Обувь

Вороний день. Библиотечно-информационный центр, г.Лангепас. Как ханты и манси отмечают Вороний день? Традиции и обряды

Вороний день. Библиотечно-информационный центр, г.Лангепас. Как ханты и манси отмечают Вороний день? Традиции и обряды

Лидия Александровна Паршакова
Сценарий весеннего хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ВОРОНИЙ ДЕНЬ »

Цель : Знакомить с культурой, бытом и искусством народа ханты ;

Действующие лица :

Ведущая

Бабушка (Хозяйка чума)

- Ворона

Необходимый материал :

Для обряда окуривания : березовый гриб – кушмалты сан, мех водоплавающего животного (бобра, нерпы) – вой пун, металлическая чаша.

Для игр : Палочки-хворост , 8 конусов, 4 бруска-болотца, 2 рыбки, 2 ложки, 4 тарелки, 2 стула, крупа, 2 шкуры, 2 гимнастические палки пластмассовые, 2 гимнастические палки деревянные, 2 обруча, 1 веревка длинная, 2 «стада оленей» , ленточки.

Ход праздника:

На сцене стоит чум . Звучит песня «Анки варах»

Ведущая : Здравствуйте дорогие гости, милые детки! Сегодня собралось здесь много гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » . Если праздник хантыйский , то давайте и поздороваемся друг с другом на хатныйской языке «Вуща ула!»

Сейчас, дорогие гости мы проведем обряд очищения. Обряд этот проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего.

Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Ворона несет Благую весть на Север, весну, тепло и солнце. В хантыйских преданиях Ворона ассоциируется с женским духом, с мифологической небесной девой, богоматерью, покровительницей женщин, детей и семейного счастья.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения. Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

(дети спят в чуме, бабушка выходит из чума с угощениями, затем развешивает угощения на ветках березы, заходит в чум и начинает будить детей)

Бабушка : Нявремат нох кила, нох кила. Детки вставайте, просыпайтесь (дети просыпаются и выходят из чума, видят, что на деревьях развешаны угощения, снимают их и радостные забегают в чум).

В чуме топиться печка, горит огонь. Возле печки сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращаются дети.

Дети (радостно) : Анканки, ванта ворна имен муневан тус калащ. Бабушка, посмотри нам ворона принесла угощения .

Дети : Бабушка, расскажи, откуда появился костер?

Бабушка : Появился костер от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети : Бабушка, а снег откуда?

Бабушка : Снег это «белая снежинка – маленькая льдинка» . Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети : Бабушка а правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка : Правда, а в день прилёта ворон , ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл » «Вороний день » ! По поведению птиц судили о том, какая будет весна : Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.

Дети : Ой, бабушка расскажи, как ворона , прилетая на север, приносит весну!

Бабушка : Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край . Летала, кружила, смотрела кругом : холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты .

Бабушка с детьми выходят из чума.

Ханты фольклорный коллектив «Кунавт нэ» исполняют песню «Вороний праздник » по окончании песни прилетает «Ворона » .

Ворона : Здравствуйте, дорогие гости! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся! На ямку с теплыми гнилушками из их люлек я присяду. Замершие лапки свои отогрею.

Дети : Вуща ула ворна ими . Здравствуй, Ворона ! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона : Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Бабушка : Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона : Из детских колыбелек, перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки грею, а то еще холодно.

Бабушка : Поможем вороне , построим ей гнездо. Чем больше гнездо, тем больше летом семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.

Игра «Построй гнездо»

В игре участвуют 2 команды. 2 команды строят гнездо, из палочек-хвороста пробегая между конусами.

Ворона : Посмотрите, какие гнезда мне построили ребята. Молодцы!

Бабушка : Ворона , наши детки так ждали твоего прилета и подготовили для тебя стихотворения.

Скачет чёрная ворона ,

Интересно очень, боком,

Орех по земле катает,

Его клювом разбивает.

Ворона , ворона

Приятна и мила

И даже, отдаленно,

Похожа на Орла!

На берёзе возле дома

Строила гнездо ворона .

Охраняет днём и ночью,

Мамой стать ворона хочет .

