Одежда

Звуковые дорожки на все звуки. Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука. Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

Звуковые дорожки на все звуки. Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука. Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

Любовь Филина

Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие (хорошо всем известная «Звуковая дорожка») в собственном исполнении.

Цель: Автоматизация звуков

Пособие представлено большими картами с дорожками с изображением предметов, в названии которых встречается отрабатываемый звук, схемами места звука в слове, кубиком с количеством точек на каждой грани от 1до 6, фишками.

В игре могут участвовать от 2 и более человек.

Ход игры:

Ребёнок, бросив кубик, делает такое количество шагов, сколько точек выпало на кубике. Встав на деление дорожки, ребёнок называет картинку, при этом стараясь правильно произнести отрабатываемый звук. Определяет место заданного звука в слове. Если фишка встала на деление с изображением схемы места звука в слове, то ребёнок должен подобрать слово на отрабатываемый звук в данной позиции в слове (начале, середине, конце).

Дидактическое пособие «Ежи ищут маму»

Цель: автоматизация звука [ж]

Дидактическое пособие «На встречу солнышку»

Цель: автоматизация звука [л]

Дидактическое пособие «Помоги школьнику дойти до школы»

Цель: автоматизация звука [ш]


Дидактическое пособие «Гусеничка»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [р], [р"]

Расширять и активизировать лексический словарь;

Автоматизировать поставленные логопедом звуки;

Дифференцировать отрабатываемые звуки по мягкости и твёрдости;

Закреплять умения определять место звука в слове;

Упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начале, середине, конце) в слове;

Упражнять в подборе слов с отрабатываемыми звуками с заданным количеством слогов (схема слоговой структуры слова);

Упражнять в составлении предложений с заданным количеством слов, используя при этом название любой понравившейся картинки из «звуковой дорожки».


Публикации по теме:

С этой игрушкой можно играть по разному. 1. Сухой бассейн. (Чудесный мешочек) В непосредственно образовательной деятельности: Дети вытаскивают.

Вряд ли наша гусеница С кем-то в красоте сравнится Как фотомодель стройна, Веселья, яркости полна. Ей ума не занимать, Предложит в игры.

Цель: развитие тактильных ощущений, тонкой моторики; различение основных цветов; расширение словарного запаса. Данное пособие будет интересно.

Дидактическое пособие «Дерево». В технике папье-маше выполнена ваза-дерево. Наполнением является природный материал, детские поделки (листья,.

Назначение: развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия. Основное назначение фланелеграфа - проведение различных.

Дидактическое пособие «Матрёшка» Тематический план к проекту: «Матрешка, любимая игрушка» 2 мл группа. 1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой. Заучивание стихотворения.

Солнышко было сделано из картона, обтянутого желтой атласной тканью, для танца «Выйди, солнышко скорей!», но потом о нем мы забыли. Когда.

Ирина Семёнчева

В январе в нашем дошкольном отделении проходил конкурс на лучшую разработку дидактической игры или пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников в рамках реализации годовой задачи. Я приняла в нем участие со своим пособием . Его идею я нашла в интернете, но немного видоизменила.

Известно, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики, а связь пальцевой моторики и речевой функции уже научно подтверждена, поэтому я решила обычные логопедические звуковые дорожки превратить в тактильно-звуковые дорожки .

Мое пособие - это картинки с дорожками из различного сенсорного материала. Сами картинки были предварительно заламинированы для прочности и долговечности, а в качестве сенсорного материала я выбрала то, что было под рукой – это горох и различная швейная фурнитура.

Большая часть картинного материала взята из пособий Комаровой Л . А «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» и Гальской Н. В. «Автоматизация звуков в игре. Звоночек» .

Мое пособие предназначено , в большей степени, для индивидуальной работы или работы с парой детей над трудными звуками.

