Болезни

Презентация конфликты в подростковой среде. Межличностные и семейные конфликты. Обогащать интересы и увлечения

Презентация конфликты в подростковой среде. Межличностные и семейные конфликты. Обогащать интересы и увлечения

Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации.

Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой могут возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет. К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников.

Приход в школу - одно из важнейших событий в жизни человека. Прежде всего, это включение в принципиально новую систему отношений с жёстким ролевым распределением, с заданными технологиями и чётко формализованной ответственностью, что означает есть установленные правила и есть вполне ясные и достаточно жёсткие санкции, непременно следующие не только вслед за их нарушением, но и за попытками невыполнения.

Для школьников младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний. Переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

У ребёнка младшего школьного возраста начинает формироваться и проявляться собственная позиция, собственное мнение, которое нередко противоречит мнению взрослого, но не достаточно навыков отстаивания этой позиции. В большей мере детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения. В конфликтной ситуации ребенок ждет от педагога помощи, поддержки. Но, к сожалению, в работе с детьми крайне редко возможна гармония (совпадение) между проблемой, созданной поведением ребёнка, и тем, что взрослый предпринимает ради её эффективного преодоления. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное, и он вынужден искать самостоятельное решение неадекватными способами (агрессия, гнев, раздражение, стыд, угрызения совести, тревога и т. п.).



На основе анализа и обобщения конфликтов в начальных классах их можно разделить на три группы: дидактические (вызванные в основном приемами дисциплинирования младших школьников и оценки их успеваемости), этические (среди которых отдельно выделены запредельно-этические конфликты, спровоцированные педагогическими “правонарушениями”) и прочие.

В подpостковом возpасте расхождение между внешним и внутpенним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp pазделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять.

Здесь следует подчеркнуть, установленные педагогами - исследователями закономерности так называемого наивного, или интуитивного профессионализма у учащихся. Доказано, что в результате педагогики сотрудничества у школьников вырабатываются критерии оценки учительского труда по его результативности. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками в литературе выделяются:

1. Конфликты дисциплины (нарушение преимущественно учащимися и редко преподавателями тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим).

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

Особенно сильное недовольство подростков действиями учителя бывает вызвано подменой функций оценок. Вместо средства, с помощью которого фиксируются факты движения учащихся к овладению знаниями, оценка становится орудием наказаний, мести, запугивания. Встречают у подростков протест и такие несуразности, как манипуляции с оценками, когда единицы вдруг превращаются в четверки, то же происходит с тройками к удивлению подростков. Заявление ученика в форме “вы не правы” в оценке ответа обычно не остается без раздраженной реакции учителя. Это происходит во многом ввиду отсутствия установленного порядка опротестования учащимся отметки, выставленной педагогом.

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики.

Старшие школьники в отличие от младших и подростков это особый контингент учащихся.

Старшие школьники более дифференцированно, более глубоко и обоснованно судят о личных и профессиональных качествах учителя. Известно, что переход учителя с опытом обучения подростков в старшие классы сопровождается необходимыми трансформациями всей системы преподавания, общения, требований, стиля, речи, даже интонаций и внешнего вида. Практика совмещения работы учителя в средних и старших классах показывает, что не каждому из педагогов это легко удается. Перенос же подростковых моделей общения в старшие классы вызывает немало недоразумений.

Особое внимание необходимо уделить основным противоречиям юношеского возраста. Одно из них состоит в предъявлении к взрослым завышенных требований при снисходительном отношении к собственному их несоблюдению. Не прощают учителю его промахов и в то же время не осуждают себя за те же или, быть может более серьезные.

Вторым противоречием выступает сосуществование в поступках и сознании старшеклассников принципиальности в большом и беспринципности в малом. Выражается оно в готовности отстаивать правду, во что бы то ни стало, выполнять свой гражданский долг, идти на риск ради достижения социальной справедливости и в то же время допускать чисто детское в своих поступках. Совершать мелкие пакости в школе, классе, по отношению к несимпатичным учителям.