Нынче праздник , древний праздник .

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник .

Люди как одна семья!

Ворона : Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в игру «Перейди болото»

необходимо : 4 бруска – болотца.

По сигналу первые игроки, не сходя с первых брусков, кладут второй брусок перед собой и переступают на него двумя ногами. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Возвращаясь обратно бегом.

Ворона : Вороний день «Ворна хатл » – это праздник женщин . Издавна считалось, что женщину, которая 7 апреля первой увидит ворону , ожидает счастье. Поэтому женщины старались, затопив огонь в очаге, быстрее выйти на улицу. По поверьям ханты , кто первым увидит красавицу ворону и даже другую прилетевшую птицу, то его ждет удача в течение всего года : на охоте, на рыбалке и т. д. А это – самое главное для хантыйского народа .

Приглашаем Тоярову Н. А. и дочь Евгению исполнить песню «Хулам нови хопты»

Ворона : А где же наша красавица весна, что то задерживается она. Давайте позовем весну и встретим ее веселой песней .

Дети старшей группы исполняют песню «Веснянка» .

Весна : Здравствуй милая ворона ! Как я рада тебя видеть! Здравствуйте детки, здравствуйте гости дорогие!

Ворона : Вуща ула хорам тови! Здравствуй весна красна! Посмотри сколько сегодня собралось здесь гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » .

Весна : Ребята, птицы наши друзья обижать их нельзя. Они приносят пользу людям и являются украшением природы, а как они красиво поют.

Давайте споем песенку птичкам «Тиф, тиф» , дети средней группы исполняют песню.

Бабушка : Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне . Чтобы она принесла удачу, счастье, тепло. Стол с угощением обязательно ставили около берёзы.

Ворона : А теперь мы поиграем в игру «Накорми птиц»

В игре участвуют 2 команды. Для игры необходимо : 2 ложки, 2 тарелки и 2 миски, 4 стула. По сигналу бегут первые игроки, переносят крупу ложкой из миски в тарелку, которая находится на расстоянии 3 метра. Выигрывает тот, чья команда быстрее перенесет крупу.

Весна : Весеннее тепло , прилет вороны – первой весенней птицы дают людям силу, в этот день меряются силой , играют в подвижные игры, и нам пора немного поразмяться, потягаться в силе, умении, ловкости.

Национальные игры «Катание на шкурах» , «Метание тынзяна на хорей» , «Перегони стадо»

Бабушка : Есть у нашего народа ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ленточка на дереве – это подарок небесному богу Турому. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. Обычно ханты священным деревом считают березу – символ небесной чистоты. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки)

Весна : У хантов принято в этот день угощать , не только ворону , но и друг друга. И сейчас мы приглашаем всех гостей на чаепитие. И на прощанье мы хотим вам пожелать :

Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись,

А все неудачи скорей забывались!

Бабушка :

Желаем счастья и добра,

Чтоб жизнь, как день была светла !

Ворона :

Мы ещё раз поздравляем вас с традиционным праздником «Ворна хатл » . Желаем всем всего самого доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся . Оена, пищена, йисана, нуптана улаты!

Весна, бабушка и ворона угощают детей и гостей ароматным чаем, затем прощаются и уходят.

Вороний день-праздник весны, любви и встреч. Воронец (Вороний праздник)-светодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев божественную кару, как бы указывая на нечестивца: - Вор, он! Вор, он!

Мудрым же людям Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти.

По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»

Так же в этот день замечают, что вороны купают своих детей. В деревнях о сию пору хозяйки варят кашу, кладут её на сковородку и выносят во двор. Там переворачивают сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекает сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.

Не зря у наших Предков было особое почтительное отношение к этой благородной птице. ВОРОН-птица вещая, верный спутник Бога-Управителя. Он сопровождает души умерших до Врат Ирия в Великую Сваргу и сообщает душам-навьям о том, каких высоких целей они достигли в своем духовном и душевном развитии и в выполнении жизненного предназначения.

Если Боги решают, что человеку необходимо предоставить возможность завершить начатое деяние, которое он не успел закончить в связи с внезапно наступившей смертью, тогда он направляет к душе умершего человека своего помощника-Ворона.

