Обувь

Как подготовить ребенка к первой исповеди. Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди

Как подготовить ребенка к первой исповеди. Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди

Димакса , 03.01.07 20:16

Моему старшему сыночку в этом году исполнится 7 лет и он не сможет уже причащаться без поста и исповеди. Подскажите как вы готовили своих деток к такому важному шагу, как первая исповедь, поделитесь опытом.

Анна Хрусталева , 10.01.07 16:18

Мы готовиться начали лет наверное с пяти Просто дочка спрашивала, что такое исповедь, почему я на исповедь хожу и почему взрослым нельзя без исповеди причащаться. А я потихоньку отвечала. И о том, что такое грех, она имела уже некоторое представление.
Поэтому когда подошел возраст - 7 лет - она знала, что будет исповедоваться, и давно уже знала - в чем именно.
Волновалась, конечно, но и хотелось одновременно.
А сама я параллельно читала во взрослых книжках то, что попадалось по теме детской исповеди. И усвоила два основных правила: первое - не указывать ребенку, в чем он должен исповедоваться (потому что тут самое важное - чтобы он сам осознавал то или иное свое действие как грех), и второе - соблюдать тайну исповеди, то есть не расспрашивать о том, что он говорил и что ему сказал батюшка.

А насчет поста - увы, у нас пока не получается. Максимум - в многодневные посты нее есть конфет.
А утром перед причастием до недавнего времени дети завтракали, лишь недавно стали ограничиваться кусочком хлеба, или половиной чашки кефира.
Плохо конечно, но иначе они пока не могут.

nadюшка , 10.01.07 21:44

Есть замечательная брошюра "Беседа митрополита Антония Сурожского от исповеди и причащении детей. Брак и семья" Мне она помогла многое осмыслить.

Мой старший только подходит к этому возрасту, поэтому проблема для меня тоже актуальна.

georgiz , 18.05.07 12:12

Эта тема для меня очень актуальна. Старший мой ребятенок растет.

Я никак не возьму в толк как сделать так, чтобы исповедь стала необходима детскому сердцу, а не маминому/папиному желанию?

Вот мои мысли по этому поводу

1. Я уверен, что очень важно - и это важнее исповеди - привить ребенку любовь к храму, доверие к священнику и любовь к Причастию.

2. Главное, чтобы вся семья периодически причащалась, чтобы Причастие было радостью, трудом и делом всей семьи.

3. Я категорически против того, что ребенок смотрел на исповедь как на некий "атрибут", некое "условие" подготовки к Причастию. Исповедь - это нравственное перерождение и до него надо созреть и суметь оценить плоды исповеди.

4. Я всеми силами буду стремиться, чтобы первая исповедь ребенка была у такого священника, который дорог и уважаем во всей семье. Но уважаем не как некий гуру, способный заслонить авторитете родителей, а так же умеющий доверять родителям и семье в целом.

5. Я убежден, что традиция исповеди ребенка может и должна проистекать из традиции исповеди родителей, а не из регламентаций кого-либо и эта традиция никак не может быть регламентирована для ребенка. Подтолкнуть ребенка к исповеди - дело семьи, но регламентировать эту сторону жизни должен он сам, только тогда это будет плодотворно для его души.

6. Результатом исповеди ребенка должны стать некоторые личные и созидательные, более того даже дружеские (но не панибратские) отношения со священником.

7. Мне лично не нравится то, что есть некоторый срок начала исповеди - 7 лет. В разных семьях разная практика исповеди и Причастия. Я считаю, что это дело супругов, а не церковной власти определять, когда ребенку исповедоваться.

8. Я уверен, что исповеди должна предшествовать доверительная беседа священника и ребенка, чтобы священник смог ребенку поведать о своих "требованиях" к процедуре исповеди и ребенок был готов к этому.

