Болезни

Кто должен воспитывать ребенка. Кто должен заниматься воспитанием детей, семья или школа? Что мальчикам нужно от матери

Кто должен воспитывать ребенка. Кто должен заниматься воспитанием детей, семья или школа? Что мальчикам нужно от матери

Большинство людей своих детей любит, заботится о них, стараясь хорошо воспитать, привить разнообразные жизненно необходимые навыки и дать наилучшее образование.

При этом не задумываясь, что они исполняют обязанности родителей, в соответствие с требованиями статей законов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Какими законами регламентируется данный вопрос?

Забота о детях – конституционная обязанность папы и мамы (ч. 2 ст. 38).

Родительские обязанности регламентированы главой 12 Семейного Кодекса РФ, каждая из статей которой разъясняет суть прав и обязанностей родителей разных категорий семейных пар, одиночек, несовершеннолетних, усыновителей и т.д. в разных жизненных обстоятельствах.

Государство уделяет воспитанию молодого поколения колоссальное внимание , принимая федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, количество которых превысило 140 документов.

Несмотря на принимаемые меры, вопрос ответственности родителей, осознания ими важности семейных ценностей в воспитании детей остается по-прежнему злободневным .

Новый «Закон об образовании»

То, что касается образования детей четко зафиксировано в новом Законе РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ (был принят 21.12.2012г.), где также освещены обязанности родителей в учебной сфере.

Кроме выбора учебного заведения, формы обучения, национального и иностранного языка, родитель обязан интересоваться учебными планами и методами обучения .

Посещение различных медико-психологических обследований ребенка является правом родителей, так же, как и защита интересов своего несовершеннолетнего отпрыска. А вот соблюдение различных правил, режимов и порядков учебного заведения является обязанностью родителей .

Родители обязаны принимать активное участие в разрешении всех споров и конфликтов в образовательном заведении с участием своих детей , не пускать на самотек и не доводить ситуацию до вмешательства органов опеки, тем более правоохранительных органов.

Задачи воспитания несовершеннолетних детей

Обязанность воспитывать ребенка (ст.63 СК РФ) – значит прививать ему хорошие манеры, всесторонне развивать, учить находиться в обществе и быть востребованным. Воспитание предполагается во всех ракурсах – духовном, физическом, психическом развитии личности отпрыска.

Воспитание ребенка – задача непростая , требующая затрат времени, труда, души, но без этого достичь желаемого результата просто не выйдет.

В случае, если папа и мама расстались, на содержание детей, не достигших возраста 18 лет, тому из четы, с кем проживают дети, положены алименты, удерживаемые из заработка другого.

Средства на содержание отпрыска могут передаваться по соглашению между папой и мамой, без привлечения судебных органов .

Неисполнение родительских обязанностей

Львиная доля семей выполняет свои обязанности по отношению к детям в соответствие с собственными представлениями о воспитании, образовании детей. Именно поэтому, не все и не всегда выполняют всё надлежащим образом .

Обязанности считаются невыполненными или выполненными не в полной мере , если несовершеннолетние дети:

  • не систематически посещают школьные занятия;
  • сквернословят, не умеют себя вести;
  • воруют, попрошайничают , бродяжничают;
  • употребляют спиртные напитки, а то и наркотические средства , и др.

Ребятня, которой не уделяют время папа, мама или оба родителя, с которой не занимаются, сразу же находит, чем заполнить часы бездействия, а ее нерадивые «предки» могут быть подвержены наказаниям .

Каковы последствия ненадлежащего исполнения?

Те из родителей, кто ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по отношению к детям, не достигшим 18 лет, подпадают под административное наказание (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ). Это предупреждение или наложение штрафа, но это только в первый раз.

Если же неисполнение родительского долга отягощено жестокостью, то наказание уже более серьезное , это уголовное наказание (ст.156 УК РФ) в виде очень крупного штрафа, или отработкой обязательного срока до 440 часов, или до 3 лет принудительных работ.

При наличии совокупности оснований, проявляющихся в целом комплексе не исполненных долгов перед детками , осложненных преступным умышленным причинением вреда здоровью несовершеннолетнего малыша, его родителей (ст. 69 СК РФ).

Может быть принято решение об (ст. 73 п. 2), когда жизни или воспитанию дитя действительно есть реальная угроза, исходящая от поведения мамы или папы .

Кто следит за исполнением пунктов закона?

Безусловно, общественность и школа играют роль в выявлении неблагополучных семей , где дети подвергаются насилию физическому или сексуальному, где ребятня неухоженная, голодная, а родители пьют или ведут асоциальный образ жизни.