Задачи :

Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов

Формировать тактильные ощущения пальцев рук

Упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков

Закреплять поставленные логопедом звуки

Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в слогах (открытых и закрытых)

Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звуков в слогах

Развивать сосредоточенность, усидчивость и концентрацию внимания

Основой для эффективной организации любой дидактической игры является мотивация ребенка. Мотивация способствует активизации ребенка в образовательной деятельности.

При работе с данным пособием акцент как раз и делается на игровую мотивацию по типу «Помоги игрушке / герою» , когда ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы различных игрушек / героев.

1-й вариант игры «Звук заблудился»

По инструкции ребенок, чтобы помочь какому-либо герою, должен провести пальчиком по дорожке , тем самым пролететь вместе с комариком, пробежать вместе с мальчиком, проехать на автомобиле и т. д., проговаривая, протягивая при этом необходимый «трудный» звук.

Разнообразить дидактическую работу можно , добавляя условия :

Пройди по дорожке указательным пальчиком сначала правой руки, потом левой руки

Проследи глазами дорожку

Проведи пальчиком по дорожке , закрыв глаза

Шагай по дорожке , чередуя указательный и средний палец (указательный и безымянный палец; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец и т. д.) то правой, то левой руки

Произноси звук длинно или коротко

2-й вариант игры «Звук поет»

Для автоматизации звуков в слогах в начало или конец дорожки необходимо добавить карточку с буквами, обозначающими гласные звуки.


Эти упражнения способствуют установлению у детей звукодвигательных и речедвигательных ассоциаций, так как ребенок проживает понятие «звук» на тактильном чувстве через мелкую моторику рук.

Публикации по теме:

Предлагаемый практический материал –«звуковые дорожки» - предназначен для закрепления поставленных звуков у детей с дислалией или дизартрией.

Всем известный педагог Мария Монтессори считала самостоятельность и активность ребенка - это ключ к его развитию, она разработала множество.

Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Мастер-класс «Лабиринт для пальчика» или «Запутанные дорожки»Лабиринт для детей дошкольного возраста – это игра, которая представляет собой.

Цель: Развивать временные представления у дошкольников: элементарные представления о неделе, о значении понятий прошедшего, будущего и настоящего.

Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука [л]

Головинцова Оксана Викторовна, учитель – логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»

Краткое описание. Материал данной статьи будет полезен учителям-логопедам, родителям, воспитателям, участвующим в коррекционном процессе с детьми с нарушениями речи. Возможно использование речевых игр в работе с детьми от 3 лет. Использование иллюстраций облегчает процессы автоматизации и дифференциации звуков. Задания корректируются в зависимости от этапа автоматизации звука в речи ребенка.
Цель использования пособия. Уточнение артикуляционного уклада [л]. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в словах, слогах, предложениях. Совершенствование фонематического восприятия [л]. Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах, словах.
Правила использования. Последовательность автоматизации возможно изменять в зависимости от этапа работы со звуком, от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Речевой материал применяется в групповых и индивидуальных формах работы.

1.Игра «Вертолет учится летать»

Цель: автоматизация [л] изолированно.
Вертолет в небе летит,
И моторчик наш гудит: л-л-л-л-л...
Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем непрерывно произносит: л-л-л-л-л..

2.Игра «Вертолет в небе»

Цель: автоматизация [л] изолированно или в слогах.
Вертолет в небе летит,
И моторчик наш гудит: л, л, л, л, л...
Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.
Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем отрывисто произносит: л, л, л...


3.Игра «Клоун Тима»

Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных).
Клоун с грустными глазами,
На арене выступал.
Веселил людей словами,
Тем что падал - развлекал.
Клоун был в душе поэтом,
Он стихи читать мечтал.
Только зал не знал об этом,
И весёлых шуток ждал.
(Марковцев Ю.)
Чтобы рассказывать стихи, нужно научиться их читать. Поможем клоуну?
Если ребенок начинает дорожку от клоуна, то произносит прямые слоги: ла, ло, лу. Если ребенок начинает проходить дорожку от гласных, то произносит: ал, ол, ул.