9. При всем сказанном выше необходимо помнить, что христиане причащаются только потому, что они христиане. Если человек не отпал от Церкви через нравственный разврат и через ересь, то он имеет право причащаться, когда захочет. Это я к тому, что срок введения ребенка в традицию исповеди никак не может сказаться на участии ребенка в Евхаристии. Семья должна задать некоторый ритм причастия всей семьи (хотя бы раз в месяц/два, но это дело семьи) и этот ритм не может завесить от исповеди/неисповеди кого-либо из семьи.

Анна Хрусталева , 18.05.07 13:20

Это очень хорошие принципы, но на деле получается, что ребенок без исповеди причащаться не может. А исповедоваться каждую неделю-две, то есть в том же ритме, в каком он раньше причащался, он может быть еще не готов... Что же получается? Исповедь становится скучной обязаловкой?
Мы-то взрослые, готовимся всю неделю (ну или хотя бы дня 3), читаем правило, обдумываем исповедь. А ребенку просто говорим: завтра пойдем в храм. И он идет, повинуясь родительской воле (или упрямится и не хочет идти). И как тут привить ребенку ответственное отношение к исповеди? Как сделать ее самостоятельной? Ребенок еще слишком мал, чтобы идти в храм самостоятельно, когда возникнет потребность; в то же время, как иначе приучать ребенка к церковной жизни, если не собственным примером, беря его с собой?

georgiz , 18.05.07 13:56

Вот я и говорю об этом же...

Для себя я решил так.

Если мы не раздели исповедь и Причастие, то ничего у нас не выйдет.

Если мы не спросим себя зачем ребенку исповедываться и зачем Причащаться, то тоже ничего не выйдет.

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию. А это не может быть регламентировано ритмом родителей. Поэтому приучение ребенка должно иметь собственный ритм никак не связанный ни с родительским, ни с Причатием. Священники обязаны причащать детей из церковных семей и даже не интересоваться возрастом чада и временем исповеди. А дело духовника (если он есть) и семьи неспешно вводить ребенка в традицию исповеди.

Димакса , 18.05.07 17:33

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию.


Покаянию мы начинаем учить ребенка гораздо раньше 7-ми лет, ведь когда мы говорим ему.......извинись.....попроси прощение.., то это уже покаяние. Тяжело(для меня) объяснить ребенку вообще понятие греха. Я говорю, грех- это плохой поступок, грубое слово, плохо про кого-то подумал. Достаточно ли этого для ребенка? Сами то мы понимаем, что осознание греховности это более глубокое чувство.
Детям, где вся вся семья воцерковленная, думаю попроще, там ежедневно все живут церковной и молитвенной жизнью. Но у меня не такая семья и поэтому нам сложнее.

ellena , 18.05.07 22:08

Вижу часто одну семью у нас на приходе. Там старший мальчик исповедуется с 4 лет. Совершенно искренне, так страдает, то братика младшего побил, то маму обидел. Он так громко говорил, что невольно слышали. Сейчас ему уже 6. К своим 7 годам он таинство покаяния осознал наверное по полной программе. Можно будет моих к нему на ликбез отправлять. А моей Ниночке 4,5, пока еще рановато, но очень боится исповеди. Когда мы ходим, она все видит, и как мы дома готовимся видит, но покаяться не может даже на уровне, чтобы просто попросить прощения у мамы, папы или сестры.

georgiz , 21.05.07 14:29

Я тут с одним моим знакомым говорил на этут тему. М вот Александр (его так звать) сказал, что у нас наблюдается такая тенденция: когда ребеном мал и исповедь ему не очень-то нужна, его приучают к ней. А когда ему становится лет 14 и выше, и ему действительно бывает нужна исповедь, то более 90% детей из церквоных семей на исповедь не ходят.

Вот Вам постановка проблемы. Выходит, что исповедь малых детей больше нужна родителям, и такие исповеди не воспитывают детей (я не беру единичные исключения).

