уроке, тишина и ваше внимание нужны учителю не самы по себе, а для организации работы. Чьей? Для кого старается учитель?

Возможные ответы учеников. Для своего удобства. Для удобства учащихся (эти варианты ответов подчеркнуть общим выводом).

Слово педагога. Кто догадался: о чем мы сегодня будем с вам говорить?

Упражнение «Я и дисциплина в классе»

Слово педагога. Значит, когда учитель требует соблюдения дисциплины в классе, то он старается и для вас тоже. Вспомните, пожалуйста, сейчас ситуации, когда плохая дисциплина в классе мешала вам самим? Слушаем ответ каждого (использовать мяч).

Возможные ответы учеников. Когда отвечаешь у доски, а никто не слушает. Когда не знаешь, как выполнять задание, потому что класс шумел во время объяснений.

Слово педагога. Значит, бывали такие ситуации, когда ваши одноклассники мешали вам. А теперь вспомните, как вы нарушали дисциплину. Расскажите, какие действия, нарушающие дисциплину в классе, вы совершали сами. Слушаем ответ каждого (использовать мяч).

Возможные ответы учеников. Кричали, шуршали страницами учебника, бросали бумажки, разговаривали с соседом по парте.

Слово педагога. Ребята, вы сейчас вспоминали ситуации, где вы сами нарушали дисциплину и где нарушения дисциплины одноклассниками мешали вам. Сделайте, пожалуйста, вывод: от кого или от чего зависит дисциплина в классе. Получится ли поддерживать дисциплину и создавать рабочую атмосферу во время урока, если об этом будет заботиться только учитель? (Провести эксперимент для тех, кто упорно настаивает на единоличной ответственности учителя, или для самых активных нарушителей дисциплины).

Эксперимент.

Кто хочет прямо сейчас попробовать себя в роли учителя? Я дам тебе задание, которое ты должен выполнить с ребятами (задание должно требовать от учителя объяснений, не должно быть понятно по первым словам). Если после твоих объяснений ребята справятся с заданием, то я поставлю тебе в журнал «5», а если тебе не удастся их организовать, то поставлю «2». Итак, ты – учитель. А всем остальным я разрешаю делать сейчас все, что вы хотите: кричать, ходить, петь песни, играть в игры на телефоне и т.п. (Обычно эксперимент заканчивается «провалом», поэтому спустя некоторое время педагог сам организует дисциплину).

Рефлексия чувств, мыслей, выводов ученика, который побывал в роли учителя.

Задание на рефлексию для всех учащихся: заполнить таблицу

Возможные ответы учеников. Слушаем ответ каждого (использовать мяч). Если дети делают правильные выводы, от их ответов отталкиваемся, чтобы сделать свой вывод.

Слово педагога. Смотрите, что получается! Оказывается, что дисциплину в классе поддерживает не учитель, а вы сами! Но для этого нужно уметь контролировать себя самому, без подсказок и напоминаний учителя. Нужно быть готовым приложить силу воли, чтобы вести себя достойно. Хотите проверим, кто у нас в классе лучше всех умеет управлять своим поведением, контролировать себя?

Игры на развитие самоконтроля

Упражнение «Луноход»

Мы уже выяснили, что каждый из вас так или иначе нарушает дисциплину в классе: кто-то больше, кто-то меньше, но все. Это происходит от недостатка качеств, позволяющих человеку самому контролировать себя. Хотите ли вы испытать свою способность контролировать себя через игру? Сейчас один участник (или доброволец, или может начать сам педагог) начинает ходить по классу и говорить: «Я – Луноход-1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», он присоединяется к первому и говорит: «Я – Луноход-2» и так далее, пока все участники не станут луноходами. Кто остался последним – тот лучше всех умеет контролировать себя (но можно оговориться, что для этого нужно еще и желание).

Игра «Сохрани слово в секрете»

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть вам разные слова, а вы будете хлопать в ладоши один раз на каждое услышанное слово. Но помните об одном условии: если я называю съедобные вещи, то хлопать нельзя, а вместо этого должна наступить тишина (Играем группой).

Примерный список слов:

окно, стул, мороженое , шоколад , учитель, плечо, шкаф, конфета , книга, парта, штора, сумка, сок , банан , компот , туфли, пирог , чипсы , лодка, ручка, собака, пицца , йогурт , лампа.

Игра «Раз, два, три!»

