Дети

Разные виды рубашек. В рубашке родились – путеводитель по мужским сорочкам. Составные части туфли

Разные виды рубашек. В рубашке родились – путеводитель по мужским сорочкам. Составные части туфли

Справочник предназначен для судебно-медицинских экспертов и экспертов-криминалистов. В тексте справочника имеется 51 рисунок с обозначениями.
Львов, 1976

библиографическое описание:
Справочник по описанию одежды, как вещественного доказательства (методические рекомендации для студентов) — 1976.

код для вставки на форум:
Справочник по описанию одежды, как вещественного доказательства (методические рекомендации для студентов) — 1976.

wiki:
— 1976.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УССР

ЛЬВОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

СПРАВОЧНИК ПО ОПИСАНИЮ ОДЕЖДЫ, КАК ВЕЩЕСТВЕННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Мужская одежда

ПАЛЬТО

Пальто обычно состоит из верха, подкладки и докладов - волоса, ватина, мешковины и т д. В зависимости от наличия ватина и подкладки нужно различать зимнее пальто (на ватине и подкладке), пальто демисезонное (на подкладке, без ватина) и пальто летнее (без ватина и без подкладки, или только с подкладкой в верхней части пальто).

Фасоны

В зависимости от покроя различают: пальто прилегающее (рис 1), пальто полуприлегающее (рис. 2) и пальто свободное (рис. 3).

Все они бывают однобортные или двубортные Некоторые из них могут иметь хлястик (рис. 2, 1) и прорешку или пояс и прорешку.

В указанных пальто воротник, как правило, бывает типовым (рис. 3, 1). В шубах воротник бывает из меха, по фор­ме шалевый (рис. 5, 1). Карманы пальто - накладные или прорезные (рис. 3, 2). Прорезные карманы бывают прямым и (рис. 3, 2) или косыми (рис. 4, 2). На­кладные и прямые прорезные карманы прикрываются кла­панами (рис. 2, 2). Все вышеперечисленные карманы рас­полагаются на наружной поверхности пальто, на обеих полах его.

На внутренней поверхности пальто слева, а также часто и справа, в подкладке имеются прорезные карманы - внутренние, с застежкой или без нее. Прорезь этих карманов располагается обычно в верхней части пальто.

Составные части пальто

В пальто различают следующие части: спинка (рис. 3, 3), пола правая (рис. 2, 3), пола левая (рис. 2, 4), рукав правый (рис. 2, 5), рукав левый (рис. 2, 6) и воротник (рис. 3,1).

Спинка соединяется с полами правым боковым швом (рис. 5, 4), левым боковым швом (рис. 5, 3), правым плечевым швом (рис. 5, 5) и левым плечевым швом (рис. 5, 6).

В полах различают свободный нижний край (рис. 4, 3) и свободный боковой край (рис. 3, 4), которого продолжением является боковой край отво­рота полы. Отворот этот носит название - лацкана (рис. 3, 5). Передняя поверхность отворотов пол образуется за счет внутренней нашивной планки пол. В лацкане различают верхний свободный край лацкана (рис. 3, 6). Пальто с шалевым воротником лац­канов не имеет.

Свободные края пол при­крывают друг друга и застегиваются благодаря наличию прорезных петель на левой поле и пуговиц на правой. В некоторых фасонах пальто к боковому свободному краю полы пришиты нашивные петли - прорезные отсутствуют (например, в шубах с шалевым воротником).

В типовом воротнике пальто различают верхний кран воротника (рис. 3, 7), пере­гиб воротника и ниж­ний край конца воротника (рис. бывает правым и левым. Воротник прикреплен к пальто двумя швами - швами втачки воротника, которые бывают передним (рис. 2,8) и задним.

Спинка может быть из одного цельного куска материала, но чаще посередине ее имеется шов скрепления двух поло­винок спинки - центральный шовспинки (рис. 4, 4).

В большинстве случаев центральный шов спинки не доходит до нижнего свободного края пальто, в результате чего образуется прорешка. Различают правый и левый сво­бодные края прорешки спинки пальто. На спинке, соответственно талии, может быть хлястик (рис. 2, 1), ко­торый чаще всего вшит в боковые швы пальто. В хлястике отличают верхний свободный и нижний свободный края.

Рукава скрепляются с полами и со спинкой круговым швом - швом втачки рукава (рис. 5. 7). Рукав состоит из наружной и внутренней половинок и иногда манжета. Манжет называется также обшлагом. Половинки рукава скрепляются локтевым швом (рис. Б, 8) и передним швом. Различают свободный край рукава (рис. 5, 9) и при наличии манжета - верхний край манжета.

Имеются также пальто со шлевками, пришитыми со­ответственно талии, в которые пропускается пояс. В поясе имеется верхний и нижний свободные края. К одному из концов пояса прикреплена пряжка.

В подкладке пальто различают, в основном, те же швы, что и в верхе пальто.

ШИНЕЛЬ

Рис. 6

Особенностями шинели являются верх из грубошерстного материала (сукно, драп), наличие подкладки только до уровня талии, прорезные боковые карманы (косые - в солдат­ских шинелях, прямые с клапанами - в других видах шинелей), наличие хлястика, прикрепленного к столбикам (рис. 6, 1), наличие прореш­ки (рис. 6, 2) маскируемой складкой (контрафалдом) и наличие обшлагов (рис. 6, 3) на рукавах. Застегива­ется шинель на пуговицы или на крючки (солдатская ши­нель). Как правило, на шине­лях имеются знаки различия - погоны (рис. 6, 4), петлицы (рис. 6, 5) и нашивки.

Наименование основных частей шинели и швов ее идентично с наименованием частей пальто и швов его.

ПИДЖАК

Фасоны

В зависимости от покроя различают пиджаки при­легающие, полуприлегающие и свободные. Пиджаки бывают однобортные (рис. 7) и двубортные (рис. 8). Некоторые из них могут иметь хлястик.

Воротники в пиджаках, как правило, бывают типовыми. Исключением являются воротники некоторых фасонов смо­кингов и пиджаков пижам, где воротники могут быть шалевыми.

Карманы в пиджаке бывают внутренними и на­ружными. Наружные карманы бывают прорезными (рис. 7, 1) или накладными (рис. 9, 1), а в зависимости от расположения - верхними (рис. 7, 2) и нижними (рис. 7, 1). Нижние прорезные карманы, как правило, прикрываются клапанами (рис. 8, 1), а накладные-только в некоторых фасонах. Нижние карманы располагаются на тех же местах, что и у пальто. Наружный верхний карман находится на левой поле и верхний край его располагается несколько выше уровня соска. Нередко этот карман бывает фальшивым т. е. без соответствующей прорези. Изображает его нашивная планка (рис. 8, 2).

Рис. 7 Рис. 8

Внутренние карманы, в количестве одного или двух, рас­полагаются в подкладке, соответственно передней поверхнос­ти грудной клетки, справа и слева.

Составные части пиджака

В пиджаке различают следующие части: иола правая (рис. 7, 3), пола левая (рис. 7, 4), спинка, рукав правый (рис. 7, 5), рукав левый (рис. 7, 6) и воротник (рис. 7, 7).

Полы соединяются со спинкой правым плечевым швом (рис. 8, 3), левым плечевым швом (рис. 8, 4), правым боковым швом и левым боковым швом. Спинка и пола соединяются с рукавом при помощи шва втачки рукава (рис. 8, 5).

Спинка может быть из одного или двух кусков материала, скрепленных при помощи центрального шва спинки. В спинке пиджака отмечается свободный край спинки (рис. 9, 2), а в полах кроме нижнего свободного края имеется также боковой свободный край правой полы (рис. 9, 3) и боковой свободный край левой полы (рис. 9, 4). Продолжением бокового свободного края любой полы является боковой край отворота полы (рис. 9, 5), который в свою очередь переходит в верхний край отворота полы (рис. 9, 6). Отвороты полы называются также лацканами (рис. 8, 6). Переход нижнего свободного края полы в боковой край полы может быть закругленным или образовывать собой прямой угол. У бокового свободного края полы имеются прорезные петли (рис. 8, 7) в количестве от одной до трех. Соответственно петлям, на противоположной поле, имеются пришитые пуговицы. Лацканы образуются благодаря отвороту пол. Передняя поверхность лацкана представляет собой внутреннюю нашивную планку полы.

Рис. 9

Задняя поверхность лацкана - это верхняя часть наружной поверхности полы. На левом лацкане имеется про­резная или фальшивая петля.

В воротнике пиджака различают стойку воротни­ка и откладную часть воротника. Стойка прикрепляется к пиджаку при помощи переднего и зад­него швов втачки воротника. Внутренняя поверх­ность стойки воротника, благодаря перегибу воротника, образует наружные передние, боковые и заднюю поверхности воротника. Внутренняя поверхность воротника из-за упомянутого перегиба образует наружную поверхность стойки воротника.

В рукаве различают верхнюю половинку и ниж­нюю половинку, которые скреп пены локтевым и передним швами. Локтевой шов сантиметров за 5 до свободного края рукава прерывается, в результате этого об­разуется свободный задний край верхней по­ловинки рукава. В этой области пришиты пуговицы, в количестве 2 -3 штук.

