Одежда

Тематическое планирование по лепке в средней группе. Перспективный план занятий по лепке в средней группе (дети с ТНР). Нетрадиционные техники лепки

Тематическое планирование по лепке в средней группе. Перспективный план занятий по лепке в средней группе (дети с ТНР). Нетрадиционные техники лепки

Дети пятого года жизни - настоящие почемучки. Они стремятся узнать обо всём как можно подробнее, всё хотят изучить и попробовать. Занятия по лепке становятся разноплановыми. Ребята развивают технические навыки и совершенствуют моторику пальцев и рук. Узнают новое о физических предметах и их свойствах. Слепить поделку - это значит изучить со всех сторон объект изображения, а после показать.

Теоретические моменты лепки в средней группе

Желание ребёнка делать что-либо руками необходимо приветствовать. Занятия с сыпучими веществами, мозаикой, конструктором и мелкими фигурками стимулируют нервные рецепторы на кончиках пальцев. Активное развитие сенсорики кисти положительно отражается на уровне мыслительных и речевых способностей.

Занятия с сыпучими и пластичными элементами развивают мелкую моторику и сенсорное восприятие

Работа с пластичными материалами - лепка - входит в комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Создание простых форм из песка (в том числе кинетического), глины и пластилина упражняет кисть в ловкости и гибкости. Разминая эти материалы руками, ребёнок расслабляется - лепка обладает терапевтическим эффектом.

Взаимодействие с пластичными материалами расслабляет мышцы рук и вызывает положительные эмоции у ребёнка

С пластилином и другими материалами для лепки воспитанники средней группы играют и упражняются в различных режимных моментах:

  • на занятиях по изобразительной деятельности раз в две недели: создание поделок из пластилина;
  • на занятиях познавательно-исследовательской деятельностью: знакомство со свойствами глины, песка, теста;
  • как самостоятельная деятельность в комнате отдыха;
  • на индивидуальных занятиях с психологом в качестве арт-терапии;
  • на прогулке: лепка из песка или снега в игровой форме.

Лепят средние дошкольники не только поделки, но и в кабинете психолога - на занятиях пластилинотерапией

Лепке как виду продуктивного творчества посвящаются занятия по ИЗО. Дети 4–5 лет занимаются с пластилином, реже - с пластичным или солёным тестом. Цель занятий по лепке в средней группе - формирование умения лепить предметы различной формы и величины, в том числе составные. Задачи для занятий воспитатель планирует с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи занятий по лепке в средней группе

На занятиях по лепке расширяются и закрепляются знания детей, например, об овощах

Практическая работа по лепке в средней группе длится 10–12 минут. Если задание дано в игровой форме на прогулке или ребёнок самостоятельно занимается с пластилином в творческом уголке, длительность процесса увеличивается.

Обучение приёмам лепки осуществляется через последовательный показ педагогом действий. Каждый этап работы предваряется устным комментарием.

Важно помнить. У детей 4–5 лет внимание и память непроизвольные. Объяснение воспитателя должно быть лаконичным, чётким и вместе с тем интересным для ребят.

В средней группе предполагается, что дети вылепливают детали вслед за воспитателем. Чередуются виды деятельности: слуховое и зрительное восприятие с практической работой. Когда дети лепят, воспитатель наблюдает, хвалит, подбадривает. Возможна помощь отстающим:

  • подсказка, как сделать, как исправить,
  • индивидуальный показ,
  • совместное выполнение: педагог направляет движение пальцев и рук ребёнка.

Усваивание приёмов лепки в средней группе осуществляется через объяснение и показ

Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

  1. Аппликация - дополнение основы поделки или коллективной композиции небольшими элементами, соединёнными между собой.
  2. Рисование. Элементарными узорами - пятнами, линия - дети украшают поверхность вылепленной поделки или закрашивают поверхность полностью.

Техника лепки в средней группе

Упражнения с пластичными материалами готовят детскую руку к освоению важнейшего навыка в ближайшем будущем - письму. Регулярные занятия лепкой развивают гибкость кисти и точность движений. Поделки ребята создают, изучая различные приёмы лепки.

Таблица: способы и приёмы лепки

В средней группе дети осваивают конструктивный способ лепки: вылепливание и соединение деталей в единый образ

Видео: уроки лепки для детей

Виды лепки

  1. Предметная лепка. В средней группе дети лепят двух- и трёхмерные предметы на плоскости. Максимально точно стараются передать форму знакомых объектов. На занятиях обязательно стоит образец - фигурка или игрушка.

    Предметная лепка подразумевает и изображение живых существ, например, рыб

  2. Сюжетная лепка. На пятом году жизни стремительно развиваются мыслительные способности. Ребёнок сопоставляет объекты окружающего мира, обнаруживает связи и взаимодействие между ними. Первые сюжеты - это коллективные композиции «Хоровод зайчат», «Птичий двор».

    Коллективные работы имеют простой сюжет, например, «Утята плавают на пруду»

  3. Декоративная лепка. В средней группе этот вид лепки может использоваться для украшения поделок «Ваза», «Тарелка».

    Дети 4–5 лет учатся украшать поверхности рельефным узором, например, как на занятии «Чудо-цветок»

Материалы и инструменты

  • Пластилин - наиболее податливый материал. Познакомить детей с глиной можно, но лепить из неё рекомендуется в старшей и подготовительной группах (с детьми 5–7 лет).
    Изредка на занятиях может использоваться пластилин Плей До. Это дорогостоящий материал, но яркий и необычный. С его помощью можно украсить подарки мамам на 8 Марта, например.