Участвуют два игрока. Дается привлекательный предмет (конфета, игрушка и т.д.). Предмет кладут на парту. По разные стороны от парты встают участники. Задача участникам: «Как только прозвучит слово три, сразу можно взять предмет».

Текст для педагога:

«Зрители собрались на стадионе смотреть соревнования по бегу на длинные дистанции. Первым на беговую дорожку выходит китайский бегун Сам Пень. О! В этом году Сам Пень достиг высоких результатов и может составить конкуренцию российскому чемпиону Селивану Климову. А, вот, кстати, и он. Красавец! А вот и американский спортсмен Тедди Грин. Наконец, все спортсмены разошлись по своим дорожкам и судья скомандовал один, два … марш!»

«Был хороший солнечный денек. Мальчишки носились сломя голову на велосипедах по двору. Один, два… в общем много ! Дети копались в свое удовольствие в песочнице. Бабушки вязали носочки и шапочки для внучат и тихо сплетничали между собой. Девочки прыгали на скакалке и сами считали друг другу: раз, два… прыг!

«У нашей кошки родилось в этом году три котенка разного цвета, все милые, пушистые, игривые! Я люблю их кормить и играть с ними. А еще я их дрессирую, они уже умеют лакать из блюдечка и бегают за бантиком. А сегодня я примеряла на них кукольные платья, но им не понравилось!»

Слово педагога. Наша встреча подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Возможные ответы учеников. О дисциплине, о правилах поведения на уроке.

Слово педагога. Скажите, пожалуйста, а зачем каждому из вас лично нужно соблюдать дисциплину? Какую пользу принесет соблюдение дисциплины именно вам? Почему лично вы можете захотеть соблюдать дисциплину на уроке?

Возможные ответы учеников. Помогает избежать наказания, учитель лучше относится к тебе, учитель не кричит, ребята благодарны тебе, что ты облегчаешь им высказывание у доски, легче сосредоточиться на задании, легче запоминать, не приходится нервничать из-за того, что ты что-то не услышал и т.п.

Слово педагога. Кто же должен позаботиться о том, чтобы вам было удобно работать на уроке, о том, чтобы была хорошая атмосфера?

Возможные ответы учеников. Мы сами!

Такие дети постоянно затевают ссоры с одноклассниками, на уроках становятся возмутителями спокойствия, а во время экзаменационного теста могут заглянуть в тетрадь соседа. В подобной ситуации педагоги вынуждены применять к школьникам меры дисциплинарного воздействия. Школы, как правило, предъявляют к своим ученикам жесткие требования относительно дисциплины - в большинстве случаев эти требования излагаются в письменной форме (например публикуются в школьной газете). Детям и их родителям зачастую кажется, что школьная дисциплина - это форма наказания провинившихся, однако такая точка зрения не имеет ничего общего с действительностью. Дисциплина - это благо для ребенка, и соблюдение определенных правил и норм поведения является необходимым условием эффективности процесса обучения.

Дети должны четко представлять себе:

  • как им следует вести себя в школе;
  • какое поведение является неприемлемым, недопустимым в стенах школы;
  • какому наказанию они могут подвергнуться, если будут нарушать установленные школой правила и нормы поведения.