Внутренняя поверхность пиджака покрыта подкладкой, в которой различают спинку, две полы и два рукава, соединяю­щиеся между собой швами.

КИТЕЛЬ

Фасоны

В зависимости от покроя различают китель со стоя­чим воротником (рис. 10), являющийся форменной одеждой, и китель с отложным воротником (рис 11).

Составные части кителя

Рис. 10 Рис. 11

Составные части кителя во многом идентичны составным частям пиджака. Однако имеется ряд деталей, свойственных только этому изделию. В кителе со стоячим воротником кроме пол и спинки имеются правый бочек (рис. 10, 1) и левый бочек (рис. 10, 2). Бочек скреплен с полой пе­редним швом бочка и со спинкой - задним швом бочка (рис. 10, 3). По наружной поверхности каждой полы кителя, в верхней части ее, имеется прорезной карман с клапаном (рис. 10, 4). Кроме этого, в кителе с отложным воротником по наружной поверхности каждой полы в нижней части ее имеется по одному прорезному карману с клапа­ном (рис. 11, 1). Нижняя часть рукава кителя - представ­лена обшлагом (рис. 10, 5), в котором различают верх­ний шов обшлага (рис. 10, 6). В форменном кителе у свободного края воротника имеется окантовка (рис. 10, 7) из материала по цвету отличающегося от кителя. Китель застегивается на пуговицы или крочки, а воротник кителя, как правило, на крючки. В некоторых фасонах кителей име­емся центральный шов спинки, который, начиная от талии пли ниже, переходит в прорешку.

БРЮКИ

Фасоны

Взависимости от покроя различают брюки длин­ные - навыпуск (рис. 12), брюки шаровары или, как их иначе называют - брюки галифе (рис. 14), брюки с напуском (рис. 15) и брюки лыжные (рис. 16).

Составные части брюк

В брюках различают следующие части: передняя по­ловинка (рис. 12,1), задняя половинка (рис. 13, II) и поясная часть (рис. 13, III).

В передней половинке различают правую часть (рис. 12, 1) и левую часть (рис. 12, 2), а в задней поло­винке различают также правую часть (рис. 13, 2) и левую часть (рис. 13, 3). Передняя и задняя половинки соединяются между собой правым боковым наружным швом, левым боковым наружным швом (рис. 13, 6) и шаговыми швами. Различают правый шаговый шов (рис. 13, 7) и левый шаговый шов в зависимости от штанины, на которой они располагаются - правой или левой. Шаговые швы соединяются в шве сиде­ния (рис. 13, 4), который скрепляет правую и левую часть задней половинки брюк и на некотором протяжении правую и левую часть передней половинки брюк. Шов сидения пере­ходит в переднюю прорешку - ширинку, которая застегивается на внутреннюю застежку.

Рис. 12 Рис. 13

Внутренняя застежка образуется за счет свободного края левой части передней половинки брюк (рис. 12, 5) и пришитой на некотором расстоянии от него планки - гульфика (рис. 12, 7). В гульфике имеются петли (рис. 12, 6). Свободный край передней половинки брюк вместе с гульфиком полностью закрывают свободный край правой части передней половинки брюк (рис. 12, 3), который образуется откосом (рис. 12,8).

В некоторых фасонах брюк передняя прорешка может отсутствовать (брюки морского образца или лыжные брюки) Вместо нее на передней поверхности брюк имеется перед­ний срединный шов (рис. 16, 1), доходящий до пояс­ной части брюк. В таких брюках боковые швы не доходят до пояса или доходят только с одной стороны, образуя боковую прорешк) (рис. 16, 2). Боковая прорешка может застегиваться при помощи пуговиц и петель или замка-«молнии».

К низу от поясной части брюк, На передней их поверхности, симметрично располагаются правая вытачка (рис. 12, 4) и левая вытачка (рис. 12, 9).

Рис. 14 Рис. 15

По бокам брюк, несколько ниже от поясной части, имеются затяжники (рис. 13, 5), предназначенные дли уменьшения окружности поясной части брюк. Затяжники могут застегиваться при помощи пуговицы или металлической пряжки. В затяжнике различают фиксированную и свободную части.

В брюках имеются наружные прорезные или накладные (в спортивных образцах) карманы. Различают правый боковой карман, левый боковой карман и задний карман с клапаном и пуговицей или толь­ко с пуговицей (рис. 13, 1).

Спереди, у нижнего края поясной части брюк, слева или справа, бывает прорезной часовой карман (рис. 12, 10). В прорезных карманах имеются передний и задний свободные края. Боковые карманы заделыва­ются в боковых швах или на передней половинке брюк (рис. 14, 1) что чаще бывает в брюках галифе, где эти карманы могут располагаться горизонтально или косо. Задний карман может прикрываться клапаном" с петлей иди кла­паном с внутренней застежкой.

Для брюк навыпуск характерным является ширина низка штанины 28-32 см. Штанины брюк навыпуск заканчива­ются, как правило, манжетами, но могут быть и без манжет (рис. 12, 11). Манжеты могут быть при­шивными (искусственными) или являются перегибом низка штанины. В спортивных брюках с напуском манжет застегивается на 1-2 пуговицы под коленом, а от колена идет напуск штанины. В лыжных брюках манжет за­тягивается у лодыжек. Вместо манжета в низок штанин мо­жет быть заделана резинка.

Рис. 16

Брюки галифе предназначены для носки в сапоги. Они плотно облегают голень и от колена кверху с боков дугообразно расширяются. Боковой наружный шов брюк галифе не доходит до нижнего края штанины, в результате чего образуется прорешка штанины (рис. 14, 2). В прорешке штанины --различают передний и задний свободные края. Они могут застегиваться на пуговицу или завязываться тесемками. К низку штанин брюк галифе иногда бывает пришита тесьма - стремя.

К половинкам брюк, в верхней их части, пришита поясная часть брюк. По окружности ее, с наружной стороны, распо­лагается 5-6 шлевок (рис. 13, 8). Соответственно внутрен­ней поверхности поясной части брюк расположена подклад­ка, к которой пришиты пуговицы для подтяжек. Подкладка, чаще шелковая, может также пришиваться к передним поло­винкам брюк изнутри.

РУБАШКА

Фасоны

В зависимости от покроя различают: верхнюю ру­башку с пришивным воротником (рис. 17), верхнюю рубашку с пристегивающимся во­ротником (рис. 18), верхнюю рубашку с отлож­ным воротником (рис. 20) и верхнюю рубашку со стоячим воротником (рис.21).

Составные части рубашки

В рубашке различают следующие составные части: передок (рис. 20, 1), спинка (рис. 19, 1), рукава (рис. 20,11), воротник (рис.20, III), манжеты (рис. 20, IV) и иногда нашивная передняя планка (рис. 20, V) и задняя поперечная планка-кокетка (рис. 19, II).

Рис. 17

Спинка и передок соединяются правым боковым швом (рис. 18, 1) и левым боковым швом (рис. 17, 1). Боковые швы обычно не доходят до низка рубашки, в результате чего образуются правая прорешка (рис. 18, 2) и левая прорешка 17, 2). В прорешке различают передний (рис. 18, 3) и задний свободный край (рис. 18, 4). В передке, как и в спинке, различают нижний свободный край (рис. 17, 3). На передней поверхности рубашки имеется разрез передка (рис. 17, 4), нередко доходящий до нижнего свободного края рубашки. В результате этого различают правый и левый свободные края передка рубашки. В недалеке от них на левой половинке передка имеются прорезные петли (рис 17, 5), а на правой половинке передка - пуговицы.

Посередине спинки рубашки имеется продольно расположенная складка спинки (рис. 19, 1). Вместо складки могут быть сборки спинки, которые, как и складка, под­ведены под кокетку.

Рукава соединяются со спинкой и передком круговым швом (рис. 19, 2). В рукаве бывает один или два локтевых шва (рис. 19, 3), расположенных вдоль длинника его.

Рис. 18 Рис. 19
Рис. 20 Рис. 21

Рукав скреплен при помощи шва притачки манжета (рис. 19, 4) с манжетом, у верхнего края которого имеютсч сборки (рис. 19, 5). Манжет и нижний край рукава имекп прорешку рукава. В прорешке различают свобод­ные края, вдоль одного из которых имеется нашивная планка прорешки рукава. Манжет имеет нижний свободный край и боковые свободные края.

Застегивается манжсм при помощи пуговицы и петли или петель и запонок. Манжеты могут быть одинарными или двойными - перекладными в результате перегиба манжета.

В пристегивающихся, пришивных и отложных воротниках имеется стойка воротника (рис. 17,6) и собствен­но воротник (рис. 17, 7). В собственно воротнике отме­чается верхний свободный край воротника (рис. 17, 8) п передний край конца воротника (рис. 17, 9). У шва прикрепления собственно воротника к сгойке имеется перегиб воротника (рис. 17, 10). Участок пространства, огибаемый воротником, называется горловиной.

ТРУСЫ

Составные части трусов

В трусах различают следующие части: передняя по­ловинка, задняя половинка и ластовица (рис. 22, III).