4.Игра «Кот Манул»

Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных), словах.
Мышата весело живут
Ловко сало крадут.
Кот Манул зевнул, заснул –
Кота мышонок обманул.
Какие слова со звуком [л] встретились в этом стихотворении?
Поможем мышатам попробовать сало?
Ребенок начинает дорожку от кота: ла, ло, лу, лы. Можно предложить ребенку повторять слова со звуком [л] из стихотворения, при условии сохранности остальных звуков в слове. Заучивание стихотворения стимулирует автоматизацию звука [л].


5.Игра «Мила - помощница»

Цель: автоматизация [л] в слогах, словах, чистоговорках, стихах.
Мила маме помогала,
Хоть мала, а помогала.
Песни пела, песни пела.
Ала, ола, ула, эла.
1)Взрослый предлагает спеть песенку Милы, одновременно ребенок двигает указательным пальцем по дорожке. Если ребенок находится на этапе автоматизации [л] в предложениях, то можно заучить стихотворение.
2)Поиграем с Милой в мяч? Мила ловко ловит мяч. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к мячу.
3)Поиграем с Милой в пирамидку? В пирамидку поиграла - ала, ола, ула, ала. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к пирамидке.


6.Игра «Лёва и Бараш»

Цель: дифференциация [р] - [л] в слогах, словах.
Весело, весело, весело гулять
На полянке, на полянке благодать!
Заигралась, закружилась детвора
А ведь домой идти уже пора.
Будем Леве и Барашу помогать,
Нужно им дорожку показать.
(Головинцова О.)
Взрослый предлагает ребенку помочь Леве и Барашу вернуться домой, но с одним условием: нужно четко и правильно произносить слоги (слова).
1) Ра-ла...., ро-ло... , ру-лу... , ры-лы... , ал-ар..., ол –ор.., ул-ур..., ил-ир...
2) Рак-лак, лучи-ручьи, столы-топоры, получать –выручать.

Мария Василика

Формирование правильного звукопроизношения (автоматизация звуков изолированно и слогах).

Формирование навыка составления простых предложений по вопросам;

Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

Развитие тактильно - кинестетической чувствительности, памяти;

Развитие ручной моторики;

Развитие зрительного восприятия;

Развитие навыков пространственной ориентировки на плоскости;

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;

Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по.

Укрепление здоровья детей.

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ.

Игра «Чайник закипел».

Ребёнку предлагается посвистеть как чайник и одновременно провести пальчиком по дорожке.

Игра «Дорога в гараж».

Ребёнку предлагается завести мотор у трактора и заехать в гараж, одновременно провести пальчиком по дорожке.

Игра «Полёт Карлсона».

Ребёнку предлагается полетать вместе с Карлсоном и пожужжать как его моторчик, одновременно провести пальчиком по дорожке. После полёта ребёнок называет вокруг чего летал Карлсон.


Игра «Кораблик».

Ребёнку предлагается заплыть на катере в порт, произнося звук Л, одновременно провести пальчиком по дорожке.


Игра «Пошипи».

Ребёнку предлагается пошипеть и одновременно провести пальчиком по дорожке.


Игра «Порычи».

Ребёнку предлагается порычать и одновременно провести пальчиком по дорожке.


Игра «Кто, где сидит?».

Ребёнку предлагается провести пальчиком по дорожке и сказать на чём сидит насекомое.


Публикации по теме:

Дидактическая игра – пособие "Разноцветные дорожки" Пособие рекомендовано воспитателям, педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми.

Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.

Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

1. Фото развивающего пособия сделанного своими руками. Игровое пособие включает в себя: Набор фишек разного цвета: зеленого, красного,.

IMG]/upload/blogs/detsad-386189-1446512855.jpg Оздоровительные дорожки для детей. Из пуговиц разных размеров, и разных цветов. На.

