Одежда

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: « Наш дом - Россия». план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Открытое занятие по гражданско-патриотическому воспит

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: « Наш дом - Россия». план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Открытое занятие по гражданско-патриотическому воспит

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели и задачи:

  • Продолжать формировать у детей интерес к своему краю, расширять представление о стране, в которой они живут.
  • Закреплять знания детей о государственных символах России.
  • Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.
  • Прививать желание читать стихи
  • Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства.
  • Обогащать словарь детей, учить правильно, строить предложения.
  • Создать положительное – эмоциональное настроение у детей.

Предварительная работа:

  • Беседы о стране, крае, в котором живут дети.
  • Экскурсии по городу.
  • Рассматривание альбомов о городе Кемерово.
  • Рисование на тему «Наш город»
  • Изучение краеведческого материала.
  • Чтение и разучивание стихов.
  • Фотовыставка «Я гуляю по городу».
  • Создание альбома «Профессии нашего края»…

Материал к занятию:

  • Сердечко – для игры.
  • Карта Российской Федерации и Кемеровской области.
  • Флаг Российской Федерации.
  • Картины с пейзажем.
  • Мяч – для игры.
  • Открытки с видом г. Кемерово.
  • Солнышко – для игры.

Ход занятия:

Дети встают в круг…

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую.

Дети садятся на стульчики.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём. Посчитаем прекрасные стихи, которые написали поэты на эту тему.

Звучит негромкая, спокойная музыка.

Распростёрлись в дымке синей
Величавые края,
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Реб.: Родина! Что это значит?

Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.

Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети: (ответы…)

Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

Родину ещё отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.

Реб.: стихотворение «Родного неба милый свет» В.Жуковский.

Родного света милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.

Вос-ль: Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?
Дети: (ответы…)

Вос-ль: Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.

Реб.: стихотворение «Россия» Коваль-Волков.

Ты людям явилась впервые
В названии реченьки – Рось
Потом обернуться Россией
Росинке лесной довелось.
Тебя мы у сердца носили
В боях заслоняли собой
Ты больше чем мать,
Ты Россия
И все мы бессмертны тобой.
И нет в мире слова красивей
Оно, словно солнце во мгле
И именем светлым Россия
Все росы горят на Земле.

Вос-ль: Наша страна Россия, очень большая, даже можно сказать огромная.

Показ карты Российской Федерации.

Конца края не видно. С одного его конца на другой нужно ехать на поезде около недели.

Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зелёная тайга, коричневые горы, белый север. Есть в ней моря и реки известные всем.

- В нашей стране есть 3символа, что это за символы?

Дети: (ответы…) Гимн - это главная песня страны; Флаг нашей страны и Герб.

Вос-ль:- Ребята, а какой из символов России есть в нашей группе?
Дети: (ответы…) - флаг.

Вос-ль: Скажите, а что обозначают цвета на флаге России?

Дети: (ответы…)

Вос-ль: Да, верно, белый – отечество; синий – верность, вера; красный – отвага, битва.

Дети, мы с вами сегодня говорим о Родине, о стране в которой мы живём, а вот есть такое понятие «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»?
Дети: (ответы…)

Вос-ль: Конечно, «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

Ребятки, а вам мама рассказывала, где вы родились?

Дети: (ответы…)

Реб.: стихотверение «Мой край» Векшегонова

Мой край тополиный –
То пух, то снежок,
Мой город сибирский
Крутой бережок.
За садом калитка
Трава – мурава
Тропинка как нитка
Приметна едва
Она через просо
Вилась до села
И в сердце без спроса
Навеки вошла.

Вос-ль: Я ещё раз напомню вам, что страна наша – Россия.

А вот в каком крае мы живём?

Как называется наша область?

Дети: (ответы…)

Вос-ль: Конечно, живём мы в Сибири, в Кемеровской области и главным городом является Кемерово.

(Слова сопровождаются показом объектов на карте Кемеровской области).

А ещё наш край называют Кузбассом. А вы знаете, почему?

Да, потому что в нашей области расположен Кузнецкий угольный бассейн. Он принёс славу нашему краю, потому что там добывался и добывается каменный уголь, дающий свет и тепло нашим людям.

Также Кемеровская область славится различными полезными ископаемыми, строительными материалами, из которых возводят светлые и просторные здания.

Во все уголки нашей огромной страны отправляется уголь, химические удобрения, машины сделанные на заводах нашего края.

Реб.: стихотверение «Кузнецкая наша земля» О.Жилина.

Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный могучий Кузбасс.

Люблю его твёрдую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней ярко- звёздную россыпь
В его молодых городах.
И сталью и углем богата
Родная сторонка моя
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля.

Игра: «Как зовут жителей» - предлагается детям место проживания и они должны назвать жителей этого места. Например: на Луне – лунатики, на Земле – земляне, в России – россияне…

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется… (пейзаж )

Вот картины с пейзажами мы сейчас и рассмотрим, совершив экскурсию в нашу небольшую картинную галерею.

Но прежде, я хочу напомнить, что в картинной галерее надо вести себя спокойно, не мешать другим и картины лучше рассматривать на расстоянии.

Пожалуйста, проходите…

(Дети под тихую музыку подходят к картинам и рассматривают их и отвечают на вопросы воспитателя ).

Вос-ль: Какие времена года изображены?

Какие деревья вы увидели на этих пейзажах?

А какое дерево чаще всего встречается на этих картинах?

Как вы думаете, почему?

Дети: (ответы…)

Вос-ль: Конечно, из всех деревьев наших лесов, всех милее и любимей, это берёза. Берёза является символом русского леса и даже русские люди, которые покидают нашу страну, берут с собой саженцы берёзы, чтобы посадить деревце на новом месте.