Рис. 22

В передней половинке различают правую часть (рис. 22, 1) и левую часть (рис. 22, II). Такие же части имеются в задней половинке. Передняя и задняя половинки скреплены правым боко­вым швом (рис. 22, 1) и левым боковым швом. Части передней и задней поло­винок скреплены передне-задним швом (рис. 22, 2). В верхний край трусов заделана резинка, при помощи которой осуществляется их крепление на теле.

Ластовица расположена соответственно промежности и представляет собой ромбовидной формы вставку (чаще дву­слойную). Через средину ластовицы проходит передне-задний шов и перпендикулярно к нему правый шаговый шов (рис. 22, 3) и левый шаговый шов (рис. 22, 4).

КАЛЬСОНЫ

Составные части кальсон

В кальсонах различают следующие части: передняя половинка, задняя половинка и поясная часть (рис. 23, I).

Рис. 23

В передней половинке различают: правую часть (рис. 23, II) и левую часть (рис. 23, III), а в задней также правую и левую части.

Передняя и задняя половинки соединяются между собой правым боковым швом (рис. 23, 1), левым боковым швом (рис. 23, 8), правым шаговым швом и левым шаговым швом (рис. 23, 2).

Правая и левая часть задней половинки кальсон скрепляются швом сидения, который на некотором протяжении скрепляет также правую и левую часть передней половинки. Шов сидения спереди переходит в переднюю прорешку, (рис. 23, 3) или как ее называют - ширинку, которая в пояс­ной части кальсон застегивается на пуговицы. Соответственно поясной части кальсон сзади шов сидения переходит в заднюю прорешку (рис. 23, 4), скрепляющуюся тесемками или затяжниками (рис. 23, 5). Шаговый шов внизу штанины кальсон обычно переходит в прорешку штанины (рис. 23, 6), свобод­ные края которой скрепляются тесемками (рис. 23, 7).

НОСКИ

Фасоны

Различают носки длинные (с удлиненным паголенком) и носки короткие (с укороченным паголенком). В зависимости от способа изготовления различают носки машинной вязки и носки ручной вязки.

Рис. 24

Составные части носка

В носке различают следующие составные части: ластик (рис. 24, I), паголенок (рис. 24, II), верхняя часть следа (рис. 24, VI), нижняя часть следа (рис. 24, V), высокая пятка (рис. 24, III), пятка (рис. 24, IV) и мысок (рис. 24, VII), который прикрепляется к следу при помощи кетельного шва.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

ПАЛЬТО

Женское пальто по его составным частям в основном не отличается от мужского пальто. Разница между ними заключается в покрое.

Фасоны

Различают следующие фасоны женского пальто: одно-бортноепальто (рис. 25) .двубортное пальто (рис. 26) и пальто бортооборт (рис. 27). Все они могут быть прилегающими, полуприлегающими и свободными. По типу покроя рукава различают пальто со вшитыми рукавами (рис. 27) .пальто «реглан» (рис.25) и пальто «я п о н-к а», в котором увеличена прой­ма и рукава цельнокроенные. Некоторые фасоны пальто бы­вают не цельного покроя, а от­резными по линии талии (рис. 26). Как правило, в женских пальто соответственно груди имеются вытачки. Воротники женских пальто отличаются разнообразием формы и раз­меров.

Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27

Терминология, применяемая при описании мужского пальто, целиком приемлема при описании женских пальто.

БЛУЗКА

Фасоны

В зависимости от покроя различают много фасонов блузок. Основные из этих фасонов: блузка с пришив­ными рукавами (рис. 28), блузка с цельными рукавами (рис. 29), блузка с рукавами, входя­щими в горловину (рис. 30), блузка без рукавов (рис. 31).

Составные части блузки

В блузке различают следующие части: правая по­лочка (рис. 28, I), левая полочка (рис. 28, II), спинка (рис. 28, III),рукав правый (рис. 28, IV), рукав левый (рис. 28, V) и воротник (рис. 28, VI).

Полочки различают только в тех фасонах, которые засте­гиваются спереди или скреплены центральным пе­редним швом (рис. 31, I), В остальных фасонах различают просто перед блузки (рис. 30, 1). В верхней части полочки может быть кокетка (рис. 28, VII). По форме различают: кокетки ровные, кокетки круглые, кокетки остроконечные и кокетки фигурные. В некоторых фасонах блузок в полочках могут быть выточки от талии до высокой точки груди или от плечевого шва до высокой точки груди (рис. 31,2). Застежка блузки может располагаться спереди, сзади или по плечевому шву.

Рис. 30

Спинка блузки может быть цельной (рис. 28, III) или иметь центральный шов спинки (рис. 29, 1). В некоторых фасонах блузок в верхней части спинки имеется кокетка (рис. 31, I). Низ спинки и полочок может заканчиваться поясом (рис. 28, VIII), у верхнего края которого различают сборки (рис. 28, I).

Рукава блузок бывают короткие или длинные. Длинные рукава внизу собраны резинкой в сбор­ки или заканчиваются манжетами (рис 28, 2). В зависимости от формы различают: манжет высокий (рис. 32, 1), манжет мысом (рис. 32, 2), манжет фигурный (рис. 32, 3), манжет остроконечный (рис. 32, 4), манжет фигурный (рис. 32, 5), и рукав цельный с манжетом (рис. 32, 6). В зависимости от количества швов различают одношовные и двушовные рукава.

Рис. 31

Манжеты могут иметь отвороты (рис. 28, 2). Короткие рукава разли­чают типа «фонарик» или типа «крылышки».

Воротник блузок бывает стоячий, стояче-отложной или отложной. Отложные воротники различают: круглые (рис. 30, 3), мысообразные (рис. 29,1), шалевые или типа «матроска». Некоторые фасоны блузок имеют не пришивной, а цельнокроенный воротник или вооб­ще не имеют воротника.

Рис. 33

Вырез горловины в блузках имеет круглую форму (рис. 33, 1), форму «каре» (рис. 33,2), форму «мысом» (рис. 33, 3) или форму «лодочкой» (рис. 33, 4). В отдельных фасонах вырез горловины может быть фигурный.

ЮБКА

Фасоны

Различают три основных фасона юбок: юбка покроя прямой формы (рис. 34), юбка покроя зауженного книзу (рис. 35) и юбка покроя клеш (рис. 36), когда полотнище ее расширены от бедер книзу.

Составные части юбки

В юбке различают следующие части: поясная часть рис. 34,1), переднее полотнище (рис. 35, I), зад­нее полотнище и иногда карманы.

Поясная часть юбки - отрезная и скрепленная швом с по­лотнищами, бывает только в некоторых фасонах.

Рис. 34 Рис. 35

Обычно верхняя часть полотнища юбки только подшита изнутри узкой лентой, выполняющей функцию пояса.

Переднее и заднее полотнища юбки скреплены пра­вым боковым швом и левым боковым швом.

Рис. 36 Рис. 37
Рис. 38 Рис. 39

В некоторых фасонах может быть только один боковой шов (продольный) или несколько продольных швов. В зависи­мости от этого различают: одношовные юбки, дву-шовные юбки, трех-шовные юбки и т. д. Ле­вый боковой шов юбки, реже правый, в верхней части ее пе­реходит обычно в про­решку с застежкой на крючки, кнопки или пугови­цы. В прямых или заужен­ных книзу фасонах юбок, в - нижней части их также мо­жет находиться прореш­ка (рис. 35, 1). В верхней части соответственно талии юбка собрана в сборки или вытачки (рис. 35, 2). Полотнища юбки могут быть собраны в одну или несколько продольных скла­док. В зависимости от ха­рактера загиба ткани различают встречную складку (рис. 37, 2), байтовую складку (рис. 37, 1) и складки, заложенные в од­ну сторону (рис. 37, 3). Юбка, полотнища которой на всем протяжении собраны в продольные складки, называется юбка-«солнце» (рис. 39). Юбка, сильно расширенная в нижней части, называется юбка-«колокол». Верхняя часть юбки может быть представлена кокеткой (рис. 38). В некоторых фасонах юбок могут быть подрезные бока (рис. 34).

Карманы бывают не во всех фасонах юбок. Они могут быть прорезными или накладными. Форма на­кладных карманов самая разнообразная.

ПЛАТЬЕ

Фасоны

В зависимости от покроя различают цельные платья (рис. 40) и отрезные платья (рис. 41), состоящие из лифа (блузки) и юбки, скрепленных в области талии швом. В отдельных фасонах только перед платья может быть цельным, а лиф отрезным сза­ди или наоборот. Шов, соединя­ющий лиф с юбкой, бывает прямым или выпуклым (рис. 41, 1). У этого шва юбка может быть собранной в складки или сборки.

Рис. 40 Рис. 41

Цельнокроенное (цельное) платье может быть с фигур­ными подрезами (рис. 40) или шестишовное.

Отрезные платья могут иметь удлиненную талию (рис. 41), когда шов, соединяющий юбку и лиф, расположен ниже талии. Талия может быть удлиненной только по бокам или сзади.

Застежка в платье располагается сзади или спереди. Если застежка спереди расположена вдоль всего платья, оно носит название платье-халат.

Изложенное в разделах «Блузка» и «Юбка» полностью относится к платьям.