Танюшик , 21.05.07 21:39

Мне кажется, это такой как раз момент, когда ребенок должен осозновать свои отношения с Богом. Что их может что-то разделять, что надо уметь просить прощения, что надо уметь "дружить", быть честными в этой дружбе. Потому что иначе это как-то вот... ну обесценивается, вроде идешь к батюшке сказать, что не слушался маму. Ну почти что... папе признаться, что маму не слушался - всё одно. Т.е. получается, к Богу вроде и отношения это не имеет.
Я коряво изъясняюсь, простите.

georgiz , 22.05.07 12:31

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Опыта в этом вопросе я не имею. Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди. Я и сам-то для себя все больше вопрошаю себя, особенно в контексте частой исповеди. Ответы найти ой как трудно...

АльКин , 24.05.07 12:46

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди.

А каков опыт участников форума?


мне когда-то попалась на глаза статья Алексея Уминского и я запомнила только одну вещь,что очень трудно объяснить ребенку в чем каяться и невозможно на ушко маме ему все сказать, чтобы он пошел и отчитался, так ребенок начнет формально ко всему относится-я кстати увидела это в своем ребенке когда именно так и поступала-я даже планку ему выше чем себе ставила-мол "Ванечка,cыночек, давай все скажи батюшке-не утаи смотри"-а сама сидела и не могла пойти на полную исповедь-все тяну и тяну....а его застращаю и прямо толкаю....оказывается, поговоря, со многими мамами в воскресной школе-мы многие так поступаем-...хочется думать,что это от нашей земной любви идет,от человеческого ума-мы то искренне думаем что так спасем ребенка-а это неправильно
-cамый главный индикатор греховности -это стыд-вот за что ребенку стыдно-за что у него на сердце тяжесть и "кошки скребут "-пусть сам в том и исповедуется и ни в коем случае толкать нельзя-вот тогда я перестала приседать на уши,именно так и объяснила,что священник такой же человек,но ему от апостолов и потом через епископов передан сакральный священный дар от Господа прощать и только через исповедь и разрешительную молитву все отпустится-вот там вроде начались какие-то подвижки и как то он стал сам тянуться -просто потребность теперь у него личная-пойти и все сказать-единственное-у нас проблема -я вижу что он как будто, сняв груз опять делает часто тоже что и делал-
опять практически те же грехи и что с этим делать? - вижу, что потом по моим молитвам через какое то время опять просится в Церковь-насколько ему все формально? я понимаю что невозможно ему совсем не грешить-ребенок он эмоциональный и харАктерный как мы все в семье,но пока радуюсь и этому -может потом и созреет-все-таки вижу, что старается-пыжится первый день после исповеди не повторять и опять по этому же поводу не грешить-но на следующий день-уже меньше и меньше помнит и пошло-поехало как всегда.... потом опять по кругу- опять вдруг его как жечь начинает и опять:- "Пошли мам в Церковь"в общем мы воробьиными шашками к этому осознанию идем и ой с какими падениями,а потом у нас и самих с мужем исповедь всегда очень трудно идет,а ведь все из семьи пляшет....вот и сами себя нудим, но его уже не толкаем-он сам на наши страдания смотрит и видит,что нельзя жить человеку с тем, что стыдно и не снять это-а то как снежный ком закрутит и еще сильнее пойдут искушения посильнее-мне вот говорит:"Мама-ты вот не такая гневливая, как часто ходишь-а как не ходишь долго-прям вредная становишься"-а мне так трудно именносвою гневливость исповедовать.......видит деть действие исповеди и причастия-сама поражаюсь и радуюсь этому-надеюсь что мои дети вырастут лучше чем мы с мужем-мы только во взрослом состоянии с мужем первый раз несколько лет назад исповедовались-а они с младенчества-вот и открывает им Господь гораздо больше-я от ума еще много что делаю,от книг и умствований -а у детей-уже вижу как от сердца прямо направляет...-еще он стал прощения у нас за непослушание стал просить перед исповедью-это тоже радует меня,что именно сам.
вот нашла в сети тот отрывок протоиерея А. Уминского который мне тогда запомнился--->

"Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: "А тебе бывало когда-нибудь стыдно?". "Да", - отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения... И тогда батюшка говорит ему: "Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее". Стыд - самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Но не только "плохие поступки" омрачают детскую жизнь. Подчас "плохие мысли" больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас от того, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: "Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать". Это очень важный момент. Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. "Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть", - должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он - это разные вещи, что злые помыслы - это не его мысли и нельзя принимать их как свои. "Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их", - так надо научить думать ребенка.

Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы... И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка. Осознать свою победу - значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно."

Д обрый день, дорогие наши посетители!

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Д умается, что прежде нужно поговорить со священником, которому ребенок будет исповедоваться, предупредить его о том, что это будет первая исповедь, спросить у него советов, которые могут быть разными, в зависимости от практики тех или иных приходов. Но в любом случае важно, чтобы священник знал, что исповедь первая, и сказал, когда лучше прийти, чтобы не было слишком много народу и у него было бы достаточно времени, которое он мог бы уделить ребенку.

Кроме того, сейчас появились разные книги о детской исповеди. Из книги протоиерея Артемия Владимирова можно почерпнуть немало толковых советов о самой первой исповеди. Есть книги по подростковой психологии, например, священника Анатолия Гармаева о переходном возрасте.

Но главное, чего нужно избегать родителям при подготовке ребенка к исповеди, в том числе и к первой, — это наговаривания ему списков тех грехов, которые, с их точки зрения, у него есть, или, вернее, автоматического перенесения каких-то его не самых лучших качеств в разряд грехов, в которых он должен покаяться священнику.

Родители должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем, как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное, и чему мы очень нерады, о чем трудно сказать, и о чем нужно сказать Богу.

И конечно же, ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему сказал в ответ, и не забыл ли он сказать о таком-то грехе. В данном случае родители должны отойти в сторону и понимать, что Исповедь, даже семилетнего человека, — это Таинство. И любое вторжение туда, где есть только Бог, исповедующийся человек и принимающий исповедь священник, пагубно. Поэтому, побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребенком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

— Родители должны помогать детям писать записки к исповеди?

— С колько раз приходится видеть, как подходит такой милый, трепетный маленький человек к кресту и Евангелию, которому явно хочется что-то сказать от сердца, но он начинает рыться по карманам, достает листок, хорошо, если написанный его рукой под диктовку, а чаще — красивым маминым почерком, где все уже аккуратно, ладно, в правильны фразах сформулировано. А до того еще, разумеется, был инструктаж: ты батюшке все расскажи, а потом мне передай, что он тебе ответил. Лучшего пути отучить ребенка от благоговения и искренности в исповеди нет. Как бы ни хотелось родителям сделать священника и Таинство Исповеди удобным инструментом и подспорьем в домашнем воспитании, следует удерживаться от подобного искушения.

Исповедь, как и всякое другое Таинство, неизмеримо выше того прикладного значения, которое нам хочется из нее извлечь по нашей лукавой природе даже для, казалось бы, благого дела — воспитания ребенка. И вот приходит такое дитя, раз за разом исповедуется, быть может, уже и без маминых записок, и скоро к этому привыкает. И бывает, что дальше целые годы приходит на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать — вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят еще много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый раз перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически, без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него никаких переживаний. Поэтому родители своего ребенка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Поэтому не надо спешить, чтобы наши дети начинали рано исповедоваться. В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры, способны в столь раннем возрасте это испытать. Остальные пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь.

Часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться. От такого принуждения толку не будет. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него, видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз - в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой. То же самое касается и Таинства Причастия. Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира (Воробьева), которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание.

Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить был нельзя. Так как, если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о том, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовы Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего, как соединение со Христом.

— Можно ли привести ребенка к христианскому покаянию и раскаянию, пробудить в нем чувство вины?

— Э то в значительной мере задача, которую нужно решать через выбор внимательного, достойного и любящего духовника. Покаяние — это не только некое внутреннее состояние, но еще и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. И главным учителем того, как ребенку каяться, должен быть совершитель этого Таинства — священник.