Американская академия педиатрии придерживается следующей точки зрения. Дети, нарушающие установленные школой правила и нормы поведения, безусловно, должны подвергаться соответствующему наказанию, однако при этом педагогам следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка (темперамент, когнитивные способности, свойства психики). Например, ребенку, страдающему таким заболеванием, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудно сидеть на одном месте несколько часов подряд. Педагоги должны учитывать это обстоятельство и не предъявлять к такому ребенку слишком суровых требований относительно дисциплины.
В любой ситуации учитель, должен проявлять уважение к ребенку. Даже если его приходится наказывать, меру наказания для провинившегося всегда следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей его личности. Если ребенок осознал свою ошибку, если он искренне стремится исправиться, не стоит наказывать его слишком строго. В качестве наказания можно например дать ребенку дополнительное задание по математике. Ни в коем случае, ни при каких условиях не следует применять к детям меры физического воздействия. И еще одно нерушимое правило: нельзя унижать ребенка в присутствии сверстников.
Если у вашего ребенка возникли проблемы с дисциплиной, вы должны как можно скорее выяснить причину этих проблем и соответствующим образом скорректировать его поведение. Ваш ребенок должен четко представлять себе, какие требования предъявляет к нему школа в отношении дисциплины.
Иногда требования администрации школы в отношении дисциплины кажутся родителям не вполне обоснованными. В такой ситуации вам следует поговорить с преподавателями или директором школы. В присутствии ребенка воздержитесь от каких-либо критических замечаний по поводу школы и ее администрации. Ребенок стремится подражать своим родителям буквально во всем, поэтому если вы будете проявлять неуважение к школе и ее преподавателям, ваш ребенок наверняка поступит так же.
Если, например, вашего ребенка в наказание за какой-нибудь проступок оставили в классе во время перемены, у вас может возникнуть определенное недоумение по поводу такой формы наказания - ведь на перемене ребенку необходимо побыть на свежем воздухе, поиграть со сверстниками, выплеснуть избыток накопившейся энергии. Воздержитесь от каких-либо комментариев - в присутствии ребенка не следует обсуждать политику администрации школы. Поговорите с преподавателем, предложите ему использовать другие формы наказания, учитывая при этом индивидуальные особенности вашего ребенка. Родители и педагоги должны прийти к некоему общему знаменателю: и дома, и в школе ребенок должен соблюдать определенные, раз и навсегда установленные нормы и правила поведения.
Если ребенок не выполнил то или иное задание преподавателя, не следует задерживать его в классе во время перемены. Лишив ребенка возможности поиграть со сверстниками, учитель сформирует у него негативное отношение к своему предмету и к учебе в целом. Кроме того, во время перемены ребенок, как правило, целиком поглощен теми событиями, которые происходят на игровой площадке, поэтому он не может сосредоточиться, его внимание рассеивается. На переменах ребенку необходимо быть на свежем воздухе, двигаться, играть со сверстниками.
Попросите преподавателей и директора школы немедленно информировать вас обо всех случаях нарушения дисциплины вашим ребенком. В большинстве случаев директора *школ сразу же звонят родителям, если их ребенок совершил какой-нибудь достаточно серьезный проступок. Некоторые директора, однако, полагают, что младшие школьники уже могут полностью отвечать за свои поступки, поэтому они стараются помочь ребенку самостоятельно, без участия родителей, решить возникшую проблему.
Таким образом, если ваш ребенок совершил какой-нибудь небольшой проступок, не выходящий за рамки обычной детской шалости, учителя могут не проинформировать вас об этом. Если ребенок сообщил вам, что сегодня его вызывали к директору школы, немедленно позвоните директору и узнайте, в чем дело. В большинстве случаев преподаватели и администрация школы смогут сами, без вашего участия, решить возникшую проблему, и нет никакой необходимости дважды^наказывать ребенка за один и тот же проступок.
И наконец еще одно, последнее замечание: неадекватное поведение ребенка в школе зачастую является сигналом тревоги для родителей. Задумайтесь: может быть, ваш ребенок испытывает стресс или ему просто не хватает вас, вашего внимания, заботы, ласки? Таким образом, прежде всего постарайтесь выяснить, в чем кроется главная причина проблем вашего ребенка. Устранив ее, вы поможете ему справиться со всеми возникшими на его пути трудностями.

Применяются ли в школе телесные наказания?

В вашей памяти, наверное, еще сохранились воспоминания о ваших школьных годах. Вероятно, вы до сих пор вспоминаете о подзатыльниках, которые директор вашей школы раздавал чересчур расшалившимся ученикам? А может быть, в вашей школе провинившихся били линейкой?
к сожалению, во многих школах до сих пор практикуются телесные наказания (в 23 штатах телесные наказания детей разрешены законом). По данным статистики, в течение 1993/1994 учебного года не менее 470000 школьников были подвергнуты телесным наказаниям.
Исследования, проведенные педагогами и Психологами, со всей очевидностью свидетельствуют: телесные наказания не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Американская академия педиатрии полагает, что телесные наказания лишают ребенка самоуважения и пагубно отражаются на его успеваемости. Наказание в данном случае теряет свое воспитательное значение: ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, становится жестоким, агрессивным. Напротив, дети, которых никогда не подвергали телесным наказаниям, не склонны к асоциальному, антиобщественному поведению.
Директор школы и преподаватели могут применять к школьникам меры физического воздействия лишь в самых исключительных случаях (например, если возникла ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка). Американская академия педиатрии выступает за полную отмену телесных наказаний в школах всех без исключения штатов. Мы полагаем, что педагоги смогут найти другие, гораздо более эффективные способы управлять поведением ребенка. Мы обращаемся к законодателям всех уровней (в том числе и к школьным советам) с просьбой поддержать нашу инициативу.