СОРОЧКА

Фасоны

В зависимости от покроя и отделки различают сорочку на бретельках (рис. 42), сорочку с цельными плечиками (рис. 43) и комбинацию, представляю­щую собой сорочку на бретельках отделанную кружевами пли вышивками и имеющую порой более сложную форму кроя (с выточками, подрезными бочками, сборками в области талии и т.д.).

Рис. 42 Рис. 43

Составные части сорочки

В сорочке различают следующие составные части: передняя часть (рис. 42, I), задняя часть (рис.42. II) н бретельки (рис. 42, III).

Передняя и задняя части сорочки скреплены правым боковым швом (рис. 42, I) и левым боковым швом.

Бретельки сорочки пришивные и делаются из лент, тесе­мок, кружева или из застроченной в тесьму ткани.

БЮСТГАЛЬТЕР

Фасоны

Различают два основных фасона бюстгальтеров: бюст­гальтер с чашечками (рис. 44) и бюстгальтер с получашечками (рис. 45). Оба фасона могут быть с бретельками или без них.

Составные части бюстгальтера

Рис. 44 Рис. 45

В бюстгальтере различают следую­щие части: чашеч­ки - правую (рис. 44, I) и левую (рис. 44, II) или получашечки - правую (рис. 45, I) и левую (рис. 45, II), пояс (рис. 45, III) или передок (рис. 44, III) в бюстгальтере с чашечками, спинка - правая половина (рис. 44, IV) и левая половина (рис. 44, V), бретельки - правая (рис. 44, VI) и левая (рис. 44, VII) и петли спинки (рис. 44, VIII).

Чашечка состоит из нескольких кли­ньев, скрепленных радиальными швами чашечки (рис. 44, 1) и прикреплена к пе­редку бюстгальте­ра циркуляр­ным швом ча­шечки (рис. 44, 2).

Получашечка может состоять из двух половинок - наружной (рис. 45, I) и внутренней (рис. 45, II) или верхней и нижней. Наружная и внутренняя половин­ки получашечек скреплены вертикальным швом соединения получашечки (рис. 45, 3). Верхняя и нижняя половинки получашечки скреплены горизон­тальным швом соединения получашечки. Обе получашечки соединяются планкой соединения получашечек (рис. 45, 4). В некоторых образцах бюстгаль­теров в месте этой планки располагается застежка на петли и пуговицы. В бюстгальтере без бретелек в верхней части получашечек могут находиться штывники, обеспечивающие правильное расположение бюстгальтера на груди.

Пояс бюстгальтера скреплен со спинкой правым боковым швом (рис. 45, 5) и левым боковым швом. У свободных концов спинки находятся петли и пуговицы или другие типы застежек.

Бретельки скрепляют получашечки со спинкой или передок со спинкой.

ЧУЛКИ

Фасоны

Различают чулки с задним швом и чулки без заднего шва (бесшовные). Для производства заднего шва могут применяться нитки, отличающиеся по цвету от ткани чулка.

Составные части чулка.

Названия основных частей чулка идентичные с названия­ми основных частей носка.

ОБУВЬ

ТУФЛИ

Фасоны

В зависимости от способа крепления на ноге и покроя различают очень много моделей туфель. Вместе с этим все они состоят из одинаковых по названию составных частей.

Составные части туфли

В туфле различают следующие основные части: верх (делается из мягкой кожи или ее заменителей - керзы, парусины и т. п.) и подошва (делается из плотной кожи или ее заменителей - каучука, кожемита, резины и т. п.).

Рис. 46

В верхе туфли различают следующие части: правая берца (рис. 46, I), левая берца, правая половинка задника (рис. 46, II). левая половинка зад­ника, союзка (рис. 46, III). в которой различают боко­вые и верхнюю поверхности и носок (рис. 46, IV). Все по перечисленные части туфли скреплены между собой швами. В некоторых фасонах берца и задник, а также союзка и носок представляют одно целое - т. е. между ними отсутствуют швы крепления.

В берцах различают верхний свободный край (рис. 46,2) и передний свободный край (рис. 46, 1). У переднего свободного края берцы, как правило имеются отверстия шнурков (рис. 46, 4). В их могут быть вделанны­ми металлические блочки (рис. 46, 3). Берцы соединяются между собой задним швом берцы, на кототором имеется кожаная задняя накладка берцы (рис. 46, 5).

Задник, берцы, союзка и носок соединяются между собой швами крепления, называемыми шов крепления берцы с задником (рис. 46, 6), шов крепления со­юзки с носком и т. д. Изнутри берца может быть покры-1 а мягкой кожей или матерчатой тканью

В подошве различают следующие части: передняя часть или носок (рис. 46, 7), средняя часть или пеленочная (рис. 46, 8), задняя часть или каблук (рис. 46, 9). На переднюю часть подошвы может быть набита подметка.

Рис. 47

Носок по форме может быть острым (рис 47,I, 1), удлиненно-прямоугольным (рис. 47, II, 1), прямоугольно-широким (рис. 47, III, 1) или круглым (рис. 47, IV, 1).

Задний край подметки по форме может быть прямым (рис. 47, II, 2), косым (рис. 47, III, 2) или фигурным (рис.47, IV, 2).

Передний край каблука по форме может быть прямым (рис. 47, I, 2), выпуклым (рис. 47, II, 3), вогнутым (рис 47, III, 3) или фигурным (рис. 47, IV, 3).

Задний край каблука по форме может быть закругленным (рис 47, I, 3) или реже четырехугольным (рис 47, IV, 3).

Прикрепление подошвы к верху туфли (или других видов обуви) осуществляется при помощи ранта (рис 48, 5) путем сшивания, склеивания, заливки или гвоздевания. Бывают ранты с круговым выступом или только с выступом, доходящим до каблука

БОТИНКИ

Фасоны

Различают два основных фасона ботинок: шнурован­ные ботинки, характеризующиеся тем, что берцы спереди скрепляются шнурками и штиблеты, характеризующиеся тем, что в обеих берцах по средине их вшита резина, а спереди обе берцы скреплены швом

Составные части ботинка

Составные части ботинка носят те же названия, что и составные части туфля.

САПОГИ

Фасоны

В основном различают следующие фасоны сапог - прусские сапоги (с мягкими голенищами и твердой подошвой), сапоги-ичаги (с мягкими голенищами и мягкой подошвой), английские сапоги (с высокими задника­ми и твердой задней частью голенищ), венгерские сапоги (со шнурованными и застегивающимися на ремешки голенищами) и охотничьи сапоги (с высокими голенищами закрывающими колени и часть бедер)

Составные части сапога

Сапог состоит из верха и подошвы.

Рис. 48

В верхе сапога различают голенище (рис. 48, I), головку (рис. 48, III)и задник (рис. 48, II)

В голенище различают свободный край голенища (рис 48, 6) и задний шов голенища.

Голенище, перед и задник соединяются между собой швами, называемыми - шов крепления голенища с головкой, шов крепления голенища с задником и шов крепления задника с головкой

Изнутри верх сапога может быть покрыт кожей, а низ стелькой из плотной ткани

В подошве различают - носок, голсночную часть (рис 48, 2) и каблук (рис 48, 3). К носку подошвы может быть прикреплена подметка (рис. 48, 1). В некоторых фасонах сапог подошва бывает твелоиной (рис. 48, 1, 4)

ШЛЯПА

Составные части шляпы

В шляпе различают поля (рис. 49, I) и головную часть или так называемую тулью (рис. 49, II), частью которой является донышко (рис. 49, III). Вокруг тульи, у полей, прикреплена лента (рис. 49, IV). С внутренней стороны шляпы, соответствен но ленте, имеется внутрен­ний околыше к, чаще всего кожаный. Он прикреп­лен к нижнему краю головной части круговым швом крепления. Головная часть шляпы изнутри бывает покры­та подкладкой.

Козырек представляет собой кусок картона или плотной резины, обтянутых с обеих сторон материалом. Бывают ко­зырьки пластмассовые, не обтянутые материалом. В козырь­ке различают верхнюю поверхность, нижнюю по­верхность и свободный край Козырек прикреплен к околышку швом втачки козырька. У места при­крепления козырька, слева и справа, обычно пришиты пу­говицы, к которым прикрепля­ется матерчатая план­ка. В этой планке различают верхний, нижний и бо­ковые края.

Околыш имеет нижний свободный край. К верхнему краю околыша пришиты квартирки, скрепленные передним швом квартирки (рис. 50, 1) и задним швом квартирки.

К верхнему краю квартирки пришито донышко круго­вым швом донышка (рис. 50, 2).

На внутренней поверхности фуражки различают под­кладку и внутренний околыш.

ШАПКА-УШАНКА

Составные части шапки-ушанки

В шапке-ушанке различают верх (рис. 51, V), козырек (рис. 51,1), наушники (рис. 51, III) и натыльник (рис. 51, II).

В большинстве случаев верх шапки-ушанки делается из матерчатой ткани или кожи, а остальные части из меха.

Наушники, как правило, прикреплены к натыльнику и могут опускаться вместе с ним. В верхе шапки-ушанки различают передний шов верха (рис. 51, 1), задний шов верха (рис. 51, 2), а также правый и левый боковые швы верха.

В козырьке различают верхний дугообразный край, а в наушниках передний свободный край (рис. 51, 3) и задний свободный край (рис. 51, 4), который переходит в верхний свободный край натыльника (рис. 47, 5).

