Мода

"психологические особенности старшего школьного возраста". Старший школьный возраст Старший школьный возраст общая характеристика развития

Старший школьный возраст - это период ранней юности , характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов . В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы , причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии . Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis - детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, "музыкальные" произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественнос­ти придают воспитанию целенаправленность и действенность. «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть ника­кого воспитательного процесса» 1 .

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст соотносится в периодизации развития личности с периодом ранней юности. Относительно временных рамок юношеского возраста возникает множество проблем. Наиболее часто исследователи определяют раннюю юность временными рамками от 14 - 15 до 18 лет, а позднюю юность - от 18 до 23 лет.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

В старшем школьном возрасте продолжается усиленное развитие логического мышления . В этом возрасте дети проявляют большую способность к теоретическим рассуждениям и самоанализу. Они усваивают большое количество научных понятий и учатся использовать их в решении различного рода задач.

Старший школьный возраст характеризуется также бурным развитием абстрактно-логического мышления. В результате этого у юношей и девушек появляется потребность в обсуждении на уроках тем, отвлеченных от учебного материала. Однако, взгляды старшеклассников на нравственные, философские, политические проблемы и подходы к их решению еще не достаточно систематизированы. А.А. Реан отмечает, что «у многих детей старшего школьного возраста интерес к рассуждениям об абстрактных понятиях превышает интерес к учебному материалу, что существенно снижает мотивацию к учебной деятельности».

Восприятие в старшем школьном возрасте представляет собой сложный интеллектуальный процесс. Его произвольная форма по частоте проявления отходит на второй план, уступая место произвольному восприятию. Следует отметить, что восприятие в юношеском возрасте сводится не только к намеренному наблюдению за объектами окружающей действительности, но и направлено на свойства собственной личности, на свои действия, переживания, мысли и формы поведения.

Процесс развития внимания в старшем школьном возрасте имеет двойственный характер. С одной стороны, все свойства внимания (устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение) достигают в юношеском возрасте высокой степени развития. С другой стороны, внимание старших школьников находится в большой зависимости от их интересов, что нередко приводит к развитой в меньшей степени способности юношей и девушек концентрировать свое внимание на учебном материале.

Такие свойства памяти , как произвольность и производительность в юношеском возрасте достигают очень высокого развития. Совершенствуется развитие логической памяти. Кроме того, наблюдается существенный рост производительности процесса запоминания абстрактного материала. В старшем школьном возрасте дети осознают, что они могут управлять своей памятью, поэтому способны вырабатывать собственные способы и приемы запоминания необходимой информации.

Старший школьный возраст является главным периодом в жизни человека для развития у него творческих способностей . Дело в том, что в юношеском возрасте воображение человека характеризуется уже большей продуктивностью, чем воображение детей подросткового возраста.

Однако следует отметить, что свойства личности, лежащие в основе развития ее творческих способностей, у детей старшего школьного возраста могут существенно различаться. Например, у старшеклассников, занимающихся научным творчеством, больше всего развиты интеллектуальные способности, в частности способность к абстрактно-логическому мышлению. У старшеклассников, занимающихся художественными видами творчества, в большей степени развито образное мышление.

Следует заметить, что чаще всего творческие способности детей старшего школьного возраста проявляются вне школы. Кроме того, успешность развития творческих способностей у юношей и девушек во многом зависит от условий воспитания и от роли в нем семьи и школы.

В юношеском возрасте происходит особенно важный процесс в когнитивной сфере развитии личности человека - формирование индивидуального стиля умственной деятельности . Е.А. Климов дает следующее определение индивидуальному стилю деятельности: «это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами, внешними условиями деятельности».

Многие психологи считают, что индивидуальный стиль умственной деятельности зависит от типа нервной системы старшеклассника. Инертный тип нервной системы предопределяет более худшее усвоение учебного материала в условиях перегруженности. Хорошая успеваемость по учебным предметам в таких условиях характеризует учеников с подвижной нервной системой.