Правоохранительные органы также контролируют соблюдение и выявляют очаги неблагополучия, разоблачая притоны, где вынуждены находиться ребятишки, заброшенные и не получающие должного воспитания , обеспечения.

Но именно органы и попечительства следят за тем, как родителями исполняется их долг перед своими детьми , которым нет еще 18 лет. Сотрудники ООП имеют полномочия не только назначать опекунов, но и:

  1. решают вопросы помещения ребятни в детские учреждения;
  2. в судебных разбирательствах стоят на страже интересов ребенка;
  3. имеют решающее право голоса на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних , отстаивая их интересы.

Несмотря на принимаемые Правительством меры, количество неблагополучных семей, в которых есть несовершеннолетние отпрыски, не уменьшается .

Вовремя обратить внимание на такую ячейку общества, когда ребенок не успел окончательно потерять интерес к нормальной жизни , помочь могут и детсады, и школы, и небезразличные соседи, и внимательный участковый уполномоченный.

Профилактические меры могут дать свои положительные результаты только, когда проблема еще не приобрела необратимый характер, тогда можно обойтись без жестких мер к родителям, отклонившимся от главного курса свой жизни – воспитания и обеспечения детей.

Эти слова я слышу теперь каждое утро. Мой ребенок отказывается ходить в школу. Так получилось, что мы переехали в другой город. Первый класс дочь отучилась с огромным удовольствием. Так будет и в новой школе, думала я. Ведь она хорошо учится, и значит, быстро подружится с новым классом! Но не только ребенок, но и мы, взрослые, были не готовы к такому уровню неприязни, с которым нам пришлось столкнуться на новом месте.

Первые два месяца у ребенка отбирали деньги. Если она не давала деньги, отбирали еду. Разобрались. Потом дети предложили дочери убить одноклассника или заплатить им за отказ 100 рублей. Пришлось объяснять ребенку уголовный кодекс. Но последнее было хуже всего. Дети провели голосование, пытаясь выяснить, кто за то, чтобы наш ребенок уехал обратно или перевелся в первый класс! Пришлось экстренно собирать родительское собрание.

Родители, учителя, школьный психолог. Мы, взрослые люди, спрашивали себя, что происходит? Откуда у детей во втором классе взялись такие криминальные наклонности? Кто несет ответственность за такое воспитание?

Кто виноват?

Родители винили учительницу и меня. Мы воспитываем детей правильно! Надо уметь постоять за себя! Научите своего ребенка драться! Один раз даст сдачи — все дети ее зауважают!

Учительница доказывала, что воспитание ребенка происходит в семье. Школа учит читать, писать и развивает умственные способности. Воспитание ребенка — это не ее функция!

Школьный психолог отделывалась общими фразами, признавая, что, перепробовав различные методики, результата не получила. «У вас очень домашняя девочка… она блестяще учится, но ей тяжело в коллективе. Может, попробуете дистанционное или домашнее обучение? И сходите к невропатологу?..»

Ситуация накалялась, но не решалась. А я, понимая, что это единственный второй класс во всей школе и переводить мне ребенка некуда, начала штудировать сайты по психологии.

Учим драться или учим договариваться?

Какой из этих навыков важнее для моего ребенка? Этот вопрос я задала себе после родительского собрания. Успех в современном обществе приносит правильная коммуникация между людьми. И если я буду учить свою дочь драться, где она применит такое образование? Только в подворотне. Вырастить Королеву Подворотни не входит в мои задачи, значит, нужно научить ребенка договариваться.


Как это сделать? Для этого нужно понять, как устроена психика моего ребенка. Из системно-векторной психологии Юрия Бурлана, изучая свойства восьми векторов, я узнала, откуда у моей дочери такое стремление учиться и совершенная неспособность постоять за себя! Оказалось, все просто. У меня анальная звуко-зрительная девочка.

Хорошо учиться — это не от бабушки!

Хорошо учиться — это не передается генетически. Это врожденная способность анального вектора. Способность запоминать огромные объемы информации, аналитическое мышление, усидчивость. Стремление доводить любое дело до конца. Обидчивость и потребность в одобрении мамы.
А в паре со зрительным вектором способность к обучению у такого ребенка возрастает в разы!

Обучение таким детям приносит огромное удовольствие. Потребность в дружбе и любви, способность испытывать невероятную амплитуду эмоций. Наслаждение от всего красивого. Способность создавать эмоциональную связь даже с букашкой-таракашкой. Страх темноты и талант артиста.

Звуковой ребенок. Это вызов родителю, учителям и психологам. Обладая абстрактным интеллектом, такой ребенок ставит взрослых в тупик своими недетскими вопросами. Когда наконец выходит из своей скорлупки.