Наушники в верхних своих отделах скреплены тесем­ками (рис. 51, 6). Внутри шапки-ушанки имеется подкладка, чаще всего стеганная на вате.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бронникова М.А., Гаркави А.С. Методика и техника судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств М., 1963.
  2. 1Мртель Л.М., Ямпольська А.М., Головнша М.В., Черницька М.В. Кр1Й та 11ОШИТТЯ 6Ш13НИ. КИiВ, 1959.
  3. Головшна М.В., Черницька М.В., ЕЛртель М.В., Ямпольська А.М. Крш дитячого одягу. КиТв, 1958. 4 Домоводство Раздел «Кройка и шитье». М., 1957.
  4. Исланкина Т.Ф. Пошив легкого женского платья. М., 1951
  5. Кустанович С.Д. Исследование повреждений одежды в судебно-медицинской практике . М., 1963.
  6. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине . Под редакцией В.И. Пашковой, В.В. Томилина, М., 1975.
  7. Морозович Б.Р., Авербух Д.М. К вопросу о единой терминологии при описании одежды как вещественного доказательства «Восьмая расширенная конференция Ленинградского отделения научного общества судебных медиков и криминалистов. Тезисы докладов». Л.,1954.
  8. Рудометкина В.П., Рудометкина М.П. Шейте сами. Сталино-Донбасс, 1959.
  9. Селиванов Н.А., Теребилов В.И. Первоначальные следственные действия. М., 1956
  10. Скопин И.В. Судебно-медицинское исследование повреждений рубящими орудиями. Саратов, 1960.
  11. Царев Н.И. Конструирование женской верхней одежды. М. 1952
  12. Ципковский В.П. Описание огнестрельных повреждений одежды. Винница, 1958.
  13. Янчевская Е.А,. Изотова М.А. Пособие по конструированию женской верхней одежды с цельнокроенными рукавами покроя реглан. М. 1959.

– вид одежды из легкой ткани, покрывающей верхнюю часть тела. Сейчас рубашкой называют и сорочку, и , и традиционную славянскую одежду, а также элемент нижнего белья.

История

Слово «рубашка» происходит от слияния двух слов «Рубъ» — грубая ткань, и «руш» — рвать, ломать. «Рубище», как раньше называли рубашку на Руси, — одежда из грубой толстой ткани.

Первая льняная рубашка, согласно археологическим находкам, обнаружена в египетской гробнице, построенной, предположительно, около 5-ти тысяч лет назад.

Предшественниками рубашки считаются античные хитон и туника, хотя в современном своем варианте рубашка по виду отличается от них.

В период раннего Средневековья, и среди мужчин и среди женщин, было принято носить две туники – нижнюю и верхнюю. При том, как правило, нижняя туника была длиннее и шире, нежели верхняя, которая к тому же имела и более короткие рукава.

В эпоху Возрождения в Италии обязательным элементом мужского костюма являлась сорочка, чаще всего изготовленная из белой ткани и имеющая длину примерно до середины бедра. Такой предмет одежды имел округлый или квадратный вырез горловины, которую в этот временной промежуток стали украшать кружевом, вышивкой или тесьмой. Ткань сорочки было принято пропускать через разрезы на рукавах верхней одежды, оформляя в виде пышных буфов. Также этот элемент одежды выпускали между штанами и короткой верхней одеждой. В женском гардеробе итальянок того времени также была в моде иссеченная ткань рукавов, сквозь отверстия которой был пропущен тонкий светлый материал нижней рубашки. Такая тенденция обеспечивала контрастные цветовые сочетания темных оттенков верхней одежды и светлых – нижней рубашки.

С течением времени белоснежные рубашки из тонкого льна становятся отличительным признаком людей знатного происхождения. Простолюдины, в основном, носили рубахи из более грубой по структуре и более темной по цвету ткани. Во-первых в связи со своим финансовым положением, а во-вторых от работы белая ткань быстрее пачкалась, а возвратить ей былой вид в это время возможности не было. Люди самых низших социальных слоев в принципе не могли позволить себе пошив рубашки, а также уход за ней – стирку, глаженье, крахмаленье. На создание 1 квадратного метра полотна уходило более 80 часов кропотливой работы, в связи с чем большой популярностью у населения пользовались услуги портных, однако позволить себе оплатить их могли немногие. В это время моду на рубашки стали высмеивать в народе, говоря, что дворянин «носит свое богатство на плечах».

Для Испании XV-XVI веков было характерно использование мужчинами сорочки, которая скрывалась под наглухо застегнутым колетом. Для сорочки того времени характерны брыжжевый воротник и высокие манжеты, выглядывающие из-под верхней одежды. У женщин нижняя рубашка также скрывалась под , однако воротник сорочек представительниц прекрасного пола мог быть не монолитным, а раскрываться спереди, открывая шею (так называемый «воротник Стюарт»).

В моде Германии, Англии и Франции этого периода сильно итальянское и испанское влияние.

С начала XVII века в мужском костюме на территории Франции сорочка являлась одновременно элементом нижнего белья и верхней одеждой. Стоит отметить, что примерно с этого времени известно появление первых запонок на манжетах: изначально они представляли собой две пары стеклянных пуговиц, соединенных между собой цепочкой .
С середины века количество сорочек в повседневном мужском наряде увеличивается: теперь сильный пол носит нижнюю, более узкую сорочку, и верхнюю, которая была значительно шире и украшалась кружевом и оборками. Особое внимание уделялось декору больших накладных воротников. Французские дамы в это время носят нижнее платье котт, состоящее из лифа и .

В XVIII веке сорочка по прежнему является составной частью нижнего белья мужчин. Во Франции, считающейся законодательницей мод, до середины века этот предмет одежды украшался и пышно отделывался кружевом на манжетах. С середины века модное течение из Англии привнесло свои изменения во внешний вид рубашки. Теперь она шилась с минимумом украшений, воротник был стоячим со слегка загнутыми концами. Такая одежда превосходно сочеталась с , вошедшим в моду в 70-х годах XVIII века.

На рубеже XVIII-XIX веков, после Великой Французской революции, перемены коснулись жизненного уклада многих европейцев, что, несомненно, не могло не отразиться на их внешнем облике. Одежда того периода стремится к простоте и удобству, а развитие промышленности и бурный рост производства, в сочетании с большим скоплением населения в крупных городах, способствуют образованию единого стиля европейского костюма и утрачиванию его национального своеобразия в различных областях региона.

В XIX веке рубашка постепенно становится общенациональной одеждой в США. В эпоху гражданской войны она входит в состав униформы для солдат. Впервые размеры рубашек стандартизируются. В то время классическая рубашка превращается в сорочку, знакомую нам. Ее перестают надевать через голову, теперь она застегивается на пуговицы спереди, как обычная верхняя одежда. Накрахмаленные жесткие воротники уступают место мягким. В конце века среди женщин пользуется особой популярностью английский костюм, состоящий из блузки, юбки и жакета. В это же время, в связи с развитием различных видов спорта, в мужском гардеробе появляются цветные рубашки.

Начало XX века было отмечено известной демократизацией в женской моде. В период Первой мировой войны некоторые женщины и вовсе надевали униформу, в состав которой входили рубашки. Популярны также были свободные блузки, не стесняющие движений. В 20-х годах прошлого столетия в моду вошли платья-рубашки из недорогих шелковых и хлопчатобумажных тканей.

В мужском же гардеробе рубашки прочно осели еще в конце XIX века, поэтому в начале XX особых изменений они не претерпели.

В 40-х годах рубашки стали неотъемлемой частью униформы военнослужащих. После Второй Мировой войны чрезвычайно популярными в женской моде стали костюмы, состоящие из и юбки, которые, разумеется, не обходились без блузки. Самым лучшим вариантом была блузка, созданная из ткани, схожей с подкладкой пиджака. Ворот блузки украшался бантом или галстуком.

Рубашка в России

Рубашка с давних времен является частью национального одеяния на Руси. Предмет одежды, своим внешним видом напоминающий рубаху, «достался в наследство» славянам от скифов.

К середине IX века под влиянием тесных связей с Византией некоторые элементы одежды, распространенные на территории этого государства, проникли в Киевскую Русь. В качестве парадной одежды киевские князья предпочитали носить туники из дорогих византийских тканей. Такая одежда шилась с длинным рукавом и имела разрезы внизу по бокам.

Согласно письменным источникам XIII века на Руси в это время был известен предмет одежды под названием «срачица» (совр. сорочка), который использовался в качестве нижней одежды и знатью и простыми людьми.

Крестьянская сорочка шилась из холста или пестряди и имела подкладки спереди и на спине, которые пришивались красными нитками. К цельнокроеному рукаву для удобства движения пришивали ластовицу красного цвета. Швы декорировались красной окантовкой. Носили такую рубаху навыпуск, подпоясываясь шнурком или нешироким поясом. В особых случаях рубаха украшалась съемными воротниками-ожерельями круглой формы и расшитыми зарукавьями – прототипами манжет. Женщины носили длинную рубаху, доходящую до ступней. Такая одежда шилась, как правило, из белого полотна, особы побогаче могли позволить себе рубаху из цветного шелка. Горловина, подол и низ рукава украшались вышивкой или обшивались тканью другого цвета.