Ворон-хранитель живой и мертвой воды, дает возможность душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело. В мире Яви про такого человека говорят: "Он пережил клиническую смерть" или "Он вернулся с того света". Как ни странно, но после возвращения Богом-Управителем Варуной человека к его прежней жизни, человек меняет свой образ поведения, ни прожигает свою жизнь понапрасну и завершает дело, которое не успел закончить.

Сей праздник в исконных традициях других народов

Башкиры по воссозданной традиции каждую весну с прилетом грачей отмечают праздник «Воронья каша». Это было так давно, что историю этого гулянья уже почти никто не помнит. Однако сейчас после введения «Закона о языках» с новой силой стали чтить культуру и традиции своего народа. Башкирская легенда гласит, что когда-то давным-давно птицы при неизвестных обстоятельствах (скорее всего, указали на приход тепла после долгой зимы – прим. автора) спасли людей от неминуемой смерти. С тех пор их принято чтить и уважать.

Центровое место в празднике занимает та самая «воронья каша». Стол должен быть накрыт только национальными башкирскими блюдами. Это чак-чак, кумыс, творог, а еще обязательно должны быть мед и масло. После праздника остатки еды нужно оставить на земле для птиц. Это угощение – дар человека в знак благодарности за спасение людей.

Сибиры отмечают в это время Карга туй. Это древний весенний праздник сибиров входивший в комплекс новогодних праздников (Наурус, Цым, Карга туй). Проводился он во время весеннего перелета птиц. Молодежь собиралась у кого-нибудь дома. Заранее договаривались, кто принесет: крупу, масло и молоко.

В хороший солнечный день варили кашу. После этого забирались на крышу дома и там дружно съедали. Специально оставляли кашу и для ворон. Когда оставляли кашу воронам говорили:

Карык карык каргалар,
Разлетаются каркуши,
Оцто утын-йаргалар
Как поленья дров
Кара каргага аш пулсын,
Черной вороне будет еда,
Ала каргага таш пулсын
А пестрой лишь камушки

Таким образом, зазывали в родные края тепло и солнце. Согласно древним поверьям вороны на своих крыльях приносили после долгой зимы тепло и пробуждение природы. Ворон у тюркских народов был священным тотемическим животным. Ворон в сказках и сказаниях представляется мудрым и добрым помощником человека. Вороны наделялись способностью внимать просьбам, предотвращать несчастья, голод, дарить дождь.

В состав сибиров-аялинцев входил род Ворона (Карга тогым). Эта птица являлась главным тотемом этого рода. Например, деревню Илле карга (50 ворон) Большереченского района Омской области основали 50 человек из рода Ворона.

Есть очень интересная легенда о происхождении аула Кускуны (Коскон – на языке сибиров тоже ворон) Тевризского района. Давным-давно, в урмане жил охотник Сянгиль-Гулюк. Он был очень метким стрелком из лука и удачливым охотником. Однажды Сянгиль-Гулюк погнался за лосем и убил его в районе нынешнего Тобольска. Там он встретился с черным вороном и поспорил с ним кто из них сильнее и выносливее. Они договорились, что охотник без передышки будет бежать на лыжах, а черный ворон без передышки лететь. Кто первым сядет передохнуть, тот и проиграл. Две недели без передышки летел ворон, но все же он не выдержал и замертво упал на месте теперешнего аула Коскон. Во времена Кучум хана туда переселились четыре семьи каракалпаков. Сянгиль-Гулюк сказал, чтобы они назвали свой аул Коскон в честь упавшего ворона.

Почитание ворона широко распространено среди народов Севера и Северной Америки, что говорит о древней связи между их предками.

Воронец по своей внешней сути этот праздник очень сильно перекликается с «закличками Весны», являясь своего рода «откликом» на них-встречей первых птиц–гонцов Весны. Точной датировки у праздника нет в связи с большим разбросом климатических условий, которые также меняются год от года. Наиболее выражены даты–это 7 и 14 апреля.