Третье противоречие состоит в эмоционально завышенных переживаниях личных неудач, неприятностей, гипертрофируемых в горе, толкающих старшеклассника к неоправданным поступкам.

Следует отметить довольно сильное расхождение между старшеклассниками и учителями в оценке одних и тех же ситуаций. Оказывается там, где ребята уже переживают ситуацию как конфликт, учителя ещё не воспринимают её таковой и более того, вероятно не замечают, не понимают реакции и состояния учеников в этих ситуациях.

Отчасти разрыв в оценках обусловлен тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово “контакт”. Учителя имеют ввиду просто нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими оценками разительна.

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - “учебоцентризм”. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Профессия педагога, относящаяся к типу профессий «человек – человек», предъявляет особые требования к его личности, знаниям, умениям и навыкам….

+ Таблица: Оптимальные, допустимые, критические характеристики педагога

+ Профессиональные деструкции.

Проверил К. пси. н. доцент Тужикова Е.С.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Психолого-педагогический факультет Кафедра организационной психологии

Доклад По дисциплинеКонфликтология

На тему: Конфликты родителей и детей подростков.

Слайд 2

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Слайд 3

Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:

Тип внутрисемейных отношений.

Выделяют:

Гармоничный

Дисгармоничный

типы семейных отношений.

Слайд 4

2. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Слайд 5

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности.

4. Личностный фактор.

Слайд 6

Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

  • Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация.
  • Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он?».
  • Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе.
  • Слайд 7

    Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

    Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная сменакритериев оценки ребенка);

    Конфликт сверхзаботы (излишняя опека исверхожидания);

    Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

    Слайд 8

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

    Реакция оппозиции;

    Реакция отказа;

    Реакция изоляции.

    Слайд 9

    Причины конфликтов родителей и подростков

    Подростки в конфликте:

    Кризис переходного возраста;

    Стремление к самостоятельности и самоопределению;

    Требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

    Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

    Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

    Слайд 10

    Родители в конфликте:

    Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

    Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

    Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

    Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

    Неподтверждение родительских ожиданий.

    Слайд 11

    На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

    "Непонимание, разные взгляды на жизнь".

    Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение":

    1) социокультурное;

    2) социально-психологическое;

    3) социально-ролевое.

    Слайд 12

    "Несправедливость родительских требований".

    Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения.

    В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые.

    А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".

    Слайд 13

    "Моя успеваемость".

    Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.

    Слайд 14

    "Мало помогаю по хозяйству".

    По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную.

    "Из-за моей компании"

    Отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.

    Слайд 15

    Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

    1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

    2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

    3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

    4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

    Слайд 16

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гаринская средняя общеобразовательная школа
    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Школьные конфликты» Гари, 2016 г.

    Слайд 2

    Что такое конфликт?
    абсолютно естественное в жизни общества явление, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
    Конструктивный
    Деструктивный

    Слайд 3

    Разнообразие школьных конфликтов
    « Ученик – ученик »
    « Учитель-родитель ученика»
    « Учитель – ученик »

    Слайд 4

    Конфликт «Ученик - ученик»
    Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика)

    Слайд 5

    Способы разрешения конфликта: Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

    Слайд 6

    Агрессия - действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (ударили), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения и др.)

    Слайд 7

    грубое, жестокое поведение родителей; когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему; взаимоотношения со сверстниками; отношения в семье; противоположные требования; непоследовательность родителей (возникновение противоречий между словами и поступками); особенности биологического развития; СМИ.
    Причины агрессивности детей.

    Слайд 8

    Агрессия, направленная на окружающих людей. Причины:
    защита; несдержанность (показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма).

    Слайд 9

    Если вы заметили в ребенке агрессивное поведение, то предлагается шесть направлений по коррекционной работы:
    Это, прежде всего, консультация с педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. Снижение уровня личностной тревожности. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в конфликтной ситуации. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие самоконтроля. Формирование собственных эмоций, развитие эмпатии. Формирование адекватной самооценки. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом. На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На первых порах ребенок может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, ребенок начинает вести себя более спокойно.

