Мужчины

Программа группы здоровья для пожилых людей. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. секретных упражнения для пожилых людей от доктора Бубновского

Программа группы здоровья для пожилых людей. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. секретных упражнения для пожилых людей от доктора Бубновского

Группы здоровья на стадионах, в залах, в бассейне, парках - одна из примет развивающегося физкультурного движения. Эта форма массовой физкультурной работы распространяется, став для многих людей, особенно зрелого и пожилого возраста, едва ли не самой популярной. Популярность групп здоровья - в их общедоступности и практической результативности.

Эффективность работы групп здоровья во многом зависит от личной заинтересованности в самосовершенствованию каждого человека.

Планирование работы в группах здоровья должно предусматривать четкую организацию, рациональное распределение и прохождение учебного материала, успешное решение задач по физическому воспитанию взрослого населения.

Основным вопросом организации работы групп здоровья является определение основного содержания занятий. При этом учитываются возможности базы для занятий, уровень знаний и практических навыков преподавателей, а также интересы большинства занимающихся.

Основная форма занятий в группах здоровья - комплексный урок. Такие уроки состоят из нескольких видов гимнастических упражнений, спортивных игр и плавания и др.

В зависимости от места занятий и времени года гимнастике отводится около 60% всего времени занятия, легкой атлетике - 33%, спортивным играм до 30%, лыжам и плаванию - 70%.

Планирование занятий в группе здоровья сводится к распределению учебного материала на четыре этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап продолжается около двух месяцев. Для более молодых он может быть короче, для лиц старшего возраста - более продолжительным. Цель первого этапа - адаптация сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также опорно-двигательного аппарата к физическим нагрузкам. Это достигается главным образом с помощью элементарных физических упражнений.

Второй этап. Занятия начинаются с конца второго и продолжаются до седьмого-восьмого месяцев занятий. Цель этапа - дальнейшее укрепление здоровья, повышение физической подготовленности, укрепление нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма посредством постепенного повышения объема и интенсивности физических упражнений. Показатели частоты сердечных сокращений в средине урока находятся в пределах 150-170% исходных величин. Практика показывает, что положительные сдвиги функциональных показателей отмечается в первые 6-10 месяцев занятий.

Третий этап. В этот период занимающиеся чувствуют себя физически окрепшими, о чем свидетельствуют объективные показатели физической и функциональной подготовленности. Это основной этап тренировки нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Его длительность 2-3 года. Стабильные и высокие показатели функциональной подготовленности отмечаются уже в конце второго - начале третьего периодов, а физической подготовленности - в конце третьего года занятий.

Четвертый этап - период стабилизации функционального состояния и физической подготовленности, его продолжительность от 1 года до 3 лет. Цель этапа - сохранить на возможно длительный период хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности, обеспечение активной деятельности человека. Допуск лиц, желающих заниматься в группах здоровья, подбор средств, планирование нагрузок осуществляется с учетом данных врачебного контроля и врачебнопедагогических наблюдений. На каждого занимающегося заполняется врачебно-контрольная карта. Обследования проводятся не реже 1 раза в 6 месяцев.

Главный вопрос в методике занятий с лицами 35 лет и старше состоит в определении их уровня физической подготовленности для того, чтобы обоснованно назначить вид и характер нагрузки. При этом всегда нужно учитывать их возраст, пол, вид основной деятельности.

При проведении занятий преподаватель должен тщательно следить за тем, как занимающиеся переносят физические нагрузки. Об этом судят по ряду субъективных и объективных показателей. Особенно осторожно надо дозировать нагрузку в течение первых двух месяцев занятий, поскольку в группу могут попасть лица, неоднородные по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья.

Приступая к организации и проведению занятий в группах здоровья с лицами зрелого и пожилого возраста, нужно тщательно познакомиться с их возрастными особенностями. Занятия в группах здоровья можно начинать почти в любом возрасте, если нет на это врачебных противопоказаний.

В работе по физической культуре с лицами зрелого и пожилого возраста особое значение имеет правильное комплектование учебных групп, т.е. в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью занимающихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовленности все занимающиеся делятся на три медицинские группы. К первой группе относятся лица практически здоровые, без особых жалоб и с хорошим самочувствием или с незначительными возрастными изменениями организма, но с достаточной физической подготовленностью. Во вторую группу зачисляются лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья преимущественно возрастного характера, без существенных функциональных нарушений, а также лица с некоторыми умеренными отклонениями патологического характера при достаточной физической подготовленности.

Естественно, чем старше возраст человека, пришедшего в группу здоровья, тем больше у него жалоб на состояние здоровья, физическую слабость, психические расстройства и, как правило, таким лицам определяется третья медицинская группа.

Для правильной организации занятий самым существенным является подбор средств занятий, их методика и величина нагрузки - все это должно соответствовать функциональным возможностям занимающихся. При этом необходимо учитывать, что от периода к периоду под влиянием занятий происходят положительные изменения в состоянии здоровья, соответственно должна меняться и медицинская группа.

Следует очень точно регулировать физическую нагрузку на занятиях, так как чрезмерный ее уровень может переутомить и даже нанести вред занимающимся, а слишком низкий уровень не окажет достаточно благоприятного воздействия на организм.

В начальный период организации групп здоровья, особенно на небольшом спортивном сооружении, на предприятии или в учреждении, наибольшие трудности возникают именно с комплектованием групп. Очень часто занятия начинаются только с одной, а иногда даже со смешанной группой по полу, возрасту, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся. В подобной ситуации рекомендуется в первую очередь подразделить всех занимающихся по полу; основанием для дальнейшего подразделения служат данные медицинских показаний, по которым занимающиеся определяются в первую, вторую и третью медицинские группы. Лица одной или двух смежных (I-II, II-III) медицинских групп могут быть сведены в учебные группы по возрасту с диапазоном 10-12 лет. Например, могут быть созданы группы из занимающихся, имеющих возраст 35-40 лет; 40-49 лет; 50-60 лет и старше. В эти группы могут быть зачислены отдельные лица и другого возраста.