Ребятки, а где мы с вами каждый день встречаемся с белоствольными красавицами?

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали
Это берёзы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.

Реб.: стихотворение «Берёза», В. Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы
И стало, в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета.
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен.
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Он делит с ней радость и слёзы
И так её дни хороши,
Что кажется - в шуме берёзы
Есть что-то от русской души.

Вос-ль: Мы услышали стихотворение о берёзке, которая «встречает горячее лето». Но берёзы во все времена хороши, красивы они и зимой.

Реб.: стихотворение «Светло в России от берёз», Екимцев.

И санный след, и след колёс
И в полночь разглядел бы я
Светло в России от берёз,
Светло от снега белого.
И счастлив я, что здесь живу,
И что мне сердце радует,
Что снежный свет
Родных берёз
На всю планету падает.

Вос-ль: Вот такие красивые стихи поэты слагают о берёзах.

Славится природой и полезными ископаемыми наша кузнецкая земля, но самым главным богатством являются люди, которые прославили наш край. В Кемерово много улиц и площадей, которые названы в честь этих людей и целых коллективов. Давайте вспомним, о каких улицах и площадях мы с вами говорили раньше.

Площадь Волкова – в честь Михайло Волкова, который обнаружил залежи угля и железной руды в нашем крае.

Улица им.Алексея Леонова – который родился в нашей области и впоследствии прославился, став космонавтом.

Проспект Шахтёров – в честь людей добывающих уголь.

Проспект Химиков – в честь рабочих занятых в химической промышленности.

Бульвар Строителей – посвятили строителям, которые возвели наш родной город.

(По мере рассказа, показ иллюстраций из альбома «Кемерово).

Эти люди и многие другие прославили наш край. И хочется сказать, что в наш детский сад ходили дети, а сейчас они стали взрослыми и мы гордимся ими, потому что:

Лугма Артём – стал спортсменом – футболистом.

Фирстов Коля – военный врач, который помогает людям в трудную минуту.

Проконич Олеся – учит детей в школе.

И я, думаю, что и вы когда вырастите, тоже принесёте пользу своему краю и прославите его хорошими делами.

Реб.: стихотворение «Привет тебе мой край родной», С.Дрожжин.

Привет тебе мой край родной
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе мой край родной.

Песня «По кемеровским улицам».

Игра «Солнечный лучик» – играющие прикладывают «лучик» к кругу и произносят пожелание всем присутствующим, в итоге получается лучистое солнышко.

Вос-ль: Вот и закончилось наше занятие. Ребята, что понравилось вам больше всего на занятии?

Конспект

Интегрированное музыкальное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию

«Живи в веках, моя Россия!»

СКАЧАТЬ (презентация)

Подготовили.

Воспитатели:

Прилежаева Марина Николаевна,

Давыдова Наталия Викторовна.

Муз. Руководитель:

Якименко Евгения Вальтеровна

г. о. Мытищи

Тема: «Живи в веках, моя Россия!»

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Форма непосредственной образовательной деятельности: Интегрированное музыкальное занятие по гражданско-патриотическому воспитанию

Форма организации: групповая.

Вид детской деятельности : изобразительная, музыкальная, театрализованная, коммуникативная, игровая.

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы»: основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, и др.

Программное содержание:

обучающие задачи: систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.

развивающие задачи: развивать интерес детей к истории родного Отечества посредством ознакомления детей с музыкальными произведениями, с творчеством художников и поэтов.

воспитывающие задачи: воспитывать у детей патриотические чувства - любовь к Родине, уважение к героям, защищающих нашу Родину в разные исторические времена.

Планируемый результат : Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества. Формирование у детей любви к Родине. Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность. Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны.

Словарная работа: Русская Земля, шлем, кольчуга, венгерка, доломан, ментик, кивер, чикчиры, кушак, шпоры.

Оборудование: Ноутбук, Макеты - панорама Кремля, игрушки - военная техника, солдатики.

демонстрационный материал: Презентация, видеоролик «Прадедушка и внук», Презентация «Современная Армия».

раздаточный материал: костюмы и оружие богатырей, гусаров, солдат Российской Армии.

Предшествующая работа:

  • Чтение былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», Слушание в грам. записи былин: «Змей Горыныч», «Сказка о царе Салтане», «Садко».
  • Рассматривание картин Васнецова: «Три богатыря», «Богатырь на распутье».
  • Проведение бесед с целью рассказать о мужестве богатырей, которые служили и защищали Русь: «Как жили наши предки», «Кто такой русский богатырь?», «Подвиги русских богатырей», «Как стать богатырём?».
  • Отгадывание загадок о богатырях, богатырских доспехах
  • Рисование: «Богатырская рубаха», «Богатырские доспехи», «Богатырь в доспехах».
  • Раскраски: «Богатыри», «Богатырь на коне», «Предводитель дружины».
  • Лепка: «Богатырский конь».
  • Разучивание песен, стихов об армии, о Родине, о дружбе.

Структура занятия и методические приемы

I часть. Вводная - 3 минуты

Организационный момент. Показа слайдов с видами России.

II часть. Основная - 22 минут

Путешествие во времени:

Богатыри;

Видеоролик «Прадедушка и внук»,

Выход военного в форме.

III часть. Заключительная - 2 мин.

Торжественный марш.

Организация детей на занятии: Музыкальный зал, Стулья по трем сторонам зала, экран.

Ход занятия .

Организационная часть.

Начало показа слайдов с видами России. Дети заходят в зал, встают на свои места парами. Воспитатель предлагает поприветствовать гостей, а потом сесть.

Всем шлют привет

В этот зимний день

Ребята из детского сада №57.

Основная часть.