В зависимости от меры духовного взросления ребенка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей - объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. А дальше эту область учительства надо передать в руки духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, — в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы, хотя бы косвенно, судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому, разумнее всего, вручить ребенка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

Чаще дети говорят не то, что они сами сказали на исповеди, а то, что услышали от священника. Останавливать их в этом не нужно, но входить в какое-либо обсуждение и толкование слов священника или, тем более, критику, если это не совпадает с тем, что, на наш взгляд, необходимо бы было нашему ребенку услышать, нельзя.

Более того, нельзя, исходя из этих слов ребенка, потом идти и что-то выяснять у священника. Или пытаться ему помочь правильнее обращаться с собственным чадом: знаете, батюшка, вот Вася сказал мне, что вы ему дали такой совет, а я-то знаю, что он вам нe вполне правильно все изложил, поэтому вы не вполне разобрались, и лучше бы вам в следующий раз сказать ему то-то, и то-то. От такого материнского напора, безусловно, нужно себя удерживать.

— Как быть, если ребенок не всегда хочет исповедоваться и желает сам выбирать, у какого батюшки это делать?

— К онечно, можно взять ребенка за руку, привести его на исповедь и следить, чтобы он делал все, как внешне предписано. Ребенка с покладистым характером максимум, к чему можно понудить, — это к стилизации. Он будет все делать по букве так, как вам бы хотелось. Но вы никогда не узнаете, действительно ли он кается пред Богом или старается сделать так, чтобы папа не рассердился. Поэтому, если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, по моложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным, и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте с самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства — процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится — и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг ко другу относятся, то мудрые родители — христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит».

Трудности детской исповеди

По традиции Православной Церкви, дети участвуют в Таинстве исповеди с семи лет. В этом возрасте - переход из детства в отрочество - ребенок достигает первой ступени духовной зрелости, утверждается в нравственных критериях своего поведения и, в отличие от младенца, уже имеет внутренние силы бороться с разными «нельзя».
Но у ребенка мышление преимущественно наглядно-образное, и его представление о Боге также формируется из образа поведения его родителей. В воцерковленной семье дети к семи годам уже знают основные молитвы («Отче наш…», «Достойно есть...»), знакомы с поведением в храме и имеют начальное представление о грехе.
Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди? Об этом беседа со священником храма в честь святого Серафима Саровского г.Белоозёрска, бакалавром богословия иереем Игорем ВАСЬКО (на фото).

Нужна ли исповедь для детей?
- Исповедь детям, конечно, нужна. Грехи ведь есть не только у взрослых. Каждый из нас, если обращаться к богословию, наследует греховную природу нашего общего прародителя Адама, и она у нас появляется не в тот момент, когда мы получаем паспорт… И это не просто теория. Наш личный опыт говорит, что, дети, к сожалению, могут быть более жестокими, чем взрослые. Я знаю замечательных людей, которые в детстве смеялись или издевались над слабыми сверстниками, даже над детьми-инвалидами. То есть они делали в детстве то, что никогда не сделали бы, став взрослыми. О детской жестокости писал Ф.М. Достоевский. Вспомните его роман «Братья Карамазовы». По словам классика, когда дети по одному, они – ангелы, а вместе – бесы. Глубокие наблюдения есть в «Исповеди» блаженного Августина, когда он пишет о своем младенчестве: какую ревность и неприязнь вызывал в нем его «молочный брат», которого вскармливала та же кормилица. Таким образом, многие страсти и грехи зарождаются в человеке еще в детстве и вырастают вместе с ним. Простые примеры: курение, игромания.

Что дает исповедь ребенку и какова роль взрослых в подготовке к ней?
- Самое главное в Таинстве исповеди – благодатная ее сторона, действие благодати Божией, очищающей душу ребенка от греха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок действительно каялся, осознавал свой грех, переживал за него и, чувствуя его безобразие, испытывал к нему отвращение. И помочь в этом ребенку могут и обязаны взрослые - это и есть педагогическая сторона детской исповеди. Конечно, можно за три минуты написать с ребенком записочку с его основными грехами или заставить запомнить их, а потом пересказать священнику. Только толку в такой исповеди будет немного.
Другое дело, когда родители объяснят ребенку, почему тот или иной проступок является грехом (злом), в чем уродство этого греха и почему Бог запрещает это делать. В этом случае у ребенка будет ясное представление, что такое грех. Пусть даже он не очень сильно в нем будет раскаиваться, но семя будет посеяно, и оно может потом взойти.