В случаях, когда организуется всего 1-3 группы со смешанным составом по возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности, необходимо сформировать подразделения внутри каждой группы. Такое подразделение будет сводиться главным образом к выделению слабой, средней и сильной подгрупп.

Количество занимающихся в каждой учебной группе определяется в зависимости от их принадлежности к определенной медицинской группе: первая медицинская группа 25-30; вторая 16-20; третья 10-15 занимающихся. Комплектование групп надо завершать, когда определятся итоги врачебного освидетельствования, контингент занимающихся, их количественный состав. Разрешение на занятия в группе здоровья дается лечащим врачом поликлиники. Последующий и повторные осмотры осуществляются врачом той организации, на базе которой развернута работа групп.

Основная задача - восстановление и укрепление здоровья занимающихся. Повышение и сохранение на долгие годы относительно высокого уровня их всесторонней физической подготовленности определяет и другие, более частные задачи. В содержание занятий входит комплексное использование разнообразных средств физической культуры и элементов спорта.

Методика занятий основывается на дидактических принципах при особом внимании к систематичности, последовательности, индивидуализации. Все построение поурочного материала исходит из этих положений. В тех случаях, когда имеется другой возрастной состав группы, следует повышать или снижать нагрузку. Так, повышение нагрузки на 10-15% дается для лиц 40-50 лет, еще на 10-15% увеличивается нагрузка для лиц моложе 40 лет. В возрасте старше 60 лет нагрузка, наоборот, снижается также в пределах 10-20%. Регулируется нагрузка в зависимости от состояния здоровья (медицинской группы) и уровня физической подготовленности.

Целесообразно придерживаться следующих уровней физической нагрузки в уроке, контролируя их по изменению частоты сердечных сокращений по отношению к исходным величинам. Для занимающихся, отнесенных к третьей медицинской группе, в вводной части урока нормальным можно считать учащение сердечных сокращений на 25- 30% исходного состояния, в основной части на 50-60% с последующим урежением частоты сердечных сокращений в заключительной части почти до исходной величины. Для занимающихся второй медицинской группы во вводной части частота сердечных сокращений может повыситься на 30-35%; в основной части на 60-75%. Для занимающихся первой медицинской группы соответственно на 40 45% и 80-90%.

Повышение или снижение нагрузки в каждом занятии достигается главным образом путем увеличения или сокращения количества повторений каждого упражнения или ряда упражнений, а также за счет большей или меньшей интенсивности их выполнения (более быстро или более медленно). В процессе выполнения упражнений, когда вдох или выдох обозначаются на несколько счетов, дыхание не прерывается, а выполняется слитно.

Упражнения подбираются так, чтобы большая их часть повторялась в каждом последующем уроке с небольшими изменениями исходных положений или деталей движений.

При выполнении упражнений, особенно в первых уроках, большинство занимающихся обычно допускает ошибки и неточности в движениях. Однако преподаватель не может сразу исправить их. Работа над четким и правильным выполнением движений должна начинаться с исправления самых грубых ошибок, которые мешают достижению определенного физиологического эффекта. В последующем исправлению подвергаются уже детали движений. Однако это не надо делать при выполнении всех упражнений, а только в тех случаях, когда встречаются наиболее типичные ошибки. Ни в коем случае нельзя ставить перед собой цель за несколько уроков исправить все замеченные недостатки, если даже их допускает большинство занимающихся, потому что урок может стать скучным, неинтересным.

В начале каждого занятия преподаватель обязан поздороваться с занимающимися и выяснить, кто чувствует себя нездоровым, утомленным или имеет плохое настроение. Занимающиеся отвечают на эти вопросы. Преподаватель осведомляется о причинах и в зависимости от них дает указания об уменьшении нагрузки на уроке, а за некоторыми из занимающихся наблюдает в процессе урока. Вслед за этим подается команда подсчитать частоту сердечных сокращений за минуту. Если у кого-либо из занимающихся пульс учащен, то преподаватель осведомляется о причинах повышения частоты пульса и в ходе урока, особенно первой его части, ограничивает для них нагрузку. Подсчет частоты сердечных сокращений может быть проведен и в ходе урока, особенно в момент, когда преподаватель считает, что достигнута «вершина нагрузки», и обязательно сразу же по окончании урока.

«Вершина нагрузки» должна приходиться примерно на вторую треть всего времени занятия. В особых случаях, когда у занимающихся выявляется неблагоприятная реакция на нагрузку, они задерживаются после урока для дальнейших наблюдений и принятия необходимых мер.

В ходе годичного периода занятий проводятся контрольные уроки для выявления результатов занятий. В контрольные уроки включаются испытания по некоторым упражнениям, результаты которых при сравнении могут послужить оценкой влияния проведенных занятий.

В Ребрихинском районе проживает около 7000 пенсионеров. Многие из них ведут активный образ жизни: участвуют в общественных формированиях, художественной самодеятельности и проявляют желание заниматься физкультурой, но в селах района не созданы для этого условия, отсутствует спортивное оборудование. Проект «Здоровое старшее поколение» направлен на создание условий для укрепления и сохранения здоровья пожилых людей в Ребрихинском районе. Задачи проекта: 1. Обеспечение возможностей для занятий физической культурой людей пожилого возраста; 2. Повышение информированности людей пожилого возраста по вопросам сохранения и укрепления здоровья, пропаганда здорового образа жизни; 3. Вовлечение пожилых людей в массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия. В рамках проекта будут созданы группы здоровья для пожилых людей при сельских клубах не менее чем в семи селах района, где пенсионеры смогут заниматься общей физической подготовкой, скандинавской ходьбой, теннисом, шахматами, дартцем и т.п.. Для проведения занятий будут подготовлены тренеры-общественники из числа людей пожилого возраста, ранее занимавшихся физкультурой и спортом, которые будут выполнять и роль координаторов проекта на своих территориях. Группы будут обеспечены комплектом спортивного инвентаря. В каждой группе будет заниматься не менее 15 человек. Занятия будут проходить еженедельно. Помещения для проведения занятий будут выделены при сельских домах культуры (имеются предварительные договоренности с собственниками).
Для обеспечения массовости в занятиях физкультурой пожилых людей будет проведено не менее 2-х Дней здоровья, где пожилые люди со всего района смогут испытать себя в приемлемых для них спортивных соревнованиях, эстафетах. В Днях здоровья примут участие не менее 200 человек данной возрастной группы.
На базе районной библиотеки будут организованы ежемесячные занятия «Школы здоровья», на которых медицинские работники расскажут пожилым людям о наиболее распространенных заболеваниях в их возрасте, как их предотвратить, как с ними жить, формировать навыки здорового питания и здорового образа жизни, элементарные практические навыки для контроля состояния здоровья и т.д.
В целях повышения информированности пожилых людей в вопросах здорового образа жизни, сохранения и укрепления своего здоровья планируется оформление подписки на периодические издания по данным темам.