Сибиры аборигенное население Западной Сибири. Самоназвание народа сыбырлар. В научной среде используется термин сибирские татары. Основная масса сибиров проживает на своих родовых землях в Омской, Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Курганской, Томской областях. В Пермской, Свердловской и Челябинской областях сибиры подверглись большому влиянию со стороны башкирской и татарской нации. Общая численность сибиров–около 200 тысяч человек.

Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны ворону.

С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Ямальском Севере. Ворон-символ жизни, вестник весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое–то затяжная.

В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу–Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. У чума уже выставлены скульптуры добрых духов, их во время праздника угостят кровью жертвенного оленя. Принося в жертву оленя богам, они тем самым просят у них понимания, милости и благополучия. Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства.

Вороний день–это древний праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели–мужчины, к березе–женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывают оленя. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

В вороньей песне, записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся!» По верованиям ханты за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось беды. славяне считают, что ворон, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка, желает продолжения их роду и здоровья детям на многие годы. Существует предание о споре ворона с халеем. «Однажды халей сказал: «Пусть человек умирает!». А ворон ему ответил: «Нет! Человек не умрет! Я буду прилетать весной со связкой калачей и спасать его. Пусть только он бросает мне горсть древесных стружек из люльки своего ребенка. Я в них погрею свои лапки». Поэтому в Вороний день принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать ворону.

Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила людей о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот–пусть родится больше здоровых, умных детей, а важенки подарят хозяевам стад хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч.

В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.
В ирландских мифах вороны считаются символом плодородия, но также покровителями воинов и символом жестоких битв. У Одина, верховного бога скандинавов, было два ворона-шпиона, Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели. В английских сказаниях говорится о воронах, которые повсюду сопровождали легендарного героя Брана. Голова героя, согласно легенде, похоронена под Уайт-Маунт, одним из храмов друидов на территории нынешнего Лондона. Говорят, что вороны ревностно охраняют могилу своего друга, а когда они улетят, наступит конец света. В 1078 году Вильям Завоеватель построил на месте Уайт-Маунт крепость Белый Тауэр – это самая древняя часть нынешнего Лондонского Тауэра.

Огромные черные вороны живут в крепости и сейчас. Их всего шесть, и по приказу монархов за ними очень хорошо ухаживают, так как англичане твердо верят, что в день, когда вороны улетят из Тауэра, падет монархия. В Тауэре есть сотрудники, специально нанятые для ухода за воронами. Они не только кормят птиц и следят за их здоровьем, но также ведут дневник, в котором отчитываются о мелких происшествиях из жизни птиц, особенностях их характера и повадках. Впрочем, пока что таэурские вороны вроде бы всем довольны и улетать явно не собираются–да и, вполне возможно, просто не могут из-за своих размеров. Легендарные птицы вальяжно разгуливают по мощеным дорожкам и принимают угощения от туристов.

Цели и задачи:

1. Привитие интереса к традициям коренных народов Севера;

2. Привитие интереса к национальным играм;

3. Развитие кругозора детей;

4. Развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;

Место проведения:

Д. Усть - Войкары. Праздник проводится на свежем воздухе с приготовлением ухи на костре, чаепитием с конфетами и печеньем, блинами.

Участники: взрослые и дети

Оборудование:

Магнитофон и аудиокассета с записью хантыйских мелодий;

Национальный костюм ханты, костюм вороны;

Сувенир-оберег «Ворона»

Разноцветные ленточки для обряда;

Веточки березы;

Спортивный инвентарь:

Мячи 2 шт.

Обручи 2 шт.

Канат 1 шт.

Санки 2 шт.

Коробки 2 шт. Ход мероприятия

Сегодня праздник мы встречаем!

Вороний день – весны приход!

И вместе зиму провожаем,

И тает снег, уходит лед…

И в воздухе весны напевы:

Звенят ручьи, птенцы звучат…

Ворона – признак весны первый!

Вороне в тундре каждый житель рад!

Выставка ДПИ «Северный калейдоскоп» работы

Коневой Р.А. и АртанзеевойН.Ф.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на традиционный ханты праздник «Ворна хатл», что в переводе означает «Вороний день». Раз ханты праздник, то давайте и поздороваемся мы друг с другом по ханты обычаю. Трижды кланяемся, поворачиваемся «по солнцу». Сейчас, ребята и гости мы проведём обряд окуривания чагой. Этот обряд проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего. Проводится обряд окуривания.