Как побороть стыд и можно ли предотвратить какой-то греховный поступок?
- Когда ребенок идет на исповедь, ему, конечно, стыдно говорить о некоторых своих поступках, но это тоже помогает научиться ненавидеть грех. Большое значение в деле профилактики греха имеет беседа со священником после исповеди. Можно, конечно, говорить, что знание или незнание о грехе не влияет на поведение человека. Но я, как священник, на своем опыте знаю, что это далеко не всегда так. Многие взрослые люди, которые мне исповедовались, говорили: если бы им объяснили, что тот или иной поступок является грехом, они бы его никогда не сделали. И у меня нет оснований сомневаться в их искренности. Поэтому пусть ребенок знает, что такое грех, и, самое главное, умеет искренне каяться.

Первая исповедь: как подготовить к ней ребенка?
- Вопрос этот сложный и очень важный, потому что от первой исповеди зависит во многом, как сложится жизнь ребенка в Церкви. Наверное, сказать об этом можно очень много, но попробуем указать на некоторые особенно важные моменты.
Конечно, нужна определенная подготовка. Нельзя просто утром поднять ребенка, завести его в храм и сказать: «Сейчас батюшка тебя спросит, а ты ему ответишь, что сделал плохого». По опыту знаю, что бывают такие случаи. Это сложно назвать полноценной исповедью, особенно, если у священника не будет желания или времени возиться с таким ребенком. Как я уже говорил, родители или бабушка должны хотя бы постараться объяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна, что такое грех и какие грехи могут быть именно у него. Пусть даже у них не получится все хорошо объяснить, но не может же быть, чтобы ребенок совсем ничего не понял. А то ведь бывают случаи, когда дети приходят на исповедь и на вопрос священника «Какие у тебя грехи?» отвечают вопросом: «А что это такое?».
Родители очень многого ждут от священника, зачастую на него перекладывая то, что должны делать сами. Оформляя детей в Воскресную школу, родители говорят и такие слова: «Может, вы хоть что-нибудь с ним сделаете». Похожее отношение бывает и к исповеди. Конечно, священник на первой исповеди ребенка тоже не должен ограничиваться простым выслушиванием перечня грехов и прочтением разрешительной молитвы. Это в теории. Но на практике бывает по-разному. Поэтому, во-первых, для первой исповеди надо выбирать удобное время. Например, большие посты – время не самое удачное. Когда у священника стоит очередь в сто пятьдесят, а то и больше, человек, то, каким бы он ни был хорошим и ответственным, вряд ли он вообще будет с кем-нибудь беседовать. Тем более, если мы приведем ребенка не на Всенощное бдение (вечернюю службу накануне), а на Литургию, да еще к ее окончанию. О какой беседе будет тогда идти речь? Более того, такого ребенка вместе с родителями надо отправить домой подготовиться как следует.

Что же делать, если семь лет ребенку исполнилось, например, в начале Великого поста? Не ждать же его окончания?
- В этом случае, если семья живет в большом городе, лучше выбрать храм, где служит много священников, и прийти, например, не на воскресную или праздничную службу, а среди недели, когда людей бывает меньше. И привести ребенка не утром на Литургию, а обязательно накануне вечером – тогда священник не будет жестко ограничен во времени, так как исповедь вечером, как правило, идет, пока не исповедуется последний человек. Если храм небольшой и священников мало или он один, то лучше тоже прийти в будний день вечером, когда совершается служба.
Второй важный момент. Священники бывают разные. И не в том смысле, что одни хорошие, а другие плохие. Просто таланты у людей разные. Поэтому не каждый священник умеет беседовать или общаться с детьми. А у кого-то, наоборот, это получается, и он это любит. Конечно, если семья живет в деревне или небольшом городе с одним храмом, выбора у нее нет. Но в большом городе и храмов много, и священников тоже. Поэтому стоит постараться узнать о таких батюшках, которые имеют дар общения с детьми, и не полениться на первую исповедь свозить ребенка именно к такому священнику.
И, в-третьих, конечно, нужно предупредить батюшку о том, что ребенок будет исповедоваться первый раз, и не постесняться попросить уделить ему некоторое внимание.