Представительницы прекрасного пола, занимающие высокое социальное положение, помимо рубашек, носили также туники и далматики. Из-под рукавов верхней одежды у них всегда выглядывали богато украшенные зарукавья нижней сорочки.
С XV века в Московской Руси разрез рубахи переместился влево (появилась рубашка-косоворотка), а длина самой вещи несколько уменьшилась. С этого же времени появляются горничные рубахи (носятся в горнице). Рубахи, изготавливаемые из белого хлопка или шелка, стали основной нижней одеждой обеспеченных горожанок и знати. Как правило, такой вид одежды был прямого кроя, собирался у горловины и имел узкий рукав.

Крестьянство этого времени использует рубашку в качестве верхней одежды.

С начала XVIII века в русской моде верхних сословий, благодаря Петру I, распространилось европейское влияние. В соответствии с этим вся придворная знать одевается согласно западным модным тенденциям: нижние рубахи мужчин обильно декорировались кружевом на манжетах, изготавливались из тонкой белой ткани, со стоячим жестким воротом.

Представители других сословий — купцы и мещане неохотно отказывались от традиций ношения национального русского костюма, однако, спустя четверть века европейское влияние проникло и туда. Так у купчих стали встречаться рубашки и сарафаны с глубоким .

В середине XIX века в интеллигентской среде славянофилов популярность обрели рубахи-косоворотки, в то время, как для крестьянского сословия такая одежда оставалась основной. В городской женской моде наиболее заметны холщовые блузы, надеваемые в качестве нижнего белья. В конце века формируется униформа для зарождающегося рабочего класса, в которую также вошли и рубашки.

Мужчины-простолюдины, как и прежде, носят рубаху-косоворотку навыпуск, подпоясываясь ремнем или шерстяным кушаком. Такие рубахи украшались вышивкой или тесьмой по низу рукава, подолу и горловине.

Женские рубахи, как и мужские, были прямого покроя с длинным рукавом. На белой ткани женских сорочек чаще всего красовались различные узоры, вышитые красными нитями. Вышивка украшала горловину, оплечье, манжеты и низ этой одежды и считалась своеобразным оберегом от нечистой силы. Самые сложные орнаменты и картины помещались на низ рубахи. Ширина вышивки в этом месте могла достигать 30 сантиметров.

В крестьянской среде рубаха имела особый смысл. Первыми пеленками младенца были перешитые рубахи родителей – для мальчика отцовская, для девочки, соответственно, рубашка матери. Такие пеленки, по поверью, лучше сего оберегали от злых сил. По той же причине в первые годы жизни дети носили «наследство» от родителей или старших братьев и сестер. Подпоясанная рубаха доходила до пола, и часто была единственным элементом одежды.


Современный вид рубашки

Современная рубашка состоит из воротника, рукавов, манжетов, полочки, ластовицы и спинки. В основе рубашки – сшитые вместе полочки (передняя часть) и спинка (задняя часть). Между ними, у основания рукава, вшивается треугольный кусочек ткани – ластовица. Сверху к спинке пришивается кокетка, которая бывает цельнокроеной (состоит из целого куска ткани) и стачной (составной), состоящей из двух симметричных кусков ткани, сшитых посредине. Традиционная длина подола современной рубашки – чуть ниже середины бедра. Сам по себе подол может быть как прямой, так и закругленной формы.

Материалы, используемые при пошиве рубашки, выбираются самые разнообразные: от шелка, до синтетики. В отделке этого вида одежды выступают различные виды декора: , вышивка, клепки, стразы и т.п. Рубашки носят преимущественно те, кто предпочитает классический стиль и стиль . В мужском образе рубашки прекрасно сочетаются с , пиджаками. В женском, помимо всего вышеперечисленного, есть возможность комбинировать рубашку (блузку) с юбкой.

На сегодняшний день выделяют несколько видов воротников сорочек:

Классический (стандартный) воротник . Его концы располагаются на небольшом расстоянии друг от друга и могут прикрывать галстучный узел. К классическому типу воротников относят «таб» и «кент». У первого отложные края одинаковой длины прилегают к стойке, имеется также миниатюрная застежка, соединяющая концы такого воротника под галстуком. Отложные края воротника типа «кент» несколько больше по ширине, чем сама стойка. В застегнутом виде такой воротник образует треугольник с острыми углами.

Широкий (косой или полусрезанный) воротник оставляет галстучный узел открытым за счет большого расстояния между концами ворота. К наиболее распространенным воротникам широкого типа относятся «акулий плавник» и «итальянский воротник». Концы «акульего плавника» расходятся достаточно резко. «Итальянский воротник» являет собой нечто среднее между классическим типом воротника и широким.

Удлиненный воротник характеризуется более длинными концами по сравнению со стандартными параметрами. В настоящее время используется не так часто.

Воротник-бабочка (Торжественный воротник) идеальный вариант для смокинга, фрака или визитки. Это воротник-стойка с удлиненными и заостренными краями, отогнутыми на 45о. Как правило носится с галстуком-бабочкой.

Воротник «баттен-даун» (Воротник на пуговицах) . Края такого воротника пристегиваются на пуговицы к ткани рубашки. Такую сорочку допустимо носить в неформальной обстановке, без галстука.

Воротник с закругленными концами (или Итонский воротник) – широкий отложной, может использоваться как на мужских рубашках, так и на женских платьях. Название получил от униформы, распространенной в престижном Итонском колледже для мальчиков. Сегодня встречается крайне редко – либо на официальных мероприятиях, либо — что чаще – в предметах одежды для женщин.

Воротник «мандарин» — узкий воротник-стойка, не имеющий отложных краев, с прямоугольными или закругленными концами. Изначально встречался исключительно в китайской национальной одежде, сегодня распространен значительно шире. Прекрасно сочетается с френчем.

Основными критериями при выборе сорочки с тем или иным типом воротника является форма лица, а также высота и ширина шеи. Мужчинам с большим размером головы и крупным лицом следует выбирать рубашки с крупными воротниками. Мужчинам с узким лицом и некрупной головой лучше обратить внимание на рубашки с воротниками небольших размеров.

Рукава и манжеты

Рукава рубашки бывают длинные, короткие – летний вариант, и — 3/4 — для любителей компромиссов. Ширина рукава обычно пропорциональна ширине самой сорочки.

Манжеты появились на рубашках приблизительно в XV-XVI веках. Своим названием они обязаны французскому слову «manche» (рукав). На сегодняшний день можно выделить три основные группы манжет: манжеты на пуговицах, французские манжеты, неаполитанские манжеты. Первый тип, как следует из названия, застегивается на пуговицы, чаще всего встречается на мужских рубашках. Сорочки с такими манжетами уместны для повседневной жизни и офисного стиля, однако совершенно недопустимо появление в них на официальных мероприятиях. Края таких манжет могут быть закругленными или острыми, а количество пуговиц варьируется от одной до трех.

На официальные и торжественные мероприятия принято надевать рубашки с французскими манжетами, которые шьются из двойного слоя ткани. Такие манжеты застегиваются на запонки, либо завязываются шелковыми лентами. Края таких манжет, также могут быть острыми или закругленными. Иногда, на заказ, левый манжет изготавливается чуть больше правого – специально для носящих крупные наручные . Такой манжет называется poignet montre, или «часовой манжет». Выступание края манжета из-под пиджака более, чем на 1,5 см считается дурным тоном.

Неаполитанские манжеты (или манжеты Джеймса Бонда, коктейльные манжеты) вошли в моду после выхода серий фильма про Джеймса Бонда с Шоном Коннери в главной роли. Внешним видом такие манжеты напоминают французские, однако застегиваются не на запонки, а на пуговицы.

Карманы и пуговицы

Считается, что чем больше карманов на сорочке – тем менее она элегантна. Наличие кармана на рубашке сегодня допустимо лишь в неформальной обстановке и в офисах с нестрогим . На официальные мероприятия надевать рубашку с карманами не рекомендуется.

Пуговицы для рубашки производятся сегодня из самых разнообразных материалов: от металла и пластмассы до натуральных (в том числе и полудрагоценных) камней. Они могут быть как одного цвета с рубашкой (классический вариант), так и иметь совершенно другой оттенок.

Виды застежек

Традиционные современные рубашки могут изготавливаться с любым из трех видов застежек:

  • обычным – пуговицы и петли расположены на подогнутых краях полочки;
  • застежкой на планке — в этом случае рубашка снабжается дополнительным элементом – планкой, выглядящей, как полоска ткани, на которой расположены пуговицы. Планка может быть пришивная (когда полоска материи пришивается к полочке рубашки) и цельнокроеной (когда планка образуется путем подгиба ткани полочки);
  • супатной застежкой (потайной) — при таком типе застежки пуговицы не видны, так как скрываются между двумя планками рубашки.

Считается, что сорочка, надеваемая под пиджак для официальных мероприятий не должна иметь планки, поскольку вместе с галстуком такой наряд может смотреться грубовато.

Виды рубашек

Блузка – женская приталенная рубашка, часто из легкой ткани.