    Слайд 10

    Да – 10 ч. Конечно да – 1 ч. Так себе – 1 чел. Нет – 2 ч.
    1. С удовольствием иду в школу
    2. С желанием выполняю домашнее задание
    Да – 8 ч. Нет – 6 ч.

    Слайд 11

    Да – 12 ч. Да, да, да, да – 2 ч.
    3. У меня есть любимый учитель
    4. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
    Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

    Слайд 12

    Да – 11 ч. Да, да, да, да – 2 ч. Конечно да – 1 ч.
    5. Мне нравиться мой класс
    6. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
    Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

    Слайд 13

    Нет – 12 ч. Нет, нет, нет, нет – 1. Нет конечно – 1 ч.
    7. Хочу перейти в другую школу
    8. На каникулах скучаю по школе
    Да – 10 ч. Нет – 4 ч.

    Слайд 14

    Да – 13 ч. Нет – 1 ч.
    9. Когда ты приходишь в школу, в свой класс, ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече?
    10. Кому из детей ты написал бы поздравительную открытку?
    11. Кому не написал бы?

    Слайд 15

    Конфликт «Учитель-родитель ученика»
    Причины конфликтов: разные представления сторон о средствах воспитания; недовольство родителя методами обучения педагога; личная неприязнь; мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

    Слайд 16

    Способы разрешения конфликта: 1. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

    Слайд 17

    Способы разрешения конфликта: 2. Открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

    Слайд 18

    Способы разрешения конфликта: 3. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

    Слайд 19

    Конфликт «Учитель - ученик»
    Причины конфликтов: отсутствие единства в требованиях учителей чрезмерное количество требований к ученику непостоянство требований учителя невыполнение требований самим учителем ученик считает себя недооцененным учитель не может примириться с недостатками ученика личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

    Слайд 20

    Единый алгоритм решения любого школьного конфликта:
    Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент - анализ ситуации без превратности. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

    Слайд 21

    ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
    № п/п ФИ учащегося I ч. II ч.
    1 Воробьёва Н. 60 сл. «5» 70 сл. «5»
    2 Зальман И. 20 сл. «2» 30 сл. «3»
    3 Иваненко П. 57 сл. «5» 70 сл. «5»
    4 Карманович С. 31 сл. «4» Н.
    5 Лобанова М. 51 сл. «5» 57 сл. «5»
    6 Нефёдков Д. 30 сл. «3» 44 сл. «4»
    7 Новикова Д. 27 сл. «3» 40 сл. «4»
    8 Ободенко И. 26 сл. «3» 34 сл. «3»
    9 Рычкова Д. Н. 64 сл. «5»
    10 Сосламбеков А. 51 сл. «5» 66 сл. «5»
    11 Судьина Л. 34 сл. «4» 45 сл. «4»
    12 Тукмачев А. 74 сл. «5» 96 сл. «5»
    12 Филипьева К. 111 сл. «5» 101 сл. «5»
    14 Шалагин В. 88 сл. «5» 106 сл. «5»

    ПРИТЧА «КОРОБОЧКА» Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.


    О конфликте говорят: Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Основными признаками конфликта являются: 1. Биполярность – т.е. наличие двух, противоречащих друг другу или несовместимых интересов. 2. Активность, направленная на преодоление противоречия. 3. Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Очень важно знать и помнить, что: 1. Конфликт – это нормально. 2. Конфликт – это необязательно плохо. 3. Конфликт – это может быть хорошо. 4. Конфликт – это то, с чем можно работать.


    Решим житейские ситуации: Ситуация 1: Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация. Ситуация 2: На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт. Ситуация 3: Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты. Ситуация 4: Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.




    Подростковый комплекс чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и без апелляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.