Что же произошло в классе?

А произошла обычная история. Согласно системно-векторной психологии, без грамотного руководства со стороны взрослых дети организуются в первобытную архетипичную стаю. И отношения в такой стае складываются на уровне неприязни. И когда она доходит до максимума, дети выбирают жертву. Объединившись в общем порыве ненависти к жертве, детский коллектив сбрасывает напряжение. В этот раз не повезло моему ребенку .

Домашнее обучение или ужасная школа. Что выбрать?

«Надежды маленький оркестрик, под управлением любви».


Неприязнь — это начальная стадия культурного, интеллектуального и духовного развития наших детей. Любовь основана на создании эмоциональных привязанностей и сострадании. Ребенка необходимо этому обучать. И лучше всего такое воспитание происходит в коллективе.

Человек не способен реализовать себя вне социума

Воспитание детей несет в себе задачу максимально раскрыть потенциал и способности каждого ребенка. Не лично для ребенка или на радость папы и мамы, а для пользы всего сообщества людей.

Мы реализуем свои способности и желания только в группе, взаимодействуя с другими людьми, согласно заданным нам природой векторам. И от того, как проходит это взаимодействие, насколько мы понимаем потребности других людей, насколько развита у нас способность к сопереживанию, складывается наша реализация в обществе. И это достаточно важный момент воспитания ребенка.

Кто должен заниматься воспитанием ребенка?

Воспитание ребенка начинается дома. Родители закладывают фундамент успеха своего ребенка. Создание пространства защищенности и безопасности в семье — это основа воспитания. Только так можно вырастить счастливого человека. Это возможно через понимание базовых потребностей и желаний ребенка .

Далее воспитание детей должна взять на себя школа. Педагоги и психологи. Как справиться с противоречивым поведением ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием? Как разобраться в детской психике? Как развить каждого ребенка и создать предпосылки для реализации его в будущем? Почему воспитание детей не приносит желаемого результата ? Разобраться в этом нам поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.


Объем психики современного ребенка намного больше, чем у его родителей. Это главная проблема воспитания детей сегодня. И чтобы удовлетворять запросы подрастающего поколения, мы, родители и педагоги, должны соответствовать требованиям нового времени. Как это сделать? Это вы узнаете уже на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов

Значение участия отца в воспитании ребенка

В погоне за финансовой стабильностью в семье мужчины часто забывают главную жизненную ценность – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты.

Для ребенка важно ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Отец дает малышу возможность увидеть, как обращаться с прекрасным полом, уважать старших, любить и заботиться о близких людях. Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе.

Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого. Понятно, что формирование таких качеств закаляется в несколько суровых условиях, которые по мнению женщины могут казаться слишком уж жестокими. Такое поведение женщин встречается, если ребенок много болел или родился у женщин в довольно зрелом возрасте. У женщин, чьи первенцы появились на свет в 20-25 лет, как правило, таких чувств не возникает.

Функции отца в воспитании ребенка

Когда речь идет о полной семье, мужчина должен и обязан активно участвовать в жизни своего ребенка. Психологи выделили самые важные функции отца в воспитании и развитии детей. К ним относят следующие.

Физическое развитие . Отец участвует в формировании двигательных навыков у детей до года. Мужчина в отличие от женщины не боится заниматься активными играми с таким крохой, причем оба (и отец, и малыш) получают от этого огромное удовольствие. Матери не стоит отбирать малыша у папы во время подкидываний вверх, катании на плечах и других экстремальных забав. Такие игры не только веселят ребенка, но и стимулируют физическое развитие – он быстрее научится ползать и ходить, а кроме всего прочего, у него с ранних лет будет формироваться и развиваться вестибулярный аппарат.

Мышление . Отец при желании может стать основным помощником в обучении ребенка разговаривать. Мама и бабушки в этом случае отодвигаются на второстепенный план с их «сюсюканьем». Мужчина, благодаря своей брутальности, разговаривает с крохой правильно и четко. Кроме этого, отец эффективней обучит ребенка разбираться в головоломках и конструкторах. Близкие контакты с папой помогают малышу развивать логическое, абстрактное и конкретное мышление.

Сбалансировать отношения ребенка и матери . Ближе к 2 годам ребенку придется отдалиться от матери, которая присутствовала практически 24 часа в сутки в его жизни. Связано это может быть с отлучением от груди, выходом мамы на работу или оформлением самого крохи в дошкольное заведение. Отцы могут помочь малышу перебороть зависимость от матери. Психологи отмечают, что если мужчина берет на себя роль проводника ребенка в детский сад или инициатора переселения крохи в отдельную комнату, то процесс отделения от матери проходит менее болезненно.

Социализация . Отец предъявляет ребенку определенные требования, которые необходимо четко выполнять в обществе. Он учит малыша уважительно относиться к окружающим людям, правильно себя вести вне дома. В процессе воспитания именно от отца малыш узнает, что такое одобрение, порицание и наказание.

Поло вая идентификация . Поведение папы становится эталоном для мальчика. Мужественность, уверенность, уважение к женщинам – это главные черты, которые необходимо привить сыну. А вот дочери тесное общение с папой позволяет быстрее понять свою женскую роль в жизни.

Отец – это человек, дополняющий женское воспитание ребенка. Без его участия малыш лишается львиной доли ценностей и понятий в семье, он не видит примера для подражания.

Роль и авторитет отца для сына

Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.

Большинство мальчиков с определенного возраста стремятся сформировать сильное и выносливое тело. Отец может помочь сыну выбрать подходящий вид спорта, позволяющий не только повысить физическую силу, но и научиться аккуратности и дисциплине. Вместе с папой ребенок пройдет все трудные этапы формирования характера и силы воли. Мужчине при этом важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать в неудачах.

Роль отца в воспитании дочери

Девочки воспринимают отцовское воспитание совершенно иначе. В их сознании появляется образ мужчины, который они проносят через всю жизнь. Если мужчина прилагал максимум усилий, отдавал всю свою любовь и нежность дочери, то она начнет искать себе спутника жизни похожего на любимого папу. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда отец проявляет агрессию в семье, не участвует в воспитании и не заботится о семье.

Однако, часто мы наблюдаем ситуации, когда любящий папа готов на все, ради своей маленькой принцессы. Он потакает всем ее прихотям, балует, выполняет все ее пожелания и требования, не понимая, какую ошибку он совершает. Привыкшая к подобному поведению отца, девочка вырастает капризной, взбалмошной и балованной. В последствии ей будет сложно найти себе спутника жизни, сложно создать семью, да и вообще, проблемы в общении с противоположным полом девочке обеспечены.

Отец не должен баловать свою принцессу, даже если очень хочется задаривать подарками и вкусностями. Он может быть добрым по отношению к девочке, но и требовать с нее в зависимости от возраста. Девочке необходимо видеть, как отец общается с матерью, наблюдать их романтические отношения. Эта картинка с детства сформирует образец семейных ценностей и взаимоотношений с мужчинами.

Огромная заслуга отцов в воспитании дочерей состоит в том, что они дают возможность познавать окружающий мир с мужской позиции. Общие семейные прогулки трансформируются в увлекательные исследовательские мероприятия, где отец учит дочь ориентироваться на местности, различать насекомых и животных. Папа может найти четкие, правдивые и исчерпывающие ответы, на любознательные вопросы дочери.

Роль отца в патриотическом воспитании

В полноценной семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма. В дошкольном возрасте малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. В задачи отцовского воспитания входит подготовка детей к жизни в обществе, формировании у них гражданских навыков. Именно мужчина, как защитник Отечества, может дать знания и умения, определяющие у ребенка взгляд на жизнь и систему государственности.

Патриотическое воспитание – это система социализации детей, позволяющая оценить важность Родины, научиться беречь ее ресурсы и природу. Начинается оно в семье и школе, где ребенка учат выполнять определенные обязанности и правила. Патриотизм юного гражданина в первую очередь проявляется в духовной и нравственной связи с семьей. Отец при этом своими гражданскими действиями и поступками подает пример для подрастающего поколения граждан.

Особенности воспитания ребенка без отца

К сожалению, современное государство не может полностью оградить детей от того, что им приходится расти в неполных семьях. Причин этому слишком много: безответственное отношение к выбору партнера, боязнь трудностей, нежелание родителей подстраиваться под характер друг друга. Одной из причин того, что дети растут в неполных семьях – отсутствие мужчины в воспитании детей. Если в семье новоиспеченных родителей кто-то из них недополучал отцовской любви, заботы, то вероятно, и дети таких родителей обречены.

Матерям-одиночкам тяжело воспитывать детей самостоятельно, без мужской поддержки, но они должны набраться терпения и создать в своей семье гармоничную и спокойную атмосферу. Женщине следует избавиться от негативных мыслей по поводу отсутствия мужа и направить все свои силы и энергию на воспитание ребенка. Стоит отметить, что эта задача нелегкая и в ней есть несколько моментов, зависящих от пола ребенка. Для мальчиков отец является главным ориентиром по жизни. Его отсутствие формирует у малыша чрезмерную зависимость от матери.

