Стиль жизни

Правовые основы семьи и брака. Презентация "Семья и брак" презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему Презентация по обществознанию брак и семья

Правовые основы семьи и брака. Презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семья и брак Фоменко Юлия Викторовна Учитель истории и обществознания МКОУ Тундутовская средняя школа Семья – это кристалл общества (В. Гюго)

План урока Понятие семьи и брака Условия вступления в брак Права и обязанности супругов Брачный договор Права и обязанности родителей и детей Расторжение брака

Семья Союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание, которых связывает о бщность жизни и взаимная поддержка. Круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и из родства.

Признаки семьи Объединение лиц, связанных браком или родством. Объединение лиц, связанных материальной и моральной поддержкой. Объединение лиц, связанных общими правами и обязанностями

Функции семьи экономическая биологическая социальная репродуктивная психологическая

Брак Основная предпосылка семьи Юридически оформленный, добровольный и свободный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

Признаки брака Союз мужчины и женщины Единобрачный договор Свободный союз Равноправный союз Союз зарегистрированный в органах ЗАГСа

Условия вступления в брак Взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц Достижение брачного возраста Отсутствие обстоятельств препятствующих заключению брака Наличие другого зарегистрированного брака Наличие близкого родства Недееспособность одного из супругов

Права и обязанности супругов Личные права и обязанности Равенство супругов в семье право выбора фамилии, рода занятия, места жительства Расторжение брака Ст. 31, 32 СК РФ Имущественные права и обязанности Добрачное имущество Совместное имущество Ст. 33-36 СК РФ

Брачный договор Статья 42 Семейного кодекса РФ 1 . Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. 2. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или от не наступления определенных условий. 3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Права и обязанности родителей Родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о о здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии своих детей. Обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования. Защита прав и интересов детей, возлагается на родителей.

Права и обязанности детей Право на жизнь Право на имя, фамилию, отчество Право жить и воспитываться в семье Право на общение с родственниками Право на получение образования Право на защиту Ст. 54-60 СК РФ

Расторжение брака В органах Загса В суде Если нет несовершеннолетних детей, при взаимном согласии. По заявлению одного из супругов, если другой супруг: - признан безвестно отсутствующим; - признан судом недееспособным При наличии общих несовершеннолетних детей При имущественных спорах Ст. 21-23 СК РФ Ст. 18 СК РФ

Закрепление изученного Решение ситуационных задач 1. Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями. Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак. Разрешите данную ситуацию. 2. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Подрастающие дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18, а ему 19 лет, подали заявление в орган ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак?

Закрепление изученного 1. Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа? 2. Выпускник социологического факультета МГУ, закончивший ВУЗ с отличием, и, проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в США на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи. Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в США? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа в США как причину распада семьи?

Домашнее задание: Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по-вашему, мнению, необходимо, чтобы семья стала источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе.

до 2015 г. (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.). Задачами демографического развития Российской Федерации являются: в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; - увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни; - улучшение репродуктивного здоровья населения; - улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи - создание предпосылок для повышения рождаемости; - всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; - создание условий для самореализации молодежи; - обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка; в области миграции и расселения - регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации; - повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации; - обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. Вопросы и задания к документу Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации. Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.

Семья и брак принадлежат к числу тех явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы не касались (социологии воспитания, образования, политики, права), мы обязательно затрагиваем интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности и демографических изменений.








Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.






Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.




Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.




В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современных людей не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).


Структура родства обычно изображается в виде «фамильного древа». Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.








Полагают, что из- за неустойчивости в то время брачных связей и трудности устан овления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом).










В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают: МОНОГАМИЮ (брачный союз одного мужчины и одной женщины) 1. пожизненная моногамия; 2. моногамия, допускающая развод (легко разводимый брак); 3. парная семья. ПОЛИГАМИЮ (брачный союз более чем двух партнеров). 1. ПОЛИГИНИЯ (многоженство), 2. ПОЛИАНДРИЯ (многомужество), 3. а так же различные группы группового брака.




В зависимости от места жительства супругов различают брак ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей мужа), МАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей жены), ДИСЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками) УНИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут вместе, отдельно от родственников).