    Целеустремленность, настойчивость, импульсивность Апатия, отсутствие стремлений и желаний Самоуверенность, ранимость, неуверенность Общение сменяется желанием уединиться Развязность сочетается с застенчивостью Романтическое настроение с цинизмом, расчетливостью Нежность, ласковость на фоне недетской жестокости


    Типы конфликтов и причины внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом. межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп




    Разрешение внутренних конфликтов: 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрушение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков; 5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков. 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрушение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков; 5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков.




    Отвечаем: часто – 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл 1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3. Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10. Меняю тему. 11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку. 1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3. Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10. Меняю тему. 11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку.




    «А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым. «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны. «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс. «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.











    1. Не навязывать свою точку зрения 2. Нельзя шутить и иронизировать над эмоциональными проявлениями 3. Не следует общаться с подростком, как с маленьким 4. Нельзя обострять внимание на промахах и ошибках 5. Нельзя применять физические наказания 6. Воспринимать подростка как равного себе и стать ему другом Как сохранить взаимопонимание (рекомендации)



    Cлайд 1

    Тема № 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ Учебные вопросы: 1. Сущность и содержание межличностного конфликта. 2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение. 3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения. 4. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Предмет конфликта Процесс конфликта ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Межличностный конфликт - это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого Цель, мотивы, интересы, ценности, установки Цель, мотивы, интересы, ценности, установки «ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ ДИКТУЮТ ИХ ПОВЕДЕНИЕ С ТАКОЙ ЖЕ ВЛАСТНОСТЬЮ, КАК СИЛА ТЯГОТЕНИЯ - ДВИЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛ» (Б.Ф.Ломов) СКАНДАЛ ВРАЖДА ССОРА ВОЙНА ФОРМЫ 2

    Cлайд 4

    ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБА СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТ «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО» - ЭТО ЗНАЧИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО: «ОСТАВЬ БЛИЖНЕГО В ПОКОЕ». И КАК РАЗ ЭТА ДЕТАЛЬ ДОБРОДЕТЕЛИ СВЯЗАНА С НАИБОЛЬШИМИ ТРУДНОСТЯМИ (Ф.Ницше) Ситуация: В период ухаживания Николай клялся, обещая Нине, носить ее на руках. Что произойдет, если ожидания Нины не оправдаются? КОНФЛИКТ 3 МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Cлайд 5

    ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МУЖЧИНА – МУЖЧИНА: отец-взрослый сын, друг-друг, брат-брат (взрослые), коллега-коллега, начальник-подчиненный и др. МУЖЧИНА-ЖЕНЩИНА: начальник-подчиненная, муж-жена, коллега-коллега, любовник-любовница, отец-взрослая дочь, брат-сестра и др. МУЖЧИНА – РЕБЕНОК: отец-сын (или дочь), учитель-ученик, тренер-ученик и др. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Общение – главное условие выживания, а также обеспечение реализации функций обучения, воспитания и развития личности 4 Мужчина Женщина Ребенок Мужчина М+М М+Ж М+Р Женщина Ж+М Ж+Ж Ж+Р Ребенок Р+М Р+Ж Р+Р

    Cлайд 6

    ФОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ по Э.БЕРНУ Самый простейший процесс общения - это обмен одной транзакцией, по следующей схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта - пересекающиеся трансакции. конфликт конфликт конфликта нет конфликта нет 5

    Cлайд 7

    6 Предмет спора, столкновения, вражды и т.д. Состав и характеристики участников конфликта Место происхождения конфликта Стратегии и методы урегулирования конфликта 5. Затрагивают интересы не только субъектов, но и тех, с кем они непосредственно связаны отношениями 1. Противоборство людей происходит непосредственно, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву) 3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей как своих, так и оппонента 2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных 4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

    Cлайд 8

    ОБЪЕКТИВНЫЕ Ресурсно-материальные недостаток материальных средств; бытовая неустроенность Социально-отношенческие Использование служебного положения в личных целях; отношение начальник и подчиненный; отношение родителей и детей и др. СУБЪЕКТИВНЫЕ Возрастные, индивидуальные, половые особенности личности стремление к превосходству; разный жизненный опыт; разные представления о нравственных ценностях; способы поведения, агрессивность; эгоизм, грубость; нарушение обещаний; ожидание и реальное поведение и др. ВСЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СВЯЗАНЫ С ФРУСТРАЦИЕЙ И. ПЕРЕЖИВАЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 7