Воспитатель : Наше Отечество, наша Родина -это матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Самый родной и близкий для нас наш город Мытищи, который хорош в любое время года. Сейчас мы об этом споём.

Исполняется песня «Мытищи»

Воспитатель : Страна наша всегда была очень богатой и большой. И моря, и реки, и горы, и пустыни, и равнины, и дремучие леса - все есть в России, и все это привлекало к себе другие народы, у которых не было всех этих богатств. Они нападали на наши земли, разоряли города и села, захватывали пленных, и пытались завладеть русскими просторами. Но русские люди всегда мужественно защищали свою Родину и не давали ее в обиду.

Вслушайтесь только в эти гордые слова - «защитник Отечества». Это наши солдаты, офицеры, генералы, которые всегда, в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами. Так было всегда. Русские воины во все времена славились мужеством и отвагой.

Хотелось бы вам узнать о воинах древних времён?

Я вам предлагаю совершить путешествие во времени, отправиться в прошлое и познакомиться с воинами разных времён. А помогут нам в этом часы на Спасской башне, которые и отправят нас в прошлое.

Вы готовы к путешествию?

Дети . Да.

Воспитатель : Но помните, нужно вести себя достойно, чтобы не потеряться во времени. (Подходит к часам)

Итак, вместе скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в прошлое попасть хочу!»

Бой курантов .

Не всегда наша Родина была такой огромной, как сейчас. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.Посмотрите на картину великого русского художника В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Кто изображен на картине?

Рассмотрите ратные доспехи богатырей. Что надето на головы богатырей?

Отгадайте загадку. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем оберегал голову богатыря от ударов.

Угадайте, о каком доспехе, говорится в загадке?

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из железных колечек плетут. (Кольчуга)

Зачем она нужна богатырям?

Чем вооружены богатыри?

Кем для богатырей был конь?

Куда смотрят богатыри?

Что охраняют богатыри? (Богатыри охраняют русскую землю и ее границы).

На картине изображены былинные богатыри. Художник прославляет защитников Родины.

Они были сильными, смелыми, отважными.

А Вы хотите быть такими?

(Дети в костюмах богатырей готовятся к танцу)

Танец «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).

1-й богатырь:

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

2-й богатырь:

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

3-й богатырь:

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

(Выходят девочки в народных костюмах)

1-я девочка :

Вот и кончились страданья

Да большие испытанья!

И с победою желанной

Едут витязи домой.

Славит их народ честной!

2-я девочка:

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

Танец «Русский хоровод с платками»

Воспитатель : Ребята, слышите, часы бьют, нам пора перемещаться в следующую эпоху. Говорим волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».

Менялась наша страна, менялись и ее защитники. Здесь нас встречают ГУСАРЫ. Посмотрите, во что они одеты?

Венгерка или доломан - куртка со шнурами.

Ментик - короткая куртка, обшитая мехом.

Кивер или меховая шапка с султаном.

Чакчиры - рейтузы, расшитые шнуром.

Кушак - пояс.

Низкие сапоги со шпорами.

Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.

Гусары - люди отважные. Недаром повторяли слова: «Пусть покинет меня все! Только бы не покинуло мужество!» Славились гусары и взаимовыручкой: «Сам погибай, а товарища выручай!». Когда на нашу землю в 1812 году напали французы во главе с Наполеоном, весь народ поднялся на защиту Родины. Возглавил нашу армию М. Кутузов. Особой доблестью отличались гусарские полки.

(Дети в костюмах гусаров готовятся к построению)

Марш гусаров.

1-й гусар:

Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

2-й гусар:

И что Россия - это сила!

Тайком во Францию бежал!

3-й гусар :

Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

4-й гусар:

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

(выходят дамы с цветами и машут ими гусарам)

1-я дама:

В честь Победы над врагом

Торжествует все кругом!

2-я дама:

Всех на бал зовут оркестры

Во славу доблести и чести!

Бальный танец "МАЗУРКА"

Воспитатель. Наши часы зовут нас в другую эпоху, скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время попасть хочу».

Звучит фонограмма песни «Священная война».

Воспитатель . Опять враг напал на нашу землю. На этот раз защитники сражались с фашистами. Война была долгой и жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Много людей, детей и взрослых, погибло в эти военные годы.

(Дети в военной форме)

1-й солдат

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

2-й солдат

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев безжалостно бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учится и жить!

Воспитатель. Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. На морях, на суше и в небе, в лесах и болотах шли тяжёлые бои.

Сценка « Мы военные» С. Михалкова

Телефонист c телефоном:

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Моряк смотрит в бинокль:

На горизонте самолёт.

По курсу полный ход, вперёд!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Автоматчик:

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдём.

Лётчик с картой:

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ.

Все: Противник не уйдёт от нас.

Девочка (выбегает на середину зала)

Бойцы, а сейчас у нас передышка,

Но завтра снова в бой.

Мои боевые подруги, (показывает на девочек)

Вальс потанцуют со мной.

Песню, про синий платочек,

Тихо запел патефон.

В давние годы военные

Снова уносит нас он.

Крутится в вальсе пластинка,

Синенький скромный платочек

Зовет танцевать нас с тобой.

Танец «Синенький платочек».

Воспитатель 9 мая 1945 года закончилась война,и с тех пор этот день стал в нашей стране великим праздником, праздником Победы.

В этой войне с фашистами сражались ваши прадедушки и прабабушки. Сейчас мы споем об этом песню.

Песня «Мой прадедушка».

Видеоролик «Прадедушка и внук»

Воспитатель Ребята посмотрите на часы, наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. Скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в свое время попасть хочу».

Заключительная часть.

Встречный марш. Выход военного в форме.