Цели

  1. создание условий для укрепления и сохранения здоровья пожилых людей в Ребрихинском районе Алтайского края

Задачи

  1. Обеспечение возможностей для занятий физической культурой людей пожилого возраста.
  2. Повышение информированности людей пожилого возраста по вопросам сохранения и укрепления здоровья, пропаганда здорового образа жизни
  3. Вовлечение пожилых людей в массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия

Обоснование социальной значимости

В Ребрихинском районе проживает 23010 человек, 1/3 из них – люди пенсионного возраста. По данным Ребрихинской районной больницы около 80 % лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у 1 пациента старше 60 лет обнаруживается 4 - 5 различных хронических заболеваний. Поэтому в этом возрасте необходимо особое внимание уделять своему здоровью, а поскольку наукой доказано, что почти на 52% здоровье человека зависит от его образа жизни и привычек, то активная физическая нагрузка и правильное питание могут благотворно повлиять на качество жизни людей пожилого возраста. В 2016 году ОО "Родные просторы" на средства губернатора Алтайского края реализовала проект "Здоровым быть - активно жить" по привлечению людей пожилого возраста к занятиям физкультурой в райцентре. Проект доказал свою состоятельность и до сих пор группа здоровья продолжает свои занятия. Интерес к данной теме проявляют пенсионеры и из других сел района, поэтому решено распространить полученный положительный опыт еще по крайней мере на 7 сел района. Но, к сожалению, в них отсутствуют возможности для удовлетворения потребности пожилых людей в занятиях физкультурой: нет специалистов по спорту, спортивные залы есть только в школах и они заняты, отсутствует элементарное спортивное оборудование, на котором бы могли заниматься пожилые люди.
Решить проблему можно с помощью организации для пожилых людей занятий в группах здоровья на базе сельских домов культуры, где имеются свободные помещения, и занятий в Школе здоровья на базе сельских библиотек. Для проведения занятий в группах здоровья необходимо привлечь пожилых людей, которые имеют навыки занятий физкультурой - тренеры-общественники. Их только надо вооружить дополнительными знаниями по особенностям работы с пожилыми людьми. Такие активисты есть практически во всех селах. В основном это бывшие учителя физкультуры. А знания, полученные участниками проекта на занятиях в Школе здоровья, где в роли преподавателей выступят медработники, помогут им самостоятельно контролировать свое самочувствие, правильно питаться при наличии хронических заболеваний, формировать навыки здорового образа жизни.
Проект является инновационным для Ребрихинского района поскольку в селах района нет специалистов по спорту и в рамках проекта их заменят тренеры-общественники. А использование для проведения занятий помещений сельских домов культуры станет альтернативой при отсутствии других спортивных сооружений в сельской местности.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

г. Иркутск, 2013 г.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВЫИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА .

«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других» (китайская пословица). «Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, для человека науки – золотая осень» (Вольтер) «Здоровое тело – продукт здорового рассудка» (Б. Шоу) «Тренируя своё тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким, так же следует тренировать свой разум, свою волю» (М. Горький) «Нет лучше одёжи, чем крепость мускул и свежесть кожи» (В. Маяковский)

Пожилой возраст, как и любой возрастной этап жизни человека, имеет свои особенности, которые обусловлены естественным биологическим старением, социальным окружением, профессиональным опытом и т д. Биологическое старение - естественный этап жизни человека, его постепенное физическое угасание, повышение утомляемости, сужается пространство, часто даёт «сбои» память, тускнеют краски окружающего мира и другие негативные проявления, что предопределяет смену образа жизни и психологического состояния.

Культура старения (геронтокультура ) – это не «культура для пожилых», а философия жизни пожилых людей в социуме. Геронтокультура - свод не писаных правил, обычаев взаимоотношений поколений, в которых центральное место занимают отношения новых поколений к пожилым людям. Именно это определяет образ жизни пожилых людей, влияет на их жизненные ценности и позиции по отношению к самим себе, обеспечивает социальное самочувствие, социальное настроение, самосознание и образ жизни. Различают три группы пожилых людей: Первая - характеризуется высокой социальной активностью; Вторая – категория «одиноких» людей (в силу разных обстоятельств); Третья – категория «нуждающиеся в помощи других».


В настоящее время пенсионеры (60-80 лет и старше) – это многочисленная категория населения, прошедшая разный жизненный путь и по - разному осмысливающая позиции собственных достижений – для себя и для России. Одни – с удовольствием, другие – с упреком себе, третьи – с упреком той стране, в которой они прожили жизнь (по сравнению со сверстниками за рубежом), четвертые – с покаянием перед детьми и человечеством, пятые – с осуждением нынешнего положения России и с ностальгией по прошлому, шестые – с реалистической оценкой настоящего и прошлого. Это наиболее типичные позиции пожилых людей (по данным Российской академии образования).

На основе выше сказанного предопределяется необходимость организации физкультурно-оздоровительной работы с пенсионерами при поддержке физкультурно-оздоровительных комиссий советов ветеранов , которые являются рабочими органами по различным направлениям деятельности ветеранского движения.