МОЛИТВА ПРИ ОКУРИВАНИИ:

Все нечистые духи, злые духи,

Выходите, выходите,

Добрые духи, оставайтесь,

Займите самые заветные места:

Углы в нашем доме, жилище,

Для вас всегда есть место у нас,

Детей наших берегите,

Спасите от бед и несчастий.

Ведущий: У коренных жителей из весенних праздников он считается одним из самых ярких. Весна - время прилета птиц, и ворона прилетает одной из первых. Своим прилётом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни.

Ведущий: Празднование вороньего дня 7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские Угры связывают прародительницу Калтащ Анки, помогающей при родах, с небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны.

По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Если сядет на верхушку дерева – быть большой воде. Если на нижние ветки – скоро поднимется ветер. Ну, а если ворона клюв под крыло прячет – точно к холоду!

По тому, какой погода будет 7 апреля, предсказывалась погода на 40 последующих дней. Если будет северный ветер, то до настоящего тепла пройдёт 40 утренников. Так что запомните, какой будет погода 7 апреля 2016г.

Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит». Сегодня мы собрались на праздник встречи весны, чтобы радоваться и веселиться, встречать весну и вестницу её – ворону.

Ведущий: Дорогие друзья! Вы не заметили – не хватает самого главного персонажа нашего праздника. Кого мы ждали так долго? Кто нам весну на крылышках несёт? Кто тепло с собой приносит? Конечно, ворона!

Влетает человек в костюме Вороны со словами:

Ворона: Кар – кар! Варх - варх! Вуща, вуща, ешак хоятыет! Здравствуйте, добрые люди! «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками из их люлек я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею».

Ведущий: Здравствуй, наша гостья! Так вот ты какая, значит, ты у нас весну с собой позвала? Расскажи – ка чему посвящается твой праздник.

Ворона. Да, это я! Ворона ! Крылышки мои черные, глазки мои темные! Я всегда прилетаю самой пер вой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах родилось.

Ведущий: Праздник посвящается главной хантыйской богине – небесной Деве – матери. В этот день она принимает облик вороны. Она считается прародительницей всех людей. Она помогает детям рождаться крепкими и здоровыми, определяет продолжительность жизни каждого человека.

Ворона:

Не меня ли поджидаете? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, скажите, весна наступила? Назовите признаки весны. (Дети называют )

Ворона:

Теперь я знаю точно, что весна уже наступила, но на улице лежит снег. Еще холодно. Где же я жить буду?

Ведущий :

Ребята, как же мы забыли приготовить гостье гнездо? Давайте постараемся сделать гнездо из прутиков, кто сделает быстро и красиво.

(Дети из прутиков изготавливают воронье гнездо).

Ворона:

Спасибо вам за гнездышко, чем больше будет гнёзд, тем больше народится детей в следующем году, а будут дети – будет продолжаться и жизнь.

Ворона: А теперь, друзья, я хочу, чтобы вы мне рассказали стихи и пели песни про весну. (Дети рассказывают стихи)

Ребенок 1: Здравствуй, праздничный денек!

Помним мы об этом дне!

На этот праздничный денек,

Вновь мы собрались!

Ребенок 2: Отошли с зимой морозы,

Воздух синий – синий.

Расплела берёза косы,

Словно на картине.

Ребенок 3: Днём сильнее пригревает ласковое солнце,

С крыш сосульки вырастают – только кверху донцем.

Ребенок 4: И звенят вокруг весь день крики ребятишек

Завалилось солнце в тень за крутые крыши.

Ребенок 5: И каждый сук, и каждый листик,

Травинки, лепестки коры

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Хуланта шитам вот потар»

Ведущий :

Следят за бегом капель быстрых,

Глаза зелёные раскрыв .

- «День вороны» – это праздник женщин. Поэтому ханты женщины в этот день: рассказывали, что хорошего, доброго произошло у неё. И мы продолжим эту традицию. Расскажите нам, чем порадовал вас прошедший год?