    Cлайд 9

    Принижение значимости роли человека, негативная оценка его поступков. Попытка обсуждения вопроса при негативных эмоциональных состояниях партнера Нарушение персонального физического пространства в ходе общения. Перебивание собеседника при высказывании им своего мнения. Подчеркивание разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера в общее дело. Придирки и угрозы. Проявление недоверия к партнеру, личной антипатии. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К КОНФЛИКТУ В КОНФЛИКТЕ ОБЫЧНО МЫ ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ ХОРОШО, А ДРУГОГО УЧАСТНИКА ПЛОХО. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНФЛИКТ МЫ ВОЗЛАГАЕМ НА СОПЕРНИКА. 8

    Cлайд 10

    ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ «Демонстративные» Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду. "Ригидные"- Слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. "Неуправляемые" Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее. "Рационалисты" - Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя. "Сверхточные" - Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни. "Безвольные" Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина". 9

    Cлайд 11

    10 агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы; вечные пессимисты - всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится всезнайки - считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство молчуны - спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно сверхпокладистые - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом нерешительные - медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом ложные альтруисты - якобы делают добро, но «носят камень за пазухой»

    Cлайд 12

    Cлайд 13

    ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ Преобладает мнение, что притязания можно удовлетворить посредством переговоров. Сотрудничество преобладает. СПОР Вербальное принуждение. Сотрудничество и неприязнь чередуются. УГРОЗЫ Эскалация взаимных угроз. Стрессы. ДЕЙСТВИЯ Переход к действиям. Ложное толкование действий друг друга. Чувство неприязни преобладает. КОАЛИЦИИ Привлечение сторонников. Взаимное наклеивание отрицательных ярлыков УДАРЫ При нанесении взаимного ущерба меньший рассматривается как выигрыш. САМОУНИЧТОЖЕНИЕ Тотальная борьба. Преобладает мнение, что проигрыш другого является целью жизни. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА КОГДА ТЫ ГОВОРИШЬ, ТВОИ СЛОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛУЧШЕ МОЛЧАНИЯ (арабская поговорка) 11

    Cлайд 14

    12 Уход от разрешения конфликта. В этом случае вы воздерживаетесь от конфликта и стараетесь не говорить о нем. Результат - проигрыш/проигрыш, и конфликт не разрешен. Компромисс взаимные уступки обоих сторон путем получения частичного удовлетворения. Результат проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш и ни одна из сторон не получает полного удовлетворения. Конфликт не разрешен. Сотрудничество путем совместного разрешения проблемы. Результат - выигрыш/выигрыш и обе стороны будут удовлетворены процессом. Конфликт - разрешен Приспособление одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя и не расстраивать человека. Результат проигрыш/выигрыш и противоположная сторона получает удовлетворение, но конфликт не разрешен. Соперничество - подавление противоположного субъекта конфликта путем принуждения силой (или угрозой применения силы). Один из субъектов в этом случае занимает позицию: «Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать». Результат выигрыш/проигрыш и одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение. Конфликт не разрешен. При этом межличностные отношения в дальнейшем отсутствуют, и наступает физическое и психологическое страдание проигравшего.