Физкультурно-оздоровительные комиссии призваны помогать в организации групп здоровья, привлекать к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, оказывать помощь в подборе руководителей групп и проведении медицинского обследования их членов, заключать договора со спортивными и образовательными учреждениями для выделения спортивных залов, плавательных бассейнов и свободного времени для занятий физической культурой. Если в городском или районном совете ветеранов нет физкультурно-оздоровительной комиссии областной совет ветеранов рекомендует активного члена президиума ответственным за оздоровление ветеранов. В этом деле советы ветеранов на местах могут опираться на приказ № 000 от 9 ноября 1999 года комиссии здравоохранения администрации Иркутской области . В нём руководители департаментов, комитетов, отделов здравоохранения областных учреждений, главные врачи ЦРБ, ЦГБ обязываются «организовывать на базе лечебно-профилактических учреждений при отделениях, кабинетах восстановительного лечения и ЛФК группы здоровья для лиц пожилого возраста». Все методические материалы по этим вопросам можно получить в областном врачебно-физкультурном диспансере. Какие спортивные, культурные, учебные учреждения будут привлечены к этой работе, это зависит от местных условий, настойчивости ветеранских организаций и энтузиазма самих ветеранов. В программу оздоровления и реабилитации пожилых людей должны включаться знания о значении физической культуры и спорта. Рекомендуются лекции и беседы о здоровом образе жизни, практические занятия в группе, секции, клубе, участие в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, выступлениях, соревнованиях, спартакиадах. Всё это снижает дефицит двигательной активности пожилых людей, создаёт условия для общения людей в коллективе единомышленников, расширяет общий кругозор членов групп занимающихся, поддерживает постоянный жизненный тонус.

В практике физического воспитания используется понятие «оздоровительная физическая культура», которая объединяет лучший отечественный и зарубежный опыт оздоровления людей с помощью физических упражнений. В настоящее время широко используется: аэробика (система упражнений, повышающих возможности сердечно сосудистой и дыхательной систем); ритмическая гимнастика (в основе применяются обще развивающие упражнения в сочетании с подскоками, прыжками, танцевальными шагами под музыку); шейпинг (система физических упражнений, направлена на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма); калланетика (программа физических упражнений для женщин, напоминает йогу, комплекс состоит из 4 частей – разминка, красивый живот, стройные ноги, растягивание мышц, «танец живота»); аквааэробика (система физических упражнений в воде) ; дыхательная гимнастика (медиальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры); оздоровительная ходьба (перемещение занимающихся по гладкой, пересеченной местности с разной по времени частотой); плавание (корригирующее средство повышения функциональных возможностей организма, особенно для людей пожилого возраста); ходьба на лыжах (улучшает физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся); оздоровительная (функциональная) гимнастика (включает общеразвивающие упражнения для всех групп мышечного корсета и звеньев опорно-двигательного аппарата, используемых в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на правом, левом боку, в сочетании с дыхательными упражнениями.


Оздоровительная (функциональная) гимнастика рекомендуется лицам пожилого возраста, людям, имеющим нарушения осанки, проблемы в состоянии здоровья желудочно-кишечного тракта, сердечно сосудистой и дыхательной систем, нарушении обмена веществ и т. д. в основе занятий оздоровительной гимнастикой лежит правильное дозирование физических упражнений по количеству и интенсивности нагрузки. Основное внимание при выполнении упражнений уделяется правильному положению корпуса, чтобы избежать неправильных нагрузок на позвоночник и суставы, чтобы мышцы при помощи направленных упражнений хорошо сокращались и расслаблялись. Оздоровительная гимнастика окажет комплексное положительное влияние на организм и позволит добиться хороших результатов у занимающихся.

Перечисленные направления оздоровительной физической культуры можно применять как автономно, так и в сочетании отдельных элементов при организации занятий в группах здоровья.

Рассмотрим подробнее особенности занятий групп здоровья

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

Комплектование групп начинается после того, как будут определены и подготовлены места для занятий, выделены руководители, решены финансовые и другие вопросы. Для каждой группы необходимо чётко определить постоянный график занятий. Для занятий могут быть использованы стадионы, спортивные площадки, лыжные базы, залы, красные уголки, Дома культуры, плавательные бассейны и др. Можно проводить занятия и на открытом воздухе. Места занятий должны быть оборудованы раздевалками, душевыми и находиться под наблюдением медицинских работников. При комплектовании групп здоровья необходимо учитывать:

Возраст занимающихся (55-65, 66-75 лет ), разница в возрасте которых не превышает 10 лет;

Состояние здоровья (желающие заниматься проходят медосмотр по месту жительства);

Пол занимающихся (занятия отдельно для мужчин и женщин, возможны смешанные группы, при этом необходимо учитывать их функциональные возможности);

Уровень физического развития и физической подготовленности.

В группах обычно занимаются 20 – 25 человек, может быть и меньше. Целесообразно комплектовать группы по показателям состояния здоровья и их производственной специальности (инженерно-технические работники, медицинские, работники культуры, педагоги и т. д.)

Занятия с лицами среднего и пожилого возраста направлены на решение следующих задач:

Укрепление здоровья, закаливание, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;

Максимальное повышение и поддержание уровни работоспособности, продление активной творческой жизни;

Приобретение занимающимися определенного круга знаний по основам физической культуры и самостоятельному использованию физических упражнений; - воспитание уверенности в своих силах, развитие физических способностей личности.

Группы здоровья можно организовывать в учреждениях, учебных заведениях, на спортивных базах, домах и Дворцах культуры, в туристических и оздоровительных базах при ТЭКах.