Для мальчиков отец является главным ориентиром по жизни. Его отсутствие формирует у малыша чрезмерную зависимость от матери.

Конечно, женщина может научить сына быть нежным, преданным, добрым и искренним. Но она не может стать для него примером мужественности, стойкости и эмоциональной стабильности. Без отца мальчик может вырасти инфантильным, он не будет знать, как защитить себя и свою семью, не сможет контролировать свои эмоции в затруднительных ситуациях.

Мать должна помочь малышу найти ориентир, который будет примером мужественности и целеустремленности. Это может быть дедушка или старший брат, а лучше всего отдать малыша в спортивную секцию, где тренером является мужчина. Женщина также может мотивировать сына на помощь по дому, даже если он совсем кроха, собрать свои игрушки не так сложно. Главное – поощрять самостоятельность ребенка и стремление защитить маму.

В воспитании девочек дело обстоит лучше, ведь у них в жизни присутствует мама – пример для подражания. Дочь быстро научиться доброте, отзывчивости и другим женским качествам. Но проблемы могут появиться в подростковом возрасте, когда начнется половое созревание и тяга к противоположному полу. Если девочка воспитывалась без папы, то она вряд ли понимает мужскую логику и даже искренние чувства сверстников для нее будут загадкой. Поэтому маме стоит подумать о поиске мужчины, который полюбит не только ее, но и маленькую дочь.

Вместо заключения

Роль мужчины в воспитании детей огромна. Огромная заслуга отцов в воспитании состоит в формировании мужской модели поведения для сыновей, становлении их как сильных и смелых личностей. При воспитании дочерей роль отца не менее значима, т.е. он становится для девочки эталоном – образом идеального мужчины, что будет очень важно при формировании у девочки навыков общения с противоположным полом. Задача матери, не ограждать детей от отца, не стремиться совместить в своем лице обоих родителей, а в случае необходимости помогать налаживать контакт детей с мужем.

На эту тему меня натолкнул разговор в больнице. Две пожилые дамы в разговоре о подрастающем поколении стали утверждать, что детей должна воспитывать школа. На моё замечание о том, что детей прежде всего должны воспитывать родители, дамы сильно возмутились, и начали доказывать, что мать не может воспитывать своих детей, и соответственно, не должна нести ответ за то, что из них выросли преступники. Все претензии - к школе, которая должна воспитать из каждого ученика - человека.

Между нами завязался спор. На мою фразу о том, что ранее мать была домохозяйкой и занималась воспитанием детей, мне возразили, что "мать не может научить ребёнка математике, если у неё нет математических способностей". Мне показалось, что мы разговариваем на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Но дело в том, что мне и раньше приходилось слышать мнение: "воспитывать должна школа". Я невольно задумалась на тему: почему у нас некоторые люди так упорно считают, что воспитание и образование - это одно и то же?

Самое распространённое определение воспитания: "Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями". Образование же, по наиболее конкретному определению, это "целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию". То есть, синонимами понятия "воспитание" и "образование" не являются. Хотя в понятие "воспитание" можно включить и образовательный процесс.

Безусловно, школа несёт ответственность не только за то, какие знания по математике, физике, химии и литературе получил ученик. Учителя не могут игнорировать социальное поведение детей и сосредотачиваться только на преподаваемом предмете. Но именно в семье и прежде всего в семье закладывается нравственное воспитание будущего взрослого человека. У учителя в школе есть план учебного процесса, и он общается с учениками зачастую только во время урока. За это время ему нужно преподать очередную порцию материала по своему предмету. Конечно, он должен пресекать у себя в классе попытки мальчика побить девочку учебником по голове, но в том, что мальчик изначально готов бить девочку, виноват не учитель. Виноваты родители, которые не смогли за шесть лет до школы привить ребёнку элементарные основы нравственности и поведения.

В предшествующие века часто говорили о плохо воспитанном человеке: "дурная кровь", "дурная наследственность", подразумевая, что человек вырос в неблагополучной семье, получил соответствующее "дурное" воспитание от "дурных" родителей. В наше время проблемы недостатка нравственного воспитания иногда пытаются сваливать на генетику. Мол, "этот парень вырос алкоголиком, потому что у него родители алкоголики". Я помню один разговор лет двадцать назад, когда молодой человек (спокойный, уравновешенный юноша, верующий, церковный) шутки ради "пожаловался", что вся его родня считает, что у него есть тенденция стать алкоголиком, потому что у него "кадык большой". Мол, большой кадык располагает к пьянству. Это выглядело невинным юмором, и юноша в дальнейшем опасения родни не оправдал, так и не став алкоголиком. Но почему-то людям иногда бывает проще свалить вину на генетику, наследственность, чтобы оправдать то, что человек вырос хамом, пьяницей, убийцей или маньяком. А следовало бы искать причину бед в недостаточно нравственном воспитании.