    Cлайд 15

    «Я» Подчеркивание индивидуальности партнера «МОЕ ИМЯ» Обращение к собеседнику по имени (запоминание имени) «Я ХОРОШИЙ» Видение партнера в положительном свете «ПОЛ» Принятие во внимание особенностей мужской (женской) роли «Я БЫЛ-ЕСТЬ-БУДУ» Обращение к прошлому и будущему собеседника «КОМПЛИМЕНТ» Приятные слова, преувеличивающие какие-то достоинства, эффект внушения «Я ДОЛЖЕН» Адресация к долгу «Я ИМЕЮ ПРАВА» Уважение прав человека «ПОДДЕРЖКА» Обращение к личности ЧТО В СЕБЕ ЛЮДИ ЦЕНЯТ 13 «ЧТО Я ХОЧУ» Уважение достоинства, желаний, потребностей партнера

    Cлайд 16

    НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 1. Дайте партнеру «разрядиться». При его агрессивности помогите ему снизить внутреннее напряжение, что-либо говорить ему бесполезно. Надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. 2. Попросите его спокойно высказать свои претензии. Спросите о фактах, доказательствах, а не о выражении эмоций. Людям свойственно путать факты и эмоции. 3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Спросите так, чтобы сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций переключить на положительные. Это может быть просьба о доверительном совете. Или неожиданный вопрос совсем о другом, не значимом для него. Можно напомнить о том, что связано с прошлым и было приятным. 4. Не давая партнеру отрицательных оценок, говорите о своих чувствах. «Я чувствую себя обманутым», но не «Вы меня обманули». Или «Я очень огорчен тем, как Вы со мной говорите», но не «Вы грубый человек». 5. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат. Проблема - это то, что надо решить, и ее надо отделить от эмоций. Отделите человека от проблемы и сосредоточьтесь на проблеме. Сконцентруйтесь на интересах, а не на позициях. Разговор на уровне позиций - это борьба сил. 6. Предложите партнеру высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Виноватых искать не надо, надо искать выход из создавшегося положения. Искать взаимоприемлемое решение. Оба должны победить. 7. Говорите тогда, когда партнер остыл. Держите паузы, пока партнер не остынет. Побеждает тот, кто не дает разгореться конфликту. 14

    Cлайд 17

    8. В любом случае «сохраните лицо свое и партнера». Не задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личность. Дайте оценку действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы не выполнили свое обязательство», но нельзя говорить: «Вы - необязательный человек». Должно быть соучастие. Партнеры должны чувствовать, что с ними считаются. Непонятый человек раздражается. 9. Уточните смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял...», «Вы сказали, что...», «Позвольте я перескажу, как я понял...». Это устранит недоразумения. Уменьшит агрессивность. 10. Сохраняйте позицию «на равных». Позиция «сверху» - начальственная, родительская, приказывающая, как должно быть. Позиция «снизу» - подчиненная, детская, также неэффективная. Позиция «на равных» помогает обоим быть на высоте. Можно использовать метод психологического сближения. Может оказаться, что у партнеров больше поводов для сближения, чем разъединения. 11. Ничего не надо доказывать. Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Пустое занятие. Надо просто установить общие точки зрения, и понять то, что разъединяет партнеров. 12. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться. Это обезоруживает партнера и вызывает уважение. 13. Замолчите первым. Не от партнера требуйте: «Замолчи!», «Прекрати!», а от себя. Добиться этого легко. Молчание позволит, выйти из ссоры и прекратить ее - не с кем ссориться. Но молчание не должно быть обидным для партнера. Если оно окрашено злорадством, то это вызовет агрессию. 14. Не давайте характеристик отрицательно-эмоциональному состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку!», «А чего ты бесишься?». Это увеличит конфликт. 15. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. 15

    Cлайд 18

    ФОРМАЛИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА Таблица позволяет провести развернутый и в тоже время компактный анализ конфликта, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, но и партнера. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия. Проблемные вопросы Мои Оппонента Проблема Цели Препятствия Опасения Сильные стороны Возможность поддержки Недостающая информация Какую личную потребность удовлетворяю Эмоции Общее у оппонентов

    Cлайд 19

    Cлайд 20

    17 Микро- и макросреда Тактика Стратегия Тактика Стратегия Конфликтное взаимодействие Субъект конфликта Мотивы, взгляды КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ПО ОЦЕНКАМ СПЕЦИАЛИСТОВ В 80-85% СЕМЕЙ ПРОИСХОДЯТ КОНФЛИКТЫ, А В ОСТАЛЬНЫХ 15-20% ВОЗНИКАЮТ ССОРЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВОДАМ Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов Мотивы, взгляды ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА Субъект конфликта