В зависимости от степени родства различают семью КРОВНОРОДСТВЕННУЮ и СУПРУЖЕСКУЮ. В зависимости от количества поколений в семье различают семью НУКЛЕАРНУЮ (включает в себя только два поколения – Родителей-супругов и их детей) и РАСШИРЕННУЮ. По числу родителей – ПОЛНАЯ и НЕПОЛНАЯ. По числу детей – БЕЗДЕТНАЯ, ОДНОДЕТНАЯ, МНОГОДЕТНАЯ).




Различают 6 типов отношений к детям: 1. ИНФОНТИЦИДНЫЙ – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.); 2. БРОСАЮЩИЙ – детей отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь (IV – ХVII вв.); 3. АМБИВАЛЕНТНЫЙ – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образы и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (ХIV – ХVII вв.); 4. НАВЯЗЧИВЫЙ – ребенок становится ближе родителям, его поведение жестко регламентируется, внутренний мир контролируется (ХVIII в.); 5. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ – усилия детей направлены на подготовку к самостоятельной жизни, формирование характера, ребенок для них объект воспитания и обучения (ХIХ – н. ХХ вв.); 6. ПОМОГАЮЩИЙ – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина ХХ в. – настоящее время).



Специфические функции вытекают из сущности семьи и остаются неизменными, пока существует институт семьи. Репродуктивная (производство детей и воспроизводство самого человека); Функция социализации (воспитание детей); Экономическая (социальное производство средств к жизни, ведение собственного домашнего хозяйства, присутствие личного бюджета).


Неспецифическими называют такие функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи связаны с накапливанием и передачей имущества, статуса, организацией отдыха и занятий, с опекой о здоровье, а также о благополучии совершенно всех членов семьи и т.д.




Понятие брака Брак есть парное отношение, исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и определяет статус детей Брак есть парное отношение, исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и определяет статус детей


История брака Исторически первой формой брака был брак групповой – промискуитет (половое общение всех со всеми). Исторически первой формой брака был брак групповой – промискуитет (половое общение всех со всеми). Затем произошёл переход к парному браку – одного мужчины и одной женщины, когда мужчина не оставлял свою женщину после наступления у неё беременности (пуналуальная семья). Затем произошёл переход к парному браку – одного мужчины и одной женщины, когда мужчина не оставлял свою женщину после наступления у неё беременности (пуналуальная семья).


Затем возникает материнская семья – группа родственников по женской линии с потомством в 4-5 поколений числом примерно в 200 или 300 человек. Затем возникает материнская семья – группа родственников по женской линии с потомством в 4-5 поколений числом примерно в 200 или 300 человек. И только с развитием частнособственнических отношений возникает моногамия как союз длительный, освящённый религией и охраняющий права собственника. И только с развитием частнособственнических отношений возникает моногамия как союз длительный, освящённый религией и охраняющий права собственника.


Появление семьи как социального института Защита своих имущественных прав, воспитание детей, повышение уровня морали- все это способствовало возникновению брачного права и служило основой для появления семьи как самостоятельного социального института. Защита своих имущественных прав, воспитание детей, повышение уровня морали- все это способствовало возникновению брачного права и служило основой для появления семьи как самостоятельного социального института.


Функции брака удовлетворение половой потребности индивида, удовлетворение половой потребности индивида, удовлетворение его интимных (нравственных, духовных, эмоциональных) потребностей - во взаимной верности, взаимоподдержке, принадлежности, любви, понимании; удовлетворение его интимных (нравственных, духовных, эмоциональных) потребностей - во взаимной верности, взаимоподдержке, принадлежности, любви, понимании;


Потребности в собственном воспроизводстве и наследовании семейных традиций; потребности в собственном воспроизводстве и наследовании семейных традиций; потребности в юридическом закреплении брачных отношений; потребности в юридическом закреплении брачных отношений; потребности в материальной и экономической поддержке и социальной заботе; потребности в материальной и экономической поддержке и социальной заботе; потребности в получении и сохранении своего брачного статуса – более высокого, чем внебрачный. потребности в получении и сохранении своего брачного статуса – более высокого, чем внебрачный.