Гавайская рубашка — рубашка с короткими рукавами, широкая. Как правило, выполненная в ярких цветах с крупными, заметными узорами, часто цветочными. Появилась в 30-х годах XX века.

Поло – рубашка с отложным воротником на двух-трех пуговицах. Также имеет короткие рукава с манжетами (в классическом варианте). Часто называют «футболкой-поло».

Ночная рубашка – «потомок» средневековых рубашек. Элемент одежды для сна.

Классическая мужская сорочка уже давно стала полноправным, если не самым главным, элементом гардероба любого мужчины, который работает в офисе или в силу своего рода деятельности посещает всевозможные официальные мероприятия. Даже если это и не так, то в жизни любого мужчины всегда бывают случаи, когда красивая и элегантная сорочка как нельзя кстати - свидания, свадьбы, юбилеи и тп.

Без классической сорочки так же не обойтись, если в вашей организации установлен строгий дресс-код. Собственно именно этот момент и сподвиг меня начать разбираться в деталях и нюансах этого предмета мужского гардероба. Мой муж получил должность в крупной международной компании и требования к внешнему виду довольно серьезно изменились. В итоге на хрупкие женские плечи легли не только стирка и глажка сорочек, но и их поиск и покупка.

Естественно, переплачивать местным продавцам совсем не хотелось поэтому покупки были сосредоточены в американских и европейских интернет-магазинах. И вот тут то я и столкнулась с массой нюансов, которые необходимо знать о мужской сорочке. Если с типом тканей все довольно просто, то с выбором типов воротника, манжетов, кроя пришлось повозиться. Довольно сложно искать в интернете то, что не знаешь как называется по-английски.

У современной классической сорочки может быть довольно большое количество вариантов воротника. Использование сорочки с тем или иным видом воротника может быть обусловлено как общим стилем вашей одежды, так и моментом или поводом по которому сорочка одевается. Рассмотрим основные, наиболее распространенные формы воротников.

Это самый строгий воротник, больше всего подходящий для консервативно настроенных людей, официальных мероприятий и в тоже время являющийся самым оптимальным вариантом для любого, даже самого строгого, дресс-кода.

Изначально классический воротник предполагал расстояние от верхней пуговицы до конца воротника 7,5 см, но современность вносит свои коррективы и на сегодняшний день стандартом является ровно 7 см.

Концы классического воротника расположены на небольшом расстоянии друг от друга и могут слегка прикрывать галстучный узел. Хотя для классического воротника вполне может подойти и бабочка.

В интернет магазинах данный тип воротника может обозначаться как Classic Collar или Point Collar.

Итальянский тип воротника - одна из разновидностей классического. В отличии от классического у данного типа воротника концы чуть более широко разведены в стороны и чуть удлинены. В принципе, все это классика, к которой естественно подойдет как галстук так и бабочка.

В тоже время несколько удлиненная форма концов воротника позволяет использовать такую сорочку и для неформального времяпрепровождения, когда допускается отсутствие галстука.

Для поиска сорочки с подобным типом воротника можно использовать словосочетание Italian Collar

Mодель воротника Кент также причисляют к одной из разновидностей классического воротника. Это отложной воротник, с более длинными и острыми концами, чем у классического. В застегнутом виде он образует остроугольный треугольник. Сорочка с таким воротником, универсальна и не поддается веяниям моды. Такой тип воротника прекрасно сочетается с галстуком и деловым костюмом любого покроя, но желательно что бы узел галстука не был очень массивным.

Американские производители и магазины обозначают этот типа воротника как Kent Collar. В европейском варианте такой тип воротника так же обозначают как Oxford Point Collar.

А вот воротник типа Акула уже значительно отличается от своих классических собратьев. Это отложной воротник с концами которые могут быть различной формы, но при этом широко разведенными в стороны. В застегнутом виде такой воротник образует тупоугольный треугольник, и концы воротника могут быть параллельны земле. Такой тип воротника более всего используется английскими производителями, т.к. он любим жителями Туманного Альбиона за то, что позволяет использовать тяжелые и плотные галстуки, требующие больше места. Но по странному стечению обстоятельств данный тип воротника имеет и второе название - французский.

Ношение сорочки с воротником типа Акула без галстука - не принято. Вместо галстука вполне может подойти и бабочка. Сорочка с подобным типом воротника будет хорошо сочетается с классическим деловым костюмом, но не подойдет для смокинга или френча.

Сорочки с данным типом воротника ищите по ключевым словам Cut-away Collar или French Collar.

Это воротник стойка, но с удлиненными и заостренными концами, отогнутыми в стороны под углом 45 градусов.

Такой тип воротника предназначен для использования бабочки или шейного платка, который завязывается на шее и закалывается декоративной булавкой.

Воротник Бабочка идеально подходит к смокингу или фраку и используется в основном только в сочетании с ними.

Данная модель воротника наиболее популярна в США, хотя и английские производители выпускают сорочки с таким воротником. Отличительная особенность данного типа воротника – это специальная планка на застежке, которая соединяет концы воротника друг с другом и фиксирует положение воротника. Эта планка-застежка скрывается под узлом галстука.

Вполне понятно, что такая сорочка вряд ли будет хорошо смотреться с расстегнутыми верхними пуговицами или без галстука.

Сорочки с данным типом воротника ищите по ключевому слову Tab Collar.

Данный тип воротника имеет китайские корни. Отсюда и пошло его довольно специфичное название. Это низкий и узкий воротник-стойка без каких либо отложных краев. Концы воротника могут быть как прямоугольными так и скругленными.

Пуговицы сорочки с воротником этого фасона могут быть спрятаны под планку. Классическую сорочку с воротником "мандарин" принято носить только с френчем. Существуют и casual рубашки с воротником стойкой, но это уже совсем не костюмный вариант.

Воротник Button-down сложно перепутать с остальными видами воротников. Он имеет одну отличительную особенность - кончики воротника крепятся к сорочке пуговицами. Форма концов воротника может варироваться, но основной элемент - пуговицы, останутся неизменными.

Это отложной воротник, имеющий длинные края, отвернутыми так, что между ними остается небольшое расстояние, которого как раз хватает для компактного узкого галстука. Сорочки с таким типом воротника считается неформальными и даже спортивными, поэтому их можно носить и без галстука, с расстегнутой верхней пуговицей.

В основной свой массе, это мягкие воротники, поэтому такая мужская сорочка будет гармонично смотреться в неформальной обстановке, например на отдыхе. Носить такую сорочку можно одевая сверху свитер, джемпер, спортивный пиджак или кардиган.

На официальных или торжественных мероприятиях сорочка с таким воротом будет выглядеть не совсем уместно.

В настоящее время с моду вошли неформальные сорочки с довольно гипертрофированными воротниками с высокими стойками. Но наличие пуговиц, которыми края воротника пристегиваются либо к планке воротника либо к самой сорочке все равно позволяют относить этот тип воротника именно к Button-down.

Манжет рукава - это вторая деталь вашей сорочки, которая может отличаться от модели к модели и к выбору которой так же необходимо подойти ответственно.

Какой бы тип манжета Вы не выбрали, исходите из общего правила по длине рукава сорочки - манжет должен полностью закрывать запястье руки (опущенной в свободном положении) и заканчиваться в районе первого костного сустава большого пальца руки.

Классический манжет с застегиванием на одну пуговицу. Может использоваться и в строгих классических сорочках и в формальных, casual вариантах. Использование такого манжета практически не зависит от кроя самой сорочки. Манжеты на одной пуговице можно увидеть и на classic fit и на slim fit крое сорочки.

Края манжета могут иметь прямую форму, могут быть скошены под углом или закруглены.

Одной из разновидностей манжета на одной пуговице, является манжет с двумя пуговицами (convertable), но расположенными не вдоль манжета, а поперек него. Это позволяет застегнуть манжет сорочки либо более плотно, либо наоборот сделать его более свободным.

Манжет с двумя пуговицами, расположенными вдоль, менее свойственен классическим сорочкам, хотя некоторые производители иногда и используют его при пошиве. Гораздо чаще такой манжет можно увидеть на неформальных сорочках и сорочках в стиле casual. Если говорить о крое сорочки, то манжет на 2-х пуговицах чаще используется в моделях Slim fit и Exta slin fit.

2-х пуговичный манжет как правило чуть длиннее обычного. Края манжета так же могут быть прямыми, скошенными или скругленными.

Двойным манжетом (double cuff) называют манжет, который застегивается на запонку. Второй и довольно распространенное название данного вида манжета - французский (French cuff). Основная особенность такого манжета в том, что он сложен вдвое и имеет сквозные отверстия для запонки.

Манжет под запонку - это удел классических строгих сорочек под костюм в не зависимости от кроя сорочки. Вариации двойного манжета и casual сорочки конечно тоже встречаются, но не так часто. Это скорее исключение, чем правило.

Края манжета так же могут быть прямыми, скошенными и закругленными.

Сорочка классического кроя относится больше к офисному стилю одежды, поскольку она не только выглядит официально, но также и подчеркивает статус своего владельца. В основном такие сорочки носят с деловым костюмом и галстуком. Классический крой наиболее подходит коренастым мужчинам и мужчинам плотного телосложения, т.к. подразумевает достаточную полноту сорочки в районе груди и в районе пояса (живота). В самом классическом варианте такая сорочка имеет почти прямой крой.

Сорочки подобного кроя должны сидеть на своем владельце довольно свободно, не сковывая движений, но в тоже время не образовывать "пузырей"по бокам или на спине. На спине, под кокеткой допускаются складки в районе лопаток или по центру.

Сорочки с подобным кроем имеют полуприлегающик формы, повторяющие контуры тела владельца. Именно поэтому данный тип сорочек больше всего подойдет для мужчин со спортивным и стройным телосложением. Ширина сорочки плавно уменьшается по направлении от груди к талии и далее расширяется в направлении бедер. Таким образом достигается соблюдение формой рубашки анатомических особенностей людей со спортивным телосложением.

В приталенной сорочке можно отправиться как в офис так и на свидание, вечеринку, праздничное семейное мероприятие. Она хорошо смотрится с узким галстуком. Помимо этого сорочки с подобным кроем можно носить просто с брюками, без пиджака. Но следует иметь ввиду, что приталенную сорочку тяжелее выбирать, ведь необходимо, чтобы она была не слишком узкой и не чересчур свободной.

Спина в сорочках с данным кроем как правило делается прямой, без складок под кокеткой, но имеет характерные швы по бокам в районе талии, которые и позволяют "выбрать" лишний материал и достичь облегающего силуэта.

Все что было сказано выше относительно сорочек с кроем slim fit, так же справедливо и для сорочек с кроем extra slim fit. Данный крой предназначен для людей худощавого телосложения и имеет довольно маленькие замеры по ширине в районе груди и талии. Тем самым достигается прилегание сорочки к телу, без образования сильных "пузырей" в районе груди и талии.

French pleat - пуговичная планка полностью отсутствует.

В современном гардеробе мужчины классическая мужская рубашка стала полноправным, а, может быть, основным элементом. В особенности этот наряд необходим молодым людям, работающим в офисе, и посещающим различные официальные события. Помимо работы, часто в жизни мужчин бывают случаи, когда элегантная и стильная сорочка оказывается очень кстати – это свидания, свадебные торжества и Дни рождения.

Если в фирме, где вы работаете, строгий дресс-код, в таком случае мужская рубашка с длинным рукавом – это именно то, что необходимо. Если к вашему внешнему виду поменялись требования, то следует пересмотреть свой гардероб и научиться разбираться в особенностях классических рубашек.

Безусловно, если вы собираетесь покупать изделие в интернет магазине, в таком случае необходимо знать о многих нюансах мужской сорочки. На чем базируется выбор мужской сорочки?

  • Вид материала.
  • Вида манжета.
  • Вид воротника.
  • Покрой.

Итак, перечислим главные особенности классической модели рубашки :

  • Материал более мягкий и тонкий. При изготовлении вещей применяются следующие виды тканей: оксфорд, хлопок, лен, смесь синтетики и хлопка. В последнее время мужчины отдают предпочтение комфорту, выбирая теплые рубашки. Такие изделия сделаны из натуральных тканей или из полиэстера с подкладкой.

  • Воротник такой рубахи должен быть жестким. Чаще всего это обуславливается тем, что сорочка надевается вместе с галстуком. Это актуально для формального внешнего вида. Чтобы воротник отлично держал свою форму, следует выбирать сорочку с пластинами, которые вставляют внутрь.
  • В классике актуальны привычные для нас однотонные оттенки. Это белый – строгий и торжественный оттенок, а также светло-голубой. Популярна также черная и синяя рубашка.

  • Если присутствует узор или рисунок на ткани рубашки, но он маленький. Изредка можно встретить классические рубахи в плотную полоску. Различные узоры и рисунки в моделях встречаются редко.
  • Нижняя часть классической сорочки имеет изогнутый вид.

  • На классической рубашке нет карманов или есть только один. При этом не допускается держать в кармане ручки и блокноты.

Как правильно выбрать рубашку

Материал

Крайне необходимо с особым вниманием отнестись к выбору материала. Качественные рубашки изготавливаются из 100% натурального хлопка, также добавляют в сырье незначительное количество синтетики (до 5%). В таком случае изделие не будет сильно мяться. Если вы приобретаете сорочку для лета, отдайте предпочтение изделию с незначительной добавкой льна. Не стоит носить в офис льняное либо шелковое изделие, поскольку такие ткани не соответствуют дресс-коду. Изделие не принято носить на голое тело, под рубашку стилисты советуют надевать майку.

Выбирайте модель под свой костюм, в идеальном случае у вас должны быть 4 модели под все костюмы. Деловой костюм сочетается с рубашкой похожего цветового оформления, не следует подбирать слишком яркие сочетания, к примеру, синий и розовый, желтый и красный. Не стоит сочетать с яркой одеждой красочные рубашки. К полосатому костюму эксперты не советуют надевать рубашку в клеточку, и наоборот. Как правило, изделие должно быть на несколько тонов светлее делового костюма. Хотя очень популярно и такое сочетание: белый костюм и черная классическая рубашка.

Длина рукавов

В привычном исполнении попадаются длинные белые и голубые рубашки, а также классические рубашки с коротким рукавом. Основные два момента, которые вам следует знать о себе при покупке сорочки – округлость шеи и длина рукавов. Рукава обязательно должны полностью прикрывать запястья и достигать сустава на большом пальце. В согнутом состоянии запястье не должно излишне прикрываться. В тренде рубахи без рукавов, но эти модели часто относят к стилю casual.

Выбираем подходящий воротник

При выборе учтите следующий параметр: 1 либо 2 пальца должны умещаться между внутренней частью воротника и шеей. Но следует помнить, что настоящий размер рубашки устанавливается лишь после стирки. Относительно вида воротника, их существует масса: бабочка, акула, варно, таб, кромби. Но оптимальным вариантом считается полуразведенный вид воротника. Он отличается от акулы тем, что более универсальный, и хотя он консервативный и не самый модный, но к лицу практически всем мужчинам.

Швы на плечах

Наиболее частым нюансом, который не учитывают мужчины, является то, что плечевые швы не заканчиваются там, где оканчиваются плечи и начинается рука. Какие бы вы не покупали изделия – свободные или приталенные классические рубашки, учтите этот фактор.

Рубашка и ее длина

Классический вид рубашки обладает большей длиной по сравнению со спортивными. А все потому, что классические модные мужские рубашки не носят навыпуск. Кроме того рубашка не должна выбиваться из брючин, даже если вы приподнимаете руки. Меньшая длина спортивной модели связана с тем, что такую рубашку редко заправляют и носят навыпуск.

Не зависимо от комплекции и фигуры, заправленная сорочка не должна надуваться сбоку. Такая вещь не скрадывает лишние сантиметры, а только расширяет ваш силуэт. Но следует следить за тем, чтобы по объему рубашка не сковывала вас настолько, что пуговицы будут расстегиваться.

Виды кроя классической рубашки

Классический покрой

К офисному дресс-коду больше всего относится классический покрой рубашки, при этом она смотрится не только официально, но и выделяет статус своего обладателя. Чаще всего подобные рубахи носят плотные по телосложению молодые люди, поскольку они имеют хорошую полноту в районе груди и живота. В наиболее привычном исполнении подобная рубашка обладает прямым покроем. Сорочки этого покроя должны на владельце сидеть свободно, не стеснять его движений и не образовывать складки. Допустимы незначительные складки только на спине.

Сильно зауженная

Среди классических рубашек можно встретить сорочки покроя slim fit, к которым относятся также рубашки extra slim fit. Эта модель идеально подходит мужчинам стройным, так как имеет достаточно небольшие зазоры по ширине. Поэтому рубашка будет хорошо облегать фигуру, при этом не образовывая лишнее пространство на месте талии и груди. Отдавая предпочтение рубахам этого покроя, следует грамотно отнестись к меркам.

Зауженная

Подобная модель имеет полуприлегающую форму, она повторяет очертания фигуры своего обладателя. Поэтому такой вид рубахи актуален для молодых людей с худощавым и спортивным телосложением. По ширине рубашка становится меньше, начиная от груди к животу, немного увеличивается по ширине к бедрам. Поэтому такая форма изделия идеально подходит мужчинам с накачанной фигурой.

Прилегающие рубашки, хорошо сидящие по фигуре, подойдут для офиса, праздничного или торжественного события, а также свидания с девушкой. Они идеально смотрятся с галстуками всех видов. Кроме того, рубашки этого покроя сочетаются с брюками. Помните, что такую модель покупать сложнее, так как она не должна быть излишне зауженной, или излишне свободной.

Спина в таких рубашках часто прямая, не имеет складок под кокеткой, однако обладает отличительными швами по бокам на месте талии. Они и дают возможность достичь прилегающего силуэта.

Манжет

На рукавах сорочки присутствуют манжеты, которые являются важной деталью. К выбору манжет следует подойти со всей ответственностью. Учтите то, что по длине рукавов он должен прикрывать запястье руки и оканчиваться в месте первого сустава на большом пальце руки.

С чем носить рубашку

Все зависит от мероприятия, на которое вы собираетесь ее надеть. Лучше всего, сочетается классическая мужская рубашка с джинсами и классическими брюками. Элегантно и необычно также выглядит рубашка с цветными штанами.