    Cлайд 21

    18 Конфликты между супругами Конфликты между родителями и детьми Конфликты между супругами и родителями каждого из супругов Конфликты между бабушками (дедушками) и внуками СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

    Cлайд 22

    19 Малая социальная группа личные, в большей части психологические качества супругов и особенности внутрисемейных отношений В самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы или как социального института заложены противоречия. А конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи. МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (в %) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства и др. Социальный институт влияние внешних субъективно-объективных условий: ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

    Cлайд 23

    20 1-й кризисный период «УЗНАВАНИЕ» Я + Я = МЫ В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов – до 30% 2-й кризисный период «ПОЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ» В этот период меньше внимания уделяется мужу, больше ребенку, повышаются физические нагрузки 5-й кризисный период В этот период усиливается эмоциональная зависимость жены с переживаниями по поводу возможных измен мужа, стремление мужа проявить себя на стороне, «пока еще не поздно» (после 18-24 лет) 6-й кризисный период Связан с уходом из семьи последнего ребенка. Возникают конфликты из-за отсутствия общего дела – воспитание детей 3-й кризисный период «МОНОТОННОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» В этот период (7-10 лет) появляется дефицит чувств, наступает насыщение друг другом 4-й кризисный период В этот период наступает новый возраст любви, перенос энергии на деятельность, обнаруживаются разные взгляды на вещи (11-17 лет – пик разводов) КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В СЕМЬЕ Исследования показывают, что 67% жен критикуют мужа при знакомых, а 13% - даже очень часто. И только 31% жен не критикует своих мужей.

    Cлайд 24

    21 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ (исходя из частоты, глубины и остроты конфликтов) КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ (противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи) НЕВРОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ (здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей в ходе совместной жизни) КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ (между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение) ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ (характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар стабильности брака)

    Cлайд 25

    Неудовлетворенная потребность в самоутверждении Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе Эгоизм и завышенная самооценка у одного или у обоих супругов Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей или несовпадение взглядов на методы воспитания Различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов 22 разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента непонимание как результат нежелания вести диалог вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия ревность, супружеская неверность или половая холодность одного из супругов В БЫТУ РАСПРОСТРАНЕНЫ «ТРИ НЕВЕЖЕСТВА»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ СУПРУГОВ; ПОЛОВОЕ НЕВЕЖЕСТВО; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАЛОГРАМОТНОСТЬ (Ю.Рюриков)

    Cлайд 26

    23 СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Весь спектр причин семейных конфликтов: взгляды на семью, потребности, ожидания, взаимоотношения, дети, работа, отдых, быт и т.д. ПРИЧИНА КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ Издержки воспитания детей; ригидность семейный отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор ПРИЧИНА КОНФЛИКТ РОДСТВЕННИКОВ Авторитарное вмешательство родственников ПРИЧИНА ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ ИХ СУБЪЕКТОВ Ситуация: Галя, молодая жена, любила своего мужа, но не решалась отпускать его одного в магазин, не выпускала его одного для решения житейских проблем в доме, из-за боязни, что он задержится поболтать со смазливой соседкой. Вот так, дрожащими руками неуверенной в себе собственницы она держалась за своего мужа – Предложите решение ситуации: Решение: Заповедь «С любимыми не расставайся» неверна. Любить – значит отпускать на все четыре стороны. Но так, чтобы любимый знал: его ждут! ХОРОШО ПОДОБРАННАЯ ПАРА ТА, В КОТОРОЙ ОБА СУПРУГА ОДНОВРЕМЕННО ОЩУЩАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ В СКАНДАЛЕ. (Ж.Ренар)