Основные направления групп здоровья предусматривают:

- непосредственные практические занятия;

-теоретические знания в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни;

- участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, спартакиадах;

- пропаганда основ здорового образа жизни в быту.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На занятиях с лицами среднего и старшего возраста используются разнообразные упражнения, которые оказывают комплексные воздействия на организм. В программу включаются общеразвивающие упражнения для мышц рук и плечевого пояса, шеи, упражнения для мышц ног (с учетом всех мышечных подгрупп), упражнения для мышц туловища (в различных исходных положениях и направлениях). К упражнениям без предметов относятся упражнения в со

противлении, выполняемые в парах. ОРУ с предметами : гимнастическая палка, скакалка, малые мячи, гантели, гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка. Широко используются упражнения специального воздействия для укрепления осанки, для укрепления подвижности суставов, для укрепления мышц тазового дна, для увеличения подвижности грудной клетки и глубины дыхания. Целесообразно использовать ходьбу и ее разновидности , как не незаменимое средство в восстановлении функции всех органов и систем организма. Бег – замечательное оздоровительное упражнения для укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем организма, а также для улучшения обмена веществ. В процессе занятий хороший эффект оказывают танцевальные шаги, подскоки, прыжки , которые воздействуют на развитие координационных способностей.

Включать плавание в занятия людей среднего и старшего возраста целесообразно на втором этапе занятий, когда организм окрепнет и будет способен справиться с физиологическими сдвигами. Плавание способствует развитию общей и специальной выносливости, укреплению дыхательной мускулатуры, повышению обмена веществ, лучшей адаптации организма к изменениям температуры внешней среды. Плавание положительно воздействует на нервную систему.

Лыжи как средство физической культуры укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и другие системы, повышают работоспособность и выносливость организма.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Основной вопрос в методике занятий в группах здоровья заключается в определении необходимого уровня физической нагрузки с учётом состояния здоровья, возрастных физиологических изменений, уровня подготовленности и пола занимающихся. При проведении занятий нужно следить за тем, как занимающиеся переносят физические нагрузки. Об этом можно судить по самочувствию, работоспособности, внешним показателям (см. схему признаков утомления). Следует особенно осторожно дозировать нагрузку в течение первых двух месяцев, так как в группе могут быть неоднородные по уровню подготовленности, состоянию здоровья, по степени реакции на физическую нагрузку занимающиеся. Величина физической нагрузки зависит отряда факторов: подбор физических упражнений и их количество, темп, ритм и амплитуда движений, плотность занятия, продолжительность занятия, паузы отдыха и другие факторы. Следует избегать упражнения на быстроту, задержку дыхания, переходы из положения сидя в положение лёжа на спине и обратно, а также на снарядах. Трудность упражнений надо увеличивать постепенно. Большое значение приобретает правильный подбор упражнений для различных групп мышц, чередование напряжений и расслаблений. Количество упражнений в занятии колеблется от 30-40 до 55 и более, чередуемых с ходьбой, бегом, танцевальными и прыжковыми действиями. Количество повторений каждого упражнения варьируется от 6-8 раз (в первые месяцы занятий) до 10-12 повторений (в конце тренировочного цикла). Количество занятий в неделю по опыту работы с группами здоровья подсказывает, что самое правильное проводить занятия два раза в неделю по 90 минут. Такая продолжительность обусловлена замедленной врабатываемостью и приспособляемостью стареющего организма к физической нагрузке.

Исходное положение (и. п.) определяет трудность, доступность упражнений, влияет на качество их выполнения. Используются следующие И. П: лёжа на спине - улучшается питание межпозвоночных дисков, оказывается положительное влияние на функции желудочно – кишечного тракта, нормализуется перистальтика кишечника, функции печени и желчного пузыря, укрепляются мышцы тазового дна; лёжа на животе – упражнения положительно влияют на укрепление мышц спины, всего туловища, но трудны для тучных людей; стоя на четвереньках – при выполнении упражнений разгружается позвоночник, укрепляется мышечный корсет, улучшается деятельность желудочно – кишечного тракта, укрепляются органы женской половой сферы. Темп, ритм и амплитуда выполнения упражнений создают благоприятные условия для крово - и лимфообразования, содействуют подвижности суставов и эластичности мышц, обеспечивают равномерное чередование работы и отдыха, предупреждают наступление утомления.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ ЗДОРОВЬЯ

Планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах Здоровья определяется с учётом материально-технической базы, климатических условий, возраста занимающихся и их физической подготовленности. План работы составляется на основе интересов занимающихся и предусматривает количество занятий в неделю, в месяц, в течение года, нескольких лет. В годовой план включаются основные средства физической культуры, теоретические вопросы о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. В предложенном варианте примерного плана можно дополнить то, что подсказывает личный опыт. Многолетний опыт работы оздоровительных групп в нашей стране подтверждает, что правильное планирование позволяет значительно улучшить показатели здоровья, укрепить основные системы жизнеобеспечения, стабилизировать работу физиологических функций организма.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ План ЗАНЯТИЙ

Наименование тем курса

Количество часов

лекционные

Семинары, практические занятия

Самостоятельная работа

Турпоходы, экскурсии

1

2

3

4

5

6

7

I . Общие основы физической культуры

Периодизация возрастного развития человека

Возрастные особенности физического развития и функционального состояния организма

Особенности методики занятий физическими упражнениями с группами здоровья

Режим двигательной активности людей пенсионного возраста

Психология личности - модель здоровья

Питание как основа здорового образа жизни

Самостоятельные занятия физической культурой

II .Средства физической культуры (практика)

Ходьба, её варианты

Беговые упражнения, варианты

Танцевальные шаги, подскоки

Обще развивающие упражнения (ОРУ); с предметами, в парах, с изменением исходного положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, на четвереньках)

Упражнения на растягивание и расслабление

Оздоровительные ФУ при нарушениях опорно-двигательного аппарата(ОДА)

Оздоровительные физические упражнения при терапевтических и гинекологических заболеваниях

ЛФК при ССС заболеваниях

Дыхательная и звуковая гимнастика, их разновидности

Пальчиковая гимнастика

Игры на внимание

III . Психолого – педагогические основы ЗОЖ

Гигиена и психогигиена в формировании ЗОЖ

Рациональное питание как профилактика вредных привычек

Массаж, самомассаж

Закаливание

Аутотренинг

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ЗДОРОВЬЯ

Основной формой проведения занятий является урок, который состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть несёт свою смысловую нагрузку и включает самые разнообразные физические упражнения из различных исходных положений. В подготовительную часть включаются: ходьба и её варианты, беговые упражнения, танцевальные шаги, повороты, различные перемещения на занятии (можно использовать ритмичную музыку). В основной части применяются упражнения, которые способствуют укреплению всех систем организма, используя исходные положения: стоя, сидя, на четвереньках, лёжа на спине, лёжа на животе (ограниченно для полных людей). В заключительной части, продолжающейся 5-7 минут, интенсивность физической нагрузки и эмоциональный настрой снижаются. С этой целью вводятся упражнения дыхательной гимнастики, для глаз, упражнения для расслабления, выполняемые в положении сидя, лёжа на спине. Для лиц старшего возраста заключительная часть должна быть продолжительнее. На протяжении всего занятия руководитель группы создаёт положительное эмоциональное настроение занимающихся.

Кроме практических занятий проводятся лекции с приглашением интересных людей, различных специалистов, проведение походов на природу. Очень важно сформировать у занимающихся навыки самостоятельных занятий по выполнению «зарядки», по закаливанию, самоконтролю организма.

А Н К Е Т А

Ценностные ориентации пожилых людей

1. Познание и духовная культура как главная ценность жизни.

2.Опека детей и внуков.

3.Продолжение жизни в любых сферах приложения сил.

4.Продолжение профессиональной жизни в прежней сфере.

5.Прикладная деятельность.

6.Накопительская ориентация.

7.Социальная активность.

8.Погружение в прошлое.

9.Уход в религию.

10.Уход в болезнь.

11.Активный отдых и получение радости от жизни.

12Жизнь сегодняшним днем.

ПОЛОЖЕНИЕ

о физкультурно-оздоровительных группах для людей пожилого возраста

при городских и районных советах и первичных ветеранских организациях

Общие принципы формирования ФОГ

Физкультурно-оздоровительные группы (ФОГ) для лиц пожилого возраста являются одним из видов лечебно-профилактических занятий объединений ветеранов, созданных на общественных началах при лечебных учреждениях, спортивных комплексах, Домах культуры, в спортзалах школ и других учебных заведений.

Основной целью ФОГ является повышение жизнеспособности людей старшего поколения и улучшение качества их жизни. При этом решаются следующие задачи:

1. повышение уровня соматического здоровья;

2. профилактика преждевременного старения;

3. снижение заболеваемости;

4. сохранение и повышение работоспособности;

5. обучение навыкам здорового образа жизни;

6. пропаганда оздоровительного действия физических упражнений

в пожилом возрасте среди ветеранской общественности.

Такие результаты достигаются в итоге продолжительных (не менее 2-3 лет) дозированных физических тренировок и, если это возможно, проведения ряда реабилитационных процедур (посещение бассейна, сауны, массажных кабинетов).

ФОГ могут быть разной тематической направленности и могут использовать разные виды физических тренировок: оздоровительная и лечебная гимнастика, волейбол, стрельба, лыжи, плавание, малый теннис, шахматы, шашки и др.; легкоатлетические соревнования, кроссы и спартакиады, туристические слеты и походы.

Принципы действия ФОГ

ФОГ формируются отдельно для женщин и мужчин пенсионного возраста. Перед зачислением в группу необходимо пройти медицинское обследование у терапевта, кардиолога , окулиста и других специалистов по видам хронических заболеваний для определения степени допустимой физической нагрузки всех членов ФОГ.

В программу оздоровления и реабилитации пожилых людей должны включаться не только практические занятия, но и лекции, беседы о здоровом образе жизни, участие членов ФОГ в различного рода спортивных выступлениях, соревнованиях и спартакиадах. Все это не только уменьшает дефицит физической активности пожилых людей, но и создает условия для их общения в коллективе единомышленников, расширяет общий кругозор членов ФОГ, поддерживает постоянный жизненный тонус.

ПОЛОЖЕНИЕзработано физкультурно-оздоровительной комиссией ОСВВиТ заболеваниях о-физкуль

Сложившаяся практика действующих в течение ряда лет в нашей области физкультурно-оздоровительных групп, на их базе, показывает, что, как правило, на их основе создаются клубы по интересам, самодеятельные художественные коллективы, осуществляются коллективные выезды на природу, на экскурсии. Общность интересов и жизненных устремлений пробуждают у пожилых людей творческие способности. Разнообразные и нужные дела, в которых участвуют члены групп здоровья, дают устойчивое ощущение своей причастности к общественной жизни. Таким образом, реализация программы ФОГ позволяет воздействовать на все аспекты здоровья пожилых людей – физического и духовного, способствует активному долголетию.

Роль советов ветеранов в работе физкультурно-оздоровительныхгрупп .

Главными координаторами создания и работы физкультурно-оздоровительных групп являются городские и районные советы ветеранов, первичные ветеранские организации. Непосредственно их работу курируют физкультурно-оздоровительные комиссии или комиссии по здравоохранению при городских и районных советах ветеранов, в исключительных случаях – члены советов, специально закреплённые за группами по решению президиумов. Все организационные, финансовые, медицинские вопросы, возникающие в процессе работы, советы ветеранов решают при содействии местных органов власти, органов здравоохранения, социального развития , опеки и попечительства, культуры, образования, физической культуры и спорта. Советы ветеранов создают условия для успешного функционирования групп здоровья, спортивных объединений и творческих коллективов, созданных на их основе:

Помогают в организации групп здоровья; - заключают договора со спортивными и образовательными учреждениями для выделения времени для занятий в спортзалах, плавательных бассейнах для ветеранов; - по возможности выделяют денежные средства для приобретения спортинвентаря ; - оказывают помощь в подборе руководителей групп и проведении медицинского обследования; - привлекают к участию в культурно – массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях и спартакиадах.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ УТОМЛЕНИЯ

Признаки

Небольшое

утомление

утомление

утомление

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность покровов

Потливость

Небольшая

Очень резкая потливость, выступление солей

Учащённое, ровное

Учащённое, периодически наступающее дыхание через рот

Резкое учащение: поверхностное непрерывное дыхание через рот. Отдельные глубокие вдохи сменяются беспорядочным дыханием (одышка)

Движения

Бодрая походка

Неуравновешенный шаг, покачивание тела

Резкое покачивание тела, отставание на марше, появление нескоординированных движений

Внимание

Хорошее безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд

Самочувствие

Нет никаких жалоб

Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку

Жалобы на те же явления, а так же на головную боль, жжение в груди, тошноту и рвоту

– председатель физкультурно-

оздоровительной комиссии областного Совета ветеранов

Книга кандидата медицинских наук Ольги Мясниковой — матери знаменитого доктора Александра Мясникова — нравится пожилым читателям откровениями из личной жизни автора и практическими советами. Сегодня — рекомендации по двигательной активности от 88-летней женщины-врача.

Движение — жизнь. А значит, чтобы постоянно быть живым, надо постоянно двигаться. Когда речь идет о том, чтобы двигаться, обычно в голову приходят традиционные физические упражнения. Но это вовсе и не обязательно! Дело в том, что для нашего организма совершенно не важно, являются ли его движения физкультурными упражнениями или нет.

Например, лучше идти куда-нибудь пешком, а не ехать на транспорте. Или ходить пешком по лестнице, а не ездить на лифте. Или просто чаще ходить гулять. Или чаще заниматься любой физической деятельностью, да хоть просто чаще в квартире убирать. Поэтому я до сих пор мою полы руками и стираю руками, а не в машинке. Если надо залезть наверх, ставлю две табуретки и лезу. Крупы, банки, бутылки — все, что мне нужно, достаю сама, не прибегая ни к чьей помощи.

Очень полезно ходить пешком — в любом возрасте и на любое расстояние. Но по времени ходить нужно не менее часа в день. Я до сих пор хожу по два часа в день. Беру сумку на колесиках и отправляюсь в путешествие по району — то в магазин зайду, то в аптеку, то на почту, то просто хожу. Кстати, хожу и зимой, и летом. В любую погоду!

Почему так важна ходьба? При ходьбе дается хорошая нагрузка на мышцы, которые активизируют работу всех органов и систем организма. При движении температура тела начинает повышаться, что улучшает кровоток и кровоснабжение всех органов, лучше проходят обменные процессы, повышаются защитные силы — иммунитет. Таким образом, благодаря движению происходит наращивание жизненной силы.

Кроме того, происходит улучшение газообмена в легких и тканях, поэтому организм наполняется энергией, что улучшает общее самочувствие человека. За счет задействования многих мышц при ходьбе снимаются стресс и напряжение, которое локализуется в таких частях тела, как шея, спина, поясница и другие отделы позвоночника. Поэтому после того как вы пройдетесь, у вас появится чувство легкости и расслабления. Ходьба, как и любое движение, оказывает разнообразное положительное действие:

  • укрепляет сердечно-сосудистую систему и предупреждает атеросклероз: за счет движений при ходьбе улучшается кровообращение важных жизненных центров, увеличивается энергия, что укрепляет сосуды, а также тренирует сердце, поскольку сердце — это, по сути своей, та же мышца;
  • снимает синдром хронической усталости: при ходьбе происходит снятие эмоциональной напряженности, а за счет усиленной циркуляции чистого и свежего воздуха в легких происходит оздоровление дыхательной, нервной системы и головного мозга в частности;
  • улучшает моторику кишечника и активизирует пищеварение: на стопе имеются так называемые активные точки (проекции внутренних органов), которые при ходьбе задействуются и вовлекают в работу органы пищеварения. Кроме того, из-за мышечных сокращений возникают усилия, которые не дают застаиваться желчи в желчном пузыре, а переваренная пища активнее продвигается по кишечнику, все это хорошо помогает в борьбе с запорами.

Гимнастика: 2 комплекса упражнений

Когда у меня спрашивают, можно ли пожилым людям много ходить, делать упражнения, я отвечаю: «Да!». Утром проснулись — потянитесь! Вытяните ноги, направьте носки на себя и подержите в таком напряжении ноги несколько секунд. Затем вытяните носки вперед и снова задержите движение.

Поднимайте по очереди ноги и руки. Потом очень полезно делать мостик в кровати. Упор на стопы и руки, поднимаете тело максимально вверх. Поднялись — и задержитесь на несколько секунд. Если вдруг упадете — не страшно! Вы же упадете в свою же кровать!

Сегодня постоянно проводятся исследования, результаты которых доказывают, что умеренная гимнастика в пожилом возрасте не только благотворно влияет на физическое здоровье, но и поддерживает память, сохраняет ясный ум и, в конце концов, позволяет человеку чувствовать себя частью социума в любом возрасте.

Даже людям после тяжелых заболеваний, таких как , например, необходима легкая физическая нагрузка. Дело в том, что расстройство мозгового кровообращения приводит к образованию в мозге патологического очага. Ядро очага составляют погибшие нервные клетки, а клетки вблизи от него находятся в состоянии пониженной активности или полного торможения. Своевременно принятые лечебные меры могут вернуть им активность. Поэтому больному надо начать заниматься лечебной гимнастикой. Физическая тренировка стимулирует способность нервных клеток «переучиваться» и в определенной степени брать на себя обязанности погибших, компенсировать их бездействие.

Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, который поможет чувствовать себя бодрым и молодым. Но главное помнить, что упражнения должны выполняться с удовольствием. И если нет сил, нездоровится, то не стоит в этот день заниматься.

Выполняя упражнения, не торопитесь, дышите ровно. Отдыхайте между упражнениями. Если устали — сядьте или даже можно прилечь. Но ненадолго!

Старайтесь выполнять упражнения утром, в хорошо проветриваемом помещении и, конечно же, на голодный желудок.

Комплекс упражнений для всех

  1. Разминаем шею: опускаем голову вперед, вращаем шеей вправо и влево подобно маятнику.

  1. Делаем повороты головой к левому плечу и к правому. Потом тянемся к левому плечу и к правому.

  1. Делаем вращения головой, по 4 раза в каждую сторону.

  1. Кладем руки на плечи и делаем круговые вращения вперед и назад по 6 раз в каждую сторону.

  1. Руки вытянуты в стороны. Сгибаем руки в локтях и выполняем вращения. По 6 раз в каждую сторону.

  1. Вдохнули, развели руки и на выдохе наклоняемся вперед. Затем возвращаемся в исходное положение, прогибаемся в спине с разведением рук.

  1. Полуприседы, или плие. Пяточки вместе, носочки врознь, руки на пояс. Делаем полуприседы, колени разводим в стороны.

  1. Делаем полные приседания с круговыми вращениями рук.

5 самых полезных упражнений для пожилых или ослабленных женщин и здоровья тазобедренного сустава

  1. Садимся на коврик, разводим ноги как можно шире. Вдохнули, развели руки, потянулись к правой ноге, затем — к левой ноге и посередине ног.

  1. Ноги свели, вдохнули, развели руки и потянулись к обеим ногам.

  1. Одну ногу выпрямили, вторую согнули в колене. Вдохнули, развели руки и тянемся к прямой ноге. Делаем упражнение на обе ноги.

  1. Сидим на полу, колени согнули, опустили вправо, голова тянется влево. Повторяем и с другой стороны.

  1. Сидим на полу, колени согнуты. Поднимаем левую ногу вверх, вместе с тем отрываем бедро. Не опуская ногу вниз, тянем ее вправо, потом снова вверх и опускаем. Повторяем то же с правой ногой.

Самое главное в физической тренировке — постепенное наращивание нагрузок. То есть не перетруждайтесь. Но и не бойтесь! Многие начинают паниковать: а вдруг я сделаю себе хуже? Ну что вы! Движение продлевает жизнь, а не сокращает! Поэтому гимнастику можно делать абсолютно всем! В любом возрасте и с любым заболеванием.

Для сохранения полноценного здоровья в пожилом возрасте необходимо обращать пристальное внимание на систематическое выполнение физических упражнений. Группы здоровья для пенсионеров помогают людям преклонного возраста укреплять суставы, мышцы, повышать выносливость, увеличивать координацию движений, поддерживать в рабочем состоянии органы дыхания, сердечно-сосудистую систему. Инструкторы, работающие с данным контингентом, подбирают такие упражнения, которые бы исключали возможность повреждений и травм.

Что нужно учитывать тренеру при работе с пожилыми людьми?

Упражнения для пенсионеров в группе здоровья не должны включать задания на скорость (забеги с учетом времени), силовые действия (понятие штанги). Нагрузка должна быть подобрана инструктором с учетом индивидуального состояния пенсионера. Выполнять комплексы упражнений пожилым людям лучше в утреннее время. Количество повторений одного задания - не больше 10 раз.

Как правильно распределять нагрузки?

Группы здоровья для пенсионеров занимаются с опытными инструкторами, которые следят за тем, чтобы «новички» не переусердствовали 2-3 дня после начала занятий с физическими нагрузками. Постепенно увеличивается продолжительность занятий, добавляются новые движения и упражнения. Желательно сочетать (гимнастику) с физическими заданиями.

Вариант комплекса физических упражнений

Группа здоровья для есть в каждом районе столицы. Люди преклонного возраста посещают их не только для занятий спортом, но и для общения. Что можно включить в комплекс занятий для данной возрастной категории?

  1. Ноги ставят на ширину плеч, руки кладут на пояс. Голову плавно наклоняют к левому и правому плечу (поочередно), пытаясь дотянуться до уха. Затем наклоны выполняют вперед и назад, пытаясь коснуться груди подбородком. Постепенно скорость движения увеличивается. При выполнении данного упражнения голова не должна поворачиваться. В качестве завершающего элемента по часовой стрелке выполняется круговое движение головой.
  2. Исходное положение остается таким же. Медленно наклоняем тело вправо, тянем правую руку к колену. При этом левую руку поднимаем к подмышечной впадине. Выполняем аналогично наклоны влево. При выполнении задания стараемся не делать резких движений.
  3. Возвращаемся в исходное положение. Выполняем круговые движения плечами. Спина во время упражнения максимально округлена, пытаемся свести вместе лопатки.
  4. Располагаем ноги на ширине плеч, вытягиваем перед собой руки. Сводим и разводим обе руки одновременно, делая упражнение «ножницы». Затем совершаем руками круговые движения.
  5. Руки ставим на пояс, ноги находятся на ширине плеч. Поворачиваем вправо туловище, затем возвращаемся в исходное состояние, вытягиваем вперед руки. Повторяем задание, поворачиваясь влево, потом принимаем первоначальное положение.
  6. Садимся на пол, предварительно постелив тонкий гимнастический коврик. Ноги вытягиваем вперед, плавно наклоняем туловище, стараемся дотянуться до кончиков пальцев ног руками.
  7. Прислоняемся к стене, поднимаем плавно вверх руки. Затем на 1-2 шага отходим от стены, пытаемся сделать наклоны назад, кончиками рук коснуться стены. Возвращаемся в первоначальное положение.
  8. Ложимся на спину, расставляем руки в стороны. В коленках сгибаем ноги, поднимаем их вверх попеременно, пытаемся коснуться коленками груди.

Группы здоровья для пенсионеров могут использовать и другие варианты физических упражнений, дополнять либо модифицировать задания по усмотрению инструктора. Если возраст и физическое состояние позволяют, можно помимо занятий в кататься на велосипеде, лыжах. Существуют и специальные группы здоровья для пенсионеров (в СПб и других городах) в бассейнах, специализирующиеся на водной гимнастике.

Заключение

Нет такого понятия, как старость, для тех людей, кто ежедневно устраивает короткие утренние пробежки, регулярно посещает бассейн, гуляет в парке с внуками, ведет здоровый образ жизни. Многочисленные группы здоровья для пенсионеров создаются для того, чтобы люди не ощущали себя ненужными стариками, как можно дольше оставались молодыми, подтянутыми, активными.