Нужен ли детям пост перед исповедью?
- Пост нужен. Конечно, не такой строгий, как для взрослых, но телесно ребенок должен готовиться к исповеди. Привычку к воздержанию и самоограничению нужно прививать с детства. Это никогда не помешает человеку, а только поможет. А что касается исповеди, то пост поможет ребенку серьезно отнестись к этому Таинству, особенно, если он первый раз исповедуется. Не будем также забывать, что после исповеди мы, как правило, приступаем к Таинству Причастия. Можно, кстати, напомнить детям, что первый грех Адама и Евы был грехом против заповеди поста.
Не нужно забывать также, что пост должен быть не только телесным, душа тоже должна поститься. Несколько дней воздержания от компьютера и телевизора не помешает. Но с другой стороны, ребенка не нужно приучать к тому, что в Церкви только одни запреты. Поэтому уделите ему больше времени в период подготовки к исповеди, почитайте вместе с ним духовную литературу для детей, посмотрите вместе какой-нибудь хороший мультфильм с христианским содержанием, поговорите с ним, сделайте вместе что-нибудь хорошее. По большому счету пост – это ведь не воздержание от всякой активности. Во время поста мы стараемся нашу жизнь наполнить не пустотой и ерундой, а действительно добрым и полезным. И здесь нет различий между взрослым и детским постом.

Беседовала Ольга РОЛИЧ,
г. Брест.

Публикации: "ЦС"/Минск/ - 5.04.2013 г., "Заря"/Брест/ - 11.04.2013 г.

Рецензии

Батюшка все правильно говорит, но по моим наблюдениям все благие теории рушатся на практике (у каждого по своему)
Пока дитя не встретит Бога лицом к лицу (в одиночку), будут лишь более - менее добросовестные имитации своих взрослых.
И тут хоть тресни вдребезги. Один встречает Бога в два, другой в семь, третий в семьдесят (хоть с семи исповедуется).

Но детская подготовка ко причастию она особенная, индивидуальная

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это...На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю - другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал... Самые наши грехи - не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика... Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.

Первая исповедь - событие особое в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни. К ней родители ребенка должны были готовить все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить ребенка к первой исповеди так, что у него этот день будет праздником.

У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» - «Отец наш…». Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то бывает нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство вины, раскаяния и желания не повторять плохие поступки. Конечно, к 7 годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это полностью может исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.

Детская вера не только простая и искренняя, но и необыкновенно светлая и радостная. Особенно ярко детская душа переживает праздники: «Идешь из церкви. Все - другое. Снег - святой. И звезды - святые, новые, рождественские звезды»; «Мреет в моих глазах, и чудится мне: в цветах - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами» (Шмелев Иван . Лето Господне).

В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он должен запомнить. Нужно не стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождается желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.

Ваня Шмелев помнил свою первую исповедь всю свою жизнь: «Приходим загодя до вечерни, а уж говельщиков много понабралось. У левого крылоса стоят ширмочки, и туда ходят по одному, со свечкой. Вспомнил я про заслончик - душа сразу и упала. Зачем заслончик? Горкин мне объяснил: это чтобы исповедники не смущались; тайная исповедь, на духу, кто, может, и поплачет от сокрушения, глядеть посторонним не годится. Стоят друг за дружкой со свечками, дожидаются череду. И у всех головы нагнуты, для сокрушения. Я попробовал сокрушаться, а ничего не помню, какие мои грехи. Горкин сует мне свечку, требует три копейки, а я плачу.

Ты чего плачешь… сокрушаешься? - спрашивает. А у меня губы не сойдутся.

У свещного ящика сидит за столиком протодьякон, гусиное перо держит.

Иди-ка ко мне!.. - и на меня пером погрозил. Тут мне и страшно стало: большая перед ним книга, и он по ней что-то пишет - грехи, пожалуй, рукописание. Я тут и вспомнил про один грех, как гусиное перо увидал: как в Филипповки протодьякон с батюшкой гусиные у нас лапки ели, а я завидовал, что не мне лапку дали. И еще вспомнилось, как осуждал протодьякона, что на Крестопоклонной моченые яблоки вкушает и живот у него такой. Сказать?.. Ведь у тех все записано. Порешил сказать, а это он не грехи записывает, а кто говеет, - такой порядок. Записал меня в книгу и загудел на меня из живота: “О грехах воздыхаешь, парень?.. Плачешь-то? Ничего, замолишь, Бог даст, очистишься”. И провел перышком по моим глазам.

Нас пропускают наперед. У Горкина дело священное - за свещным ящиком, и все его очень уважают. Шепчут: “Пожалуйте наперед, Михал Панкратыч, дело у вас церковное”. Из-за ширмы выходит Зайцев, весь-то красный, и крестится.

Уходит туда пожарный, крестится быстро-быстро, словно идет на страшное. Я думаю: “И пожаров не боится, а тут боится”. Вижу под ширмой огромный его сапог. Потом этот сапог вылезает из-под заслончика, видны ясные гвоздики: опустился, пожалуй, на коленки. И нет сапога: выходит пожарный к нам, бурое его лицо радостное, приятное. Он падает на колени, стукает об пол головой, много раз, скоро-скоро, будто торопится, и уходит. Потом выходит из-за заслончика красивая барышня и вытирает глаза платочком - оплакивает грехи?

Ну, иди с Господом… - шепчет Горкин и чуть подталкивает, а у меня ноги не идут, и опять все грехи забыл.

Он ведет меня за руку и шепчет: “Иди, голубок, покайся”. А я ничего не вижу, глаза застлало. Он вытирает мне глаза пальцем, и я вижу за ширмами аналой и отца Виктора. Он манит меня и шепчет: “Ну, милый, откройся перед крестом и Евангелием, как перед Господом, в чем согрешал… Не убойся, не утаи…” Я плачу, не знаю, что говорить. Он наклоняется и шепчет: “Ну, папашеньку-мамашеньку не слушался…” А я только про лапку помню.

Ну, что еще… не слушался… надо слушаться… Что, какую лапку?..

Я едва вышептываю сквозь слезы:

Гусиная лапка… гу… синую лапку… позавидовал… Он начинает допрашивать, что за лапка, ласково так выспрашивает, и я ему открываю все.

Он гладит меня по головке и вздыхает:

Так, умник… не утаил… и душе легче. Ну, еще что?..

Мне легко, и я говорю про все: и про лопату, и про яичко, и даже как осуждал отца протодьякона, про моченые яблоки и его живот. Батюшка читает мне наставление, что завидовать и осуждать большой грех, особенно старших.

Ишь ты, какой заметливый… - и хвалит за “рачение” о душе.

Но я не понимаю, что такое “рачение”. Накрывает меня епитрахилью и крестит голову. И я радостно слышу: “…прощаю и разрешаю”.

Выхожу из-за ширмочки, все на меня глядят - очень я долго был. Может быть, думают, какой я великий грешник. А на душе так легко-легко» (Шмелев Иван . Лето Господне).

Дети в 7 лет часто бывают застенчивыми. Зная это, родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое уже умеет делать самостоятельно.

Первое участие ребенка в таинстве покаяния - это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов. В 7 лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, а правильная настроенность ребенка. Родители должны помогать ребенку осознать как грех, прежде всего, то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 216). Такими плевелами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а уметь убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. «Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно делать» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне). Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают своими страстями. Пока они сами не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.

При подготовке детей к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Как общение с отцом и матерью является потребностью для ребенка, так необходимо и молитвенное обращение к Богу.

После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка, а проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.