Муз. Рук. Разрешите поприветствовать вас и представиться тем, кто видит меня впервые. Я - сержант Якименко Евгения Вальтеровна, нахожусь в запасе ВС РФ, но в любой момент готова встать на защиту Родины.

Сейчас, ребята, вам рассказали о защитниках нашей Родины прошлого времени. А что вы знаете о современной армии? (ответ детей). Правильно, сильная, мощная, хорошо вооруженная, мужественная. В нашей армии есть 3 вида войск (ВМФ, Сухопутные войска и ВКС)

(предлагаю детям назвать картинки с изображением видов войск)

Я служила в войсках ВКС. Эти войска связаны с космосом.

А что вы знаете про достижения русских людей в изучении и покорении космоса?

Дети. Рассказывают про Ю.Гагарина и С. Королёва.

Наша страна получила заслуженное звание Космической державы.

Центр Контроля Космического Пространства, в котором я служила, выполняет боевую задачу по обеспечению безопасности нашей страны из космоса.

Все наши войска защищают Родину на земле, в небе, на воде и даже из космоса. Лучшие инженеры трудятся на благо нашей Родины. Они создают современную, маневренную, улучшенную боевую технику и оружие.

А теперь давайте посмотрим на изображение солдат прошлого времени.

Чем внешне они отличались?

А что общего у всех защитников Отечества разных времён?

А как вы думаете, современный солдат обладает этими же качествами?

Правильно ребята. Во все времена русский солдат отличался своей мужественностью и самоотверженностью. Так было, так есть и так будет всегда! И вам я желаю стать достойными людьми, настоящими защитниками Родины.

(Дети читают стихотворение)

Защитник Отечества (И. Бутримова)

Защитник Отечества - гордое званье,

В нём слышится отзвук далёких веков,

Когда с верой в Бога под вражьи проклятья

Герои отчизны громили врагов.

От вражеских полчищ собой закрывали

И жизнь отдавали за Родину-мать,

И Русь православную нашу спасали

На бой поднимая великую рать.

Столетья проходят, но связь поколений

Хранится любовью к Отчизне в веках

И ратные подвиги всех поколений

Всегда будут жить в благодарных сердцах.

Торжественный марш под песню «Служить России».

(дети выходят из зала)

Гражданско-патриотическое воспитание.

ТЕМА:

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Задачи:

1) Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

2) Создать условия для формирования патриотических качеств личности воспитанника на основе знаний истории государства. Закрепить название элементов костюма русского воина (кольчуга, шлем), название оружия русского воина.

3) Коррекция интеллектуальных творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.

Активизация словаря:

Родина, предки, славяне, богатырь, басурман, стольный град, колчан, палица, бездыханный, рать.

Предварительная работа:

Просмотр кинофильмов, мультфильмов о богатырях.

Чтение сказок и былин о богатырях - великанах (Дубыня, Горыня, Усыня, Святогор)

Поиск дополнительного материала о богатырях.

Разучивание стихотворений, сценок, тематической физ.минутки.

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

Изготовление трафаретов для практической работы и атрибутов для сценки.

Ход занятия:

I . Организация занятия:

(Дети стоят в кругу)

Воспит. : Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Мы начинаем наше занятие с того, что возьмемся за руки и пошлем молча, только глазами, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Улыбнемся гостям и друг другу. Желаю вам здоровья и успехов на занятии.

(дети разбиваются на две микрогруппы)

II . Вступительное слово:

Музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

Воспит. : Ребята, в какой стране мы живем? Правильно! Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что значит слово Родина? (Родина - родная как мать и отец. Это то место, где человек родился).

III . Введение в тему. Работа над новым материалом.

1. Работа с картой России (слайд 1)

Воспит.: Посмотрите, пожалуйста, на карту России. Какая она - наша Родина? (Большая, необъятная, красивая, богатая). Есть океаны, моря, реки, озера, горы, леса, поля. Россия - самая большая страна в мире.

2. Картина - природа России (слайд 2)

Воспит.: Молодцы, вы хорошо ответили на мои вопросы. Сейчас Настя Рудакова расскажет стихотворение о Родине.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлём.

Воспит.: Какие вы знаете пословицы о Родине? (Родина - мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. За родной край и жизнь отдай. Родина любимая, что мать родимая. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.)

Воспит. : Более 1000 лет назад образовалось Русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян, это была Родина. И сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках.

Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это наши прабабушки и прадедушки)

Воспит. : Правильно! Давайте с вами вспомним наших предков - земляков козельчан. В 2009 году городу Козельску было присвоено звание… Кто мне скажет, какое звание было присвоено г.Козельску? («Город воинской славы»). Правильно. Это звание присвоено за оборону своего родного города нашими предками замляками в 1238 году. (слайд 3)

Когда к Козельску подошло монголо-татарское войско, жители города мужественно оборонялись. 4 тыс.воинов оставили монголо-татары под его стенами. Лишь через 7 недель врагу удалось пробить крепостные стены и взять город. Память о героической обороне Козельска народ сохранил на века. Более подробно о нашем родном городе и наших предках мы поговорим на следующем занятии.

Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало Русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? («Славяне» похоже на слово «слава»)

Воспит .: А это значит, что славяне - это славный народ. А как выглядели древние русичи?

3. Портрет славянина (слайд 4)

Дети : Славяне были русоволосые, голубоглазые, высокого роста, широкоплечие, крупного телосложения, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку - землю и отчий дом.

Воспит.: Хорошо вы сказали, молодцы. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Русь защищали от врагов храбрые, смелые, могучие люди.

(Звучит песня «Богатырская наша сила.»)

Воспит. : Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О богатырях) Правильно! Тема нашего занятия «Богатыри земли Русской». (слайд 5 )

Воспит.: А сейчас мы немного отдохнем..

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

(Повороты головы)

А потом вперед. Тут немного отдохнет.

(Расслабленный наклон головы вперед)

Шея не напряжена, а расслаблена она.

(Голову держать прямо)

(Наклон головы назад.)

Возвращается обратно. Расслабление приятно.

Воспит.: Ребята, а кто такой богатырь, нам расскажет Курмышов Коля

Курмышов: Богатырь, силен как вольный ветер, могуч, как ураган.

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей.

И стариков и матерей.

Воспит.: молодец, Коля. Ребята, как вы думаете, кто такие басурмане? (Враги, которые нападали на Русь) А как вы понимаете словосочетание «стольный град»? (Столица государства.) Ребята, как вы думаете, какими качествами обладали богатыри? (Решительность, храбрость, сила, ловкость и т.д.) Более точное значение слова «Богатырь» даст словарь Ожигова. (слайд 6)

«Богатырь - защитник земли Русской, совершающий подвиги, отличающийся особой силой.»

Воспит.: Много на Руси богатырей. Невозможно сразу о всех рассказать. Да и сложно представить самих богатырей. В этом нам поможет картина известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

4. Работа по картине (слайд 7)

(Вступление к опере Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве реке»)

(Дети смотрят на картину)

Воспит.: Как художник изобразил богатырей? (В виде сказочных героев)

Какие богатыри изображены на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие, какие кони под ними.

Рассказы детей:

1- В центре на вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын. У него русское лицо, широкая борода с проседью. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою.

Воспит.: Скажите, ребята, что означает слово «колчан»? (сумка для стрел) Что такое палица? (железная дубинка)

2- По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, любимый народом воин. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно врага чует.

3- Третий богатырь Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. На лице у него лукавая усмешка. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, что бы пощипать травы, но уши навострил. Не смотри Алеша в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове.

Воспит.: У богатырей одна цель - не пропустить врага. Над ними низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли русской всегда готовы:

Стать за честь Родины, против недруга,

За Отчизну в нужде сложить головы.

(инсценировка).

Воспит.: Нападали на Россию - матушку враги и недруги. Кто как не русские богатыри, защищали Родину? Вспомним и мы великих русских богатырей.

ученик: Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села ли Карагарова

Выезжает добрый молодец на добром коне,

Богатырь - Илья Муромец.

(на деревянной лошадке скачет Илья Муромец)

А на встречу ему богатырь Добрыня Никитич скачет.

(на деревянной лошадке выезжает Добрыня)

Илья: Здравствую, добрый молодец. Ты скажи-ка, кто ты?

Добрыня: А как скажет тебе про то моя палица тяжела!

ученик: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схватку бороться: двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения.

Добрыня: Не моги меня казнить, моги миловать. Будем мы братьями названными. Будем ездить по чисту полю, биться с врагом, да охранять нашу землю - матушку.

(Обнялись Илья Муромец и Добрыня Никитич)

ученик: Много ли прошло времени, про то не ведомо. А только родился на Руси еще один богатырь - Алеша Попович. Рос не по дням, по часам. (На деревянной лошадке скачет Алеша Попович)

В ту пору повадился на Русь враг похаживать. А Алеша Попович горяч был, закричал он громким голосом:

Алеша: Эй, дружина храбрая, двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Напустим мы на врага силу несметную, освободим от напасти Русь-матушку!

ученик: Побратались богатыри меж собой. Старшим назвали Илью Муромца, средним - Добрыню Никитича, а младшим - Алешу Поповича. (Богатыри встают, как на картине В.Васнецова «Богатыри»)

Илья: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять.

(Под песню «Богатырская сила» богатыри уходят)

5. Сообщения по микрогруппам.

Воспит.: Вам было дано задание найти дополнительный материал о богатырях. Что еще вы о них знаете?

1- Илья Муромец не сразу богатырем стал. Он не мог ходить 30 лет. А вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили, да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских святых. У него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните так же, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли Русской.

2- Добрыня Никитич носил прозвище «тихий». Он умел к каждому человеку подойти по-особенному. С 12 лет сам песни складывал, их исполнял и в шахматы играл.

3 - Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. И не было ему равных среди сверстников: «кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь». Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.

Воспит.: Как вы думаете, что означает слово «бездыханный»? (Не имеющий дыхание, мёртвый)

Воспит.: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Потянулись: раз, два, три -

мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек,

И направо, и еще,

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо -

Получается на славу!

Воспит.: А сейчас давайте познакомимся с воинской одеждой древнерусских воинов и их вооружением.

6. Показ слайда (слайд 8)

Воспит.: Что защищало тело богатырей? (Кольчуга, железная рубашка, она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. Весила она 7 кг.)

Что надевали на голову богатыри? (Шлем, его изготавливали из металла и украшали узором. Он оберегал голову воина от удара.)

Какое оружие имелось у богатырей? (Щит, меч, копье, палица)

Воспит.: Меч еще называли булавой. Это русское оружие. На нем давали клятву, передавали по наследству от отца к сыну.

Палица, в качестве оружия применялась очень редко. В основном пользовались в бою мечом, копьем и стрелами

Воспит.: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи. слушайте внимательно.

1) Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3) Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же … (Меч)

4) Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Дополни пословицу.

Воспит.: У вас на столах лежат пословицы о доблести и любви к Родине. Но вот беда, все они перепутались. Ваша задача собрать пословицу.

1) Сам погибай, а товарища выручай.

2) С родной земли- умри, не сходи!

3) За край свой на смерть стой!

4) За правое дело стой смело!

5) Жить - Родине служить.

6) Не тот герой, что награду ждет- а тот герой, что за народ идет.

Воспит.: Молодцы, все справились с заданием.

Практическая деятельность.

Воспит.: А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли художника. Вам предстоит украсить щит богатыря узорами.

(Работа в группах. Самоанализ работ.)

IV . Итог занятия.

Показ слайда (слайд 9)

Воспит.: В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Дуб - могучее дерево. Он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям. И сейчас я подарю вам талисман «листочек дуба», что бы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри земли Русской.

(дарит талисманы)

1- Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет -

Неколебим, свободен, бесконечен.

2- В Тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть - о Русь! - твоих богатырей,

Их войско нерушимей год от года.

Помните, ребята, в жизни всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья.

Рефлексия:

1. О ком мы сегодня говорили?

2. Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину.

3. Вам понравилось занятие?

Воспит.: А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Организация: БОУ «Лицей № 54» г. Омска

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Цель : Систематизировать и обобщить знания детей о России и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи Образовательные :

  • Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн), о символическом значении цветов государственного флага России; познакомить детей с государственным гимном России.
  • Закрепить названия крупных российских городов и рек, народов населяющих РФ, названия народных промыслов, достопримечательностей города Москвы.

Развивающие:

  • Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением. Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов.
  • Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.
  • Развивать конструктивно – творческие способности.
  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

Предварительная работа : Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России, значением цветов флага; беседы о дружбе разных народов; чтение художественной и исторической литературы о России. Рассматривание иллюстраций: костюмов народов, крупных городов России, достопримечательностей Москвы.

Словарная работа : Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, скипетр, держава.

Ход викторины:

Ребята, в какой стране мы с вами живем?

А вы, знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди, Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна).

Я предлагаю вам сегодня сыграть в викторину на тему «Мы – Россияне». Согласны?

Для викторины нужно разделиться на две команды:

Васильки.

Ромашки.

А оценивать вас будет строгое, но справедливое жюри. (гости)

Перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр, звучит главная песня страны. Что это? (гимн ) Как его нужно слушать? (стоя, молча, проявляя уважение) Прошу всех встать.

Звучит гимн РФ.

Команды, поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»:

Василек – цветок России,

Он, как небо, синий – синий.

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»:

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Давайте начнем нашу викторину с разминки. Задание для обеих команд. Я буду говорить начало предложения, а вы его заканчивайте. Будьте внимательны.

  • Наша страна называется…
  • Столица России город…
  • Самая известная река России…
  • На берегах Волги стоят города…
  • Санкт – Петербург основал…

Молодцы, я вижу, вы готовы к игре. (удар в гонг ).

Конкурс №1

«Государственные символы»

Вопрос для обеих команд. Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Задание для команды «Васильков»:

Найдите на плакате российский флаг, и скажите, где он расположен.

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Где можно увидеть российский флаг? (на гос. зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни гос. праздников).

Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).

Что означает синий цвет флага? (верность и правду).

Что означает красный цвет флага? (мужество и отвагу).

О чем можно рассказать по цветам флага? (о том, какие люди живут в России).

Так какие люди живут в России?

Задание для команды «Ромашки»:

Найдите российский герб среди гербов других стран и скажите, где он расположен.

Герб – это отличительный знак государства.

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орел со скипетром и державой).

Что на груди у орла? (щит с всадником на коне ).

Как зовут всадника? (Георгий Победоносец).

Георгий Победоносец издавна почитался на Руси, как покровитель воинов.

Что в руках у Георгия Победоносца? (серебряное копье).

Зачем оно ему? (черный змей символ – зла, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея).

Обе команды вспомните, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче?

Чем всегда заканчиваются эти сказки? (добро побеждает зло).

Вот так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Конкурс №2

«Литературный»

А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые.

Где бы ты в России ни бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба ни заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Конкурс №3

«Города России» (для обеих команд)

Россия –самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Назовите, города, которые вы знаете?

А теперь, я предлагаю вам, объединится в пары, кто с кем хочет.

Я раздам каждой паре конверт с пазлами. Вам нужно собрать картинку, и отгадать, какая достопримечательность изображена.

Д/И «Кто в какой стране живет?»

Конкурс №4

«Народы России» (для обеих команд)

Много разных народов живет в России, каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним, какие народы живут в России? Все народы нашей страны, живут дружно.

А мы с вами дружно живем? Вот сейчас мы это и проверим.

Игра «Сиамские близнецы».

Настоящие друзья часто встречаются друг с другом, они все делают вместе. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс. Теперь вы становитесь «сиамскими близнецами»: у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. Чтобы третья нога была «дружной», ее скрепим веревочкой. Я предлагаю вам так походить, повернуться, лечь, присесть, встать, попрыгать.

Конкурс №5

«Народные промыслы»

А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундуке.

Эта роспись – просто чудо.

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (хохлома )

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах. (дымковская игрушка)

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У нее сестрицы

Каждая сестрица для маленькой темница. (матрешка)

Конкурс№6.

«Пословицы о Родине»

Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. Называть будем по очереди. Начнут «Васильки».

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Матушка - Волга и широка, и долга.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Одна у человека мать, одна и Родина.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Конкурс№7

«Кроссворд реки России»

Следующий конкурс - кроссворд. По ключевому слову догадайтесь, о чем этот кроссворд? Правильно, о реках России. Могучие, полноводные реки России несут свои воды в моря и океаны.

1. Эта река протекает в городе, где много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Нева)

2. Название этой реки одинаково с названием города. (Москва)

3. Эта река созвучна женскому имени. (Лена)

Дети из магнитной азбуки выкладывают ответы.

Вот и подошла к концу наша викторина «Мы Россияне». И пока жюри подводит итоги, подумайте и скажите: Почему мы гордимся Россией?

(Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми. Первый космонавт на земле – гражданин России Юрий Гагарин. Россия победила фашистов в Великой Отечественной войне. Россия страна с богатой культурой…)

Слово жюри. Награждение.

Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и прославили Россию своим трудом и достижениями.

Используемая литература:

1. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г Зеленова, Л.Е Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Дошкольникам о Москве и родной стране. Смирнова Т.В, Филиппова Т.Ю.. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

3. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. И. А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005

Пояснительная записка

Сегодня государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» признана актуальной и перспективной. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Младший школьный возраст является фундаментом для общего развития ребенка, в том числе и для гражданско-патриотического воспитания.

Предлагаемая программа «Мы вместе!» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.

Реализация программы рассчитана на учебный год.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста.

Цель программы : воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны

Задачи:

  • Ознакомление детей с символами государства, республики (герб, гимн, флаг).
  • Углубление знаний воспитанников о Родине, своём крае, месте рождения.
  • Воспитание гражданского самосознания.
  • Обогащение знаний об историческом прошлом страны.
  • Формирование черт характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином своей страны.

Принципы реализации программы:

  • Доступность изложения материала.
  • Последовательность и систематичность.
  • Наглядность.
  • Вариативность.
  • 1 направление " Растим патриота и гражданина России" .

Цель : формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи :

Воспитать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

Сформировать культуру проявления гражданской позиции;

Сформировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

  • 2 направление «Мой край родной» .

Цель : воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи :

Изучить историю родного края;

Сформировать экологическое поведение;

Воспитать у детей младшего школьного возраста позицию «Я - гражданин Мордовии!»

  • 3 направление «Связь поколений» .

Цель : осознание детьми ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Задачи :

Воспитать гордость за свою Родину, народных героев;

Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

  • 4 направление «Я и моя семья» .

Цель : осознание детьми семьи, как важнейшей жизненной ценности.

Задачи :

Воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Реализация программы предусматривает использование источников, указанных в прилагаемом списке литературы.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы позволит формировать:

Систему краеведческих знаний;

Устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России;

Уважительное отношение к памятникам архитектуры и культуры;

Бережное отношение к родной природе;

Посильное служение Отечеству;

Активную жизненную позицию;

Интерес к познаниям;

Бережное отношение к результатам труда;

Осознание значимости труда;

Уважительное и доброжелательное отношение к людям.

Тематический план

Практика

Беседа «Поведение в общественных местах»

«Моя семья»

«Настроение»

(беседа с элементами игры)

«Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры)

Игра-путешествие «Спешите делать добро!»

Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательное мероприятие)

Республика, в которой я живу

(игра-путешествие по карте Республики Мордовия)

Конвенция о правах ребенка

«Добрые слова о моей игрушке» (час общении)

Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С.Михалкова)

«Гражданство»

«В гостях у Мойдодыра» (игра посвященная Дню Земли.

1. «Поведение в общественных местах» (беседа).

Цель : показать, что человек проявляет уважение к себе своим поведением в общественных местах и своим отношением к людям, которые его окружают; изучить основные правила поведения в общественных местах.

Основные понятия: поведение, отношение, общественные места, уважение.

2. «Моя семья»

Цель : воспитать ласковое, чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности.

Основные понятия: семья, сплоченность, близкие люди.

3. «Настроение» (беседа с элементами игры).

Цель : развить у детей умение выражать свое настроение, чувствовать состояние другого.

Основные понятия: настроение, радость, грусть, гнев, удивление, эмоциональное состояние.

4. «Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры).

Цель: дать детям представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав

Основные понятия: права, национальность, равенство.

5. «Спешите делать добро!» (игра-путешествие)

Цель: закрепить с детьми понятие «добро»; совершенствовать навыки доброго отношения к людям, животным и всему живому на Земле.

Основные понятия: добро, отношение,

6. «Знакомство с государственными символами России и Мордовии (герб, флаг, гимн)»

Цель : познакомить детей с государственными символами России и Мордовии (герб, гимн, флаг), с историей их возникновения, воспитать чувство гордости за свою страну.

Основные понятия: герб, гимн, флаг, государственные символы.

7. «Праздник урожая в кафе «Осеннее»» (развлекательное мероприятие)

Цель: закрепить знания детей об осени, ее признаках и осенних дарах.

Основные понятия: урожай, осень, дары.

8. Посещение спортивных объектов г. Саранск

Цель: познакомить детей со спортивными объектами города; показать их значимость в воспитании детей.

Основные понятия: объекты, спортсмены, чемпионы, достижения.

9. «Праздник загадок» (развлекательное мероприятие)

Цель: создать праздничное настроение и расширить кругозор детей.

Основные понятия: инструмент, домашний обиход, транспортное средство, животное, игрушка.

10. «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа)

Цель: обсудить с детьми значение любви в жизни человека.

Основные понятия: любовь, значение, смысл, родители.

11. Республика, в которой я живу (игра-путешествие по карте Республики Мордовия)

Цель: познакомить детей с картой Республики Мордовия.

Основные понятия: карта, города, районы, реки, озера.

12. «Как не стать жертвой преступления» (беседа)

Цель: обсудить с детьми проблемы личной безопасности, развить способность к размышлению, умению делать выводы.

Основные понятия: преступление, безопасность, ограбление, похищение, жертва.

13. «Мы крутим глобус» (викторина)

Цель: сформировать познавательный интерес; воспитать коммуникативные умения детей

Основные понятия: глобус, флаг, страна, экватор.

14. «Зачем человеку семья?» (час размышлений)

Цель: сформировать и скорректировать представления детей о семье; способствовать сплочению детей и их родителей.

Основные понятия: семья, сплоченность, взаимоотношения.

15. «Как украсить дом к Новому году?» (час творчества)

Цель: познакомить детей с разнообразием игрушек выполненных из подручного материала; воспитать усидчивость, аккуратность.

Основные понятия: игрушка, бумага, ножницы, клей.

16. «Дружба начинается с улыбки» (игра-шоу)

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.

Основные понятия: дружба, друг, приятель, взаимоотношения.

17. «Здравствуй, Зимушка-Зима!» (развлекательное мероприятие)

Цель: создать радостное настроение у детей.

Основные понятия: зима, настроение, развлечения.

18. «Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие)

Цель: развить интерес и любознательность, интеллектуальные умения детей, воспитать доброжелательность, инициативность, активность.

Основные понятия: сказочные герои, мультфильмы, дружба, сплоченность, добро, зло.

19. «Книги - спасибо за то, что вы есть!»

Цель: воспитать бережное отношение к книгам; привить любовь к художественной литературе.

Основные понятия: художественная литература, бережное отношение.

20. Конвенция о правах ребенка

Цель: дать представление детям о «Конвенции о правах ребенка».

Основные понятия: конвенция, права.

21. Спортивная гордость Мордовии (фотоматериал)

Цель: познакомить воспитанников с Олимпийскими чемпионами из Мордовии по фотографиям.

Основные понятия: гордость, Олимпийские чемпионы, слава, чемпионы мира, Олимпийский рекорд.

22. «Самый-самый» - конкурс для мальчиков.

Цель: Способствовать осознанию мальчиками того, что они являются будущими защитниками своего Отечества; развить нравственный, эстетический и коммуникативный потенциал детей.

Основные понятия: защитник, мужество, отечество.

23. «Добрые слова о моей игрушке» (час общения)

Цель: дать возможность воспитанникам вспомнить о своей любимой игрушке.

Основные понятия: доброта, игрушка, бережное отношение.

24. «Правда и Ложь» (познавательно-воспитательная беседа)

Цель: познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культурного общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитание нравственных качеств («честность», «справедливость»).

Основные понятия: правда, ложь, честность, справедливость.

25. «Наши девочки самые прекрасные» (развлекательное мероприятие)

Цель: привить уважение к девочкам.

Основные понятия: уважение, хозяйственность, прилежность, красота.

26. Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С. Михалкова)

Основные понятия: человек, уважение, дружба.

27. «Путешествие в страну Витаминию» (игровая программа)

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди детей, расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека.

Основные понятия: витамины, польза, здоровье.

28. «Береги родную природу!» (конкурс рисунков)

Цель : воспитать любовь к родной природе, развить творческие способности.

Основные понятия: природа, бережное отношение, Красная книга Мордовии.

29. Гражданство

Цель: дать представление о различиях между понятиями «Права ребенка» и «Права гражданина».

Основные понятия: гражданство, права.

30. «Нам космос покоряется» (викторина)

Цель: развить чувство патриотизма, расширить кругозор детей; познакомить детей с космонавтами-жителями Мордовии

Основные понятия: космос, космонавты, патриотизм.

31. «В гостях у Мойдодыра» (игра посвященная Дню Земли).

Цель: расширить представления детей о празднике.

Основные понятия: чистота, отношение.

32. Памятники культуры и архитектуры г. Саранска (фотоматериал)

Цель: Познакомить детей с памятниками культуры и архитектуры города; воспитать бережное отношение к памятникам родного края.

Основные понятия: культура, архитектура, памятники.

33. «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа)

Цель: расширить представления детей о событиях Великой отечественной войны и судьбах людей военного времени; воспитать у детей уважение к Ветеранам войны и историческому прошлому своей Родины

Основные понятия: ветеран, война, победа, уважение, гордость.

34. Путешествие по экологическому букварю.

Цель: воспитать чуткое и бережное отношение к природе; развить память, внимание и любознательность детей.

Основные понятия: экология, бережное отношение.

35. «Наша Родина - Россия» (музыкально-поэтическое занятие)

Цель: расширить представление детей о Родине «большой» и «малой», воспитать чувство гордости за свою страну

Основные понятия: Родина, мужество, гордость.

36. Экскурсия в Краеведческий музей им. И.Д. Воронина

Цель: познакомить детей с экспонатами музея; прививать интерес к культуре мордовского народа

Основные понятия: экспонаты, культура.

37. Посещение Национального театра Республики Мордовия

Цель: прививать интерес к культуре

Основные понятия: спектакль, антракт.

38. Поездка в музей Боевого и Трудового подвига

Цель: знакомство детей с экспонатами музея, воспитать бережное отношение к историческим памятникам.

Основные понятия: исторические экспонаты.

Методическое обеспечение

Необходимыми условиями для реализации программы является:

Занятия познавательного характера по гражданско-патриотическому направлению (беседы, часы общения, викторины, экскурсии и т.д.);

Наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядные пособия, стилизованные уголки и т.д.);

Взаимосвязь с внешними организациями (музеи, кинотеатры, спортивные объекты г. Саранск, городские детские библиотеки, студенты ВУЗов и т.д.).

Список литературы

I . Статьи из сборников

1. Аверина Н.В. Патриотизм - основа духовного возрождения России //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт - Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. - СПб., 2011. - С. 5 - 7.

2. Соломыкина Н.Я., Веселова Т.К., Киселева М.В. Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, как часть духовного воспитания личности //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт - Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. - СПб., 2011. - С. 74 - 80.

3. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн./Сост. Т.В.Шепелева.-Волгоград:Учитель,2005.-70с.

4. Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003,240 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

5. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И.Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Стапанова. Вып. 3. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 192 с.

6. Учебное издание «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А.

II . Статьи из журналов

1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального

общения -российский путь развития//Воспитание школьников-2002-№7

2. Родина - это часть тебя, а ты - часть ее//Воспитание школьников - 2005-№5