Обувь

Разумное существо это. Дёгтев вячеслав"разумные существа" Что такое разумное существо

Разумное существо это. Дёгтев вячеслав

Люди не единственные разумные существа на Земле


Принято считать, что на Земле существует один разумный вид - человек. Но в науке нет общепринятых критериев, что считать разумом. При некоторых подходах может оказаться, что разумных видов больше. Например, эксперименты с узнаванием себя в зеркале показывают, что зачатками самосознания обладают три вида обезьян, дельфины и, как установили ученые этой осенью - слоны. О том, что дают эти эксперименты для понимания природы и происхождения разума рассказывает сотрудник Института психологии Российской академии наук, кандидат психологических наук Станислав Козловский.

- Каковы критерии разумного и есть ли они?

Разум - достаточно широкое понятие. И существует много критериев разума. Одним из критериев разумности, наличия психи ки является чувствительность. Разум в этом случае понимается как синоним слова психи ка. Проводились эксперименты с червяками, их сажали в Т-образный лабиринт и учили сворачиваться, когда они ползут по этому лабиринту, только в правую сторону. И червяки научились! Есть и более сложные критерии. Так у человека есть самосознание, человек осознает себя как личность, он понимает, что есть Я, а что есть все остальное. Животных трудно спросить их есть ли у них чувство Я. И был придуман такой тест в 1960 году: Гордон Гэллап взял шимпанзе и под наркозом пометил у них шерсть красной краской в районе уха, на щеке.

Когда шимпанзе очнулись после наркоза, их подвели к зеркалу, причем зеркало они уже видели, были с ним знакомы. Они увидели свое отражение в зеркале и тут же стали хвататься за те места, которые у них были помечены краской.

Они поняли, что что-то не так. Что за пятна у меня на лице? Сразу было видно, что если обезьяна смотрит в зеркало и хватается за себя, то она воспринимает себя, помнит, как она выглядела раньше, видит в зеркале отражение и понимает, что она это она. После того, как появилась эта статья, подобные эксперименты были проведены на макаках. Оказалось, макаки не воспринимают свое отражение, они воспринимают там соперника, пытаются укусить его. Выработать какое-то узнавание себя не получается.

В конце 70-х годов появились сообщения, что подобные узнавания себя в зеркале наблюдаются у орангутангов и у горилл, а вот другие обезьяны – гиббоны, макаки, капуцины себя в зеркале не узнают. Потом стали проводить эксперименты над другими животными. Проводили на голубях, на кошках, на собаках, даже на слонах, но ничего не получалось, они себя не узнают.

Когда собака видит свое отражение в зеркале, она думает, что это другая собака. Но так как запаха никакого не чувствует, то быстро теряет интерес к отражению. Кстати, недавно было сообщение в новостях: в Канаде, это было в районе Ванкувера, вдруг у многих автомобилей стали появляться разбитые зеркала. Стали думать, что такое, маньяк какой-то завелся в городе? И вдруг кто-то заметил, что дятел подлетает к зеркалам и начинает их методично разбивать своим клювом. Обратились к орнитологам, орнитологи сказали, что дятел видит в зеркале своего соперника и начинает с ним сражаться и в итоге, разбивая зеркало, его побеждает.

В дальнейшем возник вопрос, а есть ли самосознание у дельфинов. Существует коэффициент энцефализации - отношение массы мозга к массе тела. Существует много животных, у которых масса абсолютная мозга значительно больше, чем у человека, к примеру, мозг кашалота весит 7-8 килограммов. Но если сравнивать отношение массы мозга к массе тела, то на первом месте окажется человек, и обезьяны по коэффициенту энцефализации выстраиваются в той же последовательности, как они показывают в результате узнавания себя в зеркале и по многим другим тестам. Когда вычислили этот коэффициент у дельфинов, оказалось, что дельфины находятся между шимпанзе и человеком.

Возник вопрос: могут ли они воспринимать себя в зеркале. В 2001 году сделали такой эксперимент: в аквариуме стояло зеркало и на дельфинов нанесли несколько меток, около десятка. Были метки невидимые, то есть они ощущали, что что-то прикреплено, но в отражении эти метки не были видны, и метки видимые. И те и другие дельфины могли видеть только в отражении зеркала. Когда дельфины подплывали к зеркалу, они начинали тут же вертеться, подставляя к зеркалу участки с метками. Потом проанализировали видеозапись, оказалось, что действительно они себя узнают, то есть они поворачиваются именно теми местами, где метки. Стало понятно, что кроме шимпанзе, орангутангов и горилл появился еще один вид животных – это дельфины, которые себя узнают в зеркале. Отсюда делается вывод, что они имеют какое-то самосознание. И буквально совсем недавно появилась статья, что себя в зеркале могут узнавать слоны.

Были эксперименты, которые вроде бы говорят о том, что слоны себя в зеркале не узнают. Когда стали анализировать эти эксперименты со слонами, оказалось, что раньше либо им ставили цветные метки, но слоны цветов не различают. Либо зеркало слонам давали маленькое, потому что боялись, что вдруг они разобьют его, поранятся, либо ставили так далеко, что они до него не могли дотянуться. В этот раз в зоопарке поставили большое пластиковое зеркало прямо в клетке со слонами. Стали наблюдать за ними.

Слоны тут же подошли к зеркалу, стали смотреть, что это такое интересное появилось у них в клетке, стали заглядывать за зеркало, вставали на задние лапы, пытались заглянуть за забор, на котором висело зеркало. Потом стали ходить вокруг зеркала, крутиться, вертеться, пытаясь заглянуть неожиданно, посмотреть, есть там что или нет, когда они туда не смотрят. Потом стали рассматривать свое тело, поворачиваться местами, которые они обычно не видят. И, в конце концов, после того, как слоны привыкли к зеркалу, был проведен контрольный эксперимент. Слонихе сделали несколько меток, одна была реально видимая. Потом слониха какое-то время ходила, ничего не ощущала, до этого крестика не дотрагивалась. Потом она подошла к зеркалу и тут же начала пытаться хоботом достать до крестика, пытаясь понять, что у нее на лице, пытаясь стереть. Тем самым было доказано, что слоны себя в зеркале узнают.

Видео было выложено в интернет, все желающие, даже те, кто сомневались, могли реально увидеть, как слониха пытается этот крестик стереть.

То есть на сегодняшний день на Земле кроме человека есть еще пять видов, которые обладают некоторым родом самосознания, узнают себя в зеркало и воспринимают собственное тело - это шимпанзе, гориллы, орангутанги, дельфины и слоны. Раньше говорилось, что критерий, разума человеческого разума – это самосознание. Значит, теперь это уже не есть критерий человеческого разума. Можно как-то провести границу между тем, что называется разумом и тем, что есть просто форма самопознания?

Пожалуй, нет. Здесь скорее размытая граница. Если мы возьмем человека с умственной отсталостью и сравним с ним здоровую обезьяну (не очень корректное сравнение), но окажется, что обезьяна выполняет тесты лучше, чем человек с идиотией. Она, по крайней мере, может себя обслуживать, может самостоятельно есть, выполняет простейшие интеллектуальные задачи, в то время как такой человек не может. Аналогично дети, они себя в зеркале узнают в возрасте около двух лет, до этого, если им носик краской покрасить они себя в зеркале не узнают.

Можно сказать, разум присущ человеку лишь на какой-то стадии, и животные тоже до какой-то стадии развиваются, а потом останавливаются. А вот эта граница, эта остановка заложена на уровне генов или это скорее вопрос социального устройства, истории и практики?

На самом деле это очень трудно сказать. Во-первых, у нас и у животных мозг отличается, мозг человека достаточно сложная структура, он гораздо сложнее, чем мозг животных. Хотя масса мозга слона и человека различается, у человека 1350 граммов, а масса мозга слона 4800 граммов в среднем, но если мы сравним их, окажется, что у слона половина мозга занимает мозжечок, который отвечает за координацию движений. Возможно, мозг у животных не развился. Но разные виды животных, такие как дельфины, слоны, обезьяны в принципе приходят к тому, что разум у них проявляется.

Выходит, что животные, находясь в сложной инфраструктуре, созданной человеком, могут развивать в себе какие-то зачатки разума, идущие дальше, чем в природе?

Вообще да. В обогащенной среде, как правило, мозг развивается гораздо быстрее. Был проведен такой эксперимент: взяли две группы крыс, одна находилась с рождения в клетке, где была обогащенная среда, было много для этих крыс игрушек, различные качели, погремушки. У другой группы была обычная клетка с кормом и больше ничего не было. Оказалось, что у крыс, которые жили в обогащенной среде, было большее количество нейрон ов, было большее количество связей между ними. Отсюда делается вывод, что обогащенная среда влияет на развитие мозга.

- А такой крамольный вопрос: над человеком подобные наблюдения велись?

Это так называемые дети Маугли. Существует несколько уже описаний в науке, когда дети воспитывались животными, и потом когда они вернулись в человеческое общество уже в возрасте 4-6 лет, их уже превратить в человека было практически невозможно. То есть они не могут ни говорить, ни себя обслуживать, ходят на четвереньках, лают. Не помню, какой-то император провел такой эксперимент. Он считал, что существовал проязык всего человечества. То есть в детстве людей учат другим языкам, но есть врожденный язык. Он взял детей, посадил в башню и стал смотреть, на каком языке начнут говорить. Прислуге было запрещено с ними разговаривать. В итоге выросли только идиоты.

Сама человеческая цивилизация отличается от животных тем, что мы можем передавать знания из поколения в поколение. Человек возник как вид 200-400 тысяч лет назад, но самой человеческой цивилизации по разным оценкам около 20 тысяч лет. Возникает вопрос: где были люди раньше, почему они не развивались? Видимо, благодаря тому, что возник язык, возникла передача опыта, и произошел взрывной рост цивилизации.

Можно сказать, что биология обеспечивает человеку возможность существования разума, но не гарантирует, что он возникнет, для этого еще нужны социальные условия.

Конечно, без социальных условий человек бы не развивался. Но человек сам себе создает социальные условия.

Солнце входит в пространство вашего существования и считывает вибрации, прикасаясь к вашей коже. Оно интимно взаимосвязано со всеми аспектами жизни, какими вы их себе представляете. Это поле разума, которое «заряжает» и делает возможным само ваше существование. Солнце формирует окружающую вас среду, где возможен сам факт вашего развития.
Солнце заинтересовано в вашем духовном развитии. По мере вашего духовного роста вы предоставляете Солнцу новую информацию, когда оно дотрагивается до вас. Во многих культурах о Солнце отзываются как о разумной силе, управляющей данным миром. О Солнце отзываются как о Боге. Вы были бы удивлены, если бы узнали, кто и что обитает на Солнце.
Солнце всего лишь иллюзия.


Высокоразвитые миры могут прятаться под маской Солнца, таким образом отгораживая себя от возможности вторжения и проникновения, защищая себя силой Света.

Для одних Солнце - место учебы и получения великих уроков, для других же - место инициации, через которую они проходят для того, чтобы двигаться дальше. Это не просто плазма, как считают ваши ученые.
Наука до весьма высокой степени полностью разрушила вашу интерпретацию жизни. Наука удалила веселье, жизненную силу, тайну и радость созидания из вашего жизненного процесса. Жизнь стала очень обыденной, скучной и порой - бессмысленной.
Можете ли вы представить себе, чтобы Солнце не имело смысла? Но на сегодняшний день раздувается компания страха перед Солнцем, проводится навязывание негативного отношения к нему. Люди более не чувствуют связи с природой, так как наука безапелляционно заявила, что природа небезопасна. Подозрительное отношение к Солнцу, самой природе и Земле внесло свою лепту в назревание текущего кризиса.

А кризис заключается в том, что вы не уважаете, не чтите свой дом и не дорожите им. В настоящее время в научных кругах также назрел кризис противоречивых теорий - и слава Богу, вернее, слава Богине. Солнце и Луна - «светильники» внутри вашей системы, через которые на вас оказывают наиболее глубокое влияние.
Солнце генерирует свой собственный свет и, в свою очередь, освещает Луну. Небесные тела сконструированы в форме астероидов, лун и планет. И через эти «осветительные приборы» лучи разума передаются от звезд к Солнцу, а затем на Землю.
При помощи этих волн можно прочитать и ваши действия. Информация о ваших мыслях и поступках «считывается» с ваших электромагнитных тел, а затем поступает обратно на Солнце, Луну и переносится далее к источнику информации, в нашем случае - в созвездие Плеяд.

Когда вы переместитесь в иную точку пространства и рассмотрите Солнечную систему и звездное небо с другой точки зрения, вы увидите, что Земля, звезды и все вокруг значительно смещается, меняется. Одна из систем, совместно с которой вы вращаетесь, - система Плеяд с центральным солнцем, Альци-оном. Ваша Солнечная система расположена на краю галактической спирали. Представьте себе, что вы мысленно проводите прямую линию от Земли до Альциона, желая соединиться с центральным солнцем Плеяд. А затем, когда вы достигнете Альциона, кто-то скажет вам: «Существует еще одно центральное Солнце, вокруг которого все мы вращаемся». Тогда вы проводите линию по направлению к нему. И опять кто-то говорит вам о существовании иных центральных светил. И вы продолжаете рисовать свои прямые линии то тут, то там.
В вашей Вселенной миллиарды галактик, а вы живете лишь в одной из них. По мере рисования вами прямых линий проявляется определенная геометрическая конфигурация. Мы все значительно упрощаем. На самом деле все вовсе не так, но мы создаем для вас образ, который помог бы вам понять определенные концепции. Когда вы рисуете в воображении данные линии и энергетически (при помощи мысли) связываете одно центральное Солнце с другим, вы связываете воедино собрания разума.
Это собрание разума можно определить как место пребывания Первосоздателя, хотя это не совсем так. Скорее всего, это место пребывания одного из богов-создателей или одного из его представителей. Или место пребывания эксперимента Великих Мастеров Игры.

Представьте себе, что разумное существо, проявляющееся и действующее во многих измерениях и планах существования, состоит из центральных Солнц вашей Вселенной, разбросанных по всему его так называемому телу. Посредством этих Солнц происходит управление мирами. Весь рост направлен к данным светилам. Именно ваше Солнце позволяет вам получать Свет, а Свет -это то, что позволяет вам увидеть отображение себя во внешнем мире.
Солнце -управитель, властелин вашей системы, каковой вы ее себе представляете. Это чувствительная точка данной области пространства. Солнце считывает информацию о своих созданиях и, в свою очередь, дает им то, в чем они нуждаются. Поэтому, когда вы несете в себе любовь к Земле и самим себе, солнечные лучи понимают вас и помогают вам пройти соответствующий вашему мировоззрению жизненный опыт.

Когда интенсивность энергетических процессов планеты все более ускоряется, такой процесс транслируется в пространство как процесс неправильного использования энергий, а Солнце считывает эту информацию. Солнце соответствует сердечному центру сочувствования. Оно позволяет жизни быть и активирует жизнь. Вы не можете утаить от Солнца сведения, так как Солнце считывает информацию на вибрационном уровне. Многие люди пытаются уйти под землю, чтобы сохранить свои действия в тайне.

Подумайте о сознании Солнца, которое заглядывает к вам. Солнце дотрагивается до всех ведущих точек различных световых циклов, проверяя, что происходит с каждым «винтиком» и каждой «гаечкой». Солнце чувствует и возвращает себе знания о том, что происходит. А затем уже принимает решение о своем самовыражении. Оно учится, каким образом поддерживать баланс и корректировать дисгармонию своих творений. Солнце меняется. Солнце и многие его силы задумывают и начинают осуществлять феноменальные сдвиги, посылая информацию ко всем аспектам вашего существа. Внутри различных планов и аспектов существования есть множество иных планов и аспектов - и так до бесконечности.
Поймите, что всегда существует более высокий план возможностей, если вы того пожелаете. Вскоре будет наблюдаться значительное повышение солнечной активности. Энергия Солнца будет жечь и расширяться, посылая в Космос высокие дозы гамма-излучения. Иногда Солнце тихое, нежное и безмятежное, как дитя. Иногда же Солнце проходит через периоды активности, сравнимые с миллионами действующих вулканов, выбрасывающих пламя и лаву одновременно. Но если ваше сознание настроено определенным образом, вы легко можете пережить такую активность и переместиться в ту область, которая существует за пределами подобной иллюзии.
Форма Солнца-иллюзия, внедренная глубоко в сущность каждой Солнечной системы, в каждую часть ДНК всей Вселенной. В общепринятых матрицах и разработках коренных верований провозглашено, что определенные иллюзии будут восприниматься в обязательном порядке, а иные - не будут. Солнце -корневая аксиома, по поводу которой не может быть никаких разногласий и которая проявляется во многие реальности и действительно позволяет реальностям сливаться воедино.
По мере того, как меняется качество солнечных лучей, активированных сознанием обитателей Земли, и по мере высвобождения Солнцем энергии в виде «солнечных вспышек» происходят изменения на полюсах Земли.
Вспышки пламени похожи на атомные взрывы или электрические замыкания невероятных масштабов, захватывающие миллионы километров пространства. Полюса Земли, являющиеся полюсами магнита, улавливают эту энергию. Они захватывают энергию Космоса и привносят ее на планету.

Благодаря магнитной силе, энергия огибает экватор или направляется внутрь к центру Земли. Каждый полюс захватывает солнечную энергию, притягивает ее к Земле, создавая огромный цилиндр вибрирующей энергии.
Энергия скачкообразно смещается и вибрирует, так как ей необходимо прийти в соответствие с энергетической матрицей Земли, непосредственно связанной с Северным и Южным полюсами. Но эта энергетическая матрица во многом определяется вами, и до какой-то степени всем энергиям, сливающимся или проявляющимся через вашу версию Земли, необходимо соответствовать этой энергетической матрице, или системе мировоззрения.

Конечно, многое на Земле дисгармонично, не сбалансировано. Именно поэтому полюса сместятся в пространстве, чтобы энергетическая матрица смогла улавливать эти энергии. В настоящее время то расположение полюсов, которое имеет место, не может более служить «громоотводом», уберегающим землян от космических молний. С энергетической точки зрения при нынешнем положении полюсов на Земле может произойти «короткое замыкание», которое приведет к тому, что «сгорят пробки». Чтобы избежать полного разрушения, необходим сдвиг.

Полюса сдвинутся вновь, точно так же как прежде, когда возникала угроза самому существованию Земли. С космической точки зрения сдвиг будет незначительным. С вашей же точки зрения он будет достаточно ощутимым. Солнечная энергия формирует новую вибрационную частоту, которой не смогут соответствовать энергии ненависти и разъединения.
Чтобы влиться в эту матрицу, энергиям придется перейти на частоту вибрации Любви. Солнце говорит: «Хватит. Мы выправляем энергетические процессы. Посмотрим, что вы сделаете на этот раз». Только те, чье сознание не загромождено, смогут принять и разместить солнечную энергию в своем теле. Те, у кого в сознании множество отрицательных мыслей, воспримут эту энергию как яд: их мысли вернутся к ним и потенциально могут привести их физическое тело в состояние хаоса.
Решение проблемы - содержать свое сознание в чистоте, взращивать чистые, светлые и добрые мысли, иметь незасоренное тело, и тогда вы сможете принять эту энергию без страха. Каждый раз, когда вы подвергаетесь облучению фантастическими дозами энергии, вы увеличиваете свою интуицию, психический потенциал и способность декодировать ДНК.
Все эти способности усиливаются в тысячи и тысячи раз. Это часть ответа Солнца на ваше развитие. Солнце знает, кто вы есть, поэтому доверьтесь ему, если ваши мысли чисты, и оно вам не повредит. Будьте честны, открыты и в согласии с Солнцем и всеми окружающими вас элементами.

Разум проявляет себя как Свет. Мы повторим эту мысль еще раз: Разум проявляет себя через Свет. Разум вашего Солнца удерживает вашу Солнечную систему в своем энергетическом поле. Происходящие в настоящее время события связаны с источником, находящимся за пределами вашего Солнца. Воздействия, оказываемого вашим Солнцем, сейчас недостаточно для того, чтобы пробить вибрационный щит вокруг вашей планеты.
Поэтому другие Солнца приходят на помощь Солнцу Земли. Ваше Солнце выбрасывает протуберанцы, которые привлекают космические лучи, улавливая и интегрируя их в Солнечной системе. Представьте себе Солнце в качестве гигантского магнита. Солнечные протуберанцы, словно щупальца, вытягиваются в пространство и захватывают космические лучи. Эти космические лучи - солнечные протуберанцы от центрального Солнца, локализующегося далеко в центре галактики.
Воображение. Именно воображение - средство контроля в вашем мире. Определенная группа существ, не обязательно заинтересованная в духовном развитии человечества, контролирует, что именно возможно представлять. Некоторые из этих сущностей уже понимают, что внутри человеческой расы уже сейчас разворачивается процесс мутации и что Солнце по большей части ответственно за этот процесс.
Чтобы противодействовать вашему изменению, они создают образ Солнца, которого вы начинаете бояться. Таким образом, массы людей слепо следуют авторитетам. Существуют люди, которые так скоро принимают навязанные им образы, что могут создать себе рак кожи, перебегая из гаража в свою машину под солнечными лучами.
Против Солнца организована целая компания, как будто бы творцы вашего мира имели изъяны в своих разработках и совершили ошибку, поместив Солнце в центре вашей Солнечной системы. Подобная идея в настоящее время навязывается людям. А вы, люди, - только доказывая свою глупость и то, насколько вы контролируемы, - верите всему, что вы читаете.
Вы верите только потому, что слова напечатаны. Растения умны, они взаимодействуют с Солнцем и поставляют энергию, прану и кислород, которые дают вам саму возможность существования. Не думаете ли вы, что Солнце полезно и людям? Или вам кажется, что Солнце -животворящая сила для растений - людям несет угрозу?! Мы же утверждаем, что Солнце великолепно.

Исследования показывают, что при пользовании солнцезащитными приспособлениями процент рака кожи возрос.
Солнце не несет в себе по отношению к людям ничего плохого. Нет ничего страшного и в том, что исчезает озоновый слой вокруг Земли. Уменьшение озонового слоя позволяет вам обрести большую восприимчивость к лучам Солнца. Многие говорят: «Не смотрите на Солнце. Оно вредно. Оно выжжет вам глаза». Мы же скажем, что у вас изменится структура глаз.
Произойдет определенная мутация оптического нерва, которая позволит новому типу видения разомкнуть реальность трех измерений и заглянуть за ее пределы. Доверьтесь тому, что никто не совершал ошибки, когда водрузил Солнце на небеса. В прошлом некоторые из озоновых дыр были намного больше, чем в настоящий момент. Дыры меняют свои размеры, но такая флюктуация размеров вовсе не связана с тем, во что верят ваши ученые.

Дыры в озоновом слое позволяют различным по качеству и световому спектру энергиям проникать в атмосферу Земли. Когда новый спектр поглощения энергий проявляется в массовом масштабе, глубоко внутри человеческого тела происходит химический ответ. В действительности, радиация энергии света изменяет тело на субатомарном уровне. Те из вас, кто понимает это явление, могут в гармонии с природой пройти через данный эволюционный сдвиг.
Некоторые аспекты этого сдвига для вас неестественны, но по большей своей части этот процесс продуман таким образом, чтобы способствовать вашему дальнейшему духовному развитию. В результате данного процесса произойдет резкий подъем в психическом развитии вида за очень короткий период времени. Таким образом, человечество как разумный вид станет намного сильнее.
Дыры в озоновом слое позволяют энергии проходить и ускорять этот процесс. Когда вы в будущем встретитесь с космическими, «звездными» явлениями, вы уже будете знакомы с подобного рода энергиями.
Так что в настоящее время вы получаете гомеопатические дозы излучения. Основная сила любой системы заключена в ее Солнце, а коллективное Сознание Солнца проявляется через его лучи. Поэтому, когда форма разума путешествует в различные звездные системы, световые лучи могут быть прочитаны (или расшифрованы).
Когда энергии обретают способность излучать частоту вибрации, принесенную из своего звездного дома, их Свет может быть прочитан всеми, так как информация передается в определенном спектре лучей. В далеких пространствах Космоса другие сущности могут переводить и считывать информацию внутри определенного спектра лучей. Они понимают, кто живет внутри каждого Солнца, каковы их наклонности и области специализации в сущем.

Солнце может принести много полезного людям. Солнце содержит в себе все знания шаманизма. Каждый из вас по мере преодоления жизненных барьеров и получения соответствующего опыта, помогающего вам избавиться от осуждения и разделения, в идеале приходит к глубине понимания своего воздействия на сам процесс жизни.
Такое понимание приходит вследствие того, что развивается ваша способность нести в себе большее количество света (и пропускать его через себя). Тот свет, который вы вбираете в себя в качестве индивидуального сознания, сливается с подобными энергиями на массовом уровне вследствие своей сути - единения. Другим сущностям это явление представляется в качестве Солнца или Звезды. Ваша планета будет транслировать во Вселенную сдвиг в сознании и в восприятии духа через Свет.

Таким образом, Земля станет Звездой на горизонте других миров. Это явление само по себе притянет к вам другие миры. Они прочитают энергию, исходящую от Земли как Свет, и будут знать, кто вы есть.

Содержание статьи

РАЗУМ, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение. Философские и научные теории разума пытаются понять природу этой психической (или ментальной) деятельности и ее характеристики, а также природу Я или обладающего сознанием субъекта, который осуществляет эту деятельность.

На исследование данных проблем оказало влияние развитие наук о мозге, логики и вычислительной техники, микроэлектроники и философии науки. Суть современных теорий становится понятнее, если мы обратимся к истории понятия разума (сознания) и тех концепций, которые привели к сегодняшнему уровню теоретических представлений.

Теории древности.

В глубокой древности ментальные феномены считались принадлежащими всей природе. Поведение моря, погоды, рек, а также солнца и луны – все это объяснялось желаниями и капризами духов, как бы населявших эти явления. Море демонстрировало гнев, мстило за пренебрежительное к себе отношение; солнце раздавало сезонные порции тепла, время от времени делая подарки; дождь заботливо проливался на землю в ответ на ритуальные просьбы. Такая гуманизация природы называется анимизмом . Анимизм пытается объяснить поведение всех вещей в терминах, которые обычно характеризуют действия в отношении людей и относительно сложных живых существ.

В 5 в. до н.э. древнегреческие философы предложили чисто физико-механические объяснения природных феноменов. В терминах ментальной деятельности стали объяснять только поведение человека и животных. Однако это поставило вопрос: «Что отличает сознательные, чувствующие, разумные существа от всех остальных?»

В латинском переводе греч. пневма – spiritus. Понятие духа как чего-то эфемерного, разливающегося по материи и придающего ей новые свойства, вновь появляется в христианском учении о бессмертии души и теориях средневековых алхимиков о химических превращениях.

Теории стоиков и Платона являют собой пример субстанциального дуализма: разум – индивидуальная субстанция, имеющая нефизическую природу. Точка зрения Аристотеля является примером атрибутивного дуализма: вместо отдельных видов субстанций существуют отдельные виды свойств. Наконец, теория Демокрита является примером материализма, считающего, что все вещи, а также все свойства в конечном счете имеют физическую природу.

Теории эпохи Возрождения и Нового времени.

В период позднего Возрождения европейские мыслители превзошли греков в астрономии, физике и физиологии. Совокупным результатом их работы стало по сути своей механическое понимание большинства природных феноменов, и вновь встал вопрос о месте разума во Вселенной. Р.Декарт (1596–1650) предложил новую, более радикальную форму субстанциального дуализма. С его точки зрения, разум не имеет пространственного протяжения, которое является самой сущностью материи. К этой новой идее он прибавил еще одну: разум способен к ясному и отчетливому постижению, совершенному пониманию собственной природы. Сущность разума, по мнению Декарта, заключается в деятельности мышления, способности к рассуждению.

Как можно догадаться, Декарт столкнулся с трудностями при объяснении того, как возможно систематическое взаимодействие непространственного разума и полностью механического тела. Он постулировал наличие «животных духов» (более «вещественных», чем разум, и более тонких, чем обычная материя) как посредников между разумом и материей. Местом взаимодействия Декарт считал шишковидную железу в нижней центральной части мозга. Однако никто не счел эту теорию удовлетворительной. Идея о воздействии нефизического разума на механический мозг также нарушала законы сохранения импульса и кинетической энергии. Декарт знал о некоторых из этих проблем, но не смог их разрешить.

Иная теория была предложена Ж.Ламетри (1709–1751). Основываясь на новейших открытиях физиологов, он соглашался с Декартом, что т.н. «жизненные» силы животных и человека могут быть объяснены в чисто физических терминах. Однако Ламетри пошел дальше: с его точки зрения, ментальная деятельность, отличающая человека, также является чисто физическим феноменом. В анонимно опубликованном сочинении Человек-машина (1748) Ламетри возродил идею Демокрита, что в основании всей жизненной и ментальной деятельности, в том числе декартовского рационального мышления, нет ничего, кроме сложной организации материи. Выдвигая убедительные аргументы в пользу этого тезиса, он не смог дать сколько-нибудь конкретного объяснения познавательной деятельности. Книга Ламетри часто служила предметом поношения, поскольку считалась оскорбительной с точки зрения религии. Однако постепенно путы, связывавшие мышление, ослабевали.

В то время как материалисты стремились свести сознание к материи, идеалисты пытались осуществить редукцию противоположного рода. Идеализм – это взгляд, согласно которому материя не существует независимо от сознания. Сознание есть единственная реальность, и материя существует только в том смысле, что в человеческом сознании (субъективный идеализм) или, быть может, божественном сознании (объективный идеализм) систематически возникают определенные образы. Физический мир – это как бы греза, чудящаяся или человеку, или Богу. Самым характерным представителем этого взгляда считается Дж.Беркли (1685–1753).

Важный вклад в дискуссии о разуме внес И.Кант (1724–1804). В своей Критике чистого разума (1781) он доказывал, что человеческое восприятие внешнего мира в немалой степени обусловлено деятельностью разума, поскольку формы чувственности и категории понимания вносят необходимый порядок в хаос «сырого» сенсорного материала. Поэтому материальные объекты нашего опыта могут быть эмпирически реальными – реальными для всякого человеческого опыта, – но они не обязательно реальны в трансцендентном смысле, с точки зрения Бога. На что похожа реальность-в-себе, остается неизвестным и непостижимым для человека.

Кант полагал, что мир внутреннего чувства, мысли и ощущения и другие атрибуты разума равным образом являются его конструкциями. Контакт разума с самим собой также опосредован структурными и понятийными схемами и потому является не более прямым, чем контакт с остальным миром. Разум доступен самому себе только через посредство апперцепций. Соответственно, как выглядит разум-в-себе, остается неизвестным и непостижимым для человека. Это – прямое отрицание тезиса Декарта, что разум непосредственно знает собственную природу. Таким образом, Кант – нетипичный идеалист. Он не настаивает на том, что разум лежит в основе реальности. Фундаментальные составляющие реальности – вещи-в-себе – остаются непознанными.

Позиция Канта имела фундаментальное значение для теории разума, поскольку допускала, что истинная природа ментальных феноменов может отличаться от того, чем она кажется, и отрицала за интроспекцией право судить о подлинной природе разума и его разнообразной деятельности. Следующий шаг сделал соотечественник Канта – Г.В.Ф.Гегель (1770–1831), развивавший идею, что, несмотря на правильность кантовского утверждения о непрозрачности разума для самого себя, разум тем не менее способен к движению в направлении постижения своей истинной природы. Гегель усмотрел в инструментах познания пластичность, которую не видел Кант. Благодаря науке, рефлексии и развитию понятий, утверждал Гегель, разум может надеяться когда-нибудь достигнуть истины о самом себе.

ТЕОРИИ ПРОШЛОГО ВЕКА

Дуалистические теории.

Позицию субстанциального дуализма, хотя она и пользуется широкой популярностью, разделяют лишь немногие профессиональные философы и ученые. Отчасти причиной тому служат успехи материалистической исследовательской программы, отчасти – неспособность субстанциального дуализма к теоретическому и экспериментальному прогрессу. До сих пор им не предложено объяснение того, каким образом возникают мышление и ощущение. Не решены также трудности, касающиеся механизмов и даже самой возможности взаимодействия души и тела. Если бы нематериальная душа действительно служила основой рассудка и самосознания и ее зависимость от мозга ограничивалась лишь сенсорными данными на входе и волеизъявлениями на выходе, то функционирование рассудка и самосознания почти не зависело бы от возможных повреждений мозга или попыток им манипулировать. Однако это противоречит действительному положению дел. Перерождение клеток при болезнях мозга и воздействие химических веществ могут полностью разрушить способность мышления. Простой удар по голове может не только сделать человека неспособным воспринимать внешний мир, но и разрушить его способность к самосознанию. Все это неудивительно, если считать сознание функцией мозга, однако теряет смысл, если считать его функцией чего-то совершенно другого.

У атрибутивного дуализма дела обстоят лучше, чем у субстанциального дуализма. Во всяком случае, некоторые философы готовы подписаться под одной из двух его версий. С точки зрения «эпифеноменализма», разумное поведение полностью обусловлено деятельностью мозга, однако некоторые нефизические свойства мозга (не играющие какой-либо причинной роли в поведении) являются побочными продуктами его физической деятельности. Среди них – различные характеристики ментального рода. Эпифеноменализм был предложен Т.Гексли (1825–1895) в качестве компромисса между двумя противоречащими друг другу мотивами: дать действительно научное объяснение поведения и отнестись с уважением к столь же реальному, но имматериальному опыту человеческой интроспекции. Многие считают данную попытку компромисса неуклюжей, поскольку ментальные характеристики просто механически как бы приставляются в конце процесса; они не играют какой-либо причинной роли, и их генезис остается неясным.

Согласно второй версии атрибутивного дуализма, ментальные характеристики являются «эмерджентными». Свойства сознания «порождены» (emerged) мозгом, достигшим в процессе эволюции достаточно сложного уровня организации. Подобным же образом появился цвет, когда сочетание атомов сформировало физические объекты, способные сложным образом отражать электромагнитное излучение. В противовес эпифеноменализму, эта версия атрибутивного дуализма приписывает причинную силу свойствам сознания, что делает ее более правдоподобной. В противовес материализму, она отрицает, что такие свойства могут быть объяснены или предсказаны исходя из чисто физических оснований. Здесь эмерджентная теория сталкивается с трудностями. Физическая наука гордится предложенными ею редукционистскими объяснениями объективных чувственных качеств, таких, как температура, высота звука и цвет. Если считать эти качества моделью эмерджентности для субъективных ментальных качеств, тогда естественно было бы ожидать и их редукционистского объяснения. Последнее грозит атрибутивному дуализму тем, что он может вновь вернуться к позиции материализма.

Позиция атрибутивного дуализма представляется более сильной, если главной проблемой, стоящей перед материализмом, мы считаем осмысленность наших высказываний и верований. Как указывали К.Поппер и ряд других философов, трудно понять, каким образом смысл может быть объяснен с чисто физической точки зрения. Эта проблема будет обсуждаться в следующем разделе.

Материалистические теории.

Начиная с 19 в. тщательное изучение эволюции и физиологии живых существ глубоко повлияло на концепии сознания. Сегодня признается, что сложные живые организмы, столь широко представленные в животном царстве, являются результатом бесчисленных экспериментов, слепо осуществленных природой, и пользуются выгодами, которые им предоставляются репродуктивными успехами их предков. Высшие животные отличаются не только сложной структурой, но и сложно организованным поведением. Сложное поведение требует изощренной системы управления, и это требование выполняется нервной системой. Эволюция существ, способных ко все более сложному поведению, повлекла за собой развитие соответствующих сложно организованных типов нервной системы. Должно существовать нечто, получающее сенсорную информацию о внешнем мире и затем соответствующим образом управляющее мускулами данного существа. Выстраиваемая по останкам живых существ, живших в древности, история обнаруживает развитие все более сложных и разветвленных типов нервной системы у организмов, способных ко все более сложному поведению. Миллиард лет тому назад началось превращение слабо организованных центральных ганглиев из нервных клеток в хорошо структурированный спинной мозг. В дальнейшем этот мозг образует на одном конце выпуклость, имеющую внутри себя более высокую плотность клеток и способную к более сложным реакциям. Затем эти утолщения разделяются на три взаимосвязанные части, обладающих различными функциями в реакции на окружающий мир и управлении поведением. 500 миллионов лет назад появляется примитивный головной мозг. В дальнейшем развитие мозга шло по очень разным направлениям. С появлением млекопитающих возникают два новых органа, имеющие существенно важное значение: мозжечок, отвечающий за двигательную активность, и два больших полушария, отвечающие за обработку многообразных сенсорных данных и управление сложными схемами потенциального поведения. Наконец, среди бесчисленных других вариаций того же типа появляется нервная система человека, служащая, как и у других существ, для получения сенсорной информации о мире, ее оценки и контроля телесных действий.

Но перечисленные функции являются и функциями человеческой психики, самосознающего разума. Это заставляет сделать вывод, что самосознающий разум – функционирующая нервная система с центром в головном мозге. По размышлении такого заключения трудно избежать. Эволюция в природе носит чисто физический характер. Генезис и развитие каждого индивида, определяемое родительской ДНК, также имеет физическую природу. Полностью физический характер имеет и то, как устроены зрелые представители нашего рода. Если у людей имеется разум – что очевидно, – то все указывает на его физическую природу.

Даже если мы соглашаемся с такой аргументацией, обсуждение материалистической точки зрения на этом не заканчивается. Имеется по крайней мере четыре типа материалистических теорий сознания, и выбор между ними остается открытым.

Бихевиоризм.

Этот термин означает прежде всего методологию исследовательской программы, занимавшей господствующие позиции в эмпирической психологии в середине 20 в., однако он может применяться и для обозначения общей научной установки. С точки зрения бихевиориста, «разумное существо» – это существо, обладающее очень сложным набором врожденных и условных рефлексов, т.е. физиологически обусловленных установок, стабильных и нестабильных, способных обеспечивать специфические поведенческие реакции на специфические сенсорные стимулы. От более простых существ человека и других высших животных отличают необычайное разнообразие взаимосвязанных рефлексов и способность образовывать новые рефлексы. Среди главных представителей этого подхода – Дж.Уотсон (1878–1958) и Б.Скиннер (1904–1990).

Бихевиористы выносят краткий приговор той полноте внутренней жизни сознания, которая находит выражение в обыденном языке. С их точки зрения, в задачу психологии входит объяснение поведения человека и животных, и это следует делать, не прибегая к древнему, подозрительному и мифологичному языку, с помощью которого здравый смысл описывает ментальные состояния. Мотивы бихевиористов вполне понятны: другие науки, такие, как физика и химия, были вынуждены отбросить понятия здравого смысла и заново посмотреть на доступные всем феномены, чтобы продвинуться в их познании. Сосредоточение внимания на доступном для наблюдения поведении было, по-видимому, той ценой, которую необходимо заплатить за превращение психологии в науку.

Бихевиористский подход позволил получить множество результатов, особенно в исследовании живых существ с простой организацией, однако натолкнулся на серьезные препятствия при изучении высших животных. Здесь отношения между сенсорными данными на входе и последующим поведением оказались настолько сложными, тонкими и разнообразными, что простая модель рефлекса оказалась недостаточной не только для объяснения, но и для описания реального положения дел. Примером может служить использование человеком языка. Все более очевидной становилась необходимость постулирования внутренних когнитивных состояний и механизмов, и психология отказалась от чисто внешнего, «периферийного» анализа, характерного для классического бихевиоризма. Движение, возникшее в противовес бихевиоризму, называется «когнитивной психологией» и развивается по трем направлениям, каждое из которых имеет своих защитников и критиков и отражено в соответствующих философских теориях сознания: 1) теория тождества, 2) функционализм, 3) элиминативный материализм.

Когнитивная психология

изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью , вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.

Нейронауки.

Нейрофизиология, нейрофармакология и нейропсихология занимаются непосредственным исследованием мозга. Анализу подвергаются его физическая структура, протекающие в нем электрические и химические процессы, а также деятельность мозга в целом. Применение современных методик позволило получить впечатляющие результаты. Были изучены структурные и функциональные особенности визуальной системы, от сетчатки глаза через несколько отделов среднего мозга до располагающейся слоями системы клеток в зрительном отделе коры головного мозга. Есть прогресс в объяснении распознавания образов и объемного восприятия. Ученые близки к раскрытию химической природы важнейших психических заболеваний – шизофрении и хронической депрессии, вызываемых недостатком или несбалансированностью химических передатчиков импульсов между нервными клетками. Систематическое исследование повреждений головного мозга, вызванных травмой или опухолью, позволило составить общую карту областей мозга, отвечающих за восприятие и двигательные функции. Начинает проясняться функциональная организация мозга, хотя многие ее свойства остаются необъяснимыми.

Вышеописанные исследовательские программы занимают доминирующие позиции в изучении интеллекта. Даже в самые мрачные периоды истории науки оптимизм помогал ее развитию, а рубеж тысячелетий несомненно является периодом прорыва в науках о сознании.

Литература:

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология . М., 1982
Сёрль Дж. Сознание, мозг и наука . – Путь, 1993, № 4



Ответ от Playboy[гуру]
- мозг
-мышление
- речь
-прямохождение

Ответ от Ѝдуард Левицкий [новичек]
я мыслю - значит я существую!!


Ответ от Павлик Отморозов [гуру]
у кого в головном мозге извилин больше, тот разумней


Ответ от Џ вышел родом из народа [гуру]
Если бы мы точно знали, что такое разум, не было бы этих споров между учеными. Мы НЕ ЗНАЕМ, чем принципиально отличается человек от собаки. А ответы типа Леонардовых только попытка увести от темы.
Мозг - а что, у собаки нет мозга?
Мышление - это эквивалент разуму. То есть если мы бы знали, что такое мышление.. .
Речь - и у животных она есть, и не такая уж примитивная.
Прямохождение - ну это уж к разуму вообще никаким боком


Ответ от Граф де Валль [гуру]
на самом деле человек от собаки ничем не отличается.
Разве что обьемом памяти, мощностью процессора и безумным самомнением и эгоизмом.
Я считаю что разделение на разумных и неразумных - искусственно, надуманно и ведет свое начало от религиозных догматов на заре человечества.
Хотя тогда многие считали весь животный мир разумным, что по сути и является правдой.
Все существа разумны, почему человек присвоил исключительно себе это право - непонятно.
Сложнейшее поведение всех высших существ обьясняется именно разумом, но никак не инстинктами.
Память, обучаемость, гигантская гамма эмоций, преданность, хитрость, коварство, любовь, самопожертвование вопреки всем законам самосохранения, тактический и стратегический разум боевого коня или горноспасательной собаки, химический язык муравьев и танцы пчел.... это все Разум.
С Большой Буквы.
Ну и что что не говорят.... а ты больше слушай!
Они говорят.... просто мы их не слышим.
Это называется - антропоцентризм.
Присвоение человеком самому себе место единственного разумного существа на планете.
Чушь.


Ответ от такое вот кино [гуру]
Человек - единственное словесное существо на планете.
Тот, кто может называть. То есть понять суть вещей и
природы Созданной Богом и называть - то есть Со-Творить
Богу.


Ответ от Їерный Ворон [гуру]
Это - Человек, ибо он словесен, имеет дар слова. От собаки человек отличается тем, что может проектировать и строить соборы, мосты, самолеты, может размышлять о своем предназначении, о зарождении вселенной о ее законах, о ее Творце.
Призвание человека выражено свт. Василием Великим в очень страшных словах: человек - это животное, которое получило повеление стать богом. Это страшные слова. Они страшны потому, что показывают - на какую высоту мы должны взойти. И кто не взойдет на нее – тот рухнет. Просто потому, что жизнь (вечная жизнь) есть только наверху. Оттого, по слову Сент-Экзюпери, «у Бога нет отпусков. Он не помилует тебя от становления. Ты захотел быть? Бытие – это Бог. Он вернет тебя в Свою житницу только после того, как ты мало-помалу осуществишься, после того, как твои труды обозначат тебя. Ибо человек, как ты мог заметить, рождается очень медленно»


Ответ от Krab Вark [гуру]
Нет четкой границы. Собака тоже разумна, только в заметно меньшей степени. Разум - способность предвидения. Человек отличается в первую очередь сознанием, хотя это тоже не абсолютно.
P.S. В фантастической повести А. Полещука "Удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой" (названиеи примерно, давно читал) герою пришла в голову та же идея: "не говорит она потому что у нее просто язык, гортань и прочее не устроено так, чтобы появилась возможность говорить" - и он сделал собаке искусственную гортань, подключенную к нерву. И собака смогла говорить.
Сейчас реализовано нечто другое - уже давно ведутся эксперименты с обучением обезьян амсленгу - языку жестов глухонемых, и толковые обезьяны осваивают несколько сот слов. Однако психика и обсуждаемые проблемы остаются на уровне маленьких детей. Причем, насколько я заметил по записям разговоров с обезьянами, например, Уошо - довольно капризных, лживых и плохо воспитанных. Но сам факт, что обезьяна способна придумывать лживые объяснения своим проступкам, говорит о многом.


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое разумное существо?

Ответ от 2 ответа [гуру]

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

С какими живыми обитателями природы мы познакомились? Докажите, что растения и животные – живые существа. Что необходимо для жизни растений и животных? ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ДЫШАТ РАСТУТ ПИТАЮТСЯ РАЗМНОЖАЮТСЯ УМИРАЮТ Питание Тепло Свет Вода

Стр. 70 Послушайте рассказ и попробуйте определить, о ком будет идти речь на уроке. Что это за существо? Докажите. Можно ли считать, что человек тоже часть природы? Определите тему урока Человек – разумное существо.

Что человеку необходимо для жизни? Откуда человек берёт всё необходимое для жизни? ВОЗДУХ ВОДА ПИЩА ТЕПЛО

ВЫВОД: Стр. 70 Что общего у человека и животных? Чем отличается человек от животных? Какой вывод можем сделать? Сравните свой вывод.

Стр. 65, № 1 Найдите сходные части тела у человека и животного. Соедините линиями.

Согласны ли вы с утверждением, что человека можно отнести к животным? ДЫШАТ РАСТУТ ПИТАЮТСЯ РАЗМНОЖАЮТСЯ УМИРАЮТ

Чем человек отличается от животных? Как вы понимаете друг друга? Как общаетесь друг с другом? Что вам помогает учиться?

Стр. 71 К ак человек может состязаться с разными животными?

У человека есть множество органов снаружи и внутри организма. Каждый орган имеет своё назначение, как бы «профессию». Стр. 65, № 2 Назовите предметы, которые видите. Кто их придумал? Каким органам помогают нарисованные предметы? Возможность изобретать вещи, имитирующие органы, в сочетании со способностью обучаться и передавать свои знания другим позволила человеку построить современную цивилизацию. ВЫВОД:

Назовите героя мультфильма? Кто такой Маугли? Что отличало Маугли от животных? Посмотрите отрывок из мультфильма « Маугли ». ВЫВОД: Человек может понимать животных, но жить и развиваться он может только в обществе себе подобных.