Типы брака Моногамия и полигамия Моногамия и полигамия Экзогамия как запрет на браки внутри своего рода Экзогамия как запрет на браки внутри своего рода Эндогамия как предписание заключить брак внутри своего племени Эндогамия как предписание заключить брак внутри своего племени Первый брак и повторный брак как заключаемый после развода или после смерти партнёра Первый брак и повторный брак как заключаемый после развода или после смерти партнёра


Официальный или неофициальный (сожительство партнеров) брак Официальный или неофициальный (сожительство партнеров) брак Конкубинат как брак неофициальный, фактический и параллельный с уже существующим (так называемая вторая семья у мужчины) Конкубинат как брак неофициальный, фактический и параллельный с уже существующим (так называемая вторая семья у мужчины)




Классификация современного брака (Р.Мазур, США, 70-е годы ХХ века) Традиционная моногамия Традиционная моногамия Бездетный брак Бездетный брак Одинокое материнство Одинокое материнство Холостячество Холостячество Коммуны Коммуны Сожительство Сожительство Вторичный брак Вторичный брак


Групповой секс (смена брачных партнёров парами) Групповой секс (смена брачных партнёров парами) Расширенная семья (брачные пары добровольно живут вместе) Расширенная семья (брачные пары добровольно живут вместе) Групповой брак (полигамия – многоженство, многомужество, гаремы) Групповой брак (полигамия – многоженство, многомужество, гаремы) Открытый брак (игра в любовь партнёров, где главный признак – реализация сексуального инстинкта) Открытый брак (игра в любовь партнёров, где главный признак – реализация сексуального инстинкта)



Семья и брак


Сферы жизни

Сферы жизни

Возраст

15-17лет

Общение со сверстниками

Здоровье

Семья, брак

Общество, страна


Семейное право

С овокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.


Семейное право

О трасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.


Источники семейного права

  • Конституция РФ (ст.
  • Федеральные законы
  • Постановления правительства

Словарь:

М алая социальная группа

О дин из социальных институтов


Малая социальная группа, которая представляет собой

общность людей,

складывающуюся

на основе родства, брака или

усыновления.


С емья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.


Функции семьи:

  • Репродуктивная
  • Экономическая
  • Социализации
  • Хозяйственно-бытовая
  • Культурно-досуговая
  • Защитная
  • статусная

Б р а к

слово происходит от

славянского «брачити»,

т.е. отбирать, выбирать

хорошее и отклонять

плохое.


Б р а к

добровольный союз

мужчины и женщины,

целью которого

является создание семьи.


К аковы условия

и порядок заключения брака?



Семейный кодекс (1996 год) глава 3.

  • Статья 10. Заключение брака
  • Статья 12.Условия заключения брака

1) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достигших брачного возраста.

  • Статья 13. Брачный возраст.

1) Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

2) При наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет


Статья 14. обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  • Близкими родственниками;
  • Усыновителями и усыновленными;
  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Глава 3. Статья 11.

Порядок заключения брака:

  • заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГС.

Виды брака

Официальный

(юридический)

Фактический

Церковный






П о годам семейной жизни

разводы распределяются так:

До 1 года – 3,6%

От 1 до 2 – 16%

От 3 до 4 – 18%

От 5 до 9 – 28%

От 10 до 19 -22%


Губернские программы

Поддержка молодых семей в Пензенской области

в 2011 году продолжится

На территории Пензенской области в 2011 году продолжает реализовываться долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.

В рамках данной программы реализуется ряд подпрограмм:

- «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010 – 2015 годы ; - «Дом для специалистов в сельской местности» на 2010 – 2015 годы ; - «Государственная поддержка в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы Пензенской области» на 2010 - 2015 годы ; - «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 – 2015 годы .


Программа

«Дом для молодой семьи»

Создал семью – строй жилье.

Из большого количества программ, успешно действующих на территории Пензенской области, хотелось бы остановиться на губернской программе « Дом для молодой семьи » и подпрограмме « Обеспечение жильем молодых семей » , входящей в состав федеральной целевой программы « Жилище » на 2002 - 2010 годы.

Основной целью программы « Дом для молодой семьи » является создание системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.


ЗАКОН

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ,

ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Законодательным Собранием

Пензенской области

(в ред. Законов Пензенской обл. от 09.03.2005 N 767-ЗПО,

от 02.11.2005 N 884-ЗПО, от 14.11.2006 N 1149-ЗПО)

Настоящий Закон в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает меры социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области.


Домашнее задание

Написать эссе на одну из предложенных тем:

1. «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои дети

относились к тебе».

(Сократ - древнегреческий философ).

2. «Воспитание детей есть труд и долг.»

(Ф.М. Достоевский – русский писатель).

3. «Семья – это кристалл общества».

.(Гюго – французский писатель).

4. «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз

не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга».

(О. де Бальзак - французский писатель).