    Сохраняйте остатки пластилина их наборов - дети используют их позже

  • Стек - инструмент-помощник, с которым дети знакомятся в средней группе. Воспитатель показывает, как держать стек, каким образом с его помощью отрезать часть от куска пластилина/теста. Стек понадобится для дополнения поделок надрезами или простыми узорами (точками, линиями). Им обозначают глаза, рот, нос на мордочке животных.

Нетрадиционные техники лепки

  • Пластилиновая мозаика - выкладывание пластилиновых шариков на нарисованном изображении. В техническом плане использование этой техники на занятиях в средней группе не даёт ничего нового детям. Пластилиновой мозаикой уместно заниматься во время декоративной лепки. Например, мозаикой дети украсят пластиковые тарелки или крышки.

    Мозаика отлично подходит для декорирования пластиковых и картонных поверхностей

  • Пластилинография - рисование или закрашивание контуров при помощи размазывания и/или налепливания пластилина. В средней группы подбираются небольшие картинки на плотном листе бумаги или картоне. Задача для детей 4–5 лет - «раскрасить» тонким слоем пластилина рисунок, не выходя за контуры. Цвета для пластилинографии дети выбирают самостоятельно.

    Пластилином дети раскрашивают несложные изображения, например, цветик-семицветик

  • Тестопластика - лепка из солёного теста. В средней группе в этой технике выполняются поделки «Угощение для кукол/друзей», «Гусеница». Солёное тесто - замечательная альтернатива пластилину, полностью натуральный материал. Воспитатель заготавливает тесто непосредственно перед занятием.

    Рецепт солёного теста:
    1/2 ст. холодной воды,
    1 ст. муки,
    1 ст. соли
    Размешать до однородной массы.

    В солёное тесто можно добавить пищевые красители

Солёное тесто имеет обыкновение крошиться во время работы. Для деток 4–5 лет этот материал не назовёшь податливым. Поэтому к массе, полученной по классическому рецепту, я добавляю 1–2 столовых ложки растительного масла (без запаха). Тесто становится пластичнее.

Дифференциация заданий

В течение учебного года воспитатель оценивает эффективность занятий. В сентябре, январе и мае проводится мониторинг изобразительных способностей детей. Определяется уровень овладения практическими навыками для каждого воспитанника.

Практические навыки формируются и закрепляются неравномерно среди детей одного возраста. Это нормально. Задача воспитателя - создать благоприятные условия для развития каждого подопечного. Учитывая личностные качества и темп овладения приёмами лепки, педагог разрабатывает разноуровневые задания.

На занятии ребёнок получает новый опыт и положительные эмоции, задания подбираются по уровню развития

Таблица: примеры заданий разного уровня сложности

Разноуровневые задания необходимы для того, чтобы каждый ребёнок проявил свои умения и почувствовал себя успешным

Планирование занятий по лепке в средней группе

К 4–5 годам игра становится ведущим видом деятельности у детей. Творческие занятия рекомендуется выстраивать на основе сказочного сюжета или в форме интересных заданий. Детей настраивают на конечный результат не в виде пластилиновой поделки, а как удачное решение проблемы или возвращение из фантастического путешествия.

Важно. Структура занятия обязательно включает вводную часть для мотивации детей к лепке.

Заинтересовать детей темой занятия может фантастический персонаж, например, волшебница

Занятие по лепке в средней группе имеет чёткую структуру:

  • Организационный момент.
  • Вводная часть.
  • Практическая работа.
  • Показ работ, подведение итогов.

Между этапами занятия проводятся короткие подвижные игры и физкультминутка. Смена образовательной деятельности на двигательную активность предотвращает эмоциональное и физическое напряжение у детей.

Пальчиковые игры и упражнения разогревают кисти рук перед лепкой

Конспекты занятий по лепке в средней группе

  • Маликова Ю. В. «Занятие по лепке в средней группе. Дома нашего города»
  • Никифорова В. И. «Конспект занятия по лепке в средней группе. Грибы»
  • Куковякина М. А. «Занятие по лепке в средней группе. Животное жарких стран»
  • Золотарёва В. «Конспект занятия по пластилинографии. Цветик-семицветик»
  • Нейман И. Е. «Конспект занятия по лепке из солёного теста. Мукосолька»

Подборка включает интереснейшие разработки классических тем по лепке в средней группе. Занятие «Дома нашего города» можно назвать интегрированным, поскольку оно проводится в рамках нравственно-патриотического воспитания. Методическая находка педагога - распределение объектов для лепки при помощи игры с карточками.
Занятие «Грибы» примечательно использованием природного и бросовых материалов, а также авторскими стихотворениями от воспитателя.
Лепка «Животные жарких стран» сочетается с техникой аппликации, а в начале конспекта воспитатель описывает назначение поделок. То есть у детей есть реальная цель, зачем они лепят львят.
Поделка «Цветик-семицветик» выполняется в нетрадиционной технике - пластилинографии. Педагог составил конспект ознакомительного занятия. Плюсы - в связи со сказочным сюжетом, включении пальчиковых упражнений и использовании фоновой музыки во время лепки.
Конспект занятия «Мукосолька» разработан для кружка, где дети лепят из солёного теста. Элементы разработки можно использовать на занятии НОД. Дать детям возможность самостоятельно замесить тесто - значит удовлетворить их исследовательский интерес.

Видео: занятие по лепке в средней группе «Ёжик»

Картотека сюжетов для лепки в средней группе

Темы по лепке перекликаются с занятиями по познавательно-исследовательской деятельности, музыке, развитию речи. Рекомендуется выполнять поделки из пластилина во время или сразу после изучения какой-либо темы. Для удобства сюжеты для лепки объединяют в предметные и тематические группы.

Растительный мир

Живая природа

Домашний обиход


Изготовление угощений для какого-либо персонажа проводится в средней группе как лепка по замыслу. В беседе с педагогом ребята называют, что подходит в качестве угощений. Например, для ёжика - овощи, фрукты, грибы. Каждый ребёнок придумывает, какую поделку он будет делать (капусту, яблоко, грибок и так далее). Важное условие - дети уже должны были лепить ранее эти предметы, иначе замысел сложно будет исполнить.

Объекты с плоскими гранями дети изображают при помощи пластилина на плоскости (методом пластилинографии или мозаики)

Открытое занятие по лепке в средней группе по ФГОС

Проведение открытый занятий - часть работы воспитателя. Это не испытательное мероприятие для детей, их уровень подготовки и знаний оцениваться не будет. Воспитатель стремится показать эффективность своей работы. В открытой форме также делятся педагогическими находками, авторскими приёмами подачи материала.

Дети должны быть спокойны, объясните, что незнакомые люди - просто зрители

На занятии могут присутствовать методисты, сотрудники ДОУ, педагоги из других детских садов, студенты и молодые специалисты.

В качестве проверяющих на занятии присутствуют методисты. Оцениваются следующие аспекты:

  • Наличие подробного конспекта занятия.
  • Тема занятия, её актуальность для средней группы.
  • Разнообразие педагогических приёмов и их соответствие особенностям группы.
  • Реализация индивидуально-личностного подхода в обучении.
  • Поддержание положительного эмоционального фона.
  • Использование компьютерных технологий на занятии.
  • Достижение поставленных целей и задач.

Методисты оценивают занятие и документацию к нему (конспект, план предварительной работы, приложения)

Подготовка к открытому занятия не отличается от подготовки к любому занятию из планирования. Воспитатель работает с детьми, никогда - ради наблюдателей.

Важно. После занятия воспитатель проводит самоанализ проделанной работы. Если что-то не удалось, об этом следует сообщить аудитории и обозначить варианты корректировки в занятии.

Приготовьте записывающее устройство (камеру или планшет) для видеозаписи занятия. Этот материал можно будет разместить на педагогических порталах.

Видео: открытое занятие по лепке (с родителями)

Видео: занятие по лепке «Грибы»

Методическая литература по лепке для средней группы

  1. Ионова О. С. Секреты художника. Игры-занятия по рисованию, лепке, аппликации с детьми дошкольного возраста.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. ФГОС.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие.
  4. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия. ФГОС.
  5. Ткаченко Т. Б. Уроки лепки из пластилина. Практическое пособие.

Если вы занимаетесь с детьми 4–5 лет, приготовьтесь: активно растущий словарный запас и постоянно расширяющиеся представления об окружающем мире стимулируют воображение ребят. Сколько интересного и красивого им предстоит сделать на занятиях лепкой!

Поделитесь с друзьями!

Учебно-тематический план игр-тренингов по разделу «Аппликация/ лепка»
для средней группы детского сада

Месяц
Вид НОД
Тема НОД
Программное содержание
Методическое обеспечение
Количество часов

Сентябрь
аппликация
«Цветочная клумба»

Учить составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине. Показать приемы оформления цветка: надрезать край формы бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка-основы. Воспитывать аккуратность, стремление правильно выполнять задание.

Лыкова И. А. стр. 24
1

лепка
«Во саду ли, в огороде»
Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутой в вилок.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 48
1

Октябрь
аппликация
«Осенний лес»

Учить складывать заготовки пополам, «гармошкой», вырезать детали по контуру. Продолжать учить равномерно намазывать заготовки клеем, приклеивать детали на основу. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, мелкую моторику, глазомер, эстетическое восприятие. Воспитывать стремление выполнить работу правильно и аккуратно.
«Объемная аппликация» Петрова И. М. стр. 6
1

лепка
«Чайный сервиз для кукол»
Учить лепить посуду конструктивным методом. Учить соблюдать размер деталей и готового изделия, характер оформления чайной пары. Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 108
1

аппликация
«Заюшкин огород»
Учить создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной аппликации. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 56
1

лепка
«Мухомор»

Учить лепить мухомор из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Познакомить с рациональным способом изготовления крапин для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки. Уточнить представления о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 44
1

Ноябрь
лепка
«Вот ежик – ни головы, ни ножек»
Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 52
1

лепка
«Воробушек»
Учить лепить птиц конструктивным способом из четырех-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глаз, семечки для клюва). Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, птицам.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 89
1

аппликация
«Разноцветные котята»

Продолжать закреплять знания детей об округлых формах (круг, овал). Упражнять в различении и назывании основных цветов. Закреплять представления детей о строении животных. Познакомить с новым видом бумаги – цветная бархатная. Развивать умение вырезать ножницами, воображение, координацию работы рук. Воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 27
1

аппликация
«Полосатый шарфик»

Познакомить детей с разными материалами для выполнения аппликации. Учить детей резать полоску бумаги поперек на узкие полоски. Учить правильно работать ножницами (правильно держать их, сжимать и разжимать кольца). Продолжать учить равномерно наносить клей на поверхность заготовки. Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 58
1

аппликация
«Лошадка в яблоках»

Познакомить детей с разными материалами для выполнения аппликации. Продолжать учить вырезать округлые формы из квадратов. Развивать моторику рук, воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие. Расширять словарь детей (грива. Копыта). Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность в работе.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 80
1

Декабрь
аппликация
«Снеговик»
Учить вырезать круги из квадрата, путем срезания углов, поворачивая заготовку. Продолжать учить наклевать детали на основу, равномерно нанося клей на всю поверхность. Закреплять названия геометрических фигур. Развивать глазомер, чувство пропорций, композиционные умения, воображение. Расширять активный словарь детей (глаголы – действия). Воспитывать аккуратность, интерес к аппликации, положительный эмоциональный отклик.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 78
1

лепка
«Снегурочка»
Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса; располагать фигурку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения вылепленной фигурки путем небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперед, подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать стремление выполнять работу до конца, эстетическое восприятие.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 68
1

аппликация
«Елочка»
Учить составлять аппликативное изображение елочки из треугольников. Познакомить с новым способом получения треугольников из квадратов, разрезанных пополам по диагонали. Продолжать учить наклевать детали на основу, равномерно нанося клей на всю поверхность. Закреплять названия геометрических фигур. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность и инициативность.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 72
1

лепка
«Дед Мороз принес подарки»
Продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе).учить самостоятельно определять и называть приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Показать возможность лепки мешка из плоской формы путем преобразования в объемную. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Воспитывать положительный эмоциональный отклик.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 70
1

Январь
лепка
«Совушка-сова»
Познакомить с рельефной лепкой. Учить лепить выразительный образ путем использования различных материалов. Закреплять названия птиц, особенности внешнего вида, образа жизни. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 100
1

аппликация
«Вот на ветках птички: снегири, синички»

Продолжать закреплять знания детей о птицах, особенностях жизни птиц в зимний период. Продолжать учить детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их. Закреплять умения правильно и безопасно работать ножницами. Развивать чувство композиции, мелкую моторику, воображение. Активизировать речь детей. Воспитывать познавательный интерес к птицам, усидчивость.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 66
1

Февраль
аппликация
«Мышка»
Познакомить детей с аппликацией из полосок бумаги. Учить создавать объемную фигуру из плоских деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи.
«Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких» Петрова И. М., стр. 16
1

аппликация
«Дружок»

Продолжать учить вырезать круги и овалы из квадратов и прямоугольников, срезая углы. Учить наносить клей на часть заготовки, приклеивая таким образом, чтобы части аппликативного образа были динамичны. Развивать чувство формы и композиции, воображение. Воспитывать старательность, усидчивость.
«Объемная аппликация» Петрова И. М., стр. 5
1

лепка
«Сибирский кот»
Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать ее на «батарее» - бруске пластилина. Закреплять знания о домашних животных, внешнем виде, повадках. Развивать способности к формообразованию. Расширять активный словарь детей (глаголы-действия, прилагательные). Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 60
1

лепка
«Веселый вертолет»
Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представления о строение и способе передвижения вертолета. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток и трубочек). Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза. Вызвать желание порадовать родных и близких своими поделками.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 96
1

Март
лепка
«Панда»
Учить лепить медвежат конструктивным способом. Закреплять знания о диких животных. Особенностях внешнего вида, образе жизни. Активизировать речь, синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать положительный эмоциональный отклик, познавательный интерес к миру природы.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 84
1

аппликация
«Скворечник» Вохринцева (альбом)

Продолжать учить вырезать круги из квадратов, срезая углы; вырезать листики по контуру, срезая уголки. Закреплять умения правильно работать с клеем, правильно и безопасно работать ножницами. Развивать чувство формы и композиции, воображение. Воспитывать старательность, усидчивость.
«Аппликация в саду и дома. Часть 3» Вохринцева С. В.
1

лепка
«Лиса»
Учить лепить лису конструктивным способом. Закреплять знания о диких животных. Особенностях внешнего вида, образе жизни. Активизировать речь, синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, воображение. Воспитывать положительный эмоциональный отклик, познавательный интерес к миру природы.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 84
1

аппликация
«Живые» облака»
Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание и наблюдательность. Координировать движение глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чувство юмора.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 120
1

Апрель
лепка
«Звезды и кометы»
Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения (скручивание и свивание удлиненных жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции, воображение. Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 124
1

аппликация
«Ракета»
Учить детей вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник - нос ракеты, два маленьких – крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 126
1

лепка
«Наш аквариум»
Активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Показать приемы усиление выразительности образа. Продолжать освоение рельефной лепки: создавать плоские фигуры рыбок. Развивать комбинаторные способности, совершенствовать умение оформлять поделки точками, пятнами, дугами, полосками. Воспитывать коммуникативность, инициативность, старательность.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, Методические рекомендации»
Лыкова И. А. стр. 132
1

аппликация
«Букетик вербы»

Продолжать знакомить детей с различными материалами, используемыми в аппликации. Учить скатывать шарики из ваты, приклеивать к веточке, обмакнув в клей. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять знания детей о православных праздниках, традициях русского народа. Воспитывать интерес к русской праздничной культуре.
«Объемная аппликация» Петрова И. М. стр. 26
1

Май
аппликация
«Пасхальная открытка

Продолжать знакомить детей с различными материалами, используемыми в аппликации. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем. Закреплять знания детей о православных праздниках, традициях русского народа. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к русской праздничной культуре.
«Объемная аппликация» Петрова И. М. стр. 14
1

лепка
«Гусеница»

Закреплять умения катать шарики между ладонями, прилеплять их друг к другу и на основу. Продолжать знакомить детей с различными материалами, применяемые в лепке для более точной передачи особенностей внешнего вида, выразительности образа. Развивать координацию работы рук, воображение. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
«Волшебный пластилин» Морозова О. А. стр.21
1

аппликация
«Цветик-семицветик»

Продолжать упражнять детей в срезании углов у прямоугольник, округляя их. Учить располагать детали изображения по цвету спектра, с опорой на образец. Продолжать формировать умение правильно работать с ножницами. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. Воспитывать старательность, аккуратность в работе.
«Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах» Малышева А. Н., стр. 77

Тема: «Осень»
Конспект НОД по лепке в средней группе

«Грибы для Белочки»

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы.
Задачи: учить детей лепить грибы из двух частей (шляпка, ножка), уточнить представление детей о строении гриба для более точной передачи пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изобразительной деятельности.
Программное содержание: развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик у детей - желание оказать помощь белочке; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: формировать умение раскатывать шар, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей.

Словарная работа:

Активный словарь – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Пассивный словарь – листопад, золотая осень, корочка льда, пасмурно.
Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, муляжи грибов, игрушка - белочка, плетеная корзина.
Предварительная работа: беседа о лесе и его обитателях, рассматривание иллюстраций с изображением грибов; рисование грибов, рассматривание муляжей грибов, беседа о полезных и ядовитых грибах, наблюдение во время прогулок.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Рассказ грибника»

Под осины, под дубы,
Нынче прячутся грибы,
Под березы и под елки
Под листочки и иголки,
Белоноги и пригожи,
Друг на друга так похожи,
Будто в спешке, в страшной спешке
Разбежались сыроежки.
А в осоке белощеки
Подберезовики млеют
Пьют осиновые соки,
Кверху тянутся, худеют
А солюшки, а солюшки,
Развеселые подружки,
Хороводы дружно водят,
Хоть стоят, но…видно ходят!
Кто там с красной головой
Поздоровался со мной?
Подосиновик. Я вижу.
Лезь в корзину. Не обижу!
На пеньке-то, на пеньке!
На припеке, и в теньке!
Шляпка к шляпочке прижата,
Дружно в рост идут опята.
Хороводятся сестрички,
Желто-рыжие лисички
На поляне солнцем светят!
Не пройдет грибник, заметит!!
Груздь свой толстый козырек
Тянет вдоль и поперек!!
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный рыжик!
В шляпке вогнутой, как в чашке,
Две купаются букашки.
Толстоногий боровик
К крикам радостным привык,
словно гном, под елью белой,
хоть в тени, а загорелый!!
Шляпку нахлобучил,
Грибника замучил…

I. Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
-Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел
Красную шапочку нашел!!
(ответы детей)
Воспитатель предлагает детям вспомнить о походах с родителями в лес, о том, что они видели в лесу.
Воспитатель: -А какие это грибы? (Подберезовик, лисички, рыжики, боровик, мухомор и др.)
-Ребята, посмотрите, у меня тоже есть гриб (достает гриб, выполненный из пластилина) . Давайте его рассмотрим. Из каких частей состоит гриб (шляпка и ножка);
-Правильно. На какую фигуру похожа шляпка? (блин, тарелочка) ;
-Правильно, (спрашивает 3-4 детей назвать форму для закрепления) ;
-Ребята, а на какую форму похожа ножка? (валик, цилиндр) ;
-Правильно, (опрос 3-4 детей для закрепления формы) .

СТУК В ДВЕРЬ

Воспитатель: - Ребята, кто-то к нам стучится. Посмотрите, к нам в гости пришла Белочка! Давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй, Белочка!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушку-белочку) .
Воспитатель: -Тихо, ребята! Белочка что-то хочет нам сказать (подносит белочку к уху)
-Ребята, Белочка просит нас помочь ей. В лесу у нее остались бельчата в дупле. Она заготовила для бельчат на зиму орехи и яблоки, а вот грибы не успела собрать. Давайте мы ей поможем (ответы детей) ;
-Не расстраивайся, Белочка. Посмотри как много у нас ребят в группе. Они все добрые и очень любят животных. Мы поможем тебе, и твои бельчата не будут холодной зимой голодать. Мы сделаем для вас много грибов.
-Прежде чем приступить к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику:
-Раз, два, три, четыре, пять!!! (считаем пальчики, загибая) ,
-Будем листья собирать, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Листья березы, листья рябины, (загибаем пальчики),
-Листики тополя, листья осины, (сгибаем, разгибаем пальцы),
-Листики дуба мы соберем, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Маме осенний букет соберем!! (разводим в стороны руками).

II. Показ воспитателем последовательности работы.

1. Ножка: берем кусочек белого (желтого, серого) пластилина и делаем ножку гриба – раскатываем валик (цилиндр);
2. Шляпка: берем пластилин красного (оранжевого, коричневого) цвета и лепим шляпку – раскатываем шар, сплющиваем и выгибаем, чтобы получилась чаша; если лепим маленький грибочек, можно оставить шляпку в виде шара, если большой гриб, то изгибаем шляпку краями внутрь (наружу), или делаем плоской, как тарелку. Обязательно в середине шляпки делаем углубление для ножки.
3. Соединяем: две детали, шляпку и ножку – гриб готов!!!
Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин(цвет) для своей работы.
Самостоятельная деятельность детей (помощь воспитателя по необходимости). Во время работы детей звучит музыка Вивальди «Осень».

III. По окончании работы Белочка благодарит детей за помощь.

Она очень рада, что познакомилась с такими добрыми и чуткими детьми. Теперь ее бельчата всю зиму будут лакомиться грибами, и вспоминать ребят. Дети складывают грибы в корзинку Белочке. Она еще раз благодарит их и прощается с детьми.
Уборка детьми рабочего места (оттирание досок и парты от пластилина, мытье рук и т.д.).
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. /М: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
2. Лыкова И.А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. / М.: «Карапуз», 2009. - 144 с.

Чернявская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №5"
Населённый пункт: г. Дальнереченск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование в средней группе по лепке и аппликации"
Дата публикации: 14.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планировании по лепке и аппликации средняя группа

количество

сентябрь

Лепка. Тема: «Яблоки и ягоды»

Программное содержание: учить передавать в лепке впечатления от окружающего;

закрепить

предметы

величины.

Воспитывать

положительное

отношение

результатам

деятельности,

доброжелательное

отношение

результатам

деятельности.

Воспитывать

творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.23

Аппликация. Тема: «Красивые флажки»

Программное содержание: учить детей работать ножницами: правильно держать их,

сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки

закреплять

аккуратного

наклеивания,

чередовать

изображения

Развивать

Вызывать

положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Т. С. Комарова, стр.25

Лепка. Тема: «Большие и маленькие морковки»

Программное

предметы

удлинённой

сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами; закрепить

маленькие

предметы,

упражнять

аккуратно

работать с пластилином. Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.24

Аппликация. Тема: «Нарежь полосочки и наклей из них, какие хочешь предметы»

Программное содержание: учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5

см.), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться; закреплять приёмы

аккуратного

пользования

воспитывать

самостоятельность

активность; развивать творчество и воображение.

Т. С. Комарова, стр.27

Лепка. Тема: «Огурец и свекла»

Программное содержание: познакомить детей с приёмами лепки предметов овальной

передавать

особенности

предмета;

продолжать

пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность; закрепить умение

катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и

кругообразными-при лепке предметов круглой формы; упражнять в аккуратности.

Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.26

октябрь

Аппликация. Тема: «Укрась салфеточку»

Программное

составлять

квадрате,

заполняя

элементами середину, углы, учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив

её; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно действовать ими;

упражнять в умении аккуратно наклеивать детали. Развивать чувство композиции.

Подводить к эстетической оценке работ.

Т. С. Комарова, стр.30

Лепка. Тема: Лепка по замыслу

Программное

определять

использовать в лепке знакомые приёмы. Формировать умение выбирать из созданных

наиболее интересные работы. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать

воображение, творческие способности детей.

Т. С. Комарова, стр.28

Аппликация. Тема: «Корзина грибов»

Программное

квадрата,

закругляя

продолжать учить правильно держать ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать

части изображения в аппликации. Подводить к образному мышлению, образному

видению результатов работы, к их оценке.

Т. С. Комарова, стр.41

Лепка. Тема: «Грибы»

Программное

закреплять

знакомые

предметы,

используя усвоенные ранее приёмы лепки (раскатывание пластилина прямыми и

кругообразными

движениями,

сплющивание

ладонями,

пальцами)

уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Т. С. Комарова, стр.32

ноябрь

Аппликация. Тема: «Лодки плывут по реке»

Программное содержание: учить детей создавать изображение предметов, срезая углы

у прямоугольников; закреплять умение составлять красивую композицию, упражнять

в умении аккуратно наклеивать изображения. Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.35

Лепка. Тема: «Угощение для кукол»

Программное содержание: учить передавать в лепке выбранный объект, используя

усвоенные

развивать

образные

представления,

выбирать

изображения;

упражнять

работать

аккуратно.

Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять

результаты своей деятельности с работами сверстников.

Т. С. Комарова, стр.35

Аппликация. Тема: «Большой дом»

Программное

создавать

аппликации

большого

закрепить

составлять

изображение из частей; упражнять в аккуратном наклеивании; развивать чувство

пропорций, ритма.

Т. С. Комарова, стр.39

Лепка. Тема: «Рыбка»

Программное

обозначать

закрепить

оттягивания,

сплющивания

передаче

характерных

особенностей

упражнять

предметы

овальной

(раскатывание

движениями ладоней, лепка пальцами). Развивать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр. 36

декабрь

Аппликация. Тема: «Украшение платочка»

Программное

выделять

квадрата;

преобразовывать

разрезая

треугольники,

полукруги;

закрепить знание круглой, квадратной и треугольной формы; упражнять в подборе

цветосочетаний. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Т. С. Комарова, стр.34

Лепка. Тема: «Уточка»

Программное содержание: познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки,

птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы,

специфическую окраску, роспись. Учить передавать относительную величину частей

закрепить

примазывания,

сглаживания,

приплющивания

развивать эстетические чувства.

Т. С. Комарова, стр.43

Аппликация. Тема: «Бусы на ёлку»

Программное

продолжать

прямоугольников

квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; закрепить умение

чередовать бусинки разной формы; упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать

творческие способности детей.

Т.С. Комарова, стр.49

Лепка. Тема: «Птичка»

Программное содержание: учить детей лепить птичку, передавая овальную форму

закрепить

оттягивать

прищипывать

крылышки. Развивать воображение, творчество.

Т. С. Комарова, стр.51

Аппликация. Тема: «В магазин привезли красивые пирамидки»

Программное содержание: учить располагать круги от самого большого к самому

маленькому,

подбирать

закрепить

владения

ножницами;

упражнять в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём

плавного закругления углов. Развивать цветовое восприятие.

Т. С. Комарова, стр. 52

январь

Лепка. Тема: «Вылепи какое хочешь игрушечное животное»

Программное содержание: учить детей самостоятельно определять содержание своей

работы; закрепить умение лепить, используя разные приёмы лепки. Воспитывать

самостоятельность,

активность.

Развивать

воображение,

рассказывать

созданном образе.

Т. С. Комарова, стр.53

Аппликация. Тема: «Автобус»

Программное содержание: закрепить умение вырезать нужные части для создания

предмета;

прямоугольника

закругляя

автобуса),

разрезать

одинаковые

прямоугольники

автобуса).

Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Развивать эстетический

Т. С. Комарова, стр.54

Лепка. Тема: «Девочка в длинной шубке»

Программное содержание: учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая

соотношение частей по величине; закреплять умение раскатывать пластилин между

ладонями,

пальцами,

придавать

соединять

прижимая

сглаживать

скрепления.

Развивать

Т. С. Комарова, стр.55

февраль

Аппликация. Тема: «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Программное содержание: учить детей правильно составлять изображения из деталей,

находить место той или иной детали в общей работе, закрепить знание формы

(прямоугольник),

упражнять

аккуратном

наклеивании. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

Т. С. Комарова, стр.60

Лепка. Тема: «Прилетели птички на кормушку и клюют зёрнышки» (коллективная

композиция)

Программное содержание: учить детей передавать в лепке простую позу: наклон

головы и тела вниз; объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать

Закрепить

технические

Вызывать

положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Т. С. Комарова, стр.61

Аппликация. Тема: «Красивый цветок в подарок маме»

Программное содержание: учить вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать

закругления

составлять

красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные

представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким.

Т. С. Комарова, стр.63

март

Лепка. Тема: «По замыслу»

Программное содержание: закреплять приёмы лепки, умение аккуратно использовать

материал; продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.

Т. С. Комарова, стр.63

Аппликация. Тема: «Матрёшки»

Программное содержание: учить детей работать с шаблонами, методом срезания

углов формировать овал; познакомить детей с нетрадиционным видом материала

конфетными фантиками; учить самостоятельно рисовать лицо матрёшкам. Закрепить

умение правильно пользоваться ножницами, Развивать чувство композиции,

аккуратность при наклеивании деталей, творческие способности детей. Воспитывать

интерес к истории русского народа, к русским национальным игрушкам.

конспект № 1

Лепка. Тема: «Козлёночек»

Программное содержание: учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело,

Закрепить

раскатывание

ладонями,

прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления,

прищипывание и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.

Т. С. Комарова, стр.69

Аппликация. Тема: Аппликация. Тема: «Красная шапочка»

Программное

передавать

аппликации

Т. С. Комарова, стр.79

Лепка. Тема: «Зайчики на полянке»

Программное содержание: учить детей лепить животное; передавать овальную форму

туловища,

Закреплять

соединения

Упражнять

создавать

коллективную

композицию.

Развивать

образные

представления, воображение.

Т. С. Комарова, стр.70

апрель

Аппликация. Тема: «Загадки».

Программное

закреплять

соотносить

геометрические

предметов,

составлять

изображение

готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном

наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления,

воображение.

Т. С. Комарова, стр.73

Лепка. Тема: «Мисочки для трёх медведей»

Программное

предметы

одинаковой

величине;

отделять

соответствующие

величине

предметов. Закрепить приёмы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путём

вдавливания,

уравнивание

пальцами.

Упражнять

аккуратности.

Развивать

творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.73

Аппликация. Тема: «Вырежи и наклей что захочешь»

Программное содержание: учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу

последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части

предметов,

Упражнять

аккуратном

наклеивании.

Воспитывать

самостоятельность, творчество.

Т. С. Комарова, стр.75

Лепка. Тема: «Чашечка»

Программное

используя

раскатывания,

вдавливания

уравнивания

пальцами

закрепить

соединение частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. Упражнять

в аккуратности. Воспитывать эстетический вкус.

Т. С. Комарова, стр.76

Аппликация. Тема: «Красная шапочка»

Программное

передавать

аппликации

Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные

детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. Закрепить умение аккуратно

вырезать и наклеивать. Развивать творческое воображение, самостоятельность.

Т. С. Комарова, стр.79

Лепка. Тема: « Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка»

Программное содержание: закрепить умение лепить знакомые предметы, пользуясь

усвоенными ранее приёмами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение

частей, прижимая и сглаживая места скрепления). Развивать творческое воображение.

Т. С. Комарова, стр.78

Аппликация. Тема: «»Бабочки» (коллективная работа)

Программное содержание: закрепит умение создавать несложную композицию на

листе из геометрических фигур; закрепить самостоятельность детей в наклеивании

фигур, их сочетаниях. Воспитывать эстетический вкус.

конспект №2

Воронина Татьяна
Перспективное планирование в образовательной области «Художественное творчество: лепка, аппликация», средняя группа.

Художественное творчество : лепка/ аппликация .

Сентябрь.

2.09-9.09 Л. «Лепка по замыслу » Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы . Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению) . Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение , творческие способности детей . Т. С. Комарова «Занятия по » стр. 32.

10.09-16.09 А. «Заюшкин огород (капуста и морковка) » Учить детей создавать аппликативные изображения овощей : морковку- способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной и накладной аппликации . Вызвать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород» . Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству . И. А. Лыкова «Изобразительная Средняя группа » стр. 56.

17.09-23.09 Л. «Яблоки и ягоды» Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным работам. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 27.

24.09-30.09 А. «Тучи по небу бежали» Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики : разрезать узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучи. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа . Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 50.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

1.10-7.10 Мониторинг А. «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы» Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5см., правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество , воображение . Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 31.

8.10-10.10 А. «Цветной домик» Продолжать учить детей пользоваться ножницами – «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты» ) или кирпичики («прямоугольники» ). Показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 30.

15.10-21.10 Л. «Вот какой у нас арбуз» Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления –и вкраплять настоящие арбузные семечки или лепить из пластилина. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Развивать мышление и творческое воображение . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 40.

22.10-28.10 А. «Полосатый коврик для кота» Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом – резание бумаги по линиям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно- прикладному искусству. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 62.

29.10-2.11 Л. «Чайный сервиз для игрушек» Учить детей лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару) . Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Учить договариваться о размерах поделок и характере оформления (например, налепы, процарапывание, отпечатки) . Развивать мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 108.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

5.11-11.11 А. «Золотой подсолнух» Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче . Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 38.

12.11-18.11 Л. «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке) Учить детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спичек для ножек, бисер для глазок, семечки для клюва) . Показать возможность получения наиболее выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки (голова опущена вниз, крылья подняты) . Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 88.

19.11-25.11 А. «Дерево осенью» Воспитывать интерес к природе. Развивать наблюдательность. Учить использовать прием обрывания полосок. Закрепить умение работать аккуратно, убирать свое рабочее место. Н. С. Астафьева, С. Н. Петрова «Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «художественное творчество » » стр. 36.

26.11-2.12 А. «Листопад и звездопад» Учить детей создавать на бумаге сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. Познакомить с явлением контраста в изобразительном искусстве . Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Вызвать желание сохранять ее красоту в картинах и композициях из природного материала. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 36.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

3.12-9.12 Л. «Бублики, баранки, сушки»

Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов . Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов – короткие и узкие) и замыкать кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду . Средняя группа » стр. 56.

10.12-16.12 А. «Мышонок-моряк» Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы аппликации : срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса, разрывание бумаги на полоски для получения струй воды и морской пены. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации : 1)построение аппликативной композиции на протонированном фоне; 2) оформление аппликации графическими средствами . Развивать композиционные умения И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 130.

17.12-23.12 Л. «Снежная баба-франтиха» Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки . Учить планировать свою работу : задумывать образ , делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показывать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 76.

24.12-30.12 Каникулярный период.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

8.01-13.01 Каникулярный период.

14.01-20.01 А. «У солнышка в гостях» Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыпленок и утенок) а аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной величины (туловище и голова) . Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 138.

21.01-27.01 Л. «Козлик по мотивам дымковской игрушки» Учить детей лепить козлика, составлять его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали. Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду » стр. 48.

24.01-3.02 А. «Бусы на елку» Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок круглой и овальной формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 53.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

4.02-10.02 Л. «Укрась цветочный горшочек» Учить детей составлять простые узоры, используя технику налепа. Закрепить приемы лепки освоенные ранее . Развивать чувство композиции. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста.» стр. 53.*

11.02-17.02 А. «Перчатки и котятки» Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек» ) по своим ладошкам – правой и левой. Формировать точные графические умения – аккуратно и уверено обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение . Координировать движения руки и глаз. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре) . И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 64.

18.02-24.02 Л. «Веселый вертолет (Папин день) » Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолета. Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток и трубочек) . Развивать глазомер, мелкую моторику, согласовывать в движениях руки и глаза. Вызвать желание порадовать пап (дедушек, братьев) своими поделками. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 96.

25.02-3.03 А. «Избушка ледяная и лубяная» Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и . Развивать творческое мышление и воображение . Воспитывать интерес к народной культуре. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 92.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

4.03-10.03 Л. «Цветы-сердечки» Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов с элементами- сердечками. Учить лепить сердечки разными способами : 1) моделировать пальцами рук : раскатать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и заострять, с другой вдавливать и сглаживать; 2) вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин . Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 104.

11.03-17.03 А. «Воробьи в лужах» Учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом закругления четырех углов квадрата. Разнообразить обогащать аппликативную технику , дополнять ее графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики. Развивать творческое воображение . воспитывать интерес к познанию окружающего мира. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 118.

18.03-24.03 Л. «Ушастые пирамидки» Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушками в виде головы медвежонка, зайчонка, котенка (по выбору) . Показать приемы планирования работы (выкладывание комочков пластилина в ряд от самого большого к самому маленькому). Развивать чувство цвета, формы и величины. Воспитывать уверенность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 28.

25.03-31.03 А. «В магазин привезли красивые пирамидки» Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 56.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

1.04-7.04 Л. «Сова и синица» Учить детей лепить пары выразительных образов , контрастных по величине тела и глаз. Уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы и синицы . Продолжать освоение рельефной лепки . Создавать условия для самостоятельного выбора материалов, приемов работы и средств художественной выразительности . Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изо деятельности. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 100.

8.04-14.04 А. «Ракеты и кометы» Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом : делить квадрат на три треугольника (большой треугольник –нос ракеты, два маленьких – крылья) . Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику : изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 126.

15.04-21.04 А. «Автобус» Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта) . Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса, разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса) . Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 58.

22.04-28.04 Л. «Лепка по замыслу » Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения , доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество . Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 62.

Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература

30.05-5.05 А. «День Победы. Поздравительная открытка» Учить детей вырезать круглые формы обрезая углы у квадрата, аккуратно работать с клеем; доводить задуманное до конца. Вызвать желание самостоятельно изготовить поздравительные открытки и подарить их. Развивать творческое воображение . А. А. Анистратова «Поделки к праздникам» стр. 27.

6.05-12.05 Мониторинг. Л. «Слепи то, что тебе хочется» Продолжать развивать самостоятельность и творчество , умение создавать изображение по собственному замыслу. Выявить уровень владения разнообразными приемами лепки . Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 54.

13.05-19.05 А. «Цветочная клумба» Учить детей составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету и величине. Показать приемы оформления цветка : «берег» (край) надрезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка-основы. Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы или поляны. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 24.

20.05-26.05 Л. «Жуки на цветочной клумбе» Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек) . Закрепить способ лепки полусферы (частично сплющивание шара) . Развивать координацию в системе «глаз-рука» , синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа » стр. 26.

27.05-31.05 А. «Как мы все вместе собрали корзину грибов » Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы, резать ими. Аккуратно наклеивать части изображения в аппликации . Подводить к образному решению , образному видению результатов работы, к их оценке. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада » стр. 45.