    Cлайд 27

    24 ЦЕННОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Наличие противоположных интересов и ценностей. ПРИЧИНА ПОЗИЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ Борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в значимости «Я» одного из членов семьи ПРИЧИНА СЕКСУАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Психосексуальная несовместимость супругов ПРИЧИНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи) ПРИЧИНА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ Противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи ПРИЧИНА ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ, ИСХОДЯ ИЗ СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЧЕМУ БЫ И НЕ ЛЮБИТЬ СВОЮ ЖЕНУ? ЛЮБИМ ЖЕ МЫ ЧУЖИХ. (А.Дюма – сын)

    Cлайд 28

    25 Преждевременные извинения Отказ принимать борьбу всерьез Цепная реакция: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку Лицемерие – давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить Косвенное нападение (например, на кого-то или что-то дорогое для партнера, удар рикошетом) Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, попытки выйти из ситуации (лечь спать, отмалчиваться в ответ на упреки или жалобы) Нанесение удара ниже пояса (использование интимных знаний о партнере) «Подкоп» (намеренное создание у партнера чувства эмоциональной небезопасности, озабоченности и тревоги) Попытка объяснить происхождение чувств партнера Предательство (в трудной для партнера ситуации не встать на его сторону или присоединиться к нападкам на него) Выбор псевдоприспособлен-ческой тактики (притвориться, что соглашаешься с точкой зрения партнера ради кратковременного мира, и ради этого же загонять вглубь сомнения, негодования и т.п.) РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ЕСЛИ БЫ СУПРУГИ НЕ ЖИЛИ ВМЕСТЕ, УДАЧНЫЕ БРАКИ ВСТРЕЧАЛИСЬ БЫ ЧАЩЕ. (Ф.Ницше)

    Cлайд 29

    26 Обязательно объявляйте перерывы в борьбе и заполняйте их чем-то для себя приятным Ясно определите предмет борьбы Повторяйте каждый аргумент супруга своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и чтобы он услышал свои претензии со стороны Планируйте «схватку» на специально выделенное время, что бы не втягивать в борьбу окружающих Стремитесь полностью выразить свои чувства – как положительные, так и отрицательные. Не оставляйте ничего за душой, «на потом» Постарайтесь определить насколько глубоко каждый из вас прочувствовал свою «схватку» в борьбе. Это поможет понять, сколько вы можете уступить Всегда будьте готовы к новому этапу борьбы – интимная борьба более или менее непрерывна Определите, как каждый из вас может помочь другому в решении проблемы Постарайтесь оценить борьбу, сравнив новые знания, которые вы из нее вынесли, с ранами, которые она вам нанесла. Выигрывает, разумеется тот, чьи потери существенно меньше новых знаний Будьте предельно корректны, критикуя партнера, и обязательно дополняйте свою критику конструктивными предложениями по улучшению вашего партнера и вас самих КОНСТРУКТИВНЫЕ СТИЛИ В ХОДЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА ЛЮБЯЩАЯ ЖЕНА СДЕЛАЕТ ДЛЯ МУЖА ВСЕ, ЗА ОДНИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ: ОНА НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАНЕТ КРИТИКОВАТЬ ЕГО И ВОСПИТЫВАТЬ. (Дж.Пристли) Вопрос 4 Особенности конфликтов между родителями и детьми

    Cлайд 32

    В природе нет такой семьи, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями Тип внутрисемейных отношений (гармоничный и дисгармоничный) Возрастной кризис детей (кризис первого года; кризис «трех лет»; кризис 6-7 лет; кризис полового созревания; подростковый кризис 15-17 лет) Личностный фактор (родителей и детей) 28 Деструктивность семейного воспитания (разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность действий родителей по отношению к ребенку; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение уроз, осуждений и наказаний Реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера) Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей) Реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями)

    Cлайд 33

    Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка) Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля) Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания) Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой) Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния Подкрепление словесных требований родителей обстоятельствами воспитательного процесса в отношении ребенка Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий. Интерес родителей к внутреннему миру детей, их проблемам, заботам, интересам, увлечениям и состоянию 29