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Ханты нэнат»

Ведущий :

Сейчас мы просим вас поучаствовать в конкурсе загадок.

Конкурс «Загадки»

Окраской сероватая, походкой мешковатая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая (Ворона).

- Солнце клонится к зиме. Ищу я тёплую лесную глушь. Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра. Одна лапа моя - мягкая подушечка. Другой лапой укрываюсь. (Медведь).

- Трусоват лесной красавец. Догадались? Это ... (Заяц).

- Белая птица над водой кружится. (Чайка)

- Хвост короче уха,

Быстрые повадки,

Мчусь я что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто я, угадай-ка?

Ну, конечно ( Зайка )

Верещунья, белобока, а зовут её …. (сорока)

- Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).

- Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк).

- Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

от рогов густая тень. Вот красивый зверь... (Олень).

Когда б он всюду не совал свой острый длинный нос,

Наш сад давно бы уж завял, а лес остался гол и бос: (дятел)

- Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка).

- Есть в реке работники - не столяры, не плотники, а выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры).

Ты с модницей этой, конечно знаком:

на месте никак не сидится –

Всё хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится …. (Ласточка)

- В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса . (Лиса).

- Один рассказывает – двое слушают. (Язык, уши ).

- Внизу десять, вверху десять. (Пальцы рук и ног ).

- Одна рука для ста человек. (Дверная ручка ).

- Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий ствол, белый сарафан. (Берёза ).

Ведущий :

Молодцы, ребята, видно как хорошо вы умеете отгадывать загадки

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Якты-ки лояс ханты эви», «Тувт па тувт», девочки «Анкие»

Ворона:

Молодец народ честной,

Любит думать головой!

Но пора и поиграть,

Ручки, ножки поразмять!

А теперь дети давайте немного разогреемся и поиграем в национальные игры . (Проводятся национальные игры).

Ведущий:

1 . Ханты охотники имели большую силу воли, так как им не раз приходилось встречаться с медведем в лесу один на один. Следующее задание называется «Хват без перехвата» . Играющие разбиваются на две команды. От каждой команды по очереди выходят по одному участнику. Они становятся спиной к друг другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. По команде игроки стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли.

2 . Одной из самых любимых хантыйских забав являются « прыжки через санки» . Эстафета проводится в парах. Первый участник перепрыгивает через санки, стоящие перед ним, второй участник быстро переставляет санки вперед, первый участник опять прыгает, и так до кегли, где участники меняются ролями и начинают возвращение к команде. Выигрывает команда, которая быстрее других закончит эстафету.

3 . Перед каждой командой лежит обруч. Представьте, что это чум . Все участники команд как можно быстрее должно забежать в свой чум-обруч.

4. Ханты считаются хорошими охотниками. И следующее задание: «Меткий стрелок» маленьким мячиком попасть в корзину расположенную на расстоянии 1-2 метров от игроков. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

5 . Эстафета называется «Догнать лисицу». Участники команд по очереди добегают до конуса и возвращаются обратно, и передают эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстрее.

6. Игра «Капкан». От каждой команды по два игрока: «Капкан» и «Охотник». Сначала «Капкан» ставит первая команда. Два игрока «капкана» становятся лицом к друг другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Все остальные игроки со всех команд встают цепочкой через одного. Охотники встают к «капкану» спиной. По команде цепочка начинает проходить через «ворота». «Охотник», не видя, что происходит, говорит «Стоп» - «капкан» захлопывается. Если в «капкан» попался игрок с чужой команда, то команда получает очко. «охотник» охотится пять раз. Затем ставит «капкан» другая команда. Выигрывает команда, которая поймала больше «добычи».

7. Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в хантыйскую игру «Не сойди с бруска (или перейти болото)»

Задание: на каждую команду по 3 деревянных. Положив по 2 бруска на линию старта, играющие становятся на них обеими ногами. Третий брусок держат в руке. По сигналу оба игрока, не сходя с первых брусков, кладут третий брусок перед собой и переступают на него одной ногой. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Кто первым дойдет до финиша, ни разу не оступившись, тот побеждает.