Однако, недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Например, юноши и девушки, обладающие нервной системой инертного типа, могут быть способны к тщательному планированию и контролю своей деятельности, что помогает им добиться успехов в усвоении учебного материала.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

В старшем школьном возрасте у детей происходит процесс формирования общей эмоциональной направленности , то есть закрепление иерархии тех или иных переживаний по ценности для самой личности. Б.И. Додонов выделяет 10 типов общей эмоциональной направленности личности:

1. Альтруистический тип . (Ценными являются эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания при осуществлении деятельности, которая, по мнению человека, полезна для окружающих.)

2. Коммуникативный тип . (Наиболее ценными чувствами для этого типа людей являются чувство симпатии. Расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности в процессе общения.)

3. Праксический тип . (В качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает стремление к намеченной цели, а также своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовлетворение от достижений на этом пути.)

4. Гностический тип . (Наиболее ценной эмоцией считается удовлетворение желания решить сложную познавательную проблему.)

5. Романтический тип . (Наиболее ценятся чувства таинственности, загадочности, осознание чего-то волнующего)

6. Пугнический тип . (Наиболее привлекательным для этого типа людей является опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней.)

7. Эстетический тип . (Более всего ценится чувство прекрасного, изящного, грациозного. Любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.)

8. Глорический тип . (Ценным является осознание всеобщей признанности, всеобщее восхищение качествами и свойствами личности, относящейся к данному типу.)

9. Акизитивный тип . (Наибольшей эмоциональной ценностью обладает удовлетворение от накопления чего-либо.)

10. Гедонический тип . (Этот тип людей ставит превыше всего наслаждение от удовлетворения органических потребностей: наслаждение от вкусной пищи, безмятежности, веселья, сладострастия).

Кроме того, в старшем школьном возрасте у человека формируются основы эмоциональной культуры личности, то есть «воспитанности» эмоций. К.Г. Изард главными характерными чертами выделяет следующий:

· Эмоциональная отзывчивость на все происходящее в окружающей действительности;

· Развитая способность понимать, ценить и уважать чувства и переживания других людей;

· Способность к сочувствию, сопереживанию;

· Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими людьми.

По мнению многих психологов, ведущими видами деятельности старшего школьника являются учение и труд. Однако, существует мнение, что главным видом деятельности в юношеском возрасте является профессиональная ориентация, основным мотивом которой считается стремление занять определенное место в обществе среди взрослых людей.

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах .

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию .

Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь .

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу .

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников .

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.

Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями юношеского возраста являются:

Этический максимализм.

Внутренняя свобода.

Эстетический и этический идеализм.

Художественный, творческий характер восприятия действительности.

Бескорыстие в увлечениях.

Стремление познать и переделать реальность.

Благородство и доверчивость.

Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами.

Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

Старшеклассники (9 класс):

1) любовь; 2) дружба; 3) Бог; 4) материальные блага; 5) семья; 6) музыка (мальчики -- рок-музыка, девочки -- отечественная или зарубежная поп-музыка); 7) книги (50% -- журналы, 50% -- программная школьная классика: "Герой нашего времени" и т.п.); 8) кино; 9) искусство; 10) театр.

10--11 классы:

1) семья, любовь, дружба; 2) Бог; 3) материальные блага; 4) книги (Толкиен, Гарри Поттер, Толстой, Тургенев (по школьной программе), музыка (поп, рок, альтернативная, рэп, классика); 5) кино, театр, искусство, спорт, компьютерные игры, Интернет.

Старший школьный возраст или ранняя юность охватывает возрастной период с 15 до 17 лет. Именно на него приходится окончание полового созревания человека, интенсивные умственные нагрузки и выбор дальнейшего жизненного пути.

В старшем школьном возрасте большинство девушек и юношей начинают более осознанно относиться к учёбе. Старшеклассников в этот возрастной период можно условно разделить на 2 основные группы: те, кто начинает интенсивно изучать один или несколько предметов, которые им в дальнейшем понадобятся для поступления в вуз и те, кто учится равномерно, не показывая своего предпочтения перед какой-либо одной наукой. Такое разное отношение к учебному процессу можно объяснить мотивацией школьников старших классов. Если ученик уже точно знает, куда будет поступать после школы и какую профессию выберет, он всё своё свободное время тратит на изучение наук, которые ему понадобятся в будущем. Такие старшеклассники дополнительно занимаются с репетиторами, посещают лекции, записываются на специализированные курсы. Если же ученик старших классов всё ещё находится в раздумье по поводу выбора своего дальнейшего пути, он не стремится углублённо изучать какой-либо предмет и распределяет свои интересы равномерно.

Если учащийся средних классов может позволить себе помечтать и представить себя представителем любой профессии, тогда старшеклассник уже чётко осознаёт свои способности и наклонности, отдаёт себе отчёт по поводу состояния своего здоровья, а также учитывает материальное положение родителей, ведь достойное образование можно получить сегодня только за хорошие деньги. Эти объективные факторы он берёт во внимание при выборе своей будущей специальности. Часто на профессиональную ориентацию школьника огромное влияние имеют его родители, которые берут на себя ответственность за выбор его будущей профессии. Игнорирование взрослыми профессиональных интересов сына или дочери нередко приводит к непониманию между поколениями.

Перечисляя психологические особенности старшего школьного возраста, нельзя не упомянуть о становлении собственного мировоззрения юношей и девушек, на которое значительное действие оказывает как учебная деятельность, так и окружающее общество. На формирование их личности влияют исторические деятели, герои прочитанных книг. У учеников старших классов уже сложилось теоретическое и логическое мышление, сформирована самостоятельность, приближается период социальной зрелости. Но старшеклассник всё ещё стремится отвечать ожиданиям своих друзей, поэтому всячески старается следить за своим внешним видом и поведением. Для него очень важно то, что думают о нём окружающие. Любое несоответствие надеждам товарищей, родителей и учителей способно вызвать у старшеклассника неуверенность в собственных силах и даже депрессию.

Особенности старших школьников очень явно проявляются в их эмоциональной сфере. Им свойственна излишняя чувствительность и ранимость, повышенные требования к своему внешнему виду и способностям. Однако к моменту окончания школы старшеклассники умеют хорошо скрывать собственные эмоции, они способны к более серьёзным и глубоким чувствам. В этот период у школьников отлично проявляются коммуникабельные способности, стремление к самоконтролю, уравновешенность.

Многие старшие школьники, возраст которых уже вполне соответствует взрослому, продолжают находиться в зависимости от учителей и родителей, что способно спровоцировать серьёзные межличностные конфликты. Достигший физической и интеллектуальной зрелости старшеклассник продолжает по-прежнему пребывать на материальном содержании у родителей. Его права строго ограничены, проявление какой-либо инициативы пресекается школьными и домашними порядками, а деятельность контролируется. По сути, он продолжает оставаться тем же ребёнком, что и ученик средних классов. Такое затягивание детства нередко выливается в трудности во взаимопонимании со старшим поколением. В результате такой позиции у школьника возникает пассивность, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушное отношение к учёбе, потребительство, жестокость. Чтобы этого избежать, родителям и педагогам следует давать возможность старшекласснику проявлять инициативу и всячески поддерживать их начинания.

Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым воз­растом и началом юности. Это сензитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложены в человеке от рождения. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчи­выми, глубокими. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

    многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

    большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

    способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;

    появлением чувства любви.

    развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая воспри­имчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует раз­витию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстети­ческие чувства у них более сложны, чем у подростков. Но, с другой стороны, они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой и т. п.

Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бе­сед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Они не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?» Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влю­биться сразу в двоих, может ли быть дружба между юношей и девуш­кой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъ­яснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественно-научным: ожидают точных, однознач­ных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный характер (Курс обшей, воз"растной и пе­дагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. М.: Просве­щение, 1982. С. 99-100). В юношеском возрасте возникает более совершенное владение вы­ражением своих эмоций и чувств. Юноша не только умеет их скры­вать, по и маскировать. Так, взволнованность он может маскировать ироническим смехом, грусть - напускной веселостью, застенчивость - развязными манерами и самоуверенным тоном. Стихийное проявле­ние радости, которое так естественно для маленьких детей и подро­стков (подпрыгивание, хлопание в ладоши), начинает смущать стар­шеклассников: оно считается «детским». Застенчивость - характерная особенность юно­шеского возраста. Обнаружено, что среди учащихся 4-6-х классов школ и колледжей 42% застенчивых детей, но если различия между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не отмечены, то в 8-х классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек. Особую специфику приобретает застенчивость у 15-17-летних юно­шей и девушек в процессе общения их друг с другом. В общении с лицами своего пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола. В средневековой Франции был разработан специальный ритуал для за­стенчивых юношей и девушек, помогавший им выразить свои симпа­тии или антипатии друг к другу. В майские дни во время праздников и танцев каждый из них держал в руках букетик ландышей. Юноша, под­ходя к девушке, давал ей свой букетик. Если девушка испытывала к не­му симпатию, то отдавала ему свой. Это означало, что она согласна быть с ним вместе целый вечер. Если девушка бросала букетик юноши на землю и растаптывала его, это означало, что этот юноша ей совсем не нравится и ему больше незачем подходить к ней. Если юноша просил у девушки булавку, чтобы приколоть букетик к своей одежде, и девуш­ка давала ее, это означало, что она согласна выйти за него замуж.

Беззастенчивые. Это чрезмерно свободные в общении, общитель­ные до навязчивости, бесцеремонные люди. Их еще называют бес­стыдными. Среди школьников таких 13%. Это экстравертированные эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюриз­му люди. Они высококонфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаще встречается среди юношей, чем среди девушек. В старшем школьном возрасте на первое место выходят престижные опасности, затем -реальные и только потом - мнимые. Из престижных опасностей больше всего боятся неудачи на экзаме­нах и контрольных, одиночества, безразличия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов пре­обладает тревога за здоровье или потерю родных и близких, страх перед хулиганами, бандитами, страх перед большой высотой, страх войны и др. Мнимые опасности связаны с насекомыми, мышами, кры­сами, медицинскими процедурами. Отмечается боязнь покойников, вида крови, новой обстановки, темноты. Девушки отмечают мнимые опасности в 6 раз чаще, чем юноши. В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. По­иск друга начинается еще в подростковом возрасте. Но дружба юно­шей гораздо устойчивее и глубже. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Для юно­ши важно «излить душу» человеку, которому полностью можешь до­вериться. Отсюда понимание друга как другого Я. Поэтому интим­ная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет важное значение. Однако нельзя не учитывать, что представления о друге часто бывают ближе к Я-иде-альному, чем к Я-реальному. Люди, вызывающие у юноши симпа­тию, кажутся ему более похожими на него самого, чем это имеет место в действительности. Поэтому часто друг служит зеркалом, в котором юноша видит свое отражение. Бывает и так, что юноша сам идентифицируется с другом, начи­нает жить его переживаниями и теряет собственную индивидуаль­ность. Нередко друг выполняет функцию психологической, а порой и физической защиты, что наблюдается при дружбе школьников раз­ного возраста. Отсюда и выбор соответствующих друзей, и характер взаимоотношений с ними. В большинстве случаев друзей находят среди лиц своего пола. У школьниц потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем У школьников, и требования к дружбе у них выше, хотя позже эти различия выравниваются. Юношеская дружба как первая самостоятельно выбранная и глу­бокая личная привязанность предваряетлюбовь. Первая юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, бо­гата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, меч­тательности, лиричности и искренности. Правда, она>часто имеет ха­рактер влюбленности с типичными для нее взглядами, записками с объяснениями в любви и принимает «эпидемический» характер - в одном классе никто не влюблен, а в другом - все поголовно. Юношеская любовь - здоровое чувство, и педагоги должны отно­ситься к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления. Конечно, половое созревание придает сексуальную окрас­ку юношеским переживаниям и интересам, хотя юношеской любви еще далеко до зрелой любви взрослых, в которой гармонически соче­таются половое влечение и потребность в глубоком личностном об­щении, слиянии с любимым человеком. У юношей и девушек эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созре­вают физиологически, у них на первых порах потребность в нежно­сти, ласке выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется половое влече­ние, а потребность в духовной интимности возникает позднее. Одна­ко по этой причине не нужно каждый случай возникновения чувства любви между юношей и девушкой рассматривать как разврат. Следует иметь в виду, что при взаимоотношениях школьников разного пола мальчики испытывают большую напряженность, чем девочки. Ведь согласно установившимся в нашем обществе культур­ным нормам, инициативу в налаживании интимных взаимоотноше­ний должен брать на себя мужчина. А как это сделать, юноши часто не знают. Характеристика мотиваиионной сферы В старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрирова­нии всей системы потребностей их формирующимся мировоззрени­ем. Старшие школьники, как и младшие, обращены вовне, но не про­сто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность обрести свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность. Под влиянием мировоззрения формируется достаточно устойчи­вая иерархическая система ценностей, воздействующая на взгляды и убеждения учащихся. Последние становятся довольно строгим кон­тролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопре­делению, в том числе и к выбору профессии. При этом старшекласс­ники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельст­ва, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем бо­лее зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формиру­ется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспекти­вой жизни. Это касается и выбора профессии. Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины импульсов, по­будивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку. Все это создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников. У юношей познавательные интересы дифференцируются еще боль­ше, чем у подростков, их интересуют отдельные науки и учебные пред­меты. Возникает интерес к вопросам морали, мировоззрения, психо­логии людей. Особенности волевых проявлений Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчи-" вость в достижении поставленной ими цели, у них значительно увели­чивается терпеливость при физической работе (поэтому старше­классники могут работать достаточно долго и после появления первых признаков утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у школьниц старших классов резко сни­жается смелость, что, в частности, создает определенные трудности в их физическом воспитании. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой [для общества, товарищей. Можно считать, что волевая привычка сформировалась, если школь­ник без всяких усилий стремится к выполнению задания и испыты­вает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осу­ществить. Например, если школьник не сделал утреннюю зарядку, то ему становится не по себе, тревожно, как будто что-то у него не в порядке. Вообще, волевые качества у школьников развиваются в ходе фор­мирования их личности, ее нравственной основы.

Поскольку основное развитие познавательных процессов произошло до старшего школьного возраста, в этом возрасте идет лишь их со­вершенствование. Внимание. Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому вполне сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объясне­нии, а также при изложении теоретических вопросов. Если для школь­ников младших и средних классов ведущим фактором, организую­щим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала. Однако наблюдается внутренняя противоречивость развития вни­мания в юношеском возрасте. Объем внимания, его интенсивность и переключение достигают высокого уровня, в то же время внимание становится более избирательным и существенно зависит от интере­сов старшеклассников. Поэтому им бывает трудно сосредоточиться на мало интересующей их информации. Отсюда их жалобы на рассе­янность и хроническую скщсу. Мышление. В юношеском возрасте продолжается развитие абст­рактно-логического мышления. Следствие этого - «философствова­ние» старшеклассников, их стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы. Для многих из них абстрактная возможность ка­жется интереснее и важнее действительности. При этом увлеченность абстракциями часто соседствует с мечтами о славе, о нежности, с мечта­ми-упованиями. Правда, склонность к абстрактному мышлению при­суща главным образом юношам, а не девушкам. В 14-15 лет повышается интерес школьников к интеллектуаль­ной деятельности, отношение к учению становится более серьезным. Это ведет и к повышению их интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет резко снижается ригидность (инертность) мышления, оно ста­новится более гибким, подвижным. От 15 к 18 годам повышаются способности к прогнозированию (установление причинно-следствен­ных связей, планирование, выдвижение и анализ гипотез, актуализа­ция и реконструкция прошлого опыта). Память. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов мнемической деятельности, т. е. приемов, спо- Рабствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выде­ление опорной информации и т. п.). Таким образом, с возрастом па­мять из способности постепенно переходит в качество ума, в котором отражается сплав врожденных особенностей (задатков) и приобре­тенных умений запоминать учебный материал. В результате овладения мнемическими приемами и снижения по­движности нервных процессов объем и точность запоминания у старших школьников снова возрастают, превышая уровень младших школьников. Общение . Общение старшеклассников имеет свои особенности. Во-первых, оно используется для самораскрытия и потому становится более довери­тельным со сверстниками, что сужает круг общения и предполагает дружеские отношения с партнером по общению. Во-вторых, увели­чивается общение со взрослыми, но в основном только в случае воз­никновения какой-либо проблемы, т. е. при необходимости получить совет, мнение по тому или иному вопросу. В случае общения со свер­стниками обсуждаются темы, связанные в основном с интересами и проведением досуга. Стремление к автономии - существенная характеристика обще­ния в юношеском возрасте. Выделяютавтономию поведенческую (по­требность и право юноши самостоятельно решать вопросы, касаю­щиеся лично его); автономию эмоциональную (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от роди­телей); автономию моральную и ценностную (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых). Поведен­ческая автономия достигается раньше других - уже в подростковом возрасте. Достижение эмоциональной и морально-ценностной авто­номии - удел юношеского возраста. При этом достижение эмоцио­нальной автономии сопровождается большими трудностями. Человеку в этом возрасте кажется (и часто он прав), что родители не принима­ют всерьез его переживания. Поэтому достаточно малейшей бестакт­ности со стороны родителей, чтобы внутренний мир их ребенка на­долго, если не навсегда, закрылся для них. При этом мать остается и для юношей более близкой, чем отец. К отцу в основном обраща­ются для решения самых главных вопросов, связанных с перспекти-- вами, планами и устремлениями на будущее, со способами, средствами Часть вторая. Возрастная психология Особенности Я-концегшии . Старший школьный возраст - это ранняя юность, т. е. начало завер­шающего этапа созревания и формирования личности. В этот период расширяется количество социальных ролей, выполняемых юноша­ми, причем появляется все больше взрослых ролей, которые требуют самостоятельности и ответственности. В частности, юноша стано­вится ответственным за преступления. Однако наряду с элементами взрослого статуса юноша сохраняет зависимость, и прежде всего ма­териальную, от родителей, что сближает его с положением ребенка. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрос­лый, а с другой - постоянно требуют от него послушания. Эта неопре­деленность положения влияет и на неопределенность Я-концепции старших школьников. Расставание с детством нередко переживается как потеря чего-то, нереальность собственного Я, одиночество, непо-нятость. Однако трудности юношеского возраста - это трудности роста, которые успешно прео*олеваются. Кроме того, не у всех стар­шеклассников они имеют место. Реальная опасность устойчивого эго­центризма и ухода в себя существует только у юношей с чертами невротизма или у тех, кто обладает низким самоуважением и плохи­ми человеческими контактами. Учитель может помочь таким юно­шам, незаметно включая их в наиболее приемлемые для них формы общения с другими. Старший школьный возраст - это период формирования взгля­дов и убеждений, т. е. мировоззрения. У старших школьников воз­никает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего вокруг них, выработать собственные взгляды и отношение. Именно в этом выражается их самостоятельность. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и по­ступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявле­ния своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формиро­ванию нравственных взглядов и убеждений, хотя они не всегда быва­ют правильными. Старшему школьнику недостаточно, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуаль­ность. Отсюда его стремление любыми путями обратить на себя вни­мание (часто - с помощью экстравагантной одежды, прически и т. п.). " У старших школьников заметно растет самосознание. Юноши хо­тят знать, кто они такие, чего они стоят, на что способны.Самоана­лиз, который является элементом самоопределения," становится од­ним из способов получения ответов на эти вопросы. Этот самоанализ часто иллюзорен, как и многие жизненные планы юношей, но по­требность в нем служит признаком развитой личности и предпосыл­кой самовоспитания юношей. Уровень самосознания определяет и уровень требований к самим себе и к окружающим. Школьники старших классов становятся бо­лее критичными и самокритичными. При этом моральные качества оцениваются выше, чем волевые. У них создается более целостное представление о себе и других людях. В. Ф. Сафин изучал особенности оиенки старшеклассниками мораль­но-волевых качеств своих сверстников. Анализ материалов показал, что старшеклассники в опенке личных качеств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым, причем чем старше уча­щиеся, тем ярче проявляется эта закономерность. Так, восьмикласс­ники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качест­вам, десятиклассники же- в 72% случаев. Соответственно снижается процент указаний на предпочтение волевых качеств (43% в 8-м и 28% в 10-м классе). Это создает благоприятную почву для формирования моральных устоев, морального облика старшеклассников. Обнаружились и половые различия в оценке личностных качеств. По­давляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преиму­щественно по моральным свойствам (причем с возрастом эта тенден­ция усиливается: 8-й класс - 70%, 9-й - 72%, 10-й - 83%). У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у них по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается до 63% (Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гаме-зо. Вып. 3. М.: Просвещение, 1982. С. 92). В оценке самих себя старшеклассники достаточно осторожны. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о положительных качествах. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, гру­бость, эгоизм. Среди положительных черт чаще всего называются верность, преданность друзьям, помощь в беде. Нетрудно заметить, что и положительные и отрицательные качества характеризуют стар­шеклассников со стороны установления контактов со сверстниками. Уже подросток, оценивая себя, учитывает свой физический об­лик. У юношей этот интерес не только сохраняется, но часто вызыва­ет сильное беспокойство. Многих юношей и девушек тревожат ма­ленький рост, полнота, прыщи на лице, длинный нос и т. д. Особенно тяжело переживают отставание в своем развитии ретарданты: задерж­ка появления вторичных половых признаков не только снижает их престиж среди сверстников, но и порождает сознание своей неполно­ценности. При формировании самооценки для девушек более важна их оцен­ка взаимоотношений с другими людьми. Старшеклассники-юноши при оценке себя могут охватить почти все стороны своей личности - интеллектуальные, волевые, эмоциональные, вследствие чего их Я-об-раз становится более обобщенным. Самооценка юношей складывается прежде всего под влиянием тех людей из ближайшего круга обще­ния, которые, по их мнению, являются носителями качеств, разви­тых до эталонного уровня. Если самооценочные суждения подростков зависят от их оценки со стороны сверстников и направлены в первую очередь на поиск от­вета на вопросы: «Каков я среди других? Насколько я похож на них?», то у старшеклассников самооценки зависят от сравнения себя со сво­им идеалом и направлены на нахождение ответа на вопросы: «Каков я в глазах окружающих? Насколько я отличаюсь от них? Насколько я близок к своему идеалу?» Старшеклассники стремятся соотнести себя с различными лите­ратурными персонажами (даже отрицательными). При этом если подростки идентифицируют себя с поступками литературных геро­ев, то юноши - с мотивами и переживаниями. Рост повышенного интереса к себе, саморефлексии обнаруживается и в ведении стар­шими школьниками интимных дневников. Составляющая самосознания - самоуважение, т. е. степень при­нятия или непринятия себя как личности. В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных ка­честв представление о собственной личности подвергается пересмот­ру. Юноши часто склонны выдвигать завышенные требования к се­бе, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе. Проявляется это по-разному: кому легко дается учеба, считают, что в любой умственной работе они легко достигнут успеха; те же, кто выделяется успехами только по определенным предметам, верят в свой «специальный» талант. Даже слабо успевающие стар­шеклассники находят у себя какие-либо интеллектуальные достоин­ства. Эта беспочвенная самоуверенность нередко вызывает многочис­ленные конфликты и разочарования. Однако гораздо опаснее пони­женное самоуважение. Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении, стремится спрятаться от окружающих, прикрываясь ложной маской. Необходимость играть не свойственную им роль усиливает внутреннюю напряженность, они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на мнение о них других людей. Чем ниже самоуважение юношей, тем больше они стра­дают от одиночества. Пониженный уровень притязаний, являющийся следствием низкого самоуважения, побуждает юношей уклоняться от деятельности, в которой есть элемент состязательности. Такие юно­ши часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. Если учитель заметил у какого-то уче­ника признаки низкого самоуважения, нужно создавать для него та­кие ситуации, в которых он мог бы получить доказательство своей человеческой и социальной ценности, в частности можно включить его в общественную работу. У старшеклассников усиливается стремление быть материально независимыми, в результате почти каждый четвертый школьник в возрасте 15-16 лет хочет работать в свободное время, чтобы иметь собственные деньги. Профессиональное самоопределение старших школьников Перед старшими школьниками встает первостепенная задача - про­фессиональное самоопределение, выбор своего жизненного пути, про­фессии. В профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше). Таким образом, старшие школь­ники находятся как бы на перепутье: многие еще в поиске, а некото­рые уже сделали свой выбор. Но вне зависимости от этого старшие школьники обращены в будущее, и настоящее выступает для них как подготовка к этому будущему. Отсюда изменяется отношение школь­ников к учению.Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего. В старшем школьном возрасте меняется соотношение между учеб­ными и профессиональными интересами. У подростков выбор профес­сии (скорее декларируемый, чем обоснованный) определяют учебные интересы. Он в значительной степени импульсивен, совершается не­редко под влиянием внешних обстоятельств (общественной моды, внешней романтичности и т. п.) или является актом подражания стар­шим товарищам. У старшеклассников же имеет место и обратное: выбор профессии способствует формированию интереса к тем пред­метам, которые нужны для выбранной профессии. Кроме того, этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, вни­мательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми придется столкнуться. Выбирая профессию, школьники учитывают не только свои склон­ности, но и свои возможности: способности, уровень знаний. Это сви­детельствует о взвешенности принимаемых ими решений. Оценивая свои способности, многие школьники приходят к выводу о необхо­димости самосовершенствования. Внешкольная социальная среда не является для учащихся рефе­рентным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется про­фессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже ока­зываются плохими помощниками. Таким образом, решающее значе­ние в выборе профессии принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники поступа­ют в то или иное профессиональное учебное заведение. Большое значение имеет престижность того или иного рода дея­тельности в конкретных социальных условиях. В 1930-1960-х гг. в нашей стране высокопрестижными считались военные, инженер­ные профессии, в 1970-1980-х гг. - гуманитарные, в 1990-х - ком­мерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. Выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается в 50-70% случаев без за­метной возрастной динамики. У 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессионального самоопределе­ния не завершился. Сформированный профессиональный план имеют старшекласс­ники с более высоким уровнем интеллектуального развития, мораль­но нормативные и добросовестные, обладающие высокой тревожно­стью. На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают половые раз­личия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознан­ности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследо­вательская. У юношей на профессиональное самоопределение влия­ют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированное™ профес­сионального плана и степень уверенности в правильности профессио­нального выбора. У девушек жизненное и профессиональное само­определение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целост­ное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределе­ние формируется в русле общей жизненной перспективы и органи­чески входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комби­наторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает количество требова­ний к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же количество требований к бу­дущей профессии возрастает незначительно.