Если родителям некогда воспитывать своего ребёнка, и они предпочитают, чтобы он "как-то сам воспитался", суют ему в нос компьютер, а сами не вспоминают о нём, занятые собственными делами - им не на что жаловаться, когда он вырастет "не таким", какого бы им хотелось видеть. Ребёнок неопытен, он с увлечением впитывает информацию о мире. Для него всё ново, и всё интересно. И если родители не следят за тем, что именно он "впитывает" - он может научиться самостоятельно совершенно неожиданным для них вещам. Ведь дурному примеру последовать под час гораздо проще, чем доброму.

Представьте себе, что вы завели собаку, но вам некогда за ней следить, выводить её на прогулку, и вы предпочитаете, как в "Белом Биме..." - открыть двери квартиры и выпустить её, чтобы она сама как-то там погуляла. Разве будет удивительно, если она на улице без присмотра понюхается с больной собакой, подерётся, попадёт под машину или залезет в помойку и наестся крысиного яда? И вот, у вас уже нет собаки, и будет счастье, если вы сами не успели получить от неё какую-нибудь серьёзную заразу, которую она перед своей гибелью "принесла" с помойки.

Если ребёнка оставить без присмотра, последствия могут оказаться гораздо более тяжёлыми, потому что изменения в личности порой трудно заметить, а когда всё зайдёт слишком далеко и ребёнок успеет стать преступником - исправить положение будет уже очень и очень сложно. И перекладывать ответственность на школу совершенно бессмысленно. Школьный учитель видит ребёнка сорок пять минут урока. А как быть с остальными двадцатью тремя часами пятнадцатью минутами? Перед школой стоит достаточно серьёзная задача в плане образования. Школа призвана научить математике, физике, химии, русскому языку, литературе, биологии, многим другим предметам, дать детям изначальное представление о тех процессах, которые идут в мире, в человеческом обществе, в природе и различных материальных объектах. Достаточно будет, если школа выполняет хотя бы свою образовательную функцию. Но научить ребёнка отличать добро от зла должны родители, ещё до школы, и учить далее, может быть, на протяжении большей части его жизни. Это их обязанность. И если они не хотят или не могут выполнить свою функцию - лучше пусть вообще не заводят детей.

Воспитание - очень сложный процесс. В идеале родитель должен каждую минуту знать, где его чадо и что оно делает. Родители должны стать ребёнку первыми друзьями и проводниками в мире, который ему ещё совершенно неизвестен, и от того особо притягателен. А чтобы стать друзьями - надо вести себя так, чтобы ребёнок не перестал доверять своим родителям. С первого дня жизни мать и отец оказываются для малыша связующим звеном, помогающим ему постигать окружающую действительность. Ребёнок совершенно неопытен и изначально склонен доверяться тем, кто с ним рядом. Со временем это доверие может исчезнуть, потому что набираясь опыта и учась критически смотреть на мир, маленький человек начинает подмечать несоответствия в поведении родителей и их словах и поступках. В связи с этим мне бы хотелось дать несколько практических советов, которые можно и нужно взять на вооружение, если у вас есть дети.

Помните, что ребёнка нельзя обманывать, даже если кажется, что обман "во благо", или обман маскирует ответ, который родитель считает несвоевременным, или неудобным. Даже на самый провокационный вопрос всегда можно придумать правильный ответ, который соответствовал бы восприятию ребёнка определённого возраста. Нужно лишь захотеть этот ответ сформулировать.

От ребёнка нельзя отмахиваться, какими бы назойливыми и несвоевременными казались его вопросы. Если вы всего один раз скажете ему: "Пойди и посмотри в интернете", или "Спроси у кого-нибудь другого" - он найдёт себе советчика, и наверняка однажды вам придётся сильно пожалеть, что вы не потратили две минуты и не ответили сами.

Во всех конфликтах с внешним миром всегда оставайтесь на стороне своего ребёнка. Может показаться, что это очень сложно, ведь дети, не имея жизненного опыта, часто поступают неправильно, поддаваясь дурным примерам, или своему собственному желанию "проверить", что будет, если нарушить какое-то правило. Оставаться на стороне ребёнка вовсе не значит - потакать ему во всём. Если он не прав - объясните это ему сами, наедине. Постороннему взрослому, например учителю в школе, вполне можно сказать при ребёнке: "Спасибо, это наша проблема, мы сами её решим". Учитель - человек взрослый, он в состоянии пережить ваш отказ разбираться с ребёнком в его присутствии. Категорически нельзя объединяться с другими взрослыми против своего собственного чада. Любой конфликт разрешается множеством способов, и надо находить такой, который покажет ребёнку справедливость его отца и матери, потому что они сперва разбираются в ситуации, а уже потом сами принимают решение, а не копируют то, что сказал посторонний учитель, сосед или воспитатель.

Никогда не кричите на своих на детей при чужих взрослых. Никогда не ругайте ребёнка при посторонних. Лучше всего вообще обходиться без криков в общении с другими людьми и детьми, но по крайней мере, ваш конфликт с ребёнком не должны созерцать случайные прохожие, учителя, соседи или дальние родственники. Ребёнок восприимчив и раним, и это обязательно нужно учитывать.

Помните, что дети часто поступают неправильно из-за отсутствия опыта, а вовсе не из злого умысла. Даже если вам кажется, что в каком-то конкретном случае умысел есть, лучше лишний раз простить ребёнку этот умысел и просто объяснить, в чём его ошибка, чем выискивать в нём порочные и злые наклонности, которым в большинстве случаев ещё не с чего развиться в маленьком человеке, только ещё начавшем познавать мир.

Живите так, чтобы ваши дети гордились вами. Развивайте в себе какие-то положительные качества, потому что ребёнку необходим тот, на кого они будут равняться. Помните, что если ребёнок стыдится родителей - он будет искать себе идеалов на стороне, и кто знает, что это будет за "идеал".

Конечно, воспитывать детей очень трудно. Наверняка многие люди, заводя детей, даже не подозревают, какую ответственность на себя берут. Сложно осознать, что с появлением ребёнка вы уже не принадлежите сами себе, вы в значительной степени должны принадлежать ему. Этому обычно сопротивляются, и не хотят понять, но если ваш ребёнок что-то сделал не так, связался с наркоманами, порезал кого-то ножиком, ругается матом или не уважает старших - виноваты только вы, его родители. Иных виноватых нет. И только в том случае, если родители понимают, что лишь они в ответе за каждое действие их детей - им удастся стать настоящими родителями, и их дети вырастут такими, каких они сами хотят видеть.

Комментарии ( 36 )

    Детей должны воспитывать родители. Последнее время складывается ситуация, что родители не хотят заниматься воспитанием. Иногда даже можно услышать фразы: "Я Вам в школу отдал ребенка, вот и занимайтесь воспитанием". У нас в Белоруссии посещение семьи дома уже давно работает. Даже полезно посещать семьи, ведь узнаешь много нового о своем ученике, о его условиях проживания. Посещение уроков родителями? Нет, я против. Ребенок будет вести себя не так как обычно. Уж лучше видеокамеры, чтобы можно было родителям показать и доказать. А вот совет школы вещь хорошая.

    Ответить

    Вопрос-то хороший, только вот мой ответ не всех устроит. Должны воспитывать все - общество, школа и родители. Причём воспитывать ПРОФЕССИНАЛЬНО. Сейчас таких профи в воспитании - мало! Некоторые родители достигают отличных результатов интуитивно. А вот школа по-моему ПОЛНОСТЬЮ провалилась. Потому надежды на школу - это глупо. Только неумные и совсем безответственные родители могут на это рассчитывать. Сейчас "воспитание" в школе сводится практически к отсылке к психологу. Потом - в милицию. Потому что психологи НИЧЕГО не понимают в воспитании. А милиция - ...
    Приходы домой - любопытно для учителей, но что это даёт? Учителя знают - как изменить ситуацию дома? НЕТ! У самих учителей куча проблем дома....Тоже самое - на урок - если бы родители знали - как исправить учителя... Это имело бы смысл.

    Ответить

    Ну если воспитывают все, значит никто не воспитывает! Про "все" мы уже проходили. На мой взгляд, воспитывают в первую очередь, конечно родители и семья. Школа лишь помогает в воспитании. Но! К сожалению, ценности семьи зачастую не совпадают с ценностями школы - вот где засада! Да и вообще говорить о ценностях сегодня не принято, ибо нет идеи, той идеи, которая объединила бы всех нас. Конечно, советская идеология была коммунистической, но ведь была! А сейчас какая идеология - капиталистическая, бизнес, гуманистическая? Поэтому сейчас как никогда воспитание зависит от родителей, какую идею они внедрят в голову ребёнка, то и вырастет.
    Один мой знакомый подросток 16 лет, имеет на сегодня 7 двоек за четверть, но твёрдо намерен получить высшее образование. Говорит, что любое, хоть учителя физкультуры, но лишь бы высшее. Другой, знакомый 16 лет учит Чешский язык - собирается учиться в Чехии. Зачем? Говорит, что хочет учиться за границей! Школа что ли виновата???

    Ответить

    Родители должны, но умеют ли?

    Постоянно сталкиваюсь с тем, что мало кто из родителей имеет достаточно знаний воспитателя.

    Советское воспитание не поддерживало семейные традиции, оно их разрушило там, где оно было.

    Мне кажется, надо писать книги для родителей о том, как организовать жизнь детей в семье. Сначала научить родителей как воспитывать, а затем уже требовать с них по закону. А пока воспитанием правит в основном ЛЮБОВЬ к детям и интуиция. А если родителям этого не дано?

    Существует огромное количество книг по воспитанию братьев наших меньших, как выработать рефлексы, привычки и прочее. А дети - намного сложнее. Ребенок в семье, ребенок в коллективе, ребенок в совместной деятельности - все очень сложно. И необходимо не только своевременно адаптировать ребенка к социуму, но и постоянно проживать с ним все ситуации его жизни. И родителем надо знать как это делать.

    Человек - существо социальное и "ВОСПИТУЕТ" его общество, а значит ВСЕ МЫ

    Ответить

    Что скажите?

    Школа Эдельвейс, о которой упоминается в этой статье, рядом с местом моей работы в Текстильщиках. Действительно берут педагогов без опыта работы. Знакома с двумя. Так биохимик преподавал в этой школе географию. Никого это не смущало.

    И суть обучения: придавать новое значение известным словам. Вы хорошо ПРОУЧИЛИСЬ в этой школе, я вам как практикующий педагог говорю. Вас зомбировали, или вы один их них???

    Контрольные листы, применяемые в этой школе - суть интрукции для самостоятельной работы. Работать по инструкции - одно из необходимых умственных умений. В законе об образовании это умение относится к общеучебным. Ничего в этом плохого не вижу. И не берусь судить, почему закрывают эти школы. Мало информации.

    Что скажите? Игорь, вы об этом знали? и проверяли сайентологию и дианетику на практике, участвуя в данной дискуссии? Вербуете новых членов секты?

    Готова оказать помощь в реабилитации...

    Ответить

    1) С каких пор Российская СВЕТСКАЯ школа прислушивается к РПЦ? Это в уставе или в законе о школе или в Конституции записано?
    2)" придавать новое значение известным словам".- это уже ВЫ придумали. Такого нет даже в упомянутом Вами ЛЖИВОМ докладе! Дети проясняют слова по ОБЫЧНЫМ словарям. Которыми ПОЧЕМУ-то не пользуются в школе. Не знаете - почему?
    3) Почему на школы нападают? А почему хотят принять СТРАННЫЙ закон об образовании - Вам в голову не приходило?
    4) Я написал что-то ГЛУПОЕ? Я Вам что-то предложил странное? По какой причине Вы меня записываете в вербовщики?
    5) Я ВСЁ проверяю на практике и рекомендую только то, что РАБОТАЕТ.
    6) Если я Вам дам ссылку на доклад инквизиции о Галилео Галилее - вы его тоже примете как руководство к действию? Не станете проверять - что же он там написал?
    7) Ссылка на сайт Прикладного образования - www.apscis.ru . Если найдёте там что-то бредовое (глупость или ссылку на ЛЮБУЮ религию) - напишите.

    Ответить

    Вдобавок: лекторы "Нарконона" читают по всей стране лекции антинаркотические в ОГРОМНОМ количестве. И эти лекции ОЧЕНЬ нравятся школьникам. Вы можете сами прослушать - в интернете есть лекция Марины Грибановой. Там нет ни слова о религиях. Смотрится как отличная комедия, к тому же очень познавательная.
    Книга "Дорога к счастью" - современный НЕРЕЛИГИОЗНЫЙ моральный кодекс - вошла в книгу рекордов Гиннеса, как книга переведённая на наибольшее количество языков. (больше чем "Гарри Поттер") - очень советую прочитать. Её публиковала АиФ в 1988. Она небольшая. По тиражу она вошла в 10 самых тиражных книг на планете. Более 100 млн экз.
    Вы не в курсе этого? Это малая часть того, что заслуживает внимания у Рона Хаббарда и его последователей.
    А Вы с удовольствием распространяете сплетни и ложь. Почему?
    Посмотрите, наконец, мои ролики по обучению