8.Перетягивание каната .

Ведущий : Молодцы ребята, взрослые! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Сегодня день праздничный, когда люди радуются, друг друга поздравляют, угощают .

Ворона:

- А я вам подарочки принесла ребята (Выносят дерево, на дереве уже висят калачи), сушки на что похожи? (ответы детей)

Да, они символизируют Солнце, дарящее тепло.

Ведущий :

Ханты считали, что ворона заботится о здоровье детей, о том, чтобы они были умными и послушными и поэтому они ставили под березой столик с кашей и горячим чаем, угощали, чтобы ворона не забывала свои обязанности. Давайте и мы с вами её угостим. (Дети несут угощение к березе ). Можете загадать желание и привязать свою ленточку к веточкам березы.

Ведущий :

У народа ханты было принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга. И сейчас приглашаем вас, ребята, гостей к столу .

Если в этот день снег падает легкими, пушистыми снежинками, то по примете ханты это хорошо, значит, Бог принял приношение. Но какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!

Сора кеша пайм улаты!

До свидания, до новых встреч!

Заставка праздника.

Вороний день - любимейший праздник обских угров, он широко отмечается во всех национальных посёлках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Серая ворона одна из первых перелетных птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. В это время в нашем округе еще лежит снег. Наши предки проводили с прилетом птиц Обряд угощения вороны. Под влиянием христианства Вороний день стали проводить во вторую субботу апреля, в Благовещение. Название праздника по-мансийски звучит Урин эква хотал, по-хантыйски Вурнга хатл.

Главная цель проведения праздника – создание особой доброжелательной атмосферы для детей. Этот день помогал настроиться на новый период в жизни, на ожидание лучшего. Ворона, прилетая на север, приносит людям вести о приходе весны.

Этот праздник считается праздником детей и женщин, он связан с зарождением новой жизни. У народов ханты и манси в детские берестяные люльки насыпается крошка прелой бересты, которая впитывает в себя влагу. Использованную крошку высыпают в определенном месте под деревом. Прилетающие вороны, сидя на этих кучках, греют свои лапки.

В фольклоре манси есть песня вороны, в которой повествуется о ее путешествиях в дальние страны. В своей песне ворона желает женщинам родить побольше счастливых мальчиков и девочек для того, чтобы по возвращении с дальних стран она смогла отогреть свои лапки на кучках использованной березовой трухи.

В этнографическом музее по открытым небом «Торум Маа» праздник «Вороний день» проводится ежегодно на протяжении 10 лет. С 2012 года является Праздником автономного округа «День коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Вороний день».

Проведение праздника – это не только повод для встреч носителей традиционной культуры народов ханты и манси, но и зрелищное представление, на котором интересно и образно донесена идея праздника.

На празднике чествуют семьи, в которых в течение года появились новорожденные.

Традиционно для детей проводятся игры на свежем воздухе, соревнования по традиционным видам спорта, различные конкурсы. Каждый участник получает приз.

Песня Вороны
(Попова С.А. 2003. – С. 174).

Тётушка, тётушка, тётушка,
[Где] земля Сибирь расположена
[Туда] тётушка направляется.
Бегущим облаком,
Шагающим облаком
Тётушка летит.
Тётушка, тётушка, тётушка!
За много дней до моего прибытия,
За много [мною] идущих дней
Счастливые женщины
Счастливыми мальчиками-девочками
Пусть обзаводятся,
Девочек – мальчиков пусть качают [убаюкивают].
С далеких мест шедшие руки,
Руки отогрею.
С далеких мест шедшие ноги,
Ноги отогрею.
Тётушка, тётушка, тётушка!
По наказу Верхнего бога батюшки
В теплой стороне живу
В гуще девочек-мальчиков счастливых гнезд.
В Сибирь вить [гнезда] летаю.
Девочек растить,
Мальчиков растить

Вот и ворона прилетела к своим гнездам.

Дети читают стихи о весне.

Ворона

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник!

А. Тарасова

Коротко о традициях праздника

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально

сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище - всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.


Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на С. Сосьве есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: "Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки" Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище.