Мода

Методы арт терапии работе подростками. Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде). Формы работы с подростками

Методы арт терапии работе подростками. Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде). Формы работы с подростками
Арт-терапия детей и подростков Копытин Александр Иванович

Глава 1 Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций

Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций

1.1. Определение арт-терапии

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург (Naumburg, 1947, 1966) и А. Хилл (Hill, 1945), для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов (Аметова, 2003а, б; Гришина, 2004; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001). Однако большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992).

Поскольку термин «арт-терапия» пришел из английского языка, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в англоязычных странах. Например, в Информационной брошюре Британской ассоциации арт-терапевтов указывается:

«Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога»

Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»:

«Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала – этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности»

Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации,

«Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты»

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом (Waller, 1993).

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танце-двигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в настоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.

Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Подобные определения представлены в информационных материалах Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО) (ECArTE, 1999, 2002, 2005), объединяющего более трех десятков европейских университетов, разрабатывающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации (ECArTE, 1999), одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями (ECArTE, 1999, 2005) можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания. Так, все они признают, что изобразительная деятельность клиента в арт-терапии происходит в присутствии специалиста (арт-терапевта), создающего для него психологически безопасную среду, помогающего ему творчески проявить себя, а также организовать и осознать свой опыт. Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают изобразительная деятельность, психотерапевтические отношения и обратная связь клиента и специалиста (арт-терапевта).

В 2005 г. первое российское государственное учебное заведение, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, было принято в ЕКАТО в статусе действительного члена. Членство в этой организации и сотрудничество с профессиональными организациями и арт-терапевтическими институтами Европы было бы невозможно без принятия согласованных с другими странами-членами ЕКАТО критериев арт-терапевтической деятельности и требований к подготовке специалистов.

На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе. Вместе с тем внедрение методов арт-терапии в эти области должно осуществляться на основе ясного понимания того, что составляет основное содержание арт-терапевтической практики, ее цель и задачи и не должно приводить к их искажению и подмене иными, не свойственными ей формами околопрофессиональной деятельности.

Очевидно, что разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические и развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию, например, могут и должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов. Педагоги и школьные психологи в ходе образовательного процесса вполне могли бы осваивать такие формы взаимодействия с учащимися, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии. Это, однако, не должно служить основанием для их перехода в плоскость терапевтической практики.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, авторы настоящей работы предлагают им вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения.

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

Семьи с детьми-школьниками или подростками Когда дети отправляются в школу, происходит резкая перемена - начинается третий этап развития. Теперь семья должна соотносить себя с новой, хорошо организованной и высоко значимой системой. Вся семья должна выработать новые

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Глава 17 Работа со старшими детьми, подростками и взрослыми с расстройствами аутистического спектра, I Вся жизнь как обучение (совместно с Г. Манном) Четырнадцатилетний Тони, добродушный мальчик с синдромом Аспергера, неплохо справлялся с учебой в обычном классе.

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Базовые принципы при работе с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми с расстройствами аутистического спектра Базовый подход, предлагаемый нашей концепцией DIR, можно распространить на подростков и взрослых, если его немного адаптировать. Пример, который

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

Глава 18 Работа со старшими детьми, подростками и взрослыми с расстройствами аутистического спектра, II Создание обучающих сообществ Работая с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми, мы ставим те же цели, что и при работе с маленькими детьми: максимально

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

Работа с детьми и подростками ТЭС очень эффективно работает с детьми всех возрастов – от младенцев до подростков. В зависимости от возраста может быть использован разный подход. Если вы собираетесь провести своего ребенка через таппинг-процесс, учитывайте несколько

Из книги Убийство души. Инцест и терапия автора Виртц Урсула

Глава 3 Терапевтический процесс в работе с детьми и подростками Я заметила, что мои взаимоотношения с детьми во время психотерапевтических сеансов развиваются естественно. Я называю это «терапевтическим процессом». Со стороны может показаться, что мы просто играем и

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Избранные методы и техники, используемые в театротерапии Изложенный далее материал приводится исключительно для целей иллюстрации и не претендует на полноту и обобщение. Методы и техники, перечисленные ниже, могут быть использованы как в театротерапии (в рамках

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

4. Терапевтические методы Мой подход к процессу исцеления предполагает целостную терапевтическую концепцию. Сексуальная эксплуатация ранит людей во всех сферах их бытия, поэтому в терапии речь идет об изменениях и в мышлении, и в чувствах, и в поведении. В соответствии с

Из книги автора

Глава 2 Принципы и организационные процедуры арт-терапии в работе с детьми и подростками 2.1. Принципы онтогенетически-ориентированной системной арт-терапии Из множества концепций, используемых в настоящее время для обоснования практики арт-терапевтической работы с

Из книги автора

2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения,

Из книги автора

Глава 3 Пример проведения индивидуальной и групповой арт-терапии с детьми и подростками В данной главе будет описан ход индивидуальной и групповой арт-терапии, которая проводилась на протяжении первой половины учебного года с учениками одной из массовых школ. Все дети

Из книги автора

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не

Применение арттерапии в работе с дезадаптированными подростками

Ключевые слова: подростковый кризис, социальная дезадаптация, арт-терапия.

В период подросткового кризиса адаптироваться в обществе, понять себя детям очень сложно. Они еще плохо умеют анализировать причины происходящего с ними. На то, как будет, проходить подростковый кризис сказывается множество факторов: личностные, биологические (включающие отклонения от возрастных норм в развитии, психофизиологические особенности, проблемы со здоровьем), психолого-педагогические, социально-экономические условия функционирования общества. Такое множество факторов, их комбинация часто приводит к социальной дезадаптации (нарушение процесса социального развития, социализации индивида) подростков.

Большую роль в формировании социальной дезадаптации играют:

  • педагогическая запущенность как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку;
  • депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, близких, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей;
  • жестокое обращение;
  • пережитые экстремальные ситуации - травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние - посттравматическое стрессовое расстройство);
  • фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей;
  • внутренний конфликт (столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений).

Последствиями социальной дезадаптации могут быть:

  • ухудшение взаимодействия с семьей и школой,
  • резкое ухудшение нервно-психического здоровья,
  • саморазрушающее поведение (увеличение ранней подростковой алкоголизации, наркомании, сексуализации, курение склонность к суициду).

Переключение от дезадаптации в русло адаптации требует в основном длительной психокоррекции. На начальном этапе происходит установление контакта и формирование доверия. Формирование доверия может происходить за одну встречу, а может занять более длительный период. Сформированное доверие необходимое условие и самое главное в механизме психокоррекционной работы. Оно позволяет снизить напряжение. Позволяет высвободить энергию, которая ранее была направлена на борьбу с напряжением. Полученная энергия будет использоваться членами семьи, в которой проживает подросток, для выработки стратегий на пути к изменениям и реализацию их. Первичное доверие подкрепляется полученными изменениями в жизни семьи и жизни подростка. Поэтому в процессе психокоррекционной работы, при прохождении очередного шага, этапа, делается акцент на положительных изменениях. А это будет являться мотивирующей составляющей психокоррекционной работы.

Одновременно с этим на основании беседы с родителями и детьми специалисты изучают семью, ее особенности. Оценивают условия жизни членов семьи, выявляют существующие в семье проблемы, изучают личностные взаимоотношения в семье.

Следующим этапом является психологическое обследование с целью выявления индивидуально-личностных особенностей подростка, родителей и исследование внутрисемейных взаимоотношений.

Так как это уже занимает не одну консультацию, параллельно при выявлении текущих проблем происходит их обсуждение и выработка совместных стратегий, путей к их решению.

После проведенного психологического обследования обсуждаются полученные результаты. На основании проведенного психологического обследования даются рекомендации, как родителям, так и подростку.

Коррекционно-развивающая работа с подростками направлена на развитие уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, коррекция эмоционально-волевой сферы формирование мотивации к изменениям, снижению уровня тревожности, коррекции детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков.

Как уже говорилось выше формирование доверия с детьми подросткового возраста, чаще всего, занимает продолжительное время. Подросткам свойственно недоверие к взрослому, что приводит к проявлению ими нежелания раскрываться во время общения с психологом. Они испытывают напряжение, однозначно отвечают на вопросы, отказываются выполнять предлагаемые варианты работы и пр.

В каждом отдельном случае психолог пытается найти подходящий для данного подростка способ взаимодействия. Для укрепления и сохранения психического здоровья подростков в работе с ними мы используем гибкие формы психотерапии.

Например, - арт-терапия. Она отвечает данному требованию в полной мере. Арт-терапия (от англ. art, искусство) - направление в психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапия позволяет мягко и экологично подойти к проблемам, имеющимся у клиента. Назначение арт-терапии, утверждает В. Беккер-Глош, не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний. В арт-терапии мы предлагаем дезадаптированным подросткам разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, сочинение сказок, фотографии, мелкая пластика, всевозможные инсталляции, поделки и др.), которые направлены на активизацию общения с психологом или в группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Ценность применения арт-терапии состоит в том, что с ее помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. С помощью нее можно помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в творческую деятельность клиентов, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Клиент вправе выбирать содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

В процессе коррекционной работы с подростками нами были выделены наиболее эффективные арт-методики:

  • Из изотерапии (рисуночной терапия): «Чувства и состояние в данный момент», «Маски», «Я в прошлом и я в настоящем, и я в будущем», «Остров» (содержащий «Безопасный мир» и «опасный мир»), «Мое тотемное животное», «Место моей силы» «Мои обиды», «Мой гнев», «Мой герб», «Герб моей семьи». Нередко некоторые эмоции и мысли остаются подавленными в сознании индивида. Одни рисунки позволяет раскрыть эти переживания без какой-либо травмы для самого индивида или окружающих. Другие рисунки позволяют провести работу с границами, выработать коммуникативные навыки, обрести ресурсы, выявить ценностные ориентации. Рисование с партнером «Совместный рисунок на свободную тему» помогает исследовать межличностные взаимоотношения и конфликты.
  • Из песочной арт-терапии: «Создай свой мир на песке». При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.
  • Из сказкотерапии - прочтение сказок, сочинение сказок помогает найти связь между героями в литературном произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п.; помогает найти ресурсы; выработать умение обращаться за помощью и принимать ее; делать выбор и анализировать последствия выбора. Метафора, в сказках, по мнению О.В. Хухлаевой, позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившихся ситуаций.
  • При использовании лепки из пластилина: «Моя проблема», «Моя болезнь». Позволяет прикоснуться к проблеме осознать ее, уменьшить, сделать ее менее страшной и решаемой.
  • Из мандалотерапии. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Плетение мандалы из ниток позволяет понять, что для изменений требуются усилия и при приложении их можно достичь жалеемого результата. В зависимости от того что клиент с психологом хотят вплести в мандалу изменяется ее узор. Благодаря своей уникальной форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит для тех людей, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Плетение помогает получить удовольствие от однотипных движений и соответственно пробудить вкус жизни. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Она, благодаря своей круглой форме, привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.
  • Из куклотерапии. Сам процесс изготовления кукол уже своего рода медитация и несет целительный эффект. Увлекаясь процессом изготовления, подростки становятся более спокойными, уравновешенными. Развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость. В работе с подростками на занятиях мы создаем куклу «Защитницу», «Ангела-защитника», куклу «Утешницу». Данные куклы создают чувство защищенности.

Очень интересной и результативной является методика Ирины Тараненко. Она предложила использовать метафорические карты в системе арт-терапии. Для этой цели она разработала и создала метафорические карты ИТАР «Яйцо жизни» , «Дерево жизни». Делая изменения, самостоятельно дополняя выбранные рисунки входе коррекционно-развивающего занятия, возможно нахождение своего пути от проблемной ситуации к ее решению. С помощью красок и планшета в процессе рисования выстраивается путь из негатива в позитив. Из настоящего состояния в желаемое. Можно вернуться в образах в прошлое и изменить его на планшете карты в желаемую ситуацию. При этом рисующий может узнать ограничивающие его убеждения, взглянуть на себя и окружающий нас мир как бы со стороны, наполниться ресурсом, выработать пошаговость выхода из проблемной ситуации и перенести найденный выход в реальную жизнь.

Итак, арт-терапия позволяет подростку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает. Она позволяет подростку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. С позиции адаптации арт-терапию можно рассматривать как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.


Екатерина Щитова
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде)

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс . Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы : дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста.

Одна из причин стресса у детей – ожидание наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе.

Подростки и молодежь подвергается стрессу по разным причинам . Это могут быть стрессовые состояния , связанные со сдачей экзаменов, проблемы взаимоотношений в семье, со сверстниками, трудности в учебе и др. Личностные особенности, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, неуверенность в своем будущем также являются причинами стресса в подростковой среде .

В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии , которые служат для успешного преодоления стрессовых ситуаций и формирования стрессоустойчивости .

С английского языка «арт-терапия » переводится как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством… ». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Существует много примеров применения арт-терапии как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе , которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту.

Благодаря арт-терапии можно избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела, освободиться от вызывающих стресс эмоций . Как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.

Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. С ее помощью человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах , что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей. При формировании стрессоустойчивости появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности .

Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества » .

Целевая аудитория : подростки

Количество человек : 10-12 человек.

Возраст :14-16 лет.

Цель – формирование стрессоустойчивости в подростковой среде , гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

План занятия :

1. Подготовительное упражнение – «Раскрась картинку» (20 мин) .

2. Основные упражнения – «Выражаем тревогу» , «Рисование обеими руками» (45 мин) .

3. Заключительное упражнение – «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин) .

Материалы : альбом или бумага для рисования; кисточки, краски, цветные карандаши; CD диски, магнитофон.

В первом упражнении участники занятия раскрашивают картинки. Данное задание – подготовительное. Целью подготовительного упражнения является : настроить ребят на занятие , создать благоприятную атмосферу для работы.

Участники сами выбирают то изобразительное средство , которым они хотят работать. По выбранной цветовой гамме можно судить об эмоциональном состоянии человека на данный момент. Рисунки чаще всего носят абстрактный характер, что способствует проявлению фантазии.

Основные упражнения самые длительные по времени. Они соответствуют целям и задачам занятия :

Упражнение «Выражаем тревогу» :

Участникам занятия предлагается занять удобную , расслабляющую позу;

найти в себе ощущение тревоги; определить, где она локализуется : в животе, лице, голове, ногах; взять цветные карандаши; субдоминантной рукой (не той рукой, которой участник занимается трудовой деятельностью) выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.

Упражнение «Рисование обеими руками» .

Участники выполняют рисунок обеими руками. Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, помогает освободиться от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы.

Целью заключительного упражнения является завершение занятия . Оно обычно короткое по времени и легкое в исполнении.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» .

Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем рисуют лучи и вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что о себе знают. Необходимо постараться, чтобы лучей было как можно больше.

Библиографический список.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

2. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А . И. Копытин. - СПб : Питер, 2001. – 448с.

3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А . И. Копытин. – СПб : Речь, 2003. – 320с.

4. Логинова О. И. Как справиться со стрессом ? / О. И. Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.olga2901l.narod.ru

5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми / Л . Д. Мардер. – М.: Генезис, 2007. – 143с.

6. Ульямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я» / Х. Ульямс. – М.: АСТ : Астрель , 2007. – 205 с.

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации .

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии клиенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе.

Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество .

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

С поступлением в школу, на ребенка «сваливается» множество различного рода информации — уроки, кружки, внеклассные занятия, общение с одноклассниками, взрослыми, учителями, родителями и т. д. При переходе в старшие классы, на детей еще наваливается и ответственность за свою дальнейшую судьбу, постановка жизненных целей, профессиональное самоопределение. Не зря современное общество называют информационным, отмечая в его особенностях высокий уровень развития и использования информационных технологий, большой объем различной информации, которой должен владеть человек, уже с первых ступеней обучения. В настоящее время огромной проблемой явилось не просто научение детей, наделение их определенным набором знаний, умений и навыков, сколько обучение детей ориентировке в информационном обществе, умению мыслить и работать с огромным объемом данных в современном обществе.

В системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении центральное место занимает проблема своевременного выявления и профилактики возможных проблем у учащихся, особенно у подростков. Одной из задач школьного психолога является обеспечение образовательного процесса, снятия напряжения, связанного с большой нагрузкой на обучающихся. Поэтому так широко распространяется и используется арт-терапия. Цель метода не научить учащегося рисовать, а помочь посредством арт-терапии справляться с информационными перегрузками, стрессами, связанными с переживаниями в процессе обучения, дать выход творческой энергии. Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как - негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Подросток вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения, высвобождения эмоций, страхов, внутренних конфликтов. Очень важно выразить свой внутренний мир через творчество и постараться достичь душевной гармонии.

Достоинства арт-терапии, особенно в работе с подростками, заключаются в следующем:

  • возможность невербального общения, что важно для детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;
  • облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии;
  • возможность для исследования бессознательных процессов;
  • возможность свободного самовыражения и самопознания;
  • мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;
  • повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;
  • создание положительного эмоционального настроя.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д.

Среди методов арт-терапии, которыми я пользуюсь в своей работе со старшеклассниками можно выделить следующие:

1. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, ) лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия дает положительные результаты в работе со школьниками, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много. В работе со старшеклассниками я использую такие как: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем мандалу»,«Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Маска-талисман», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», «Ледяная стена», «План моей жизни». Все рисунки ребят можно использовать и в диагностических целях.

Среди же классических проективных тестов, используемых в моей работе, можно выделить: «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), «Дом-Дерево-Человек» (Д. Бук), «Рисунок семьи» (В. Вульф, В. Хьюлс, Р.К. Бернс, С.К. Кауфман).

2. Еще одним видом арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением является библиотерапия.

Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы - в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки и притчи.

Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Одна из притч, которую я применяю в работе с детьми, проявляющими вербальную агрессию, «Притча о гвоздях».

3. - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.

В данном случае я ее использую, как дополнительное музыкальное сопровождение других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Важно отметить, что принципиальное значение имеет отличие свободного обучения творческим навыкам и занятие арт-терапией. Они по-разному влияют на психологические структуры учащихся и обусловливают разную психическую динамику. На занятиях по арт-терапии необходимо присутствие специалиста, который будет давать направление работе, следить за процессом и организует безопасную среду для клиентов.

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • воспитывается чувство коллективизма;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;
  • на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создается комфортный психологический климат:
  • доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • стимулируется творческий подход, развивается воображение;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.

Как показывает практика, это превосходный метод работы как индивидуально так и в группе, так как позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.

Использование методов арт-терапии в работе с группами старшеклассников позволяет укрепить групповые отношения и безопасное самораскрытие ее участников, обучение навыкам саморегуляции и повышению коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта. В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Методы арт-терапии обладают огромным потенциалом и могут быть эффективны в самых различных областях жизнедеятельности общества.

Список используемой литературы:

  1. Головань О.В., Осадчих В.А. Роль искусства и арт-терапии в социализации личности и профилактике девиантного поведения.
  2. Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
  3. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. — Казань, 2002. — 240 с.
  4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когито-Центр,2014г.-197с.