“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения”
К.Д. Ушинский

Аннотация : ФГОС ДО в качестве приоритетной задачи определил развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе – практическое овладение воспитанниками нормами речи. За последние годы возросло количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что требуют от учителя-логопеда поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

В последнее время, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила предложить выход из данной проблемы. Опираясь на принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка в ДОУ. Сделала родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, привлекла их внимание к коррекционным проблемам.

Многофункциональное дидактическое пособие «Звуковая дорожка» является авторской разработкой, было изготовлено на мастер-классе совместно с родителями.

Предлагаемый материал может быть использован как в логопедических, так и в обычных группах детского сада для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Родителями при выполнении домашнего задания. Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми 5-7 лет. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.

Цель:

  • Закреплять правильное произношение поставленных звуков, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Задачи:

  • – Автоматизировать звуки в слогах, словах, фразовой речи;
  • – Закреплять правильное произношение поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях;
  • – Развивать звуковой анализ слов;
  • – Формировать у ребенка навыки самоконтроля за речью;
  • – Развитие мелкой моторики;
  • – Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
  • – Поддерживать эмоционально положительный комфорт.

Материал: Пособие изготовлено из салфеток для вытирания пыли по шаблонам в виде гусеницы и ракеты. С нашитыми на них пуговицами, украшено бросовым материалом. С картинками на разные звуки, картинками на ленточках, прищепки.

Использование данных игр : Подходит, как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения, и общего недоразвития речи у детей в ДОУ.

Игровая задача:

На «Звуковых дорожках» каждый звук мы сможем отточить,
В слогах, в словах и в тексте закрепить.
Речь станет правильней, красивей и богаче.
Помогут нам «Дорожки» только так! Никак иначе!

Методика проведения игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Звуковая дорожка»

Варианты игр:
1. «Ритмическое путешествие »
Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности.
Описание работы: Логопед предлагает ребенку, «пошагать» пальчиками по пуговичкам. При этом произносить, или пропевать разные песенки: жа–жа–жа , са–са–са … (используя картинки-символы)

2. “Скажи правильно
Цель: автоматизация поставленных звуков. Ребенок четко и правильно произносит по-ставленный звук и кладет на пуговицу каштан (шарики Марблс, фишки и т.д.)
3. “Раздели слова на слоги ” Цель: определить количества слогов в слове.

Ребенок определяет сколько слогов в слове и прикрепляет прищепкой к ракете, гусенице рядом с каждой пуговицей.

4. «Чья песенка
Цель: Учимся дифференцировать поставленные звуки по схеме. Два слова со звуком – З -, два слова со звуком – Ж -. Или чередуя – зуб, жук, забор, жаба и т.д. Дети прошагивают пальцами, или проговаривают слова – согласно схемы.

5. А) «Гусеница ползет звук «Ч» на себе везет »
Б) «Ракета в космос улетает картинки со звуком «С» забирает»
Цель: Найти картинки на заданный звук.
Ребенку предлагаются картинки на ленточках. Дети выбирают и надевают на пуговицу. Проверяют, четко проговаривая слова.

6. «Шагаю – слово называю »
Цель: Четко произносить звук «Р» в предложениях. Предложите ребенку повторить пред-ложение, шагая по пуговицам на каждое слово: Юра уронил ручку, Рая сорвала розу (ос-талась пуговица, задайте вопрос – какую? – красную слово со звуком – Р –) и т.д.

7. «Ловко пальцами шагаю, чистоговорку повторяю » Цель: Автоматизация и дифференциация закрепляемых звуков.
Ребенок, прошагивая пальцами по пуговицам или накладывая на них фишки механически не задумываясь произносит скороговорку, чистоговорку и др.
Доказано: Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому игры с данным дидактическим пособием «Звуковая дорожка», с по-мощью развития мелкой моторики, позволяют автоматизировать звук и